Возможность управления качеством образования
на уроках английского языка
Воскресенская Евгения Андреевна
Начать следует с определения понятия управление качеством образования. В узком смысле управление качеством образования — это управление качеством образовательного процесса и других видов деятельности, обеспечивающих формирование компетенций обучаемых и выпускников ОУ.Качество образования можно рассмотреть, как взаимосвязанную структуру из трех компонентов:
- качество результата;
- качество процесса;
- качество условий.
Однако выведенные критерии и показатели не являются совершенными. Они могут быть дополнены новыми содержаниями и компонентами. Содержание некоторых критериев и показателей может быть изменено в соответствии с поставленными задачами и условиями образовательной организации (ОО).
Таблица 1
Составляющие оценки качества образования в ОО | Критерии | Показатели |
Качество содержания образования | Нормативная база | ● Нормативные документы ● Качество учебных планов ● Наличие и характер образовательных программ |
Цель образовательных программ | ● Постановка цели ● Планирование ● Отражение результата ● Достижимость цели |
|
Приоритетные направления | ● Наличие плана ● Расставление приоритетов ● Эффективность планов |
|
Качество учебного плана | ● Наличие и качество базисных учебных планов ● Наличие и качество вариативных учебных планов |
|
Набор программ дополнительного образования | ● Количество программ дополнительного образования ● Механизмы реализации |
|
Качество общего менеджмента ОО | Структура школы | ● Управленческий аппарат ● Службы, отделы, комиссии ● Классы |
Качество управленческого персонала | ● Умение разработать перспективный план ● Умение доводить план до сведения структур ● Умение реализовать и контролировать образовательный процесс |
|
Документация по руководству | ● Наличие функциональных обязанностей ● Наличие регламента деятельности ● Стиль руководства |
|
Обратная связь | ● Наличие системы внутришкольного контроля ● Механизм и характер получаемой информации об образовательном процессе ● Наличие коррекционных действий |
|
Качество обеспечения образовательного процесса | Описание учебно-методической базы | ● Наличие книг, пособий, измерительных инструментов, аудио- и видеоматериалов, программного обеспечения ● Интернет-ресурсы ● Эффективность |
Описание материально-технической базы | ● Наличие лабораторий, компьютерных классов, аудиторий и т.д. ● Эффективность их использования |
|
Качество технологий обучения | Качество плана-конспекта преподавателей | ● Характер поставленной цели ● Методические составляющие ● Система контроля ● Планирование методики обучения |
Современные методы обучения | ● Наличие используемых современных методов обучения ● Их эффективность |
|
Качество персонала | Профессиональный уровень преподавателей | ● Образование, квалификация ● Степень овладения методикой обучения ● Степень овладения технологией обучения |
Положительная мотивация преподавателей | ● Отношение к собственной деятельности ● Система поощрения |
|
Наличие системы повышения квалификации | ● Планы повышения квалификации ● Количество преподавателей, повысивших квалификацию |
|
Компетентность в инновационных методиках | ● Знание об инновационных методиках обучения ● Умение использовать инновационные методики в учебном процессе |
|
Качество обучающихся | Достижение образовательного результата | ● Уровни развитости УУД ● Достигнутые умения и навыки ● Метапредметные результаты |
Ценностные ориентации | ● Умение оценивать ситуации, высказать свою точку зрения ● Уровень взаимоотношений в классе и семье |
|
Воспитанность учащихся | ● Поведение и деятельность учащихся ● Воспитательное влияние школы, коллектива и окружающей среды |
|
Положительная мотивация учащихся |
|
|
Качество технологий проверки результатов обучения | Система оценивания | ● Контроль и диагностика в учебном процессе ● Наличие измерительных инструментов ● Механизм оценки знаний ● Механизм коррекции знаний учащихся |
Механизм анализа результатов и коррекция учебного процесса | ● Подведение итогов диагностирования ● Механизм коррекции учебного процесса ● Наличие планов дальнейших действий |
Для примера возможности управления качеством образования возьмем: качество обучающихся как составляющую; достижение образовательного процесса как критерий и уровни развития УУД, и достигнутые умения и навыки в качестве показателей.
Одной из важных проблем школьного образовательного процесса является диагностика достижений образовательного результата обучающихся. Правильно проведенная диагностика помогает определить пробелы и неточности в организации работы учителя, скорректировать и усовершенствовать образовательный процесс, тем самым улучшив качество образования в ОО. И тут управлять процессом повышения качества образования по большей степени будет учитель-предметник.
На современных уроках английского языка идет формирование всех четырех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Приоритетными в диагностике освоения содержания такого предмета как английский язык становятся продуктивные задания по применению навыков, знаний и умений для создания учениками своего собственного информационного продукта. Как считают ученые, в современных условиях наиболее точным способом для оценки, как предметных умений, так и метапредметных, является мониторинг. Я провожу мониторинг входной (сентябрь), промежуточный (декабрь-январь) и итоговый (май) в виде тестирования. Затем сравниваю их с предыдущими результатами, что позволяет проследить и выявить положительную или отрицательную динамику. Естественно, проведение мониторинга подразумевает и дальнейшую аналитическую работу с его результатами, как на уровне конкретного учащегося, так и на уровне класса. Методом оценки сформированности универсальных учебных действий может стать процедура работы учащегося с оценочным листом. Лист оценки или самооценки можно разработать к учебной теме или к блоку небольших тем. В нем фиксируются критерии оценивания, учитывающие показатели предметных знаний и показатели универсальных действий. Еще одним способов оценки УУД по английскому языку является выполнение учащимися проектов. Знакомить учащихся с проектной деятельностью я начинаю уже с 3-5 классов. Проекты безусловно имеют градацию по уровню сложности (от «Моя любимая игрушка» для 3 классов, до создания буктрейлеров или видео экскурсий на английском языке для учеников 7-11 классов). Интересно проходят и групповые статистические опросы. Учащиеся выясняют наличие приоритетов и проблем, успешность выполнения заданий, а потом, обобщив данные, сообщают статистические данные классу либо оформляют стенгазету, памятку и т.д. Также на уроках английского языка в качестве технологий оценки УУД применяются разноуровневые задания, творческие задания, дискуссии, диспуты и многие другие.
Итак, оценка достижения образовательного результата как критерия и системы универсальных учебных действий как показателя в курсе обучения английскому языку может осуществляться на основе проведения мониторинга, листов самооценки, комплексных работ, проектов, творческих заданий, разноуровневых заданий, практических работ. Я считаю, что такой комплексный подход направлен, прежде всего, на осмысление реальных учебных возможностей: соответствие обученности учащихся уровню их обучаемости, познавательные интересы, мотивы учения, а также на установление дидактических причин слабой успеваемости. Грамотно проведённый мониторинг учебных достижений обучающихся позволяет вовремя обнаружить пробелы и скорректировать учебную программу таким образом, чтобы исправить заниженные показатели. В качестве способов коррекции можно предложить смену формы проведения урока, использование ИКТ в процессе обучения, различных игровых форм обучения и др.