Формирование коммуникативной компетенции на уроках
иностранного языка средствами современных
образовательных технологий в условиях
реализации ФГОС
учитель английского языка
ГБОУ школа № 297
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ставит перед школой задачу формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное образование. Обязательным требованием ФГОС к обучению иностранному языку является ориентация на формирование коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире. Основной стратегией обучения становится личностно-ориентированный подход , ставящий личность ребенка, его возможности и способности, склонности и потребности в центр учебно-воспитательного процесса. Все это может быть реализовано на основе новых образовательных технологий.
Актуальность темы состоит в необходимости использования коммуникативных технологий, как инструмента повышения мотивации к обучению и результативности обучения, развития творческих способностей обучающихся на уроках английского языка.
Составляющие коммуникативной компетенции:
1. Речевая компетенция подразумевает под собой совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме), а также умение планировать свое речевое и неречевое поведение.
2. Языковая компетенция есть не что иное как систематизация ранее изученного материала, овладение новыми языковыми средствами по отобранной тематике, приводящее к увеличению объема используемых лексических единиц, позволяющих без труда осуществлять речевую задачу.
3. Компенсаторная компетенция реализует дальнейшее развитие умений выходить из положения при наличии нелостатка языковых средств при получении и передаче иноязычной информации.
4. Учебно-познавательная компетенция подразумевает развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению английским языком, способствующих повышать и реализовать познавательные интересы в других областях знания.
5. Социокультурная компетенция помогает в реализации увеличения объема знаний о социокультурной специфике англоговорящих стран, формировании умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка с дальнейшим выходом в социокультурную среду общения.
Задачи коммуникативного общения:
- создание коммуникативных ситуаций по теме урока;
- контроль сформированности навыков самостоятельной работы;
- развитие навыков подготовленного и неподготовленного говорения
(с текстовыми опорами и без опор) - монологической и диалогической речи;
- развитие навыков парной и групповой работы.
Организация работы обучающихся на уроке происходит с учётом нового содержания этапов урока: самостоятельного выдвижения цели предстоящей учебной деятельности обучающимися, планирования своих действий для достижения поставленной цели, осуществления деятельности, рефлексии полученных результатов.
Следовательно, в основе всех методов коммуникативного обучения должно лежать умение установить связи, находить успешные формы общения на любом языке.
Главным для коммуникативного метода является обучение через учебную коммуникативную деятельность, приближенную к реальной, учет индивидуальных особенностей учащихся, создание реальных ситуаций общения путем постановки речемыслительных задач.
Обучение иностранному языку как практическому средству межкультурной коммуникации требует широкого внедрения прогрессивных технологий, позволяющих изменить парадигму иноязычного образования путём вовлечения обучающихся в активную познавательную деятельность на изучаемом языке.
Коммуникативные технологии на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС.
Формы и технологии, используемые для обучения английскому языку, реализуют компетентностный и личностно-деятельностный подходы, которые в свою очередь, способствуют формированию и развитию поликультурной языковой личности, способной осуществлять продуктивное общение с носителями других культур.
Метод проектов. Одним из способов активизации учащихся в процессе обучения иностранным языкам является метод проектов, когда ученик самостоятельно планирует, создаёт, защищает свой проект, т.е. активно включается в процесс коммуникативной деятельности. Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работы, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Проектный метод помогает развивать языковые и интеллектуальные способности, устойчивый интерес к изучению языка, потребность в самообразовании. Применение метода проектов в современной школе является одним из самых мощных стимулов мотивации изучения иностранных языков, самый творческий вид деятельности, так как в работу над проектом вовлечены все обучающиеся, независимо от способностей и уровня языковой подготовки. Используются разнообразные типы проектов: творческие, информационные, практико-ориентированные и др.
Интерактивные технологии. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Интерактивные технологии предполагают:
- Диалоговое общение
- Приобретение самостоятельно добытого пережитого знания и умения
- Развитие критического мышления
- Развитие умения решать проблемы
- Комплексное взаимодействие ЗУН на уровне мышления, воспроизведения, восприятия
- Формирование личностных качеств учащихся
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач: развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между участниками процесса обучения, решает информационную задачу, развивает общие учебные умения и навыки, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде.
Информационные технологии. Занятия с использованием компьютерных технологий пользуются большой популярностью у школьников. Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать.
Специфика ИКТ включает в себя:
- Интерактивность – возможность диалога с обратной связью и оценкой;
- Независимость - равные возможности при обучении, т.к. ИКТ доступны всем учащимся в школе бесплатно;
- Адаптивность – возможность приспособиться к уровню каждого учащегося (темп, материал, мотивация, методы, предпочтения);
- Аутентичность – ИКТ дают возможность для более аутентичных видов деятельности: восприятие речи на слух и зрительное восприятие культуры.
Технология проблемного обучения на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности. Использование технологии проблемного обучения способствует развитию коммуникативных УУД, стимулирует интерес, поддерживает высокую мотивацию к изучению иностранных языков.
Заключение
В заключении хочется отметить, что коммуникативная компетенция – это одна из важнейших составляющих при обучении английскому языку, а применение современных компьютерных технологий, различных методов и приемов в обучении делают данный процесс более успешным и увлекательным. Если ребенок может читать, писать, выражать свои мысли и идеи на своем родном языке, воспринимать и адекватно реагировать на речь собеседника, то эти же самые процессы возможны и на иностранном языке. Важно лишь правильно и эффективно организовать процесс обучения. При этом коммуникативные умения необходимо целенаправленно формировать и развивать.
Список литературы
- Е.И. Пассов. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов - М.: Просвещение, 1991.
- Г.А. Китайгородская. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 1988. - №6
- Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка.// Ин. языки в школе. 2000. №2, с.3.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные пдходы к многоуровневому описанию в методических целях.-Еврошкола Москва, 2004.236 с.