Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Применение новых педагогических технологий
в различных видах речевой деятельности
на уроках английского языка

Стеценко Любовь Павловна,
учитель английского языка  ГБОУ
СОШ № 97 Санкт-Петербурга
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Одним из современных подходов к решению общепедагогических задач по обучению, воспитанию и развитию учащихся является личностно-ориентированное обучение, которое  направлено на интеллектуальный и нравственный рост личности. Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребенка, то и методическую основу представляет индивидуализация и дифференциация учебного процесса.
Личностно-ориентированный подход, развивает у учащихся не только память, но и самостоятельность мышления. При разработке системы учебных заданий на уроке необходимо учитывать не только сложность содержания этих заданий, но и различные приемы их выполнения, которые заданы непосредственно ( в виде правил, алгоритмов действий) или путем организации самостоятельного поиска при изучении той или иной темы.
Одним из методов, обеспечивающим личностно-ориентированное обучение, является метод проектов. Проекты могут подразделяться на: монопроекты, коллективные, устно-речевые, письменные и интернет-проекты. Работа над проектом- это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнеров по общению, развивать умение добывать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.
В своей практике я и мои ученики создавали творческие,  информативные проекты, например, работа над проектом по теме «Санкт-Петербург» в рамках элективного курса. Учащиеся изучали новую лексику по темам, искали нужную информацию по отдельным частям темы: Образовательные учреждения Санкт-Петербурга. Религиозные конфессии Петербурга. Архитектура города. Основание Санкт-Петербурга. Символы и эмблемы города. Все аспекты темы были взаимосвязаны и,  готовя проект по одному из вопросов, дети изучали все аспекты темы. Далее дети объединились в группы, в каждой из которых были распределены следующие роли: кто-то следил за активностью в группе, кто-то отслеживал культуру общения и взаимопомощь внутри группы.
Метод обучения в сотрудничестве. Идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов: Р. Славина,Р. Джонсона,  Э. Аронсона. Основная идея этой технологии- создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Основные принципы:  а) группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей. В каждой группе должны быть девочки и мальчики, разные по силам. Состав группы можно менять от урока к уроку;б) группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей членами группы; в) оценивается работа всей группы;г) учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание.
Варианты обучения в сотрудничестве:  обучение в команде. Уделяется особое внимание “групповым целям” и успеху всей группы: а) команды получаю одну награду на всех, б) “индивидуальная” ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех все группы зависит от удач или неудач каждого его члена,  в) каждый ученик приносит очки своей группе, которые, она зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов.
Еще один вариант обучения в сотрудничестве-учимся вместе. Разработан в университете штата Миннесота в 1987 году ( Д. Джонсон, Р. Джонсон).  Класс делится на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает одно задание, которое является частью какой-либо большой темы,  над которой работает весь класс. В процессе работы группы общаются между собой, участвуя в коллективном обсуждении, уточняя детали, предлагая свои варианты, задавая вопросы друг другу. Группа получает награды в зависимости от каждого ученика. Поэтому и в данном случае задания в группах дифференцированы по сложности и объему.
Методика проведения диспута: Учащиеся делятся на 2 группы оппонентов. Ведущим может быть учитель. Например данная форма работы может быть предложена по теме “Глобализация- за и против”. Обучающимся дается 15 минут для подготовки к участию в диспуте. 1 группа просматривает и выбирает позитивные утверждения по теме, а 2 группа негативные. 3 группа занимается организационными вопросами. Роль ведущего начать и завершить работу диспута, быть связующим звеном, задавать вопросы, направлять ту или иную группу в нужное русло, подводить итог.
Еще одной формой группового общения является дискуссионная игра, в ходе которой обсуждаются актуальные и интересные для учащихся вопросы. Каждый учащийся выбирает удобную для себя роль и высказывается  от имени выбранного им персонажа. Содержанием таких дискуссий обычно служит любая проблема реальной жизни. Например, выбор профессии, планы на будущее, отношения с родителями, защита окружающей среды, роль женщины в обществе.
Технология “Развитие критического мышления” разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы. Эта технология является системой стратегий и методик предназначенных для использования в различных предметных областях. Она позволяет добиваться таких результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Цель ТРКМ: обучение , развитие,  самореализация личности ребенка. Задачами являются: создание условий для развития креативного мышления школьников путём нестандартной организации учебно-воспитательного процесса, поддержание стойкого интереса к изучению иностранных языков через практическое применение полученных знаний. Особенности развитого критического мышления: открытость новым идеям, собственное мнение, рефлексия собственных суждений, оценочность.
 На первой стадии вызова происходит  побуждение к работе с новой информацией, актуализация имеющихся знаний, и обмен мнениями. На фазе осмысления содержания учащиеся получают и классифицируют новую информацию. На стадии рефлексии происходит обмен мнениями о новых знаниях, побуждения к дальнейшему расширению информационного поля.
Существует ряд приемов ТРКМ:
1. Метод контрольных вопросов: используется мною в работе для формулирования решений по определенным проблемам, например: Преимущества и недостатки традиционного образования; Интернет- за и против; Влияние компьютерных игр.
2. Синквейн: применяется на стадии вызова (речевая зарядка, дотекстовый этап работы при аудировании или чтении). Учителем в презентации или на интерактивной доске задается имя (название, личность, предмет, звание…), учащиеся должны подобрать два прилагательных, описывающих  эту личность, описание действий (3 глагола), фразу из 4 слов, которые выражают сущность, синоним первого слова, который раскрывает суть этого понятия; например, личность – Петр Первый, понятие – социальные сети.
3. Дерево предсказаний используется мною на уроках на стадии рефлексии.
Этот прием помогает строить предложения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования.  Правила работы с данным приемом таковы:  возможные предложения, учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева- тема, ветви- предложения, которые ведутся по двум основным направлениям – “возможно” и “вероятно” ( количество “ветвей” не ограничено), и наконец “листья” – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. “Древо предсказаний” целесообразно использовать на стадии закрепления лексики с целью анализа какой либо проблемы. Также прием возможен для ряда закрепления грамматических тем: условные придаточные предложения 0-3 типа, где учащиеся самостоятельно предлагают следствия при данных условиях.
4. Инсерт ( авторы Воган и Эстес): самоактивизирующая  системная  разметка  для эффективного чтения  и размышления относится к группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся.  Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения. Учащиеся в табличном варианте заполняют информацию об уже известном, о новом, о непонятном в данном тексте. С помощью приема Инсерт возможно решение обширного спектра лексико-грамматических задач. Похож по структуре прием Бортовой журнал. Этот способ визуализации материала является приемом обучающего письма на смысловой стадии, когда учащиеся во время изучения темы или текста записывают свои мысли. Самой простой формой перед чтением или аудированием  является запись учащимися ответов на вопросы: что мне известно по данной теме? что нового я узнал из текста?
5. Круги по воде. Прием приемлем к использованию на стадии вызова и рефлексии. В начале или конце темы записывается ее название на английском языке,  на каждую букву этого слова учащиеся придумывают новое слово или фразу, таким образом, осуществляется активизация или повторение лексики.
6. Кластер- графический прием систематизации материала. В центре обозначается тема, от нее отходят лучи- крупные смысловые единиц, далее  ответвления- термины и понятия. Система кластеров охватывает большое количество информации. Например,  тема Уильям Шекспир предполагает следующие лучи: великий драматург, актер, театр Глобус, Лондон, Стредфорд на Эйвоне; от каждого луча отходят соответствующие более детализированные ветви- понятия, термины.
7. Экспертиза. Технология экспертизы имеет несколько признаков творческой новизны.  Аналогичная замена или копирование:  например, сохранив сюжет,   внести изменения в описания, диалоги героев. Гомологичная замена: замена одного или нескольких элементов на элементы,  отличающиеся по  строению, но выполняющие такие же функции, например,  изменение внешнего вида героя, жилища и т.д. Элементная новизна: создание нового элемента, но при этом сам сюжет остается без изменений, например, создание нового акта действия. Системная новизна: создание нового сюжета из известных или с добавлением  новых героев. Пионерская новизна: создание нового произведения в новом направлении,  т.е. фантазирование.
8. Бином фантазии. Прием основан на создании чего – либо нового, абсолютно известного никому , чего никогда не существовало в природе.  Данный прием целесообразно  использовать при работе над словообразованием.
9. Загадка. Употребляется для активизации  лексических единиц по теме, тренировки учащихся в употреблении структуры вопросительного предложения .
10. Фишбоун (рыбий скелет). В «голове» скелета обозначают проблему, которая рассматривается в тексте, например, «Парниковый эффект». Над «верхними ребрами» отмечают причины возникновения изучаемой проблемы: увеличение выхлопов производств, транспорта, возрастание доли углекислого газа в воздухе. Под «нижними»- факты которые подтверждают существование таких причин.  Записи должны быть краткими. Фаза рефлексии осуществляется при сравнении своей схемы с предложенными другими участниками.
Для иллюстрации использования приемов ТРКМ на своих уроках при изучении темы: «Школьные предметы» приведу фрагмент урока.
1 этап- организационно-мотивационный ( стадия вызова). Учитель дает задание подобрать английские слова к рифмовкам, актуализирует уже имеющиеся у учеников знания по данной теме, мотивирует на дальнейшее сотрудничество,  старается снять напряжение; настроить детей на работу; ввести в атмосферу иноязычной речи, погрузить в языковую среду. Дети вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу, подбирают английские слова к рифмовкам, делают предположения о теме занятия, принимают участие в беседе, формулируют задачи.
2 этап-  объяснение нового материала, закрепление и повторение (стадия осмысления). Учитель знакомит учащихся с новой информацией  (лексика по теме учебные предметы и принадлежности), организует работу с  текстом «Школьные объявления» (поисковое чтение) с использованием приема «Бортовой журнал», затем осуществляет проверку понимания текста. Учащиеся воспринимают на слух и воспроизводят названия учебных предметов на английском языке, выписывают в тетрадь необходимые названия под соответствующими рубриками в таблице. Далее учитель организует самостоятельную деятельность учащихся с помощью приема «Экспертиза» и творческое взаимодействие учащихся в парах, затем в группах, организует деятельность учащихся в рамках приема «Бином фантазии» для закрепления материала и «Круги по воде» для повторения. Учащиеся составляют тезисы, а затем полные тексты по аналогичной, гомологичной и творческой замене исходного текста; потом записывают полный новый текст  своих новых школьных объявлениях и творческий текст в рамках приема «Бином фантазии».
3 этап-рефлексия. . Учитель предлагает повторно выполнить задание «Бином фантазии», но уже с опорой на новый лексический материал, затем  подводит итоги занятия, предлагает осуществить самооценку достижений. Ученики систематизируют полученную информацию и составляют новый вариант текста, участвуют в беседе по обсуждению  достижений.
Применение информационных технологий на уроках английского языка  подразумевает использование аутентичных видеокурсов, мультимедийных учебных пособий, презентаций и интернета.
Литература:
1. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку: методическое пособие/ Брейгина М.Е. – М., Титул, 1999.
2. Обучение в сотрудничестве средствами ВЕБ2.0/ Буденкова Е.А., Цвелюх И.П.- Журнал Высшее образование в России № 11, 2011.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»