Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Развитие интереса учащихся при обучении немецкому языку Сокольникова Любовь Яковлевна, ГБОУ СОШ №75 с углубленным изучением немецкого языка, учитель немецкого языка С каждым годом возрастает значение общения между разными странами, и стремление к овладению иностранными языками. В настоящее время, рассматривая особенности развития современного общества, экономики, политики в нашей стране изучение иностранного языка стало очень важным. Целью изучения иностранного языка является формирование у школьников разного возраста умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей личности. Важно показать учащимся применение их знаний на практике, важность их навыков при формированиие мотивации к изучению немецкого языка. Коммуникативный системно–деятельностный подход обеспечивает полный и взвешенный охват всех сторон, аспектов и операций овладения иностранным языком в комплексе всех его функций важным становится формирование умений работать с информацией, развития творческой личности и способным самостоятельно ориентироваться в жизненном пространстве. Научить правильно коммуницировать можно только за счет вовлечения учащихся в различную деятельность, путем создания реальных жизненных ситуаций общения на основе   систематизации языкового материала.  Работая в течение многих лет со школьниками старшего и среднего звена и, имея опыт общения с иностранцами, мне стало ясно, что наша молодежь менее приспособлена к окружающей действительности, чем их иностранные сверстники. Очень часто выясняется, что наши российские школьники имеют больше комплексов не только с точки зрения языковой компетентности, но и в совместной деятельности в целом, они очень "зажаты" и не умеют общаться. Для эффективного достижения профессиональных задач я строю обучение на
взаимодействии учителя и ученика, обучающихся друг с другом. Я стараюсь привить детям стремление к соучастию, сопереживанию, понимать друг друга. Учителю важно найти на уроке особый подход к каждому ученику: нужно  мотивировать его к учёбе, а не заставлять. Надо показать ему, что знания очень важны в будущем, что ему это пригодиться в дальнейшем. Главные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. Причиной написания статьи явилось снижение интереса школьников к учебе. Современные школьники не умеют работать с информацией в различных источниках. Они не умеют организовать самостоятельную деятельность по выполнению проектов, четко выражать свои мысли и анализировать собственную деятельность. Данная проблема побудила нас к поиску других форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения знаний, распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и постараться воспитать у него стремление к познанию и творчеству. Цель статьи состоит в том, чтобы донести до педагогов, учащихся и их родителей информацию о том, что освоение новых форм и методов работы на уроках немецкого и английского языка способствуют развитию личности школьника. Нашему обществу нужны сильные и образованные молодые личности, способные и желающие участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом иностранном языке, самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности, и умеющие применить свои знания в нужный момент. Изучение иностранных языков дает огромное количество преимуществ. И эти преимущества — свобода общения, карьерные перспективы, образование и международный опыт, это еще и отличный тренажер для мозга. Ученые давно наблюдают и заметили много интересного; существует несколько неожиданных плюсов изучения иностранных языков: Улучшается знание родного языка; Улучшается концентрация; Можно предотвратить некоторые заболевания мозга; Улучшаются математические способности; Быстрее промсходит обучение; Человек становится более общительным; Развивается креативность; Повышается уверенность в себе. Недавние исследования подтвердили, что изучение языков развивает те области мозга, которые отвечают за его самые сложные, «исполнительные» функции. Это, например, "переключение между различными задачами, планирование, рассуждение, решение проблем, фильтрация информации. Многие ученые и врачи подтвердили, что изучение иностранного языка в детском возрасте положительно влияет на абстрактное мышление, которое необходимо для развития математических способностей". "Дети-билингвы" обладают высокой способностью усваивать понятия, производить обобщения, делать выводы о закономерностях. "Коммуникативный системно – деятельностный подход является ведущим средством достижения данной цели. Он обеспечивает полный и взвешенный охват всех сторон, аспектов и операций овладения иностранным языком в комплексе всех его функций важным становится формирование умений работать с информацией, развития творческой личности, умеющей находить и получать информацию, способной