Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

В настоящее время большой интерес вызывает использование ролевых игр на уроке иностранного языка для моделирования реальной ситуации общения. Поэтому думается, что необходимо подробнее остановиться на ролевой игре. К использованию ролевой игре на уроках методика обучения иностранным языкам идет уже давно. Упражнения типа “прочитайте по ролям, инсценируйте диалог (Role-play the Dialogue) занимают прочное место в арсенале методических приемов, а подобные инструкции можно встретить во всех учебниках иностранного языка, так как именно роль и органических связанные с ней действия представляют собой основную единицу развитой формы игры. В ней в нерасторжимом единстве представлены аффективно-мотивационная и операционно-техническая стороны деятельности. Чем обобщеннее и сокращеннее игровые действия, тем глубже отражен в игре смысл, задача и система отношений воссоздаваемой деятельности; чем конкретнее и развернутее игровые действия, тем больше выступает конкретно-предметное содержание воссоздаваемой деятельности. Творческое ролевое общение требует развития социальных умений. Поэтому ролевые игры на уроках иностранного языка нередко включают элементы социального тренинга (упражнений в общении). Приведу примеры подобных заданий: - line-up (учащиеся стараются как можно быстрее выстроиться в ряд в соответствии с предложенными признаками); - rounds (участники “круга” произносят каждый свое слово таким образом, чтобы образуемое предложение звучало так плавно, как если бы его произносили один ученик); - strip-story (каждый ученик получает свою фразу и старается быстрее занять соответствующее место в “рассказе”); - smile (учащиеся подходят друг к другу и с обязательной улыбкой обмениваются репликами); - flower (ученики дарят друг другу цветок, произнося при этом: “Я дарю тебе цветок, потому что…” (ты хороший друг и т.д.), т.е. учащиеся говорят друг другу приятные слова или комплименты); - contacts (ученики подходят друг к другу и начинают беседу); - reflection (ученики пытаются представить, что о них думают другие школьники); - listening (ученики слушают друг друга и кивают в знак согласия или несогласия); - politeness ( ученики обращаются друг другу с вежливыми просьбами); - respect (ученики говорят о своем уважении друг к другу, подкрепляя высказывания примерами); - concessions (школьники учатся уступать друг другу в споре); - gratitude (работая в месте, ученики выражают друг другу благодарность за оказанную помощь); - conflict (ученики учатся правильно реагировать на “эмоциональную фразу” партнера). К перечисленным заданиям можно добавить и еще много других, но все они должны быть направлены на формирование у учащихся необходимых социальных умений. Ролевая игра может использоваться при обучении иностранному языку школьников любого возраста. И поскольку игра остается в младшем школьном возрасте пока еще ведущей формой деятельности ребенка, то с ее помощью следует обучать детей иностранному языку. Тем самым повышается мотивация школьников к изучению иностранного языка. В ролевой игре необходимо различать сюжет и содержание. Сюжет игры – это та область действительности, которая воспроизводится учащимися в игре. Сюжеты игр могут быть очень разнообразными, но они должны отражать конкретные условия из жизни, т.е. в игре используется определенные реальные (или приближенные к ним) ситуации. Содержание игры – это то, что воспроизводится учащимися в качестве центрального характерного момента деятельности учащимися в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений в реальной действительности, например, в трудовой или общественной жизни. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке. И именно в этой позиции она выполняет мотивационно- -побудительную функцию. Как уже говорилось выше, ролевая игра обеспечивает обучающую функцию, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Воспитательная функция ролевой игры заключается в том, что именно в ролевых играх воспитываются дисциплина, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельности, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. Ролевая игра формирует у школьников способность играть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Таким образом, ролевая игра выполняет и ориентирующую функцию. Компенсаторная функция ролевой игры проявляется в том, что именно в игре разрешается противоречие между потребностью действия у ребенка и невозможностью осуществить требуемые действием операции. Дети стремятся к общению, и ролевая игра дает им возможность реализовать свое стремление. Задача учителя состоит в том, чтобы отобрать необходимые ситуации-иллюстрации и ситуации--проблемы на конкретном материале, подготовить дидактический материал: карточки-задания для каждого (можно с подсказкой о характере его деятельности), подобрать группы учащихся и распределить роли, поставить задачу, по которой учащиеся должны высказывать свою точку зрения, продумать предполагаемые ответы и реплики (если необходимо, подсказать их определенным учащимся), проявлять к учащимся интерес и внимание во время проведения игры. Технология ролевой игры состоит из нескольких этапов: 1. Подготовка-разработка сценария, составления плана, общее описание игры, характерные особенности действующих лиц 2. Объяснение-ориентация участников, определение режима работы, формулировка цели, постановка проблемы, выбор ситуации, работа с пакетом документов, психологическая подготовка участников 3. Этап проведение-процесс игры 4. Анализ и обобщение-вывод из игры, анализ, рефлексия, оценка и самооценка работы, выводы и обобщения, рекомендации. Положительным в проведении ролевой игры является следующее: - создается благоприятный психологический климат на уроке; - учащиеся испытывают удовольствие от проведения игры, так как любая игра имеет высокую мотивацию; - урок проходит на высоком эмоциональном уровне; - в процессе игры учащиеся имитируют определенную деятельность, что формирует умения и навыки, а также учащиеся учатся применять свои знания; - послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний. Отрицательными моментами являются: -высокая трудоемкость подготовки к уроку( для учителя); - некоторая неопределенность и непредсказуемость хода результатов; - возможное скрытое сопротивление отдельных участников; В заключении хочется отметить, что ролевые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, соревновательности, максимальной занятости каждого учащегося и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках ролевой игры. В процессе игры развивается логическое мышление, речь, речевой этикет, умение общаться друг с другом. Поэтому использование ролевой игры на уроке иностранного языка повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому языку на всех этапах обучения. Литература Эльконин Д. Б. Психология игры.-М.: Педагогика,1978. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры.-М.: «Институт практической психологии». 1996. Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам.-М:.Высшая школа, 1998. Колесникова О.В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам.Иностранные языки в школе.-№ 4, 1989. Millar S. The Psychology of Play.- London, 1969. Конышева А. В. Современные методы обучения английскому языку.-Мн.:Тетра Системс, 2003.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»