Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Метод модерации на уроках английского языка

Бродская Елена Валерьевна
Что такое универсальные  учебные действия, мы все уже давно знаем, благодаря федеральным государственным образовательным стандартам: это действия учащегося, обеспечивающие его способность к самостоятельному усвоению знаний, включая организацию этого процесса
Давайте вспомним, что  в составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:
  • личностные УУД, которые способствуют развитию личностных качеств и способностей ребёнка. Например, осознание, что такое личность, в диалоге со сверстниками, во взаимодействии с учителем, умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях,  ученик  задается вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и ищет  ответ на него.
  • регулятивные УУД, которые
обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности, а именно: универсальные учебные действия
целеполагания, планирования, прогнозирования, коррекции, оценки, волевой саморегуляции.
  • коммуникативные УУД, способствующие продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Учащиеся учатся  слушать других, участвовать в коллективном
  • познавательные УУД – которые делятся на
 - общеучебные
- логические
     -действия постановки и решения проблем
Познавательные УУД включают в себя:
  1. умение самостоятельно ставить познавательные задачи;
  2. умение анализировать, синтезировать учебный материал
  3. Умение оценивать процесс и результаты своей деятельности и деятельности друг друга
Теперь давайте обсудим способности учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию.
Как приятно порой бывает переложить бремя ответственности за результат с натруженных учительских плеч на плечи самих учащихся, которые, оказывается, должны саморазвиваться и самосовершенствоваться, но саморазвитие и самосовершенствование обучающегося  невозможно при сохранении его пассивной роли. Для того, чтобы наш ученик действительно взял на себя значительную долю ответственности за свое обучение,  необходимо признать равноправное положение  и активную позицию обучающегося в образовательном процессе. Не каждому учителю, виртуозно владеющему традиционными приемами и методами обучения, легко признать это, построить же новые отношения с учеником ещё сложнее. Сразу появляются вопросы. С чего начать?  Как превратить все в систему?  Какие методы обучения смогут заменить такие привычные, ставшими родными, традиционные?
И здесь нам на помощь приходит  современная технология модерации,  которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Методы модерации очень отличаются от традиционных способов обучения, здесь  ученик перестает быть объектом обучения и занимает активную позицию.
Основные принципы модерации:
  • структурированность (все содержание урока делится на четко определенные части);
  • систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);
  • комплексность  (содержание каждой части урока нацелено
на развитие универсальных учебных действий учащихся);
  • прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).
 
Урок  строится следующим образом ( этапы модерации):
  • инициация (начало урока);
  • вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);
  • формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);
  • интерактивная лекция (передача и объяснение информации);
  • проработка содержания темы (групповая работа учащихся);
  • рефлексия (подведение итогов, оценка урока);
  • эмоциональная разрядка (разминки - на любом этапе урока).
 
Эффективность зависит не только от структуры урока, но и от методов обучения. Данная технология предполагает использование активных методов обучения на всех этапах урока.
 
На первом этапе инициации создаётся эмоциональный настрой на уроке. Это можно осуществить  с помощью забавной песенки, весёлой фонетической зарядки, музыкального клипа, методов «Черный ящик», « Бутылка с посланием», «Самолётик пожеланий» и др.
        На  втором  этапе модерации  вхождения или погружения в тему – происходит постановка  целей урока. Определение учащимся личностной значимости этих целей делает осмысленным весь ход образовательного процесса, обеспечивает мотивацию на учёбу.  Можно использовать метод «Инструментальный пазл», где по набору определённых предметов предлагается определить тему урока, «Мозаика» , сложив которую ученики определяют тему урока, или обыграть «Лицензию на приобретение знаний».
На третьем этапе модерации  формирования ожиданий учеников, или планирования эффектов урока, можно использовать такие активные методы выяснения ожиданий и опасений, как «Прогноз погоды»,  «Фруктовое дерево», «Рождественская ёлка», «Русская печь», «Два дома» или «Рыболовная сеть».
Рассмотрим, к примеру, метод «Русская печь». Ожидания – это светлые носочки, а опасения – темные. Дети выбирают носочки  по своим ощущениям и вывешивают их на печь cо своими комментариями, например: «I want to be successful!» или  «I can’t answer questions!» или  I like/ I don’t like . Этот этап занимает не более 2-3 минут, но эмоционально положительно настраивает школьников на работу.
На  четвёртом и пятом этапах  модерации, которые  соответственно называются  интерактивная лекция,  которая предполагает передачу и объяснение информации,  а также  проработка содержания темы, целью должен стать эффективный обмен информацией между его участниками.
На этих этапах приветствуются различные  формы групповой работы, такие  как,  общая дискуссия, мозговой штурм, экспертный совет, создание кластера ( графическое изображение информации), заполнение пропусков – всё, что предполагает коллективное обсуждение конкретной проблемы с взаимообменом идеями, суждениями, мнениями в группе. Очень эффективны на этом этапе методы «Автобусная остановка», «Золотой ключик», «Ульи», «Визитные карточки», «Ярмарка».
Последний этап модерации – это подведение итогов, которое должно проходить в формате рефлексии, где учащиеся дают оценку уроку и своей работе на уроке.  Подведение итогов урока должно оставаться таким же интересным, творческим и содержательным, как и все другие этапы урока.
Школьники любого возраста с удовольствием встают в «Рефлексивный круг», где все вместе стараются осмыслить результат, а учитель обобщает сказанное и делает выводы. Очень эффективен метод «Аплодисменты», когда учащиеся встают в две шеренги лицом друг к другу и каждый, стоящий в конце шеренги проходит вперёд, под слова благодарности за работу на уроке и аплодисменты одноклассников.
Использование на уроках  активных методов обучения  позволяет включить в процесс познания практически всех учащихся, даёт возможность менять формы их деятельности. АМО усиливают интерес и мотивацию обучающихся, развивают их коммуникативные умения и навыки, приучают работать в команде. Учащиеся учатся критически мыслить, решать проблемы на основе анализа информации, взвешивать альтернативные решения, принимать продуманные решения.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»