Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Как мотивировать обучающихся и сделать урок
иностранного языка эффективным
и интересным, используя песни

Андреева Ольга Николаевна
Аннотация
Данная статья всесторонне рассматривает вопрос мотивации обучающихся на уроках иностранного языка путём использования песен, тем самым повышая качество и эффективность урока. Статья раскрывает преимущества использования песни, показывая её роль на уроке, какие виды деятельности можно охватить и на каких этапах. Также рассматриваются методологический, психологический и воспитательный аспекты поставленного вопроса. В работе предложен ряд песен на английском и французском языках с рекомендациями, где их найти, и при изучении каких тем они будут использоваться оптимальным образом. Песни подобраны для обучающихся разных возрастов – для начальной, средней и старшей школы.
Ключевые слова
Английский язык, аудирование, грамматика, иностранный язык, интересный урок, мотивация, обучение, песня, французский язык, эффективный
Введение
При обучении иностранным языкам учитель находится в постоянном поиске нового материала для совершенствования своей работы, повышения её эффективности. Это становится стилем жизни современного учителя. Непрерывное самосовершенствование и творческий процесс становятся его неотъемлемой частью. Иногда находится абсолютно новый материал, а иногда и хорошо забытое старое, только в новом оформлении и в сочетании с современными технологиями, что только повышает его достоинства.
Песни на уроках иностранного языка используются давно, но это был лишь нечастый развлекательный момент под аудио, приуроченный к Новому году и не более. Конечно, слова песен запоминались, и петь всегда было приятно, но в последние года это приобретает новый смысл. Песни теперь возможно слушать с видеосопровождением, поддерживая как визуальным рядом, так и сопровождая песни определёнными движениями, которые задействуют моторику, что особенно важно в начальной школе, а иногда и в средней.
Теоретическое обоснование метода обучения иностранному языку с помощью песен построено на работах отечественных и зарубежных лингвистов и педагогов. Представлены примеры использования данного подхода на занятиях по английскому и французскому языкам во Всеволожском Центре Образования и ГБОУ Школа № 469 г. Санкт-Петербург.
Обзор литературы
Прежде всего поднимем вопрос мотивации. Успешность обучающегося зависит не только от его способностей и потребностей, но и от его внутренней мотивации и уровня познавательного интереса. Учитель не может заставить учиться, но может заинтересовать. Интерес стимулирует желание изучать и познавать, а значит, способствует большей прочности знаний.
Во времена гуманизма известный чешский педагог Я. А. Коменский утверждал, что обучение должно быть «сокращенным, приятным и основательным», что способы обучения должны доставлять детям «больше досуга, радостей и прочного успеха», чтобы «воспламенять в мальчике жажду знания, пылкое усердие к учению».
Ж.-Ж. Руссо в своей книге «Эмиль, или о воспитании» писал: «Непосредственный интерес – вот великий двигатель, единственный, который ведёт верно и далеко». Он призывал развивать у ребёнка любознательность и самостоятельность.
К. Д. Ушинский считал учение серьёзным трудом, но признавал, что его нужно облегчить интересом.
И. А. Зимняя также уделяла особое место мотивации. Она утверждала, что, «не испытывая интереса к предмету, учащийся не будет заниматься усердно. Мотивация определяет, стимулирует, побуждает человека к деятельности».
Изучив литературу, можно сделать вывод, что к обучению учеников побуждают три основных мотива:
  1. интерес к предмету, когда обучающийся испытывает удовольствие от образовательного процесса, он увлечён, испытывает сильные положительные эмоции, а если их нет, расстраивается;
  2. сознательность, когда обучающийся понимает необходимость учиться и буквально заставляет себя учиться, даже если у него нет интереса к предмету;
  3. принуждение, когда ребёнка вынуждают учиться родители или учителя. Иногда такой мотив сопровождается страхом наказания или, наоборот, стремлением получить награду.
Конечно же принуждение не приводит к положительным результатам в большинстве случаев. Поэтому задача учителей – приложить все усилия, чтобы обучающимися двигал преимущественно первый мотив, или по крайней мере второй.
Важно отметить, согласно психологам, эмоционально насыщенный материал запоминается лучше, чем нейтральный. С. Л. Рубинштейн утверждал, что на уроках важно создавать ситуации, провоцирующие эмоциональный отклик обучающихся: любопытство и любознательность, сомнение и уверенность, удивление.
Исследования последних лет доказывают, что особое значение в повышении мотивации обучающихся и эффективности освоения иностранных языков имеет целенаправленное влияние на их эмоциональную сферу, и в большей степени на эмоциональную память.
Заучивание песен под музыку считается одним из наиболее эффективных способов запоминания материала, потому что в этот вид деятельности включаются оба полушария головного мозга. Бимодальное обучение (музыка обрабатывается в правом полушарии, а речь в левом) оказывает положительное влияние на когнитивные способности обучающихся: мышление, пространственную ориентацию, понимание, вычисление, обучение, речь, способность рассуждать…
Такие исследователи как Г. Блелль и К. Хельвиг показывают следующие, объединяющие музыку и иностранные языки, функции:
1) физиологическую, способствующую запоминанию;
2) когнитивную, усиливающую мышление;
3) функцию бессознательного учения, когда сложные языковые единицы заучиваются бессознательно.
В этой связи невозможно не упомянуть о затруднениях, которые испытывают обучающиеся, в изучении языка. Так Д.Н. Петров утверждает, что причиной большинства проблем с освоением иностранного языка являются психологические блоки: люди не могут сказать на иностранном языке, даже если знают, что говорить, боятся сделать ошибку, затрудняются составить фразу. Поэтому первоочередная задача педагогов – снять эти блоки. Ведь когда мы говорим по-русски, мы не боимся ошибаться.
По мнению Стефена Крашена, главным препятствием на пути к изучению иностранного языка является так называемый «эмоциональный фильтр». Образование эмоционального фильтра может быть обусловлено такими факторами, как мотивация, уверенность в себе и беспокойство. Обучающимся с высокими мотивацией и уровнем уверенности в себе, а также с низким уровнем беспокойства легче даются иностранные языки.
Следовательно, только создание эмоционально благоприятной атмосферы на уроке поможет достичь высокой эффективности обучения. Как отмечает Н.Х. Мифтахова, «состояние релаксации, естественной или искусственной, позволяет значительно интенсифицировать усвоение учебного материала. Для изучающих иностранный язык эта проблема является чрезвычайно важной, поскольку усвоение языка в значительной степени связано с проблемой памяти».
Большую роль в создании эмоционально комфортного состояния и в формировании большего интереса к предмету могут оказать песни на иностранном языке.
К сожалению для большинства преподавателей пение на уроках кажется несерьёзным, но это не так. Если грамотного и тщательного подобрать материал, систематически его использовать, то он может стать хорошим подспорьем. Давно известно, чем больше органов чувств задействовано в учебном процессе, тем он эффективнее. И это нам позволяет сделать песня.
Т.М. Веселова и её соратники считают, что песни оказывают позитивное воздействие на процесс восприятия и усвоения учащимися языкового материала: «Ритм и рифма позволяют использовать поэтические тексты не только как запоминающуюся иллюстрацию языкового явления, но и эффективное упражнение, предполагающее повтор звуков, слов, частей предложений, грамматических конструкций. Лексико-грамматические конструкции, проговариваемые в определённом ритме и сопровождаемые музыкальным фоном, вызывают положительные эмоции, усваиваются легче и запоминаются надолго».
Важно отметить и воспитательный аспект песни изучаемого языка. Благодаря песням на уроке присутствует компонент эстетического воспитания. Пение хором не только снимает эмоциональное напряжение, но и способствует укреплению сплочённости группы.
 