самостоятельно ориентироваться в жизненном пространстве". Человек говорит, чтобы воздействовать на поведение, мысли и чувства других людей. Значит, "научить коммуникации можно только за счет вовлечения учащихся в различного рода деятельность, путем моделирования реальных жизненных ситуаций общения на основе   систематизации языкового материала, что и дает нам системно – деятельностный подход. Процесс обучения в рамках коммуникативно-деятельностного подхода строится по модели коммуникации. В соответствии с этой моделью обучение максимально приближено к реальному общению. Поскольку обсуждаемые проблемы не имеют, как правило, однозначного решения, то обсуждающие их участники – учитель и ученики – равноправны как речевые партнеры. Поэтому основной чертой данного подхода является коммуникативность, которая включает в себя целый ряд характеристик, позволяющих осуществлять переход от первых социальных контактов к ситуациям". Ситуации могут быть реальными, условными, воображаемыми, сказочными. Главное – все они должны соотноситься с возрастными и психологическими особенностями учащихся. Для учеников среднего и старшего звена создаются проблемные ситуации. Учащиеся выражают своё собственное суждение, отношение, соглашаются или опровергают мнение учителя или другого ученика, используя различные речевые клише. Поэтому обсуждение проблемы есть реальное общение на уроке иностранного языка. Ситуацию можно изобразить при помощи наглядных средств (ситуативных картинок, презентации, ролевых игр), которые будут отражать определённое место и время действия, сделать общение между учениками более динамичным. Очень важно, чтобы учащиеся могли "пропустить ситуацию через себя”, придавая ей свою личную окраску, высказать свое личное отношение по проблеме. Это повышает эффективность усвоения иностранного языка, т.к. наряду с интеллектом подключаются детские эмоции. Личностно-значимой ситуацию делает роль, которую учащиеся получают на время ролевой игры, в диалогах. Наиболее адекватным приёмом обучения говорению являются различные формы драматизации, включая импровизации и ролевые игры. В общении основой является обсуждаемая проблема, которая ставится на уроке учениками или самим учителем. В данной ситуации функция языка становится познавательная, поэтому "коммуникативно-деятельностный подход имеет большие перспективы для развития интеллектуальных возможностей учащихся. Ориентируясь на общение и активную деятельность школьников, основным при его осуществлении является выработка мышления и поведенческих умений. Этому способствует обучение общению на иностранном языке, вовлечение личности в деятельность в течение учебного процесса, формирование способности постоянно трудиться. Коммуникативно-деятельностный подход ставит в центр обучения иностранному языку субъектно-субъектную схему общения, т.е. обучающийся выступает как активный, творческий субъект учебной деятельности, управляемой педагогом; способствует развитию инициативности учащихся, их способности к творческому поиску. Ученик должен ощущать, что вся система работы ориентирована на его непосредственную деятельность, опыт, мировоззрение, интересы, чувства, которые учитываются при организации общения на уроке". Таким образом, содержание занятий строится на обсуждении актуальных жизненных проблем, которые были указаны в текстах или диалогах. Кроме того, "данный подход позволяет реализовать принцип индивидуализации", так как овладение коммуникативной функцией иностранного языка предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов учащихся, их способностей, наклонностей и пожеланий. Главное значение придается пониманию, передаче содержания и выражения смысла текста, грамматика и лексические клише  служат фундаментом для достижения этой цели. Учащимся необходимо знать, какими языковыми средствами выразить свою мысль в непосредственной ситуации на уроке, когда они обмениваются мнениями, опытом и знаниями, опираясь на приготовленнные учителем или совместно с учениками фразы. Учащиеся должны осознавать, что грамматические формы необходимы для выполнения коммуникативной задачи, и что очень важно использование их в речи. "При коммуникативном системно–деятельностном подходе введение грамматических форм и  работа над ними осуществляется в контексте с тем, чтобы учащиеся могли видеть, как они используются для передачи значения". Инструкция к заданиям содержит речевую задачу часто тоже на иностранном языке. Немаловажно и то, что механические воспроизводящие упражнения отсутствуют: их место занимают игровые ситуации, работа в паре, задания на поиск ошибок (richtig-falsch, was past nicht, was ist übrig), сравнения и сопоставления, подключающие не только память, но и логику, умение мыслить аналитически и образно. Весь комплекс приемов помогает создать иноязычную среду, в которой должны "функционировать" учащиеся: читать, общаться, участвовать в ролевых играх, излагать свои мысли, делать выводы. "Коммуникативная методика" играет важную роль в быстром овладении навыками разговорной речи. Это обеспечивается за счёт усвоения различных видов монологической речи, типовых диалогов и форм языкового моделирования. Здесь, на первом плане находится конкретная языковая модель. Основной единицей урока и всей стратегии обучения данной методики является акт говорения. В рамках внедрения технологии коммуникативного обучения иноязычной культуре обеспечиваю вовлечение каждого ученика в процесс активного учения. Работая с детьми средних классов, я предлагаю задания с учетом специфики класса, давая возможность фантазировать, оказаться вдруг жителями другой страны, пусть виртуально, но попасть в языковую среду, где можно выражать свои мысли, не боясь допустить ошибки. Поэтому часто провожу уроки-игры "В магазине", "В аэропорту", "В бюро путешествий" и т.д. Считаю, что именно такие уроки способствуют практическому применению языковых навыков. В старшем и в младшем звене, опираясь на личностно-ориентированный подход, создаю условия для реализации творческих возможностей школьников, активизируя их интерес к изучению иностранного языка. Для этого использую метод проектов, в ходе которого ребята демонстрируют творческие, художественные способности, рисуя газеты, демонстриру свои языковые навыки в театральных проектах, совершенствуя лексико-грамматические навыки. В рамках данной методики ребята часто работают в группах, что позволяет каждому ученику почувствовать себя востребованным в процессе общения на иностранном языке. На нащих уроках немецкого языка основной целью является формирование всех видов языковой компетенции, большое внимание уделяется воспитанию, поэтому мы используем  нетрадиционные формы урока: урок-дискуссия, урок – заочная экскурсия и т.д. Очень часто урок немецкого языка в классе – это диалог между учителем и учениками, с использованием оценочных суждений, высказыванием и аргументацией своего мнения по поводу видения той или иной проблемы. В процессе такого диалога столкнулась с трудностью: не всегда сразу удается разговорить детей. Причина, как мне кажется, не только в ограниченном объеме владения лексическими единицами. Порой дети боятся, что их мнение не будет принято, т.к. не совпадает с мнением окружающих. Для этого я создаю на уроках атмосферу успеха, использую похвалу, подбадриваю учеников. Я считаю, что  любое мнение имеет право на существование, и дети чувствуют себя в таких условиях более уверенно и комфортно. В целях повышения мотивации к изучению немецкого языка в старших классах заведены международные обмены в некоторых школах. Такие обмены позволяют учащимся видеть реальные перспективы своего труда и мотивирует на изучение иностранного языка и улучшение качества знаний. Целесообразно знакомить учащихся с различными программами обмена, реализуя которые, они могут обучаться, а в дальнейшем и работать за границей, реально применяя полученные ими в школе навыки владения иностранным языком. Одним  из эффективных средств развития интереса к изучению иностранного языка является использование игр на уроке (ролевых, сюжетных, языковых, дидактических). Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры. Об обучающих возможностях и терапии игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В настоящее время проблема применения речевой игры в обучении иностранному языку широко освещается в отечественной и зарубежной методической литературе. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу – значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Игра всегда предполагает принятия решения  -  как поступить, что сказать, как выиграть. Для детей игра, прежде всего - увлекательное занятие. В игре все равны. "Она посильна даже слабым ученикам". Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий  -  всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - "оказывается, я могу говорить наравне со всеми". Таким образом, я рассматриваем игру как ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность для повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально-речевому общению. "Игры способствуют выполнению следующих методических задач: - создание психологической готовности детей к речевому общению; - обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала; - тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта". Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т. д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо проявлять чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия. Ролевая игра, по моему мнению, наиболее точно воссоздает атмосферу общения. У учащихся возникает потребность выразить радость или огорчение, восторг или негодование и они должны найти средства для выражения своих эмоций. Игровая форма работы, проводимая в кабинете, вызывает интерес учащихся к иностранному языку, способствовует активизации мыслительной деятельности, а также развитию речевой деятельности. Например, для работы с учащимися младших классов наряду с обычным алфавитом можно поместить на передвижном стенде таблицу с буквами, расположенными не в алфавитном порядке, а вразброс, и предложить ребятам произносить их в правильной последовательности, соотнести сказку и сказочных героев. Обучающие игры на уроках немецкого языка подразделяют на лексические, грамматические, фонетические, орфографические. Во время игры учащихся не следует прерывать, ибо это нарушает атмосферу общения. Ученик, каждую ошибку которого исправляет учитель, не только теряет основную мысль высказывания, но и желания продолжить беседу, у него может появиться страх. Исправления следует делать тихо, не прерывая речи учащихся, или делать это в конце урока. Без игры немыслимо детство. В игре ребёнка можно не только научить читать и считать, для ребёнка игра – не развлечение, а сама жизнь. Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку, воспитывает толерантность к другим народам. Игры на уроках иностранного языка нужно использовать для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, во время физкультминуток, при активизации речевой деятельности, при обобщении материала по теме. Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и, кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать. При планировании уроков и подборе к ним различных игр я учитываю не только возрастные категории учащихся, но и уровень их развития, опираясь на родной язык. Использование игр на уроках иностранного языка помогает учителю глубже раскрыть каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию. Использование лексических игр на уроках немецкого языка в школе регламентируется следующими положениями: 1) в игре следует учитывать психологические особенности учащихся (младшие, средние, старшие классы); 2) выбор игры и формы ее проведения зависят от количества участвующих в ней; 3) в игре должен отрабатываться лексический материал, работа над которым ведется в классе в данный момент; 4) выполнение игры должно осуществляться на материале, определяемом темой или ситуацией; 5) в лексические игры включаются слова из других тем с целью их повторения; 6) при выполнении лексических игр (языковых и речевых) нужно широко использовать компоненты действующего учебно-методического комплекта для соответствующего класса 7) организатором игры (ее ведущим) должен быть не только учитель, желательно привлекать хорошо подготовленных в языковом отношении учащихся. Чтобы обеспечить активность учащихся класса  при выполнении игровых упражнений, рекомендуется использовать различные формы работы, что позволяет повысить активность учащихся, дает возможность каждому из них оценивать себя и своих товарищей, способствует росту мотивации, делает урок интересным. Учитель включает в такие малые группы разных по успеваемости учащихся. Хорошо подготовленные ученики занимают в малой группе лидирующее положение, их речевые действия служат ориентиром для других, с них берут пример более слабые ребята. Форма проведения упражнения или игры определяется учителем. Учитель берёт во внимание содержания самой игры; характер лексических единиц, включенных в игру; степень подготовленности учащихся. При выполнении упражнений, направленных на тренировку школьников в лексике в форме игры, учитель ставит каждый раз перед учеником конкретную задачу. Главное требование при постановке учебной задачи состоит в том, чтобы вызвать у школьников интерес к выполнению упражнения, стимулировать их умственную и речевую активность, направленную на закрепление новой лексики. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности. Игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьеры. Их использование повышает интерес к предмету, помогает сконцентрировать внимание на самом главном. Итак, игры помогают нам сделать каждый урок интересным и увлекательным. Они развивают навык общения, способствуют эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивают практическую направленность обучения. Игра снимает напряжение, непроизвольно побуждает учащихся к активному участию в учебном процессе. У учащихся появляется желание говорить по-немецки, что служит показателем заинтересованности, увлеченности их иностранным языком. Важным условием эффективности урока является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха. "Все используемые на уроке приёмы должны быть направлены на развитие творческих и изобретательных способностей учащихся. И, конечно же, наша задача при обучении иностранному языку – увлечь, а не развлечь; научить, а не навредить; развить способности, а не забыть".

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»