Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Возможность управления качеством образования
на уроках английского языка

Воскресенская Евгения Андреевна
Начать следует с определения понятия управление качеством образования. В узком смысле управление качеством образования — это управление качеством образовательного процесса и других видов деятельности, обеспечивающих формирование компетенций обучаемых и выпускников ОУ.
Качество образования можно рассмотреть, как взаимосвязанную структуру из трех компонентов:
  • качество результата;
  • качество процесса;
  • качество условий.
У каждого из этих компонентов есть свои составляющие. Также можно сделать вывод, что качество одного компонента влияет на качество других компонентов и все это безусловно также зависит и от составляющих. Таким образом можно представить взаимосвязь составляющих оценки качества образования в ОО , критериев и показателей этой оценки в виде таблице ( см. Таблица 1)
Однако выведенные критерии и показатели не являются совершенными. Они могут быть дополнены новыми содержаниями и компонентами. Содержание некоторых критериев и показателей может быть изменено в соответствии с поставленными задачами и условиями образовательной организации (ОО).
 
Таблица 1
Составляющие оценки качества образования в ОО Критерии Показатели
Качество содержания образования Нормативная база ● Нормативные документы
● Качество учебных планов
● Наличие и характер образовательных программ
Цель образовательных программ ● Постановка цели
● Планирование
● Отражение результата
● Достижимость цели
Приоритетные направления ● Наличие плана
● Расставление приоритетов
● Эффективность планов
Качество учебного плана ● Наличие и качество базисных учебных планов
● Наличие и качество вариативных учебных планов
Набор программ дополнительного образования ● Количество программ дополнительного образования
● Механизмы реализации
Качество общего менеджмента ОО Структура школы ● Управленческий аппарат
● Службы, отделы, комиссии
● Классы
Качество управленческого персонала ● Умение разработать перспективный план
● Умение доводить план до сведения структур
● Умение реализовать и контролировать образовательный процесс
Документация по руководству ● Наличие функциональных обязанностей
● Наличие регламента деятельности
● Стиль руководства
Обратная связь ● Наличие системы внутришкольного контроля
● Механизм и характер получаемой информации об образовательном процессе
● Наличие коррекционных действий
Качество обеспечения образовательного процесса Описание учебно-методической базы ● Наличие книг, пособий, измерительных инструментов, аудио- и видеоматериалов, программного обеспечения
● Интернет-ресурсы
● Эффективность
Описание материально-технической базы ● Наличие лабораторий, компьютерных классов, аудиторий и т.д.
● Эффективность их использования
Качество технологий обучения Качество плана-конспекта преподавателей ● Характер поставленной цели
● Методические составляющие
● Система контроля
● Планирование методики обучения
Современные методы обучения ● Наличие используемых современных методов обучения
● Их эффективность
Качество персонала Профессиональный уровень преподавателей ● Образование, квалификация
● Степень овладения методикой обучения
● Степень овладения технологией обучения
Положительная мотивация преподавателей ● Отношение к собственной деятельности
● Система поощрения
Наличие системы повышения квалификации ● Планы повышения квалификации
● Количество преподавателей, повысивших квалификацию
Компетентность в инновационных методиках ● Знание об инновационных методиках обучения
● Умение использовать инновационные методики в учебном процессе
Качество обучающихся Достижение образовательного результата ● Уровни развитости УУД
● Достигнутые умения и навыки
● Метапредметные результаты
Ценностные ориентации ● Умение оценивать ситуации, высказать свою точку зрения
● Уровень взаимоотношений в классе и семье
Воспитанность учащихся ● Поведение и деятельность учащихся
● Воспитательное влияние школы, коллектива и окружающей среды
Положительная мотивация учащихся
  • Отношение к обучению
  • Система поощрения
Качество технологий проверки результатов обучения Система оценивания ● Контроль и диагностика в учебном процессе
● Наличие измерительных инструментов
● Механизм оценки знаний
● Механизм коррекции знаний учащихся
Механизм анализа результатов и коррекция учебного процесса ● Подведение итогов диагностирования
● Механизм коррекции учебного процесса
● Наличие планов дальнейших действий
 
Для примера возможности управления качеством образования возьмем: качество обучающихся как составляющую; достижение образовательного процесса как критерий и уровни развития УУД, и достигнутые умения и навыки в качестве показателей.
Одной из важных проблем школьного образовательного процесса является диагностика достижений образовательного результата обучающихся. Правильно проведенная диагностика помогает определить пробелы и неточности в организации работы учителя, скорректировать и усовершенствовать образовательный процесс, тем самым улучшив качество образования в ОО. И тут управлять процессом повышения качества образования по большей степени будет учитель-предметник.
На современных уроках английского языка идет формирование всех четырех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Приоритетными в диагностике освоения содержания такого предмета как английский язык становятся продуктивные задания по применению навыков, знаний и умений для создания учениками своего собственного информационного продукта. Как считают ученые, в современных условиях наиболее точным способом для оценки, как предметных умений, так и метапредметных, является мониторинг. Я провожу мониторинг входной (сентябрь), промежуточный (декабрь-январь) и итоговый (май) в виде тестирования. Затем сравниваю их с предыдущими результатами, что позволяет проследить и выявить положительную или отрицательную динамику. Естественно, проведение мониторинга подразумевает и дальнейшую аналитическую работу с его результатами, как на уровне конкретного учащегося, так и на уровне класса. Методом оценки сформированности универсальных учебных действий может стать процедура работы учащегося с оценочным листом. Лист оценки или самооценки можно разработать к учебной теме или к блоку небольших тем. В нем фиксируются критерии оценивания, учитывающие показатели предметных знаний и показатели универсальных действий. Еще одним способов оценки УУД по английскому языку является выполнение учащимися проектов. Знакомить учащихся с проектной деятельностью я начинаю уже с 3-5 классов. Проекты безусловно имеют градацию по уровню сложности (от «Моя любимая игрушка» для 3 классов, до создания буктрейлеров или видео экскурсий на английском языке для учеников 7-11 классов). Интересно проходят и групповые статистические опросы. Учащиеся выясняют наличие приоритетов и проблем, успешность выполнения заданий, а потом, обобщив данные, сообщают статистические данные классу либо оформляют стенгазету, памятку и т.д. Также на уроках английского языка в качестве технологий оценки УУД применяются разноуровневые задания, творческие задания, дискуссии, диспуты и многие другие.
 Итак, оценка достижения образовательного результата как критерия и системы универсальных учебных действий как показателя в курсе обучения английскому языку может осуществляться на основе проведения мониторинга, листов самооценки, комплексных работ, проектов, творческих заданий, разноуровневых заданий, практических работ. Я считаю, что такой комплексный подход направлен, прежде всего, на осмысление реальных учебных возможностей: соответствие обученности учащихся уровню их обучаемости, познавательные интересы, мотивы учения, а также на установление дидактических причин слабой успеваемости. Грамотно проведённый мониторинг учебных достижений обучающихся позволяет вовремя обнаружить пробелы и скорректировать учебную программу таким образом, чтобы исправить заниженные показатели. В качестве способов коррекции можно предложить смену формы проведения урока, использование ИКТ в процессе обучения, различных игровых форм обучения и др.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»