Формирование креативного мышления
обучающихся на уроках английского языка
Щегловская Елена Анатольевна
Виды упражнений.
1.Создать проблемную ситуацию.
· Выпишите из текста слова, с помощью которых передаются краски осени, зимы и т.д. Только ли прилагательные вам придется выписать, почему?
· Назовите слова, которые помогают описать пейзаж и какие чувства, ассоциации они у вас вызывают?
· Укажите синонимы, антонимы. Почему именно это слово употреблено?
· Какие звуки преобладают и почему?
· Составьте mind-map к данному тексту. Учащиеся могут использовать разный формат (создать ментальную карту можно 2 способами: вручную или с помощью специальной компьютерной программы: iMindMap
Применение таких проблемных ситуаций дает возможность формировать у учащихся определенную познавательную потребность и развивает творческую активность.
Это может быть и домашним заданием, пример mind-map для начальной школы.
2. Нестандартное начало урока «Круги по воде» и приём «Таблица «тонких и толстых» вопросов». Опорным словом к приему «Круги по воде» может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (прилагательные, глаголы и т.д.) по изучаемой теме. Например,
Например, ENVIRONMENT (7 класс)
E - earth - ecologically good
N - nature – nasty
V - vegetation – various
I - ice-house –ideal
R - rubbish – racy
O - oceans - oppressive
N - nests - natural
M - mountains - murderous
E - ecology – everyday
«Тонкие» и «толстые» вопросы
Учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Далее учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа. В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы.
3.Развивающие игры.
Игра «Все во всем» заключается в том, что классу предлагается реальный предмет, его фотография, рисунок или просто наименование по изучаемой теме (например – береза).Задача учащихся заключается в подборе самых разнообразных, неожиданных возможностей использования данного предмета не по его прямому назначению. Группа рассаживается в круг. Объяснив смысл задания, учитель просит начать упражнение, предупредив при этом, что задание усложняется двумя ограничениями:
− Учащимся нельзя возвращаться к уже прозвучавшим идеям, то есть необходимо было сконцентрироваться не только на собственном творческом поиске, но и фиксировать предложения своих одноклассников;
В ходе игры учитель фиксирует все прозвучавшие в ходе игры предложения, так, чтобы до самого конца игры запись не была видна игрокам.
Цель: Стимулирование связанной иноязычной речевой деятельности, мобилизация творческих способностей подростков, развитие таких креативных качеств, как: гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность, воображение. Игра также направлена на развитие креативного поля учащихся за счет поиска в смежных областях знания и опыта.
4.Необычное использование
Предложите ученикам придумать как можно больше способов использовать любой обычный предмет и рассказать об этом на английском языке. Например, стул, чашку или карандаш. Да что угодно!
5. Заголовок
Рассмотрите с учениками фотографию и попросите их придумать странный/смешной/злобный/страшный заголовок к нему на английском языке.
6.Мозговой штурм
Задача ребят в этом упражнении — записать как можно больше слов и выражений относящихся к заданной теме. Лучше выбрать что-то нетривиальное: космические путешествия, дождь, грибы и т.д.
7.Инсценировки
Классическое задание по разыгрыванию сценок-диалогов. Ученики играют роли и говорят от лица своего персонажа. Чем необычнее герои, тем увлекательнее игра. Почему бы ни побывать на месте работника зоопарка, полицейского, мамы 10 детей, директора музыкальной школы и т.д.