Обучение английскому языку в больших группах
Ныркова Светлана Геннадьевна,
учитель английского языка ГБОУ СОШ
№ 692 Санкт-Петербурга
е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
учитель английского языка ГБОУ СОШ
№ 692 Санкт-Петербурга
е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена проблеме преподавания английского языка в больших группах. В статье рассматриваются способы организации эффективного обучения английскому языку в больших группах.
Ключевые слова: обучение английскому языку, преподавание иностранного языка в больших группах, групповая работа, дифференцированный подход.
Преподавание английского языка в больших группах вызывает много сложностей. К основным проблемам, с которыми сталкивается учитель, относятся разный уровень владения языком у учеников, и, как следствие, трудности с подбором подходящего материала и заданий, невозможность контролировать работу каждого ученика на уроке, плохая дисциплина, необходимость проверки большого количества работ. Тем не менее существуют способы, которые помогут учителю организовать эффективное обучение даже в больших группах.
Одним из решений проблемы станет использование групповой работы на уроке. Делить класс на группы необходимо таким образом, чтобы в каждой группе были учащиеся разного уровня, сильные ученики смогут помогать слабоуспевающим. В каждой группе можно выбрать лидера, который будет объяснять задания и контролировать работу каждого ученика. При работе в группе необходимо дать возможность учащимся свободно общаться в процессе работы, нужно обращать внимание только на те ошибки, которые мешают процессу общения. Работу в группах следует ограничивать по времени. Для тех учащихся, которые заканчивают раньше, следует предусмотреть дополнительные задания, чтобы они не отвлекали учащихся других групп, можно также оценить или прокомментировать работу учащихся в то время, как остальные группы продолжают работу.
В качестве одной из форм групповой работы на уроках можно использовать работу «по станциям». Предлагаемая форма деятельности делает возможным самостоятельное и дифференцированное обучение. Для организации групповой работы с использованием «станций» учителю необходимо подготовить задания для каждой «станции». Каждая группа в течение урока должна поработать на каждой из «станций». В то время как остальные группы работают самостоятельно, учитель может контролировать работу учеников на одной из «станций», например, учитель может выступать в качестве слушателя или сам являться партнером-собеседником на «станции», где ученики отрабатывают навыки говорения. На каждой «станции» можно предусмотреть задания разного уровня сложности, чтобы учащиеся могли их самостоятельно выбирать (по своим силам). Станционная работа имеет ряд преимуществ: каждая группа работает в своем режиме (кто-то работает быстрее, кто-то медленнее), у учащихся есть возможность выбирать с какого задания начать работу, учащиеся могут пользоваться разными источниками информации и устранять «пробелы» самостоятельно или с помощью одноклассников.
Делить большой класс на группы можно не только при групповой работе, когда дается одно задание на всю группу, но и при индивидуальной работе для того, чтобы не тратить много времени на организационную работу на уроке. В каждой группе необходимо выбрать лидера, который будет раздавать или собирать задания, проверять, понятно ли каждому из учащихся его группы задание, следить, чтобы каждый из его группы работал и т.д.
Повторение хором за учителем или диктором также поможет эффективно организовать работу на уроках английского языка в больших группах, т.к. оно позволяет повысить активность каждого учащегося. Данный способ особенно эффективен на уроках в начальных классах. Ученики повторяют за учителем или диктором хором слова, рифмовки, стихотворения, песни. Хором также можно отрабатывать диалоги: класс делится на две группы (например, левая часть класса и правая). Каждая часть класса хором произносит свои реплики из диалога.
Для больших групп сложно подобрать подходящие задания, т.к. способности учащихся могут сильно отличаться. Чтобы задания не были слишком легкими для одних учащихся и слишком трудными для других, следует учитывать способности отдельных учеников и давать задания разного уровня. Таким образом учитель дает всем учащимся возможность справиться с заданием и поддерживает интерес к учению.
В больших группах следует давать больше заданий, ответы на которые могут отличаться, а не задания с единственным возможным ответом. На задания с единственным возможным ответом более слабые ученики часто не могут ответить или дают неправильный ответ, эффективным такое обучение для них не будет. Для более сильных учеников такие задания могут также оказаться малоэффективными, т.к. они могут быть для них слишком легкими и скучными. Задания с развернутым ответом, напротив, дают возможность всем ученикам справиться с заданием вне зависимости от их уровня. Ответы сильных учеников будут более сложными и большего объема. Слабые ученики могут послушать ответы других учеников в качестве образца перед тем, как написать свои собственные идеи. Задания с развернутым ответом позволяют выслушать ответы разных учеников на одно и то же задание и увеличивают время говорения учеников на уроке.
Темп работы отдельных учащихся в больших группах может сильно отличаться, поэтому необходимо давать задания, состоящие из обязательной части и дополнительного задания для тех, кто выполнил обязательную часть.
При обучении больших групп учитель сталкивается с необходимостью проверки большого количества работ. Для экономии времени педагог может использовать взаимопроверку, ученики обмениваются тетрадями и проверяют выполненные упражнения друг у друга.
У обучения английскому языку в больших группах, несмотря на все недостатки, есть преимущества. В больших группах учащиеся могут поделиться большим количеством идей и историй из жизни, что делает любые обсуждения интереснее. При работе над совместными заданиями учащиеся учатся распределять ответственность и помогать другим.
Ключевые слова: обучение английскому языку, преподавание иностранного языка в больших группах, групповая работа, дифференцированный подход.
Преподавание английского языка в больших группах вызывает много сложностей. К основным проблемам, с которыми сталкивается учитель, относятся разный уровень владения языком у учеников, и, как следствие, трудности с подбором подходящего материала и заданий, невозможность контролировать работу каждого ученика на уроке, плохая дисциплина, необходимость проверки большого количества работ. Тем не менее существуют способы, которые помогут учителю организовать эффективное обучение даже в больших группах.
Одним из решений проблемы станет использование групповой работы на уроке. Делить класс на группы необходимо таким образом, чтобы в каждой группе были учащиеся разного уровня, сильные ученики смогут помогать слабоуспевающим. В каждой группе можно выбрать лидера, который будет объяснять задания и контролировать работу каждого ученика. При работе в группе необходимо дать возможность учащимся свободно общаться в процессе работы, нужно обращать внимание только на те ошибки, которые мешают процессу общения. Работу в группах следует ограничивать по времени. Для тех учащихся, которые заканчивают раньше, следует предусмотреть дополнительные задания, чтобы они не отвлекали учащихся других групп, можно также оценить или прокомментировать работу учащихся в то время, как остальные группы продолжают работу.
В качестве одной из форм групповой работы на уроках можно использовать работу «по станциям». Предлагаемая форма деятельности делает возможным самостоятельное и дифференцированное обучение. Для организации групповой работы с использованием «станций» учителю необходимо подготовить задания для каждой «станции». Каждая группа в течение урока должна поработать на каждой из «станций». В то время как остальные группы работают самостоятельно, учитель может контролировать работу учеников на одной из «станций», например, учитель может выступать в качестве слушателя или сам являться партнером-собеседником на «станции», где ученики отрабатывают навыки говорения. На каждой «станции» можно предусмотреть задания разного уровня сложности, чтобы учащиеся могли их самостоятельно выбирать (по своим силам). Станционная работа имеет ряд преимуществ: каждая группа работает в своем режиме (кто-то работает быстрее, кто-то медленнее), у учащихся есть возможность выбирать с какого задания начать работу, учащиеся могут пользоваться разными источниками информации и устранять «пробелы» самостоятельно или с помощью одноклассников.
Делить большой класс на группы можно не только при групповой работе, когда дается одно задание на всю группу, но и при индивидуальной работе для того, чтобы не тратить много времени на организационную работу на уроке. В каждой группе необходимо выбрать лидера, который будет раздавать или собирать задания, проверять, понятно ли каждому из учащихся его группы задание, следить, чтобы каждый из его группы работал и т.д.
Повторение хором за учителем или диктором также поможет эффективно организовать работу на уроках английского языка в больших группах, т.к. оно позволяет повысить активность каждого учащегося. Данный способ особенно эффективен на уроках в начальных классах. Ученики повторяют за учителем или диктором хором слова, рифмовки, стихотворения, песни. Хором также можно отрабатывать диалоги: класс делится на две группы (например, левая часть класса и правая). Каждая часть класса хором произносит свои реплики из диалога.
Для больших групп сложно подобрать подходящие задания, т.к. способности учащихся могут сильно отличаться. Чтобы задания не были слишком легкими для одних учащихся и слишком трудными для других, следует учитывать способности отдельных учеников и давать задания разного уровня. Таким образом учитель дает всем учащимся возможность справиться с заданием и поддерживает интерес к учению.
В больших группах следует давать больше заданий, ответы на которые могут отличаться, а не задания с единственным возможным ответом. На задания с единственным возможным ответом более слабые ученики часто не могут ответить или дают неправильный ответ, эффективным такое обучение для них не будет. Для более сильных учеников такие задания могут также оказаться малоэффективными, т.к. они могут быть для них слишком легкими и скучными. Задания с развернутым ответом, напротив, дают возможность всем ученикам справиться с заданием вне зависимости от их уровня. Ответы сильных учеников будут более сложными и большего объема. Слабые ученики могут послушать ответы других учеников в качестве образца перед тем, как написать свои собственные идеи. Задания с развернутым ответом позволяют выслушать ответы разных учеников на одно и то же задание и увеличивают время говорения учеников на уроке.
Темп работы отдельных учащихся в больших группах может сильно отличаться, поэтому необходимо давать задания, состоящие из обязательной части и дополнительного задания для тех, кто выполнил обязательную часть.
При обучении больших групп учитель сталкивается с необходимостью проверки большого количества работ. Для экономии времени педагог может использовать взаимопроверку, ученики обмениваются тетрадями и проверяют выполненные упражнения друг у друга.
У обучения английскому языку в больших группах, несмотря на все недостатки, есть преимущества. В больших группах учащиеся могут поделиться большим количеством идей и историй из жизни, что делает любые обсуждения интереснее. При работе над совместными заданиями учащиеся учатся распределять ответственность и помогать другим.
Список литературы:
- Плотникова Н.Н. Обучение по станциям как одна из эффективных форм организации образовательной деятельности на уроках иностранного языка в начальной школе. // Языки и культура. – 2015. - №1 (29). – с. 122-130.
- Jim Scrivener Learning Teaching. A guidebook for English language teachers. – Macmillan, 2011. - 429 p.
- Ur P. A Course in English Language Teaching. - Cambridge University Press, 2012. - 388 p.