Информационно-коммуникационные технологии на уроках английского языка как инструмент формирования речевых умений учащихся
Рубан Ирина Михайловна
В современных условиях развития образования перед школой остро стоит проблема воспитания активного, творчески мыслящего, всесторонне развитого ученика, поэтому необходимо сделать учебный процесс более увлекательным, интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний, и их практическое применение в жизни. Решение этих задач требует внедрения новых педагогических подходов, технологий и методов обучения.
Как учитель английского языка, я сформулировала одну из целей своей профессиональной деятельности – использование ресурсов сети «Интернет» для развития лексических и речевых умений учащихся на уроках английского языка.
Для достижения данной цели мне необходимо было решить ряд образовательных задач, а именно:
1) Определить исходный объем словарного запаса учащихся в параллели 10х классов
2) Отобрать ряд Интернет-ресурсов (образовательных, развлекательных, аутентичных сайтов), которые могли бы способствовать достижению поставленной цели и соответствовали бы уровню владения иностранным языком моими учащимися;
3) Используя отобранные ресурсы сети «Интернет», повысить эффективность образовательного процесса, связанного с расширением лингвистического кругозора, лексического запаса обучающихся, овладением школьниками общей речевой культурой на иностранном языке для обеспечения качества образования;
4) Мотивировать учащихся к созданию видео-проектов, направленных на расширение, тренировку лексического запаса и дальнейшее использование Лексических Единиц в связном монологическом высказывании;
5) Проведение сравнительного анализа усвоения ЛЕ в одной параллели
( Приложение Слайд 1)
Для определения исходного уровня Лексического Запаса учащихся им было предложено пройти on-line тестирование на сайте www.testyourvocab.comпредставляющим собой Американский исследовательский проект, направленный на определение лексического запаса тестируемых, исходя из их возраста, образования, национальности и пр. Надо отметить, что инструкции по выполнению теста, а также интерпретация личных результатов и общая статистика на сайте представлены на английском языке. Таким образом, уже на начальном этапе работы учащиеся имели возможность практиковаться в самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включающей умение ориентироваться в различных, в том числе Интернет-источниках, и интерпретировать полученную информацию, что отражает требования ФГОС к изучению иностранных языков.
(Приложение слайд 2,3)
Результаты тестирования по параллели десятых и одиннадцатых классов показали, что средний объем лексического запаса в 10 классах составляет в среднем 4200 слов, в параллели 11 классов – 5590 слов. (согласно статистике, средний словарный объем изучающих английский , как иностранный, колеблется от 2500-9000 слов).
Для отбора Интернет-ресурсов, направленных на расширение лексического запаса обучающихся и его использование в устной речи, был определён ряд принципиальных положений.
Интернет-ресурсы должны:
- способствовать осознанию школьниками представления о роли изучаемого языка в возможности приобщиться к ценностям мировой культуры и глобальной информации;
- соответствовать уровню владения английским языком учащимися;
-учитывать их индивидуальные, возрастные, психологические особенности;
- способствовать формированию иноязычной компетенции, расширению лексического запаса;
- способствовать развитию у обучающихся умения использовать иностранный язык как средство получения новой информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.
(Приложение Слайд 4)
Во время уроков, при выполнении домашних заданий, при организации проектной деятельности учащихся были использованы различные интернет – ресурсы на разных этапах уроков при изучении различных тем.
(Приложение Слайд 5,6)
Особое внимание я бы хотела уделить некоторым из них. На уроках активно используются сайты Британского Совета ( www.britishcouncil.com) и сайт новостей BBC(www.bbc.uk.com) . На данных сайтах представлены образовательные видеоматериалы для изучающих английский язык, продолжительностью от 1,5 до 5 минут, отражающие самую разнообразную тематику, представляющие собой монолог или диалог ведущих. Параллельно на экране появляются отдельные ЛЕ и фразы, необходимые к изучению. Заметим, что на сайте Британского совета видеоролики носят страноведческий характер, они отображают многие реалии современной жизни Великобритании (магазины, празднование Рождества, современная музыка, природа, состав населения, университетское образование, спорт и т.д.). Все это позволяет успешно связать видеоролики с темами используемого в школе УМК.
На сайте BBCпредставлены видео с современными новостями со всего света, адаптированные специально для изучающих английский язык, носящие обучающий характер, и направленные, в частности, на изучение новой лексики. .
На данных ресурсах представлены до -, во-время - и после- просмотровые задания, направленные на развитие таких регулятивных учебных умений, как:
-прогнозирование содержания,
- постановка задачи при просмотре видео,
- соотнесение уже имеющихся знаний по теме с тем, что еще неизвестно.
Задания во время просмотра направлены на контроль различной глубины понимания увиденного, а после-просмотровые упражнения (множественный выбор, упражнения на подстановку, соотнесения слова с его определением и т.д.) на контроль усвоения лексики. Кроме того, приводятся задания на воспроизведение услышанной информации с опорой на новые ЛЕ, а также вопросы для дальнейшего обсуждения, соотнесения с личным опытом.
