Креативность как фактор развития международной коммуникабельности
Введение:
Актуальность
Креативность — (созидательный, творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. У истоков изучения данного феномена стоял американский психолог Абрахам Маслоу, который отошел от консервативных концепций психологии и обратился к разделу бытийной психологии. Как известно, вершиной знаменитой “пирамиды потребностей Маслоу” является самоактуализация, которая играет одну из главенствующих ролей в становления личности индивида. Самоактуализация достигается в свою очередь многими способами в комплексном их сочетании. Но одним из основополагающих столпов достижения этой цели является именно креативность. “Креативность - это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики” – именно так охарактеризовал данное явление Маслоу. Также большой вклад в проблему креативности внес Элис Пол Торренс, видный американский психолог, предложивший признанный во всем мире тест на творческое мышление. Он отмечал, что креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Исследования показывают, что креативные способности человека не очень велики, хотя при вовлечении всех работников в беспрерывное совершенствование организации креативные способности каждого работника возрастают (метод Кайдсена). Из данного наблюдения можно сделать вывод, что именно работа в группе развивает и совершенствует когнитивные и креативные способности человека. Для всех педагогов небезызвестным остается факт о гибкости и пытливости детского разума, что в свою очередь открывает практически безграничные возможности в сфере преподавания и обучения. В настоящий исторический момент мы находимся в открытом информационном пространстве в условиях некоторого космополитизма, соответственно методика и цели обучения претерпевают некоторые изменения в сравнении с методиками двадцатилетней давности. На наш взгляд нельзя основывать концепция преподавания, только лишь на собственном опыте и опыте своих отечественных коллег, необходимо перенимать опыт и делиться им с учителями из других стран. Мы считаем, что развитие креативности и сотрудничество с учениками и учителями из других стран является одной из приоритетных задач современного педагога. Из определения понятия креативности вытекает необходимость разрушения границ между учеником и информацией. Цель же педагога состоит лишь в сепарации неактуальных для его профессионального поля деятельности знаний.
Цели и задачи
Мы, педагоги кафедры иностранных языков Лицея № 623 им. И. П. Павлова, не опускаем мысль о необходимости содействия преподавателей различных областей. Привлечение в образовательный процесс преподаватель естественных, точных и гуманитарных наук является верной стратегией в развитии креативности отдельно взятого ученика. Если мы обратимся к исследованию В.Н. Дружинина то для формирования креативности необходимы следующие факторы:
1. отсутствие образца регламентированного поведения;
2. наличие позитивного образца творческого поведения;
3. создание условий для подражания творческому поведению;
4. социальное подкрепление творческого поведения.
Естественно невозможно удовлетворить все из вышеперечисленных пунктов. Но как мы видим развитие креативности это продукт согласованной деятельности, как педагога, так и родителей и их детей. Учитывая полиморфные интересы учеников, было бы небезосновательно проведение междисциплинарных уроков, с привлечением учителей английского языка.
В настоящее время, как говорилось выше, наше общество находится в состоянии некого космополитизма. Открытое информационное пространство позволяет детям общаться со сверстниками из разных стран, учиться заграницей. Все больше молодежи из других стран проявляют интерес к культуре и жизни России. В данных условиях, на наш взгляд, необходимо поощрение этого интереса и развитие в учениках международной коммуникабельности. Ребенок нередко сталкивается с проблемой “языкового барьера”, который может нанести существенный вред развитию и становлению его, как полноценного члена современного общества, который находится в постоянной связи с другими этническими и языковыми группами. Соответственно развитие креативности, как одного из факторов международной коммуникабельности является одной из первостепенных задач Кафедры иностранных языков Лицея № 623 им. И. П. Павлова. Так же изучение и использование накопленного опыта наших зарубежных коллег является неотъемлемой частью развития педагогической мысли.
Наш опыт.
Мы с уверенностью можем сказать, что работа в области проведения уроков, конкурсов и презентаций с участием наших зарубежных коллег, оставила у детей неизгладимое впечатление, позитивные эмоции и желание совершенствоваться и творчески подходить к практически любой поставленной задаче.
Международный конкурс “Одиссея разума”, в котором одно из призовых мест заняли наши ученики, позволил проявить ученикам креативность и взглянуть на некоторые вопросы социальной жизни с другой стороны. Именно в этом конкурсе детям необходимо, отталкиваясь от поставленной задачи придумать целое сценическое действо с собственными декорациями, сценарием и диалогами на английском языке.
Небезынтересен был опыт проведения городского конкурс “NightFairyTale”, где детям было предложено написать свои собственные сказки на английском языке.
Конкурс “Экологические сказки” позволил обратить внимание учеников на актуальный вопрос экологической обстановки. Помимо всего прочего путь реализации поставленной задачи зиждился на творческом потенциале детей.
Проведенная на базе Лицея №623 и “Водоканала(?)” презентация “Вода – Россия – Финляндия. Взгляд молодежи”, проходившая с участием финских школьников и экспертов в области водоснабжения, перевернула представление у учеников об экологических проблемах нашей страны и всего мира в целом.
Подобная презентация была проведена и в городском масштабе в рамках программы “Молодежь думает о Балтике”.
В очередной раз тема экологии была освещена в рамках конкурса “Климатическая переменка”, проходившая с участием наших коллег и учеников из Великобритании. Этот опыт был крайне полезен, как ученикам, так и учителям.
Русско-Финский проект “Откуда берется вода” путем интерактивных обучающих игр и новых технологий помог детям осознать необходимость охраны окружающей среды и воды как источника жизни.
Так или иначе, участие во всех вышеизложенных проектах, вне зависимости от их тематики, объединяет одно – развитие искомой креативности. Опыт показывает улучшение усвояемости знаний учениками и стимуляции интереса к различного рода социальным проблемам при апробации данного метода преподавания.
Настоящее.
Креативность и международная коммуникабельность не всегда характеризуется как непосредственный контакт учеников с иностранцами. Данные составляющие образовательного процесса могут представлять собой использование инновационных технологий. В частности изучение зарубежных СМИ, как в условиях Интернет пространства, так и с использованием телевизионного и радиовещания. Мы стараемся привить ученикам любовь чтения классики зарубежной литературы на языке оригинала, предлагая адаптированные переводы различных книг. Интерес к науке разгорается у детей при работе с американскими и английскими научными и научно-популярными журналами. В свободное от учебы время советуем детям просматривать классику зарубежного кинематографа на языке носителя. В настоящее время вошло в привычку проведение открытых междисциплинарных уроков с участием преподавателей английского языка.
Планы.
Основная концепция развития креативности, на наш взгляд, заключается в формировании у детей мотивации. Ученики, взаимодействуя с представителями разных стран, испытывают неподдельный интерес ко всему происходящему. На наш взгляд необходимо и дальнейшее развитие и усовершенствование данной концепции образовательного процесса.