Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование коммуникативной компетентности
обучающихся и 
CLIL технологии на уроках
английского языка 
в начальной и средней школе

Профе Ольга Александровна, канд. филол. наук,
учитель английского языка ГБОУ гимназия № 540
Санкт-Петербурга
 
В соответствии с ФГОС основного общего образования предметными результатами освоения образовательной программы по иностранному языку  являются приобщение к культурному наследию стран изучаемого языка, формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации, а также обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования определяет такие предметные результаты освоения образовательной программы по английскому языку, как «приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме», «знакомство с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы». Стандарт среднего общего образования подразумевает углубление и расширение спектра грамматических правил и лексических единиц, я также более глубокое знакомство с культурой и литературой стран изучаемого языка.
Термин «Content and Language Integrated Learning» (интегрированное предметное и языковое обучение, далее – CLIL), предложенный финским педагогом Дэвидом Маршем в 1994 году, отражает интегративный подход к образовательному процессу. CLIL технологии используются в современной школе в дополнение к технологиям системно-деятельностного подхода, что помогает сделать процесс обучения более эффективным.
Идеи межпредметных связей в педагогике были заложены еще такими учеными, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский. CLIL технологии отражают взаимосвязь иностранного языка с другими школьными предметами и областями знаний. Рассмотрим, как на уроках английского языка взаимосвязь материала самого английского языка и содержания других областей знаний - изобразительного искусства, литературы, истории, географии, музыки, театра обогащают образовательный процесс, помогают глубже понять культуру англоговорящих народов.
Особенное значение CLIL технологии приобретают в начальной школе, начало которой совпадает с началом нового этапа в жизни ребенка - он привыкает к выполнению общественно значимой функции школьника. Ведущим видом деятельности у него становится учебная деятельность. В отличие от дошкольника, у ученика младших классов появляется рефлексия, произвольность психических процессов и поведения. Рефлексия – свойство, позволяющее оценивать себя в учебной деятельности, свои особенности. Дети начинают активнее мыслить логически, использовать логические построения. В этом возрасте ребенок начинает усваивать нормы, существующие в обществе в отношениях между людьми, развиваются нравственные эмоции.
В возрасте 7-8 лет многие ребята только начинают изучать иностранный язык, а многие продолжают его изучение. На этом этапе важно заинтересовать ребенка предметом и поддерживать интерес к процессу обучения. В этом может помочь использование межпредметных связей на уроках английского языка.
Использование в образовательном процессе элементов изобразительного искусства помогает в прямом смысле сделать обучение ярче, добавляет ему ярких красок. Создание ребятами рисунков по лексическим темам, которые мы изучаем на уроках (например, при изучении тем «Семья», «Дом», «Части тела», «Времена года» и т.д), дополнение их надписями на английском и озвучивание этих слов и предложений на уроке перед классом создает условия многоступенчатого закрепления материала. На первый взгляд такое простое задание даже для начинающих, как задание творчески представить на альбомном листе букву алфавита (часто ребята при этом рисуют предметы, названия которых начинающиеся с этой буквы) помогает им лучше запомнить буквы неродного языка, оживить алфавит, прочувствовать его.
Очень важным на занятиях в начальной школе становится музыкальный аспект. Детям нравится слушать и разучивать песенки на английском, петь их хором и индивидуально, в этом возрасте они особенно чувствуют интонационную общность слова и музыки.
Во время создания творческих работ в начальной школе ребята вырезают из бумаги, создают открытки и объемные композиции из разных материалов (связь с предметом технология). Связь уроков английского с киноискусством, мультипликацией проявляется не только в просмотре и обсуждении фрагментов мультфильмов и фильмов на английском, но и в создании видеороликов (например, поздравительных видео-открыток). Подобные задания делают ИКТ неотъемлемой частью образовательного процесса.
Использование знакомых живописных и литературных сюжетов в процессе обучения, а также материала других знакомых на родном языке предметов (математики, природоведения, географии и других) в процессе обучения делает занятия иностранным языком эффективными и интересными для ребят, помогает расширить их «зону ближайшего развития». Занятия с использованием межпредметных связей не только дадут ребятам знания по иностранному языку, предусмотренные программой, но и будут способствовать расширению кругозора, повышению мотивации, поддержат интерес к познанию. На таких занятиях происходит и развитие творческих способностей учеников, их положительных личностных качеств, происходит формирование этических, нравственных ценностей, что оказывает положительное влияние и на занятия другими школьными предметами. На занятиях иностранными языками чаще, чем на других занятиях, у учеников начальной школы может возникнуть нежелание взаимодействовать с учителем и с другими учениками, бывает сильнее страх неудачи. Использование межпредметных связей на уроке поможет преодолеть "языковой барьер" и получить удовольствие от образовательного процесса.
Наиболее эффективно занятия проходят в специально сконструированной образовательной среде, когда в оформлении класса для занятий иностранным языком используются и материалы по другим школьным предметам — наглядные пособия, живописные произведения, географические карты, исторические таблицы. Важно, чтобы при работе с этими материалами задания были в игровой форме, многие упражнения выполнялись в движении, мыслительная деятельность сочеталась бы с двигательной активностью (элементы физкультуры). Ученики начальной школы могут заниматься проектной работой, играть в ролевые игры, рисовать, петь песни, рассказывать стихи, работать по группам с яркими картинками и другими наглядными пособиями — все эти формы работы особенно эффективны при использовании принципа межпредметных связей на уроках иностранного языка.
Использование межпредметных взаимосвязей на уроках иностранного языка увеличивает словарный запас учеников, расширяет их кругозор, обогащают речь обучающихся. Связь иностранного языка с другими предметами повышает уровень лингвистических и лингвострановедческих знаний учащихся, приобщает учеников через изучение иностранного языка к ценностям национальной и мировой культуры.
Главной целью интегрирования английского языка и других предметов является формирование коммуникативной компетентности обучающегося, при этом обучение может происходить через все виды речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо.
Использование межпредметных связей на уроках затрагивает эмоциональную сферу учащихся, что делает процесс обучения более эффективным. Л. С. Выготский, автор культурно-исторической теории, утверждает, что в психическом развитии человека социальное начало преобладает над биологическим, при этом источники психического развития индивида находятся не в нем самом, а в системе его общения с другими людьми, в его совместной деятельности с ними. Л. С. Выготский ввел в психологию понятие «зоны ближайшего развития». Оно обозначает такие действия индивида, которые он может первоначально успешно выполнять лишь во взаимосвязи с другим человеком (учителем, одноклассником), в общении с ним и с его помощью, а затем уже самостоятельно. Присвоение людьми культуры в процессе их коллективной деятельности и общения происходит в таких исторически сложившихся формах, как обучение и воспитание. С точки зрения Л. С. Выготского, обучение и воспитание являются всеобщими формами психического развития человека. Роль общества, общения очень важна для развития и образования человека.
Еще в тридцатые годы прошлого века Л. С. Выготский указывал на необходимость развития эмоций и интеллекта в их единстве. В настоящее время в образовании применяются принципы обучения школьников с учетом их эмоционального и творческого развития. Начиная с младших классов, дети получают необходимое общее психическое и эмоциональное развитие, развитие творческих способностей, умения учиться. Это поможет им более эффективно обучаться в средних и старших классах.
В средней школе на уроках английского языка межпредметные связи тоже помогают сделать процесс обучения более эффективным, повысить мотивацию учащихся, что особенно важно для учащихся 5-6 классов, когда вопросы межличностных отношений или другие вопросы, связанные с взрослением личности, могут отвлекать ребят от уроков. Использование элементов изобразительного искусства, литературы, истории, географии, музыки, театра в учебном процессе обогащают его, вносят в процесс обучения эмоциональную составляющую, повышают эмоциональный интеллект учащихся.
Таким образом, использование на уроках английского языка межпредметных связей в процессе обучения делает занятия более эффективными и интересными для ребят, помогает им скорее научиться свободно общаться на английском языке.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»