Основная часть
 
В чём же преимущества обучения иностранным языкам через песни с методической точки зрения? Какие виды деятельности позволяет задействовать на уроке песня?
  1. Песня позволяет более основательно усвоить лексический материал. С её помощью можно значительно увеличить лексический запас, причём освоить не только новые слова, но и целые выражения.
  2. В песне уже знакомая лексика встречается в новом контексте, таким образом постигаются новые смыслы слов. У обучающихся работает языковая догадка.
  3. Часто в песнях встречаются имена собственные (имена знаменитых людей), географические названия, а также реалии страны изучаемого языка. Это несомненно расширяет кругозор обучающихся.
  4. В песнях лучше и легче усваиваются и активизируются грамматические конструкции. Обучающиеся доводят до автоматизма применение той или иной структур.
  5. Песни способствуют совершенствованию произносительных навыков говорения. Путём имитации происходит постановка правильного произношения.
  6. Песня позволяет формировать и совершенствовать аудирование, научиться лучше воспринимать текст на слух.
  7. При необходимости песня позволяет совершенствовать навыки чтения. Можно читать слова песни с распечатки или по караоке.
  8. Песня может подвести к речевому общению на основе использованной лексики и конструкций по теме урока, активизировать их языковую деятельность.
  9. Песня может подвести к теме урока, помочь настроить на урок.
  10. Песни дают возможность отдохнуть, сделать небольшой перерыв на уроке.
  11. Песни создают хорошее настроение, создают благоприятный психологический климат.
  12. Благодаря использованию песен объём памяти учащихся увеличивается, что благоприятно сказывается на их обучаемости в целом.
  13. Песня – это мощный способ воздействия на чувства и эмоции обучающихся. Она вызывает позитивные эмоции. В непринуждённой и приятной обстановке стимулирует обучающихся к изучению как самого языка, так и культуры иноязычных стран.
  14. Хорошие по звучанию и по смысловой наполненности песни запоминаются надолго, если не навсегда.
 
