Косточка Наталия Михайловна, учитель англ. языка Iкатегории
ГБОУ СШ №580 г. Санкт-Петербурга
Современные школьники отличаются от предыдущих поколений особым способом восприятия информации: у них высока потребность в визуальной информации и зрительной стимуляции. Один из актуальных вопросов учебного процесса – повышение уровня усвоения материала, то есть улучшить процесс понимания и запоминания. Обучающиеся лучше запоминают учебный материал, если они во время урока нарисуют, запишут или проиллюстрируют то, что хотят запомнить. Поэтому важно во время урока предоставлять ученикам возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу. Неоценимую помощь в этом оказывают интеллект-карты, представляющие возможность сгруппировать слова в логически правильные группы. Такой подход к изучению иностранного языка очень важен на начальном этапе обучения, так как тематические карты помогают младшим школьникам лучше запоминать новую лексику. Оценочная деятельность с помощью «смайлов» несёт эмоциональную окраску процесса обучения, освежают урок и делает процесс обучения приятным.
Изучение «неинтересной и скучной» грамматики вряд ли вдохновит всех детей одинаково. Создание карты-правила способствует активизации познавательной деятельности, позволяющей визуально запомнить систему английского глагола. Данная технология способствует чёткому восприятию грамматического материала. Дети имеют возможность увидеть сразусистему видовременных форм настоящего, прошедшего и будущего времени в языке.
Составление карты памяти может осуществляться с использованием конкретного глагола, изменяющегося во всех видовременных формах. Составляя интеллект-карту, сопоставления и обобщения времен английского глагола, обучающиеся научаются выделять структурные блоки временных форм, систематизировать свои знания по теме, учатся выделять опорные слова, словом выстраивать структуры временных форм на нескольких уровнях.
Таблица оформляется в трёх цветах, также помогающих запомнить формы глагола. Объяснение материала состоит из нескольких этапов: предъявление темы с последующим обсуждением, тренировочные упражнения, где обучающиеся могут наглядно увидеть, как «работает» грамматика в языковой среде, и, наконец, составление карты-правила, которая обобщает и контролирует понимание темы.