Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Информационно-коммуникационные технологии на уроках английского языка как инструмент формирования речевых умений учащихся

Рубан Ирина Михайловна

В современных условиях развития образования перед школой остро стоит проблема воспитания активного, творчески мыслящего, всесторонне развитого ученика, поэтому необходимо сделать учебный процесс более увлекательным, интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний, и их практическое применение в жизни. Решение этих задач требует внедрения новых педагогических подходов, технологий и методов обучения.

Как учитель английского языка, я сформулировала одну из целей своей профессиональной деятельности – использование ресурсов сети «Интернет» для развития лексических и речевых умений учащихся на уроках английского языка.

Для достижения данной цели мне необходимо было решить ряд образовательных  задач, а именно:

1)    Определить исходный объем словарного запаса учащихся в параллели 10х классов

2)    Отобрать ряд Интернет-ресурсов (образовательных, развлекательных, аутентичных сайтов), которые могли бы способствовать достижению поставленной цели и соответствовали бы уровню  владения иностранным языком моими учащимися;

3)    Используя отобранные ресурсы сети «Интернет», повысить эффективность образовательного процесса, связанного с расширением лингвистического кругозора, лексического запаса обучающихся, овладением школьниками общей речевой культурой на иностранном языке для обеспечения качества образования;

4)    Мотивировать учащихся к созданию видео-проектов, направленных на расширение, тренировку лексического запаса и дальнейшее использование Лексических Единиц в связном монологическом высказывании;

5)    Проведение сравнительного анализа усвоения ЛЕ в одной параллели

( Приложение Слайд 1)

Для определения исходного уровня Лексического Запаса учащихся им было предложено пройти  on-line  тестирование на сайте www.testyourvocab.comпредставляющим собой Американский исследовательский проект, направленный на определение лексического запаса тестируемых, исходя из их возраста, образования, национальности и пр. Надо отметить, что инструкции по выполнению теста, а также интерпретация личных результатов и общая статистика на сайте представлены на английском языке. Таким образом, уже на начальном этапе работы учащиеся имели возможность практиковаться в самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включающей умение ориентироваться в различных, в том числе Интернет-источниках, и интерпретировать полученную информацию,  что отражает требования ФГОС к изучению иностранных языков.

(Приложение слайд 2,3)

Результаты тестирования по параллели десятых и одиннадцатых  классов показали, что средний объем лексического запаса в 10 классах составляет в среднем 4200 слов, в параллели 11 классов – 5590 слов. (согласно статистике, средний словарный объем изучающих английский , как иностранный, колеблется от 2500-9000 слов).

Для отбора Интернет-ресурсов, направленных на расширение лексического запаса обучающихся и его использование в устной речи, был определён ряд принципиальных положений.

Интернет-ресурсы должны:

- способствовать осознанию школьниками представления о роли изучаемого языка в возможности приобщиться к ценностям мировой культуры и глобальной информации;

- соответствовать  уровню владения английским языком учащимися;

-учитывать их индивидуальные, возрастные, психологические особенности;

- способствовать формированию иноязычной компетенции, расширению лексического запаса;

- способствовать развитию у обучающихся умения использовать иностранный язык как средство получения новой информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.

(Приложение Слайд 4)

Во время уроков, при выполнении домашних заданий, при организации проектной деятельности учащихся были использованы различные интернет – ресурсы на разных этапах уроков при изучении различных тем. 

(Приложение Слайд 5,6)

Особое внимание я бы хотела уделить некоторым из них. На уроках активно используются сайты Британского Совета ( www.britishcouncil.com) и сайт новостей BBC(www.bbc.uk.com) . На данных сайтах  представлены образовательные видеоматериалы для изучающих английский язык, продолжительностью от 1,5 до 5 минут, отражающие самую разнообразную тематику, представляющие собой монолог или диалог ведущих. Параллельно на  экране появляются  отдельные ЛЕ и фразы, необходимые к изучению. Заметим, что на сайте Британского совета  видеоролики носят страноведческий характер, они отображают многие реалии современной жизни Великобритании (магазины, празднование Рождества, современная музыка, природа, состав населения, университетское образование, спорт и т.д.). Все это позволяет успешно связать видеоролики с темами используемого  в школе УМК.

На сайте BBCпредставлены видео с современными новостями со всего света, адаптированные специально для изучающих английский язык, носящие обучающий характер, и направленные, в частности, на изучение новой лексики. .

На данных ресурсах представлены до -, во-время -  и после- просмотровые задания, направленные на развитие таких регулятивных учебных умений, как:

-прогнозирование содержания,

- постановка задачи при просмотре видео,

- соотнесение уже имеющихся знаний по теме с тем, что еще неизвестно.