Когда и на каких этапах урока уместно использовать песню?
Работать над песней на протяжении всего урока редко можно себе позволить из-за насыщенности программы. Это допускается в предпраздничный урок, на неделе иностранного языка или на концерте. Другое дело, если это внеурочная деятельность или дополнительное образование.
Чаще же всего, песню целесообразно использовать как элемент урока.
  1. В начале урока в качестве речевой зарядки. Подбираю песню так, чтобы она обязательно была связана напрямую или косвенно с темой урока. Часто песня является ключевым вопросом урока, чтобы определить дальнейшую тему урока.
  2. В середине урока в качестве отдыха, если песня позволит плавно перевести урок с одного вида деятельности на другой. В этом случае песня подбирается также по теме урока. В таком качестве я редко прибегаю к песне.
  3. В начале или середине урока, если песня используется целенаправленно для знакомства с подробным текстом, изучения или отработки грамматических структур, в целях аудирования с извлечением какой-либо информации или в качестве разговорной практики с использованием конструкций из песни.
  4. Во время прохождения страноведческого материала также хороша песня до или после, а иногда и до и после введения необходимого материала.
  5. В конце урока в качестве вознаграждения за хорошую продуктивную работу на уроке, когда всё запланированное выполнено, а время ещё осталось, либо если учитель видит, что дети уже устали, дальнейшее выполнение заданий неэффективно. В этом случае песня спасёт ситуацию, разрядив атмосферу урока, предоставив ребятам возможность отдохнуть.
 
Во многих УМК используется песенный материал, чтобы сделать обучение эмоционально более насыщенным. К сожалению, он не всегда качественный и порой неинтересен ребятам. У него часто отсутствует качественное видеосопровождение. Поэтому чаще всего я нахожу аутентичные песни с видеорядом для уроков как в младшей, так и в средней и старшей школе в интернете, чаще всего на Ютюб или на специализированных обучающих сайтах.

Как использовать песню на уроке?
Методика использования песни предполагает предварительное введение, активацию и закрепление лексико-грамматического материала используемых песен. План работы с песней (в средней и старшей школе, если песня используется для отработки языковых навыков, для младших школьников немного упрощаем алгоритм):
1. краткая информация о песне – исполнитель, история создания, основное содержание уместно, если не последует дальнейшего перевода (для детей начальной школы исполнитель и история создания не нужны);
2. первое ознакомительное прослушивание песни – на этом этапе можно поставить задачу обучающимся – понять основное содержание песни; малышей можно попросить вставать или поднимать руку, когда они слышат знакомое слово, для ребят постарше и посильнее можно дать задание вставить в текст пропущенные слова);
3. проверка понимания содержания песни – дословный или приблизительный перевод текста с помощью учителя, ответы на вопросы по содержанию песни для более сильных обучающихся;
4. фонетическая отработка текста песни – в зависимости от уровня обучающихся можно отработать как слова всей песни, так и только самые сложные слова и конструкции;
5. повторное прослушивание и пение песни с опорой на текст на распечатке либо на экране в виде караоке;
6. чтение текста песни с отработкой звуков и интонации (особенно важно с ребятами послабее);
7. разучивание песни в процессе одновременного прослушивания и исполнения песни со словами, а потом и без.
Песни могут быть разнообразными, но необходимо учитывать возраст обучающихся и морально-нравственную сторону песни. Песня должна быть интересна ребятам, и в ней должна быть чёткая разборчивая аутентичная дикция. С точки зрения методики в ней должен быть материал преимущественно по теме, над которой необходимо работать на данной ступени обучения.

Как обучать грамматике, используя песни?
Не секрет, что обучение грамматической стороне речи – один из самых сложных аспектов в обучении иностранным языкам. Это происходит потому, что грамматический строй иностранного языка значительно отличается от строя родного языка. Обучающиеся, в большинстве своём испытывают трудности с применением грамматических правил на практике. Песня же позволяет сделать процесс изучения или закрепления грамматического материала более приятным и менее напряжённым.
Могу предложить следующие грамматические упражнения:
1. заполнить пропуски в предложениях
2. восстановить порядок строк в куплете или припеве
3. восстановить порядок слов в предложении
4. исправить допущенные ошибки
5. вычеркнуть лишнее слово или слова
6. найти новую грамматическую форму и постараться объяснить её
7. поставить глагол в нужной форме
8. изменить время из песни на какое-нибудь другое
9. составить предложения, используя какую-либо выделенную конструкцию.