Здесь же учащиеся имеют возможность осуществить контроль своих ответов, формируя и развивая, таким образом, общеучебные умения:
- структурируют свои знания по теме,
-ищут необходимую информацию для ответа на вопрос,
-строят осознанное краткое высказывание в устной форме,
- контролируют правильность выполнения лексических упражнений.
В рамках наших уроков были использованы следующие Интернет-ресурсы:
На следующем этапе учащимся предлагается создать свои подобные видео проекты. Они могут носить разнообразный характер:
- моно или межпредметный;
- личностный/индивидуальный или парный характер;
- исходя из принципа доминирующей деятельности, проекты являются творческими, практико-ориентированными или исследовательскими.
Учащиеся могут выбрать одну из тем, отобрать 7-15 Лексических Единиц, необходимых к изучению, составить с их помощью грамотное, логическое, связное моно- или диалогическое высказывание по теме. Оформить высказывание в виде 1,5-2 минутного видеопроекта. Также, учащиеся готовят до-, и после – просмотровые задания для одноклассников. Готовые проекты показываются в классе, обсуждается качество проделанной работы.
В течение учебного года учащимися были созданы видео-проекты по следующим темам:
1) Обучение в школе
2) Защита тропических лесов
3) Домашние питомцы Британской Королевской семьи
4) Способы справиться со стрессом
5) Дом моей мечты
6) Дома Петербурга
С точки зрения формирования универсальных учебных действий создание подобных видео-проектов и разработка заданий к ним способствуют развитию регулятивных учебных действий, общеучебных умений, коммуникативных умений. А также метапредметных умений учеников, так как при создании видео проектов они активно использовали свои знания в области информатики.
Использование моего авторского метода видео-проектов значительно разнообразило ход уроков, деятельность учащихся и педагога, способствовало развитию любознательности, креативности мышления, коммуникативных навыков, а главное – максимальному усвоению лексики через все существующие каналы восприятия и последующее воспроизведение ее в речевом высказывании.
По отзывам самих учащихся, эти слова невозможно было не выучить даже в рамках одного урока.
Для оценки эффективности использования Интернет-ресурсов в учебном процессе была проведена итоговая контрольная работы, включающая:
- задания на проверку знания лексики,
- построение короткого монологического высказывания по теме с использованием новой лексики.
Результаты работы в экспериментальном 10А классе и в контрольном 10 Б классе, где лексика изучалась традиционными методами, представлены ниже.
Очевидно, что в экспериментальном классе выше показатели по объёму усвоения обучающимися новых лексических единиц, и по способности построения школьниками устного высказывания по теме.
Подводя итоги, еще раз обратим внимание на используемые мною методы:
- метод видео-проектов,
- коммуникативный метод,
- обучения в сотрудничестве,
- моделирования высказываний,
- формирования учебной деятельности школьников.
По результатам использования Интернет-ресурсов на уроках в течение первого полугодия, уровень словарного запаса учащихся определенно расширился, улучшилась способность строить связные моно и диалогические высказывания в необходимом объеме.
Перспективы развития своей профессиональной деятельности я вижу в апробации модели обучения посредством действия с использованием ресурсов сети «Интернет».
Эта модель обучения, отвечает вызовам информационной эпохи ипредполагает, что школьники:
- работают над реальными задачами, а не над искусственными ситуациями;
- учатся не только у педагога, но и в процессе анализа реальных проблем, участвуя в их решении и обсуждении;
- работают с различными базами информации для выбора и принятия оптимальных и эффективных решений в контексте реальных ситуаций;
- учатся мыслить критически и принимать ответственность за выбор решения.
Очевидно, что использование актуальных Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка способствует переходу от пассивного к активному обучению, стимулирующему и развивающему познавательную деятельность учащихся, их способность к самостоятельному творческому мышлению, что, несомненно, будет способствовать успешному достижению обучающимися результатов реализации основной образовательной программы в рамках нового образовательного стандарта
Приложение
Слайд 1 Слайд 2
Слайд 3 Слайд 4
Слайд 5 Слайд 6
Список используемой литературы и интернет ресурсов:
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003
- Дьюи Дж. Школа будущего - М.:Госиздат, 2006.
- Белогрудова В. П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода. – ИЯ в школе № 8, 2005 г.
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991
- Полат Е. С. Метод проектов на уроках ИЯ. – ИЯ в школе № 2, 3, 2000 г
- Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Пособие для учителей, аспирантов и студентов [ Отв.ред. М.К.Колкова] . – Спб.: Каро, 2008.
- Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991.
- «Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку», Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. // Иностранные языки в школе. – 2008 г.- № 6. - С. 1-10
- «Учебные Интернет-ресурсы в системе языковой подготовки учащихся», Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. // Иностранные языки в школе. – 2008 г.- № 8. - С. 11-15
- www.bbc.co.uk
- www.britishcouncil.org (сайт Британского Совета)
- http://testyourvocab.com(тест на определение объема словарного запаса)
- http://www.youtube.com/watch?v=87AkewNcgwU(задания с исключением видео ряда)
- http://www.youtube.com/watch?v=6r0dr_juOiI(видео с М. Бином)
- http://www.englishvocabularyexercises.com/eve-exercises/EngVocEx_crime_law_1-1.htm(on-lineтесты общей и академической лексики)