Задания во время просмотра направлены на контроль различной глубины понимания увиденного, а после-просмотровые упражнения (множественный выбор, упражнения на подстановку, соотнесения слова с его определением и т.д.) на контроль усвоения лексики. Кроме того, приводятся задания на воспроизведение услышанной информации с опорой на новые ЛЕ, а также вопросы для дальнейшего обсуждения, соотнесения с личным опытом.

Здесь же учащиеся имеют возможность осуществить контроль своих ответов, формируя и развивая, таким образом, общеучебные умения:

- структурируют свои знания по теме,

-ищут необходимую информацию для ответа на вопрос,

-строят осознанное краткое высказывание в устной форме,

- контролируют правильность выполнения лексических упражнений.

 

 

 

В рамках наших уроков были использованы следующие Интернет-ресурсы:

 

 

Класс

Тема урока

Интернет-ресурсы

10 класс

Food and Meals:

 

1)      http://learnenglishteens.britishcouncil.org/study-break/video-zone/superjam-set-make-teenager-millionaire(видео о подростке, который стал богат благодаря рецепту собственного варенья),

2)      http://learnenglishteens.britishcouncil.org/uk-now/video-uk/food-britain(видео и упражнения по теме Еда в Великобритании),

3)      http://www.englishvocabularyexercises.com(on-lineупражнения на тренировку лексики по теме),

4)      http://www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish/language/wordsinthenews/2014/07/140716_vwitn_sushi_art.shtml, http://www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish/language/wordsinthenews/2013/05/130515_vwitn_eating_insects.shtml, http://www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish/language/wordsinthenews/2014/04/140423_vwitn_robot_chef.shtml, http://www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish/language/wordsinthenews/2013/12/131211_vwitn_stollen.shtml(подборка новостей сайта BBCдля изучающих английский язык).

 

10 класс

School and Education

1)      http://www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish/language/wordsinthenews/2014/07/140723_vwitn_intelligence.shtml(новости по теме Результаты экзаменов),

2)      http://learnenglishteens.britishcouncil.org/uk-now/video-uk/boarding-schools-uk-friendship(знаменитые школы-интернаты Англии),

3)      http://yandex.ru/video/search?filmId=qnoRcau7UXI&text=мистер%20бин%20экзамен&path=main&_=1426368086193&safety=1(видео-задание на развитие догадки с М. Бином по теме Экзамены),

4)      http://learnenglishteens.britishcouncil.org/uk-now/video-uk/oxford-university(обучение в Оксфорде),

 

10 класс

Travelling

1)      http://www.teachingenglish.org.uk/article/pause-predict-–-youtube-technique(задание на предсказание и догадку по теме Путешествия),

2)      http://www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish/language/wordsinthenews/2013/07/130717_vwitn_helicopter.shtml, http://www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish/language/wordsinthenews/2013/09/130904_vwitn_train.shtml(обучающие новости по теме Необычные виды транспорта и Поезда Будущего с лексическими упражнениями к видео),

3)      http://learnenglishteens.britishcouncil.org/uk-now/video-uk/city-london(видео-урок с заданиями по теме Лондон в Будущем)

 

11 класс

Responsibility

1)      http://www.englishvocabularyexercises.com/eve-exercises/EngVocEx_crime_law_1-1.htm  (On-lineТесты по теме Закон и Преступление),

 

11 класс

Home

1)      http://www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish/language/wordsinthenews/2014/03/140312_vwitn_teapot.shtml(новости сайта BBCНеобычные постройки),

2)      http://learnenglishteens.britishcouncil.org/uk-now/video-uk/homes-future(видео по теме Дома Будущего с серией заданий к просмотренному)

 

11 класс

Communication. Languages of the UK

1)      http://learnenglishteens.britishcouncil.org/uk-now/video-uk/english-great,

2)      http://learnenglishteens.britishcouncil.org/uk-now/video-uk/four-nations,

(подборка видео и заданий о нациях и языках Великобритании)

 

11 класс

Extreme sports

1)      http://learnenglishteens.britishcouncil.org/uk-now/video-uk/extreme-sports?

2)      http://learnenglishteens.britishcouncil.org/uk-now/video-uk/sport-great

 

10-11 класс

Задание с отключением видеоряда

http://www.youtube.com/watch?v=87AkewNcgwU

(направлено на развитие прогнозирования, предсказание содержания, отработку соответствующих лексико-грамматических структур)

 

 

На следующем этапе учащимся предлагается создать свои подобные видео проекты. Они могут носить разнообразный характер:

- моно или межпредметный;

- личностный/индивидуальный или парный характер;

- исходя из принципа доминирующей деятельности, проекты являются творческими, практико-ориентированными или исследовательскими. 

Учащиеся могут выбрать одну из тем, отобрать 7-15  Лексических Единиц, необходимых к изучению, составить с их помощью грамотное, логическое, связное моно- или диалогическое высказывание по теме. Оформить высказывание  в виде 1,5-2 минутного видеопроекта. Также, учащиеся готовят до-, и после – просмотровые задания для одноклассников. Готовые проекты показываются в классе, обсуждается качество проделанной работы.

В течение учебного года учащимися были созданы  видео-проекты по следующим темам:

1)      Обучение в школе

2)      Защита тропических лесов

3)      Домашние питомцы Британской Королевской семьи

4)      Способы справиться со стрессом

5)      Дом моей мечты

6)      Дома Петербурга

 

С точки зрения формирования универсальных учебных действий создание подобных видео-проектов и разработка заданий к ним способствуют развитию регулятивных учебных действий, общеучебных умений, коммуникативных умений. А также метапредметных умений учеников, так как при создании видео проектов они активно использовали свои знания в области информатики.

Использование моего авторского метода видео-проектов значительно разнообразило ход уроков, деятельность учащихся и педагога, способствовало развитию любознательности, креативности мышления, коммуникативных навыков, а главное – максимальному усвоению лексики через все существующие каналы восприятия и последующее воспроизведение ее в речевом высказывании.

По отзывам самих учащихся, эти слова невозможно было не выучить даже в рамках одного урока.

Для оценки эффективности использования Интернет-ресурсов в учебном процессе была проведена итоговая контрольная работы, включающая:

- задания на проверку знания лексики,

- построение короткого монологического высказывания по теме с использованием новой лексики.

Результаты работы в экспериментальном 10А классе и в контрольном 10 Б классе, где лексика изучалась традиционными методами, представлены ниже.

 

 

Очевидно, что в экспериментальном классе выше показатели по объёму  усвоения обучающимися новых лексических единиц,  и по способности построения школьниками устного высказывания по теме.

Подводя итоги, еще раз обратим внимание на используемые мною методы:

- метод видео-проектов,

- коммуникативный метод,

- обучения в сотрудничестве,

- моделирования высказываний,

 - формирования учебной деятельности школьников.

По результатам использования Интернет-ресурсов на уроках в течение первого полугодия, уровень словарного запаса учащихся определенно расширился, улучшилась способность строить связные моно и диалогические высказывания в необходимом объеме.

Перспективы развития своей профессиональной деятельности я вижу в апробации модели обучения посредством действия с использованием ресурсов сети «Интернет».

Эта модель обучения, отвечает вызовам информационной эпохи ипредполагает, что школьники:

- работают над реальными задачами, а не над искусственными ситуациями;

- учатся не только у педагога, но и в процессе анализа реальных проблем, участвуя в их решении и обсуждении;

- работают с различными базами информации для выбора и принятия оптимальных и эффективных решений в контексте реальных ситуаций;

- учатся мыслить критически и принимать ответственность за выбор решения.

Очевидно, что  использование актуальных Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка способствует переходу от пассивного к активному обучению, стимулирующему и развивающему познавательную деятельность учащихся, их способность к самостоятельному творческому мышлению, что, несомненно, будет способствовать успешному достижению обучающимися результатов реализации основной образовательной программы в рамках нового образовательного стандарта

 

Приложение

Слайд 1                                                                        Слайд 2

             

 

 

Слайд 3                                                                                      Слайд 4

                

Слайд 5                                                                                  Слайд 6

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы и интернет ресурсов:

 

  1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003
  2. Дьюи Дж. Школа будущего - М.:Госиздат, 2006.
  3.  Белогрудова В. П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода. – ИЯ в школе № 8, 2005 г.
  4. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991
  5. Полат Е. С. Метод проектов на уроках ИЯ. – ИЯ в школе № 2, 3, 2000 г
  6.   Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Пособие для учителей, аспирантов и студентов [ Отв.ред. М.К.Колкова] . – Спб.: Каро, 2008.
  7.     Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991.
  8.  «Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку», Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. // Иностранные языки в школе. – 2008 г.- № 6. - С. 1-10
  9. «Учебные Интернет-ресурсы в системе языковой подготовки учащихся», Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. // Иностранные языки в школе. – 2008 г.- № 8. - С. 11-15
  10. www.bbc.co.uk
  11. www.britishcouncil.org  (сайт Британского Совета)
  12. http://testyourvocab.com(тест на определение объема словарного запаса)
  13. http://www.youtube.com/watch?v=87AkewNcgwU(задания с исключением видео ряда)
  14. http://www.youtube.com/watch?v=6r0dr_juOiI(видео с М. Бином)
  15. http://www.englishvocabularyexercises.com/eve-exercises/EngVocEx_crime_law_1-1.htm(on-lineтесты общей и академической лексики)

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»