Какие песни хороши для обучения грамматики английского языка в старшей школе?
  1. Джастин Бибер «Boyfriend» – идеально подходит при изучении темы Conditionals II.
  2. Битлз «Let It Be» - идеальна для отработки глагольных времен Present Simple и Present Continuous.
  3. Queen «Friends Will Be Friends» - представляет собой великолепный материал для тренировки различных времён: Future Simple, Present Simple, Past Simple, Present Continuous.
Какие песни на английском языке подходят для средней школы?
  1. London Rap Song на Ютюб канале English through music – великолепна при изучении страноведческого материала о достопримечательностях Лондона, а также при изучении тем, касающихся путешествий.
  2. Direction Rap Song на том же канале хороша при прохождении тем, связанных с вопросами как куда-либо добраться.
  3. Did you go to the cinema?  Песня с того же канала, хороша при изучении Past Simple, а также по вышеуказанной теме.
На каких каналах можно найти хорошие песни для изучения английского языка в начальной школе?
Привожу список любимых каналов, поскольку песен на них много по разным темам.
  1. Alphablocks – замечательный канал для 1 и 2 ых классов, начинающих изучать звуки, буквы и правила чтения (там не только песни)
  2. Dream English Kids
  3. Super Simple Songs
  4. English Through Music
  5. Maple Leaf Learning
  6. British Council for Kids (это уже не Ютюб). Тут можно найти не только песни, но и задания к ним.
  7. ELF Kids Videos – на этом Ютюб канале помимо лексики, можно и песенный грамматический материал найти.
  8. TPR Songs and Dance
  9.  Jack Hartmann Kids Music Channel
Какие песни можно использовать на уроках французского языка в средней и старшей школе?
  1. Эдит Пиаф Vie en rose – можно найти со множеством исполнителей. Я обычно показывала первое прослушивание в исполнение Эдит Пиаф, а последующее заучивание – в исполнении молодой исполнительницы Chloé.
  2. Луан Jeune (J’ai l’envie) – на канале LouaneOfficielVEVO, а также на французском канале TV5Monde, где есть задания по этой песне. Там же можно найти и другие песни с заданиями.
  3. Джо Дассен – любая его лирическая песня не устаревает и прекрасным образом подходит для заучивания в старших классах.
Выводы и другие перспективы исследования
В заключении хочу заметить, что в группах, где я регулярно использовала и использую песни, значительно улучшается эмоциональный фон, дети становятся более открытыми, что положительно влияет на учебный процесс. Обучающиеся, которые ранее испытывали психологический дискомфорт, даже самые слабые из них, во время исполнения песни хором забывают о своих страхах, становятся смелее, лучше настроены к своим одноклассникам и предмету в целом. Благодаря песне урок становится более гармоничным, интересным, творческим и радостным. Обучающиеся лучше запоминают слова, легче воспринимают иноязычную речь на слух, их произношение становится гораздо красивее.
Музыка играет важнейшую роль в нашей жизни. Она сопровождает нас всегда и везде.  Мы можем слышать её в дыхании ветра, в гуле машин, в журчании ручейка, даже в проплывающих мимо облаках, если внутри нас гармония. Изучать иностранный язык с помощью песен легко, приятно, интересно и познавательно. В отличие от всех других упражнений, которые часто выветриваются из головы сразу после урока, песни могут сопровождать обучающихся всю жизнь. Знаю это по себе. Возможность запомнить материал и петь вне школы вдохновляет ребят, повышает уверенность в себе. Созданная таким образом ситуация успеха повышает мотивацию на дальнейшее изучение языка, возможно и не одного. Учитель же расправляет крылья для дальнейшего поиска и творчества…
Список литературы:
1. Карпиченкова Е.П. Роль музыки и песен в изучении английского языка // Иностранные языки в школе. –1995. –No5.
2. Нестеров М.Н., Макковеева Ю.А. Обучение грамматике английского языка при помощи песен (на примере 7 класса гимназии) // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2019. № 7(61). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/7589
3.Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. - Москва: Дрофа, 2005. - 254 с
4. Н.Х. Мифтахова, Вестник Казанского технологического университета, 3, 436-442 (2010).
5. Веселова Т.М., Вильберг Т.Е., Мишина Т.Е. Пой и изучай английскую грамматику. СПб: Каро, 2006. -144 с.
6. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. - М.: Педагогика, 1989. - 416 с.
7. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. - М.; Л.: Акад. пед. наук РСФСР, 1948-1952. - Т. 6: Родное слово. Книга для детей. Год первый и второй. Родное слово. Книга для учащихся. - 448 с.
8. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.:Просвещение, 1991. - 122 с 
9. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов О. Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990. - 212 с.
10. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973. - 424 с.
11. Выготский Л. С. Мышление и речь // Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - С. 246-255.
12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»