Дистанционное обучение
(из личного опыта работы учителя английского языка)
Шупта Александра Михайловна
Дистанционные формы обучения вошли в нашу жизнь, жизнь обычного учителя и ученика, на фоне событий, связанных с социальными явлениями и потребностями, которые диктовались государством в связи с желанием сохранить здоровье всем гражданам страны. Высокая заболеваемость новой коронавирусной инфекцией заставила всех найти в себе силы и время в короткие сроки попробовать овладеть новыми для всех средствами ТСО. Новыми эти умения и навыки оказались для всех: учителей, учеников , родителей. Новыми стали и условия для реализации задач, поставленных школой. Необходимо было создать наиболее эффективные условия работы, максимальный комфорт и понижение шкалы волнения у всех участников процесса.
Дистанционное обучение стало нормой для всех участников образовательного процесса совсем недавно. Но так было не всегда. Если в прошлом учебном году, когда вся страна вынуждена была уйти «на удаленку», новый формат обучения вызвал у всех огромное сомнение и стресс, то позже, когда ресурсы и образовательные платформы были опробованы и апробированы педагогами, дистанционная форма стала палочкой — выручалочкой для решения многих задач, связанных с эффективностью обучения и воспитания.
В своей статье нам хотелось бы анонсировать положительные и отрицательные моменты дистанционной формы обучения, которые, к слову, в зависимости от уровня владения ТСО показались для нас разной степенью трудными для использования. Минусами считаем отсутствие очного общения между преподавателем и учеником, таким образом лишение живой коммуникации между участниками процесса, которая необходима ребенку в формировании личности, социализации и адаптации к условиям школы. При дистанционном обучении необходимо наличие целого ряда индивидуально-психологических условий. Также необходимо постоянно обеспечивать доступ к источникам информации. К тому же, при отсутствии очного контакта с ребенком, отсутствует возможность контроля его учебной деятельности. При отсутствии опыта работы с обучающими программами, курсами и платформами, нет возможности проверить то, что они достаточно хорошо разработаны. Прежде чем приступать к использованию готового ресурса, электронного урока, необходимо всегда проверять качество использованных материалов и способов , а еще и критериев оценивания работ учеников.
При минусах дистанционного обучения можно выделить и плюсы. Во-первых, это технологичность. Когда еще, как ни во время «удаленки» , всем участникам процесса удалось исследовать, научиться пользоваться в полном объеме ТСО. Как следствие, участникам процесса представлен огромный и разнообразный объем доступных информационных ресурсов. Широкое использование компьютерных и телекоммуникационных технологий в доставке учебных материалов и удобство места обучения и его планирования. Но, так как о дистанционном обучении речь идет в рамках школы, школьной программы, то необходимо учитывать возрастной фактор. Как правило, дети школьного возраста испытывают соблазн отложить работу до лучших времен, так как контроль со стороны учителя или родителя отсутствует, вернее, контроль имеет иную форму, не ту, которая осуществляется учителем непосредственно на уроке. К тому же, для детей младшего школьного возраста свойственно отсутствие навыков самоорганизации учебной деятельности, что естественным образом ведет к отсутствию эффективности и результативности обучения.
По опыту работы мы можем прийти к следующим выводам: дистанционное обучение имеет место быть в образовательном процессе, и его присутствие и использование невозможно исключить, хотя бы потому, что современная жизнь, связанная с новыми ТСО, обязывает нас владеть умениями и навыками использования учебных платформ, образовательных ресурсов и способов коммуникации всех участников процесса. Но так как школа остается социальным институтом, местом, где дети овладевают одним из самых важных умений-коммуникативным (умением общаться, выстраивать диалог со сверстником и учителем, действовать согласно общепринятым нормам морали, этики и этикета), то мы можем утверждать, что дистанционные технологии, электронный урок, образовательная платформа не могут быть эффективными, если они выбраны единственным инструментом для образования, обучения и воспитания подрастающего поколения. Необходимо сочетать, чередовать элементы традиционных форм урока с дистанционными. Одно без другого существовать как самостоятельная единица не могут.
Дистанционное обучение стало нормой для всех участников образовательного процесса совсем недавно. Но так было не всегда. Если в прошлом учебном году, когда вся страна вынуждена была уйти «на удаленку», новый формат обучения вызвал у всех огромное сомнение и стресс, то позже, когда ресурсы и образовательные платформы были опробованы и апробированы педагогами, дистанционная форма стала палочкой — выручалочкой для решения многих задач, связанных с эффективностью обучения и воспитания.
В своей статье нам хотелось бы анонсировать положительные и отрицательные моменты дистанционной формы обучения, которые, к слову, в зависимости от уровня владения ТСО показались для нас разной степенью трудными для использования. Минусами считаем отсутствие очного общения между преподавателем и учеником, таким образом лишение живой коммуникации между участниками процесса, которая необходима ребенку в формировании личности, социализации и адаптации к условиям школы. При дистанционном обучении необходимо наличие целого ряда индивидуально-психологических условий. Также необходимо постоянно обеспечивать доступ к источникам информации. К тому же, при отсутствии очного контакта с ребенком, отсутствует возможность контроля его учебной деятельности. При отсутствии опыта работы с обучающими программами, курсами и платформами, нет возможности проверить то, что они достаточно хорошо разработаны. Прежде чем приступать к использованию готового ресурса, электронного урока, необходимо всегда проверять качество использованных материалов и способов , а еще и критериев оценивания работ учеников.
При минусах дистанционного обучения можно выделить и плюсы. Во-первых, это технологичность. Когда еще, как ни во время «удаленки» , всем участникам процесса удалось исследовать, научиться пользоваться в полном объеме ТСО. Как следствие, участникам процесса представлен огромный и разнообразный объем доступных информационных ресурсов. Широкое использование компьютерных и телекоммуникационных технологий в доставке учебных материалов и удобство места обучения и его планирования. Но, так как о дистанционном обучении речь идет в рамках школы, школьной программы, то необходимо учитывать возрастной фактор. Как правило, дети школьного возраста испытывают соблазн отложить работу до лучших времен, так как контроль со стороны учителя или родителя отсутствует, вернее, контроль имеет иную форму, не ту, которая осуществляется учителем непосредственно на уроке. К тому же, для детей младшего школьного возраста свойственно отсутствие навыков самоорганизации учебной деятельности, что естественным образом ведет к отсутствию эффективности и результативности обучения.
По опыту работы мы можем прийти к следующим выводам: дистанционное обучение имеет место быть в образовательном процессе, и его присутствие и использование невозможно исключить, хотя бы потому, что современная жизнь, связанная с новыми ТСО, обязывает нас владеть умениями и навыками использования учебных платформ, образовательных ресурсов и способов коммуникации всех участников процесса. Но так как школа остается социальным институтом, местом, где дети овладевают одним из самых важных умений-коммуникативным (умением общаться, выстраивать диалог со сверстником и учителем, действовать согласно общепринятым нормам морали, этики и этикета), то мы можем утверждать, что дистанционные технологии, электронный урок, образовательная платформа не могут быть эффективными, если они выбраны единственным инструментом для образования, обучения и воспитания подрастающего поколения. Необходимо сочетать, чередовать элементы традиционных форм урока с дистанционными. Одно без другого существовать как самостоятельная единица не могут.