Цифровая трансформация методики
преподавания иностранных языков
Слободзян Ирина Николаевна
В 2016 г. стартовал федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», закрепленный Указом Президента РФ «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» и первоочередная задача этого проекта состоит в конструировании цифровой образовательной среды для увеличения возможностей непрерывного образования для всех граждан посредством онлайн-обучения с интерактивным участием и открытым доступом через Интернет.Основными факторами, порождающими потребность в построении цифрового образовательного процесса обучения, выступают три составляющих цифрового общества:
- цифровое поколение (новое поколение обучающихся, имеющее особые социально психологические характеристики);
- новые цифровые технологии, формирующие цифровую среду и развивающиеся в ней;
- цифровая экономика и порождаемые ею новые перспективы в успешной профориентации учащихся.
Хотим мы этого или нет, но большинство современных детей проводит свободное от учебы время в Интернете. Виртуальная жизнь, в которой они живут, становится их реальностью. Речь стилизуется под сообщения из мессенджеров, многие события переносятся из мира реального в мир виртуальный, и это не удивительно, так как они были рождены уже в цифровую эпоху. И учителя должны стать наставниками для детей из этой эпохи.
Вовлекать в процесс обучения ребенка, рожденного в цифровую эпоху, не используя цифровые средства обучения довольно сложно, так как самое эффективное обучение - это обучение, связанное с жизнью. Поэтому использование цифровых технологий на уроке становится уже не экзотикой, а повседневной реальностью.
В свою очередь цифровая образовательная среда имеет уникальные возможности для повышения качества образования и является начальным этапом для дальнейшего развития цифровой педагогики. Информационно-коммуникационные технологии предоставляют наибольшие возможности к модернизации подходов по реализации образовательных услуг, увеличению мобильности учащихся и преподавателей, созданию качественно новой образовательной среды.
Можно выделить четыре основных направления, связанных с цифровизацией образования:
- внедрение цифровых инструментов и технологий в традиционные образовательные программы и учебные дисциплины, или, другими словами, формирование модели смешанного обучения;
- развитие онлайн-образования;
- создание виртуальной (цифровой) образовательной среды;
- изменение подхода в организации работы образовательных учреждений.
Все вышеперечисленные направления взаимосвязаны, но в то же время в каждом из них есть своя специфика.
Цифровые технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни, в том числе и в такой сфере, как изучение иностранных языков. Информационные технологии и цифровые инструменты в обучении иностранным языкам становятся все более значимыми и широко используются в образовании во всем мире, в том числе в России. При этом цифровизацию саму по себе не следует рассматривать как методический подход, а всего лишь как инструмент во внедрении существующих методов.
Современные информационно-коммуникационные и цифровые технологии позволяют сочетать текст, графические и видеоизображения, речевое и музыкальное сопровождение в цифровом виде. На основе цифровых технологий создаются мощные инновационные средства накопления, представления и передачи знаний, а также учебные пособия.
Считается, что цифровые технологии - это те самые инструменты, которые помогают учащимся и учителям развивать возможности обучения, реформировать организацию занятий и обеспечивать поддержку любых учебных и методических ресурсов как в классе, так и за его пределами. При подготовке к занятиям и на самих занятиях преподаватель может широко использовать такие разнообразные Интернет-ресурсы, как: электронная почта, интерактивная доска, видеоконференцсвязь, интерактивные видеоролики, задания на различных платформах, электронные учебники и рабочие тетради, вебинары и многое другое.
Онлайн-платформы играют важную роль в процессе обучения иностранному языку, позволяя разнообразить уроки, сделать их ярче, интереснее, запоминающимися, в то же время значительно облегчая работу преподавателя. Многим учителям знакомы такие платформы как: Учи.ру, Skyes school, Foxford, Moodle, Российская электронная школа (РЭШ), ЯКласс, Coursera, FutureLearn. В них можно найти готовые или с их помощью можно создать тесты и викторины по различным темам программы, организовать интеллектуальные игры и экспресс-опросы учащихся на уроке, а также предлагать тесты в качестве домашних заданий. Они дают возможность отслеживать работу каждого ученика и получать полное представление о работе группы, а также экспортировать полученные данные в электронную таблицу Excel. При желании учителя могут использовать не только собственные тесты, но и готовые из библиотеки.
Примеры доступных наиболее популярных он-лайн цифровых ресурсов, которые можно использовать как впомогательное средство на уроке:
LearningApps - среди интерактивных ресурсов обучения иностранным языкам заслуживает особого внимания. Полностью бесплатный онлайн-сервис, позволяющий создавать интерактивные упражнения для проверки своих знаний по грамматической и лексической тематике программы. Преподавателям предлагаются специальные шаблоны для создания упражнений со своим языковым контентом (включая аудио- и видеофайлы) и их интеграции в сценарий обучения. Данное интерактивное приложение содержит задания различной степени сложности для любого уровня владения иностранным языком. Вкладка My classes позволяет организовать самостоятельную работу обучающихся в отдельных группах.
Quizlet – один из ведущих бесплатных приложений для изучения словарного запаса иностранного языка, а хорошо сформированные словарные навыки, которые являются важной составляющей содержания обучения иностранному языку, являются одним из условий успешного общения на иностранном языке. Это бесплатный сервис, который позволяет легко запоминать любую информацию, которую можно представить в виде учебных карточек. Все что требуется — это найти в базе или создать интерактивный материал — собственные карточки, добавляя к ним картинки и аудиофайлы и затем выполнять упражнения и играть в игры, чтобы запомнить данный материал.
Quizizz - это веб-инструмент для проведения экспресс-опросов, тестов, викторин по различным предметам. Задания из Quizizz можно использовать как в классе, так и предлагать в качестве домашней работы. Это один из самых распространенных сервисов для создания опросов и викторин, который эффективно используется учителями для оценки качества эффективности урока. Учитель создает тест (как правило, это задания с множественным выбором) по нужному материалу на своём компьютере, а учащиеся отвечают на эти вопросы со своих устройств (телефон, планшет, компьютер).
Plickers — один из наиболее удобных инструментов для молниеносной обратной связи. Работает оно с применением QR-кодов, более привычных в рекламе, магазинах. Plickers используется учителем на планшете или смартфоне, в связке с ноутбуком. Все, что необходимо сделать ученику, это правильно показать карточку с QR-кодом, а учителю сканировать коды с помощью своего телефона.
Kahoot ! – игровая обучающая платформа, которая может использоваться как в школах, так и других учебных заведениях. На сайте компании предоставлен каталог игр, каждая из которых является викториной, содержащей вопросы с несколькими вариантами ответов. Сайтом можно пользоваться в веб-браузере, а с 2017 года также и в приложениях для мобильных устройств. Kahoot! может использоваться для проверки знаний учащихся, или в качестве перерыва в классных занятиях. Платформа целенаправлено была разработана для групповых занятий: учащиеся собираются вокруг общего экрана (например, интерактивной доски, проектора, монитора или экрана, передаваемого виртуально) и одновременно отвечают на вопросы на своих устройствах. Вопросы выводятся ученикам на экран по одному. Участники набирают очки за каждый правильный ответ. В конце викторины на экран выводится количество очков всех участников, набранных во время ответа на её вопросы.
Learnis – система генерации веб-квестов с возможностью добавления любых предметных заданий. Она полностью русифицирована, так как была создана по идее отечественных учителей. Платформа уникальна тем, что обладает многофункциональностью. С её помощью можно создавать образовательные квесты, дидактические игры, терминологические словари, видеовикторины.
Самыми важными помощниками учеников и преподавателей в изучении иностранных языков являются презентации (MS Power Point, Prezi, Google Slides, Flowboard), которые позволяют наглядно и легко составить и представить материал по определенной теме. Презентации делают урок более интересным, разнообразным, красочным, а учебный материал более доступным
Сегодня зарубежные и российские издательские компании активно разрабатывают электронные учебники, преимуществом которых является их мобильность, доступность и скорость работы в них в связи с развитием информационно-коммуникационных технологий во всем мире. Одним из преимуществ внедрения электронных учебников является обновление их содержания. Благодаря электронным учебникам появляется возможность контролировать знания в форме компьютерного тестирования.
Важным аспектом изучения иностранного языка является умение использовать в своей практике электронные онлайн-словари, которые также направлены на демонстрацию и закрепление языковых навыков с целью поиска необходимой информации, а также на отработку фонетических навыков учащегося, поскольку словари имеют звуковое сопровождение для отработки произношения.
На дистанционных занятиях можно успешно использовать виртуальные доски, например, Miro, Scribblar, Jamboard и другие. Их использование позволяет решать самые разные задачи: совместно выполнять упражнения и видеть действия друг друга, показывать стрелкой место, на которое стоит обратить внимание, делать пометки, наклеивать стикеры, рисовать. На многих досках можно прикреплять ссылки, видео, изображения, таймер, их можно сохранять как изображения и повторно использовать, что не работает с обычной классной доской. Таким образом, виртуальная доска по своей сути похожа на настоящую доску, к которой мы привыкли, но дополнительно открывает ряд возможностей, каждая платформа имеет свои собственные.
Применение современных цифровых технологий возможно на разных этапах урока, а именно: актуализации знаний, объяснении нового материала, первичном закреплении знаний, обобщении, систематизации и контроле знаний, а также является необходимым условием для оценки эффективности современного урока.
Информационные новации создают условия существенной перестройки образовательного процесса, изменению роли педагога, основная образовательная задача которого будет трансформироваться – не объяснять тот или иной материал, а помогать каждому выстраивать индивидуальную траекторию освоения знаний и улучшить результаты учебного процесса, раскрывая резервы личности ученика, расширяя дидактические возможности урока и значительно облегчая преподавательскую деятельность.
Литература:
Азанова, А. Е. Цифровые технологии формирующего оценивания как современный подход к оценке учебных достижений обучающихся / А. Е. Азанова, А. А. Гущина. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020., URL:https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15754
Алексеева Н.А., Фисунов П.А. Организация процесса формирования познавательной активности студентов с использованием современных информационных и мобильных технологий, Вопросы лингводидактики и межкультурной коммуникации в контексте современных исследований: сборник научных статей XI международной научно-практической конференции, Чебоксары, 2019, с.85-89
Бароненко Е.А., Скоробренко И.А. Роль современных информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам//Информатизация образования и методика электронного обучения: материалы II Междунар. Науч.конф. Красноярск, 25-28 сентября 2018 г.: в 2 ч.
Биленко П.Н., Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Кондаков А.М., Сергеев И.С., Дидактическая концепция цифрового профессиональногообразования – М.: Издательство «Перо», 2019
Блинов В.И., Сергеев И.С., Есенина Е.Ю. Основные идеи дидактической концепции цифрового профессионального образованияи обучения. – М.: Издательство «Перо», 2019
Горовцова Е.Н., Ищенко Е.Г., Цифровая трансформация преподавания иностранного языка в современных условиях, URL: https://infourok.ru/cifrovaya-transformaciya-prepodavaniya-inostrannogo-yazyka-v-sovremennyh-usloviyah-4806286.html
Митюн М.А. Преподавание инстранного языка в эпоху цифровизации/Молодой ученый.-2021-№24(366), URL:https://moluch.ru/archive/366/82218
Померанцева Н.Г., Сырина Т.А. Интернет-платформы как способ интенсификации обучения иноязычной монологической речи//Филологические найки. Вопросы теории и практики. 2016.-№12(66).Ч.З. – С. 207-209. Режим доступа: URL:www.gramota.net/materials/2/2016/12-3/57.html
Серостанова Н.Н., Чопорова Е.И. Современные технологии преподавания иностранных языков в эпоху цифровизации образования // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6.; URL: URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30254