Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 411 «Гармония»
с углубленным изучением английского языка
Петродворцового района Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ НЕМЕЦКИЙ»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
ГБОУ школы № 411 «Гармония»
Петродворцового района Санкт-Петербурга
______________________ ФИО
«________»______________ ________г.
Программа факультативного курса составлена на основе программы «Занимательный немецкий для школьников». Автор Н.В. Прохорова. - Ростов - на-Дону: издательство «Феникс», 2016.
Факультативный курс «Занимательный немецкий» носит предметно-ориентированный характер, предназначен для учащихся 5-х классов общеобразовательных учреждений и рассчитан на 34 часа.
Программа данного курса способствует развитию познавательного интереса к изучению немецкого языка. Данный предметный курс своим содержанием предназначен привлечь внимание учащихся 5 классов, заинтересовавшихся изучением немецкого языка, и направлен на расширение языковых и страноведческих знаний по предмету. Наряду с основной задачей этот курс предусматривает формирование устойчивого интереса к изучению данного предмета через социокультурный компонент обучения, значительно повышает учебную мотивацию, а, следовательно, и результативность обучения.
В настоящее время более тесными стали контакты нашей страны с зарубежными государствами, развиваются и укрепляются международные связи, появляются новые открытия, разрабатываются новейшие технологии. Поэтому совершенно очевидным фактом стало то, что обществу требуются люди, свободно владеющие иностранными языками. Большую роль в поддержании мотивов к изучению иностранного языка является формирование положительной мотивации к изучению языка, посредством использования различных методов и приёмов:
Новизна программы заключается в приобретении навыков работы на компьютере, использовании информационных технологий на занятиях: создание презентаций, слайд-шоу, организация и проведение внеклассных мероприятий на немецком языке, активная работа с аудио и видеоматериалами.
Спецификой данной программы является её ярко выраженный межпредметный характер. Данная программа несет общеинтеллектуальную напрвленность.
Отличительные особенности.
В преподавании учебного материала в рамках программы используются:
Группа комплектуется из обучающихся 5-х классов.
Срок реализации программы 1год по 1 часу в неделю (34 учебных часа).
Продолжается развитие умений школьников компенсировать недостаток знаний и умений в иностранном языке, используя в процессе общения такие приемы, как языковая догадка, переспрос, перифраз, жесты, мимика и др.
Расширяется спектр общеучебных и специальных учебных умений, таких, как: умение пользоваться справочниками, двуязычным словарем, интернетом, формирования системы личностных отношений, способности к самоанализу и самооценке.
Обучающиеся приобретают опыт творческой и поисковой деятельности в процессе освоения таких способов познавательной деятельности, как проектная деятельность в индивидуальном режиме и сотрудничестве. Некоторые проекты носят межпредметный характер (например, обществознание / география / история).
Формы занятий
Материал подается в форме презентаций, видеофильмов, викторин, не утомительной для школьника. Различные творческие задания будут способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Обучающимися придется собирать материал, работать с электронными источниками информации, словарями, энциклопедиями, создавать проекты и презентации и многое другое. На каждом занятии школьники добавляют к уже усвоенным знаниям дополнительный интересный материал, имея дело преимущественно с иноязычной речью, как устной, так и письменной. Таким образом, данная программа основывается на «коммуникативной методике». При помощи коммуникативного метода у детей развивается умение говорить и воспринимать речь на слух. В процессе общения и восприятия немецкой речи осваивается и грамматика. Обучающиеся сразу учатся говорить правильно.
Целесообразно использовать следующие формы реализации программы:
Основной целью внеурочной деятельности «Занимательный немецкий» является создание условий для интеллектуального развития учащегося и формирования его коммуникативных и социальных навыков, творческой фантазии, инициативы в приобретении знаний через игровую и проектную деятельность посредством немецкого языка.
Образовательная цель: создание условий для глубокого понимания культуры страны изучаемого языка.
Развивающие цели: расширение страноведческого и лингвистического кругозора обучающихся, развитие интереса к истории страны изучаемого языка и готовность к диалогу культур; развитие общеучебных и специальных навыков и умений.
Воспитательная цель: воспитание положительного, уважительного и толерантного отношения к культуре другой страны.
Задачи:
Познавательный аспект:
- научить учащихся решать коммуникативные задачи (общаться в наиболее распространенных стандартных ситуациях относительно данной темы);
- формировать и развивать лексический запас и грамматические знания у учащихся;
- познакомить учащихся с культурой стран изучаемого языка (музыка, история, литература)
- способствовать приобщению школьников к новому для них языковому миру;
- формировать некоторые универсальные лингвистические понятия;
- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов;
Развивающий аспект:
- развивать мотивацию к дальнейшему овладению немецким языком;
- развивать учебные умения;
- расширять кругозор школьников с помощью страноведческих знаний;
- формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
- развивать творческую фантазию учащихся;
- прививать навыки самостоятельной работы по овладению иностранным языком;
Воспитательный аспект:
- способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
- воспитание патриотизма;
- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность)
Общая характеристика
Материал данного курса состоит из набора тестов и различных творческих заданий: проектной деятельности учащихся, различных кроссвордов, игр, конкурсов, загадок, стихотворений, песенок с учетом возрастных особенностей учащихся.
Формы организации занятий предполагают сочетание лекционных моментов с активной поисковой деятельностью, решением проблемных лингвистических ситуаций. Для проверки усвоенных понятий, умений и навыков включены разные виды текстовых, зачѐтных заданий.
Содержание обучения немецкому языку отражает его функциональную направленность и носит личностно-ориентированный характер и включает в себя языковой материал (фонетический, лексический, грамматический) и способы его употребления в разных сферах общения; формирование речевых умений, определяющих уровень владения языком; знания о национально-культурных особенностях страны изучаемого языка.
Отбор содержания материала проводится с учетом необходимости и достаточности для достижения поставленной цели обучения, учитываются познавательные интересы учащихся в области страноведческой информации, а также опыт изучения знаний родного языка и родной культуры. В целях развития общелингвистических навыков, а также формирования социокультурной компетенции учащихся, являющейся основой создания положительной мотивации изучения немецкого языка в факультативном курсе, предусматривается использование следующих форм работы: учебно-коммуникативные игры; творческие и исследовательские микро и макро проекты; драматизация; презентация аутентичных аудио- и видеоматериалов; стихи, песни, пословицы, поговорки; кроссворды, викторины.
Задания, проекты рассчитаны на учащихся разного уровня подготовленности, разных языковых способностей. Все занятия курса направлены на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету, на разрешение различных проблемных ситуаций, имеющих коммуникативную направленность.
Мотивация занимает важное место среди прочих составляющих в основе эффективного овладения любым иностранным языком. Более всего способствует развитию мотивационной компетенции узнавание новых интересных сведений о стране изучаемого языка, приобщение к традициям, обычаям и культуре носителей языка. Программа данного курса способствует развитию познавательного интереса учащихся, подготовки к их социализации в обществе, развитие их творческих способностей, а так же развитие индивидуальных качеств личности.
Иностранный язык как учебный предмет характеризуется:
- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, истории, музыки, географии);
- многоуровневостью (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой — умениями в четырех видах речевой деятельности);
- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
Личностные результаты - отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира. К личностным УУД относятся: положительное отношение к познавательной деятельности, приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, осознание себя как индивидуальности, способность к самооценке своих поступков, общие представления о мире, как о многоязычном