Проектная деятельность на уроках английского языка
Янкина Елена Александровна,
учитель английского языка
школа №577 Санкт-Петербурга
Проектная работа может быть эффективно использована для повышения качества обучения школьников.
Учебный проект - это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, направленные на достижение общего результата.
Использование метода проектов позволяет решать задачи личностно-ориентированного подхода обучения учащихся иностранному языку. Сообщая другим о себе и окружающем мире по-английски, учащиеся открывают для себя ценность английского языка как языка международного общения. Они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свою семью или город иностранцам, и проектная работа готовит их к этому.
В развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.
В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания английского языка. К ним относятся, прежде всего, разнообразие, проблемность и личностная направленность.
Разнообразие, как необходимая черта, способствует поддержанию интереса к учёбе. Это - и разнообразие тем, типов текстов (диалоги, монологи, письма, настольные игры, описания, инструкции и т.п.), и разнообразие форм учебной деятельности (индивидуальная, парная, групповая работа, работа в командах), и разнообразие типов упражнений.
Проблемность означает, что учащиеся используют язык как для выполнения заданий, которые характеризуются новизной результата, так и новыми способами его достижения. Проблемы заставляют думать, и подросток обучается, думая, мысля. Имеется широкий диапазон коммуникативных заданий и проектных работ, ориентированных на решение проблем. Проблемный подход имеет место при обучении грамматике в тех случаях, когда учащийся использует её в речь, и когда он постигает её как систему.
Особое значение имеет личностная направленность, то есть возможность говорить о том, о чем школьники думают, о своих планах. При организации общения лучше применять, по возможности, такие ситуации, которые затрагивают интересы учащихся, связаны с его личным опытом, т.е. в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход.
В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения учащиеся широко используют и другие средства: рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные таблицы.
Таким образом, развитие коммуникативных навыков надёжно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.
В данной системе обучения широко используется непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого.
Использование метода проектов в процессе обучения иностранному языку стало традиционным, так как во многих УМК по английскому языку итоговые уроки по изученной теме предполагают разработку и презентацию проекта. Как известно, то, что становится традиционным, часто становится формальным и самостоятельная творческая деятельность учащихся на уроке подменяется заранее подготовленными шаблонами. Чтобы вернуться к первоначальной идее метода проекта, необходимо сделать процесс обучения личностно-значимым для ребёнка, другими словами, опора на личностный опыт помогает учащемуся раскрывать и развивать свой потенциал.
В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков. По результатам выполнения проекта можно оценить освоение учащимися определённого учебного материала.
Работа над проектом имеет следующие этапы
• Подготовительный, который включает в себя планирование, выдвижение идеи на уроке, обсуждение идеи учащимися
• Организация работы
• Завершающий этап, в который включается промежуточный контроль, оформление
• Защита.
В проектной системе обучения широко используется непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления.
С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу несколько целей: расширить словарный запас учащихся, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу творчества и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей. Эта методика позволяет реализовать не только образовательные задачи, стоящие перед каждым учителем, но и воспитательные. Например, при выполнении проекта «Новогодняя открытка» у ребят появляется возможность по-новому взглянуть на себя, на друзей, на свои взаимоотношения с окружающими.
Многообразие средств выражения смысла выводит детей в свободное творчество. Это удачная по простоте методическая находка - ключ к построению проектных заданий, где языковой элемент представлен скупо - до продвинутого уровня, где он играет ведущую роль. При этом проектная работа обладает уникальными возможностями для действительно коммуникативного обучения иностранному языку даже при опоре на минимальный языковой материал.
В своей практике я использую также мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть. При этом, какой бы продолжительности не был проект, учащиеся должны помнить, что завершающим этапом работы будет защита проекта перед одноклассниками. Поощряется выполнение проекта в черновом варианте с тем, чтобы на защите был представлен чистовой вариант в оформленном виде.
При оценке готового проекта следует обращать внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальность при выполнении проекта.
Использование проектной работы позволяет учащимся пережить состояние успеха, способствует внутреннему развитию личности, помогает решить проблему мотивации наряду с развитием речевых, лексических навыков и навыков письменной речи.
Далее предлагается описание работы и примерные планы работы над некоторыми проектами.
Описание работы над проектом «Рождественская открытка».
Продолжительность работы: 45 минут
Необходимые материалы: лист картона, тетрадные листы, цветные фломастеры.
Этапы работы над проектом « Рождественская открытка».
1. Нарисовать ёлку, украсить её шарами, гирляндами, дополнить открытку изображением подарка, завязанного лентой. После изображения каждого элемента открытка передаётся соседу справа, таким образом, окончательный вариант лицевой части открытки - плод совместного творчества.
2. Развязать мысленно коробку и на тетрадном листе написать, что находиться внутри, то есть своё представление - пожелание о подарке в материальной и духовной сфере. Прочесть вслух, выбрать четыре самых подходящих и написать по одному на отдельном листке, свернуть листок вчетверо и положить на общий стол. Всё перемешать. Путём случайного выбора каждый берёт себе по четыре листка.
3. Опираясь на случайно выбранные пожелания - подарки написать поздравительную открытку.
4. После того, как все открытки находят случайного адресата, он/она читает пожелания вслух.
Возможные вопросы для выполнения проекта по теме « Английский и я».
1. English in the world .
• Why is English an important language?
• In which countries is English spoken?
• How is English used in international communication?
• What kinds of job do you need English for?
• Find some examples of English used in your country. Why is English used?
• What do you think about the international role of English?
2. English in your life
• Do you ever use English outside the classroom? When? What for?
• What contacts do you have with English?
• Have you ever been to an English- speaking country?
• Do you listen to songs in English? Do you watch films or TV programmes in English?
• Do any other members of your family speak English?
• What do you think you will use English for in the future?
Для закрепления лексики по теме «Преступление и наказание», а также отработки навыков письменной речи можно использовать работу над проектом одноимённого названия.
Возможные вопросы для освещения.
1. Make a survey of the crimes and court cases that are reported on TV in the news. Give a summary of cases for the week. Which cases are the most common? Which ones get the greatest media coverage?
2. Write about a famous detective from fiction, such as Sherlock Holmes, Poirot or Maigret, or a detective from a TV programme.
• Describe the detective and his/ her image. Where does he/she work? What kind of cases does he/ she deal with?
• Tell the story of his/ her most famous cases.
3. How has punishment changed? Find out about punishments in the past. Compare them to the present day.
4. Conduct a survey of what crimes people think are most serious.
• Find out how people react to particular crimes.
• How do people feel about capital punishment?
• Give examples of crimes where people think that the law should be changed Some more vocabulary
Crimes against property: burglary, fraud, robbery, shoplifting, theft.
Crimes against people: blackmail, hijacking, kidnapping, mugging, murder, robbery, theft.
Criminal: breaks the law, commits the crime/offence, serve a sentence.
Judges: sentence criminals, question suspects, the accused.
Police officers: arrest criminals/suspects, catch criminals, prosecute suspects.
Victims of crime/witnesses: give evidence.