Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Практика формирования функциональной грамотности
на уроках английского языка в средней школе

Луппова марина Николаевна
Мы, все жители планеты, оказались в абсолютно новой ситуации т.к. изменения глобального характера никогда не происходили с такой скоростью как сейчас. Ситуация вокруг нас меняется, и мы должны адаптироваться к этому.
В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.
Новая реальность Образования сегодня- формирование навыков XXI века: жизненные умения, творческий подход, гибкость, инициатива, обучаемость, тайм-менеджмент, адаптация к изменениям, творческий подход, медиа грамотность, информационная грамотность, технологическая грамотность, социальные и межкультурные навыки, критическое мышление, сотрудничество и производительность.
Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач.
Функциональная грамотность, согласно А.А. Леонтьеву, – способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.  
Как готовить детей к меняющемуся миру? Учить конкретным умениям? Это сделает за нас искусственный интеллект. А вот научить наших детей приспосабливаться к новым условиям, развить в них способность к восприятию и осознанию нового, к инновациям. В этом случае искусственный интеллект нас не выручит. И кто как не мы, учителя, поможем нашим ученикам развить в них не боязнь, не тревогу на быстро меняющийся мир, а способность выдерживать стресс, открытость, критичность и готовность воспринимать этот мир и действовать.
Мир меняется, становится интегральным, запросы работодателей уже сейчас стремительно меняются. Например, в Топ 5 навыков в 2019 году вошли: креативность, навыки убеждения, командная работа, адаптивность к изменениям и тайм-менеджмент.
Согласно результатам исследования Гарвардского и Стэнфордского университетов, академические знания школьника — это всего лишь 15% успеха в его дальнейшем обучении, в построении карьеры и жизни. Тогда как 85% жизненного успеха гарантируют социальные навыки ( или гибкие), которые позволяют применять полученные знания и добиваться поставленных целей: престижный университет, успешная карьера, счастливая семья и истинная дружба.
Сегодня на рынке труда каждый должен демонстрировать максимальную гибкость, адаптивность к меняющимся требованиям. Мы не можем рассчитывать на раз и навсегда полученные профессиональные навыки: меняется сам спектр задач, жизненные сферы, социальные отношения, в рамках которых необходимо себя реализовать. Поэтому для успешного полноценного функционирования в обществе нужно уметь использовать знания, умения и навыки для решения жизненно важных задач, самостоятельно мыслить и функционировать в сложных ситуациях. Всё это и включается в понятие функциональной грамотности.
Основные направления функциональной грамотности:
- математическая грамотность;
- читательская грамотность;
- естественно-научная грамотность;
- глобальные компетенции;
- креативность мышления.
Новые государственные стандарты ориентируют учителя на развитие читательской грамотности учащихся. На чем остановлюсь подробнее.
Я работаю в среднем звене гимназии. Наиболее используемыми мною в образовательном процессе, являются две техники (техника «Пазл» и  техника «Выделения»). 
1.Техника «Пазл»    
При работе с заданиями с пробелами, когда необходимо прочесть текст и заполнить недостающие предложения, учащиеся испытывают особые трудности. На помощь приходит техника «Пазл».          
Техника «Пазл» знакома нам всем с детских лет. Ее я использую на первых этапах знакомства с таким видом задания и результат гарантирован, потому что она универсальна, и позволяет одновременно работать с разными источниками информации, анализировать разные виды и объёмы текста, графические компоненты, а также выстраивать и удерживать в сознании логические цепочки.
Разберём применение данной техники на примере предложения из текста. Чтобы найти недостающий пазл, нужно внимательно прочесть предложения А и С. Просмотреть предложенные варианты ответов, найти смысловые, лексические и грамматические связки между предложениями.
Эту технику я применяю не только при работе с текстом, но и при работе с грамматическими и лексическими заданиями.
2.Техника «Выделения»
Особенная сложность и вместе с тем особый интерес работы с заданиями по развитию читательской грамотности связаны с тем, что учащиеся сталкиваются с различными видами информации.
На рисунке представлено задание из Кембриджского экзамена KET. Оно состоит из объявления, письма и записки, которую необходимо заполнить.
В таких заданиях мои ученики пользуются техникой «Выделения», используя карандаш или выделитель. Прочитывая тексты просмотровым чтением, анализируя информацию, учащиеся выделяют в тексте нужные слова, а затем переносят в нужный пробел заметки.
Данная техника позволяет избежать многих ошибок и экономит время работы с текстом.
3. Проект «Advent calendar»
Всем известно, что личность с нормальным и высоким коэффициентом интеллекта, но не обладающая высоким уровнем креативности, редко достигает большого успеха даже при полном владении управленческими и профессиональными технологиями.
Важно давать детям творческие задания на развитие креативного мышления. Поэтому на своих уроках я уделяю особое внимание проектной и групповой работе.
Проект Создание «Advent calendar» на кануне Рождества развивает не только креативное мышление, но и социокультурную компетенцию (в нашей культуре нет такой традиции).
Также данный проект помогает более глубоко проникнуть в содержание учебного материала, развить навык работы в команде (общаться, понимать и быть понятым). Воспитательный момент (свершение добрых дел) и навык публичного выступления не менее значимы. Все это стимулирует интерес для дальнейшего обучения.
Изменившиеся требования реальности потребовали от учителей-предметников выработки новых приёмов эффективной работы с текстом. Мы должны вооружить таким опытом наших учеников, которым в жизни потребуется умение одновременно работать с разными источниками информации, анализировать разные виды и объёмы текста, графические компоненты, ставить точные вопросы, выстраивать и удерживать в сознании логические цепочки.
Представленные техники и проекты универсальны и являются «помощниками» в современное время для педагога, при формировании функциональной грамотности не только на уроках английского языка.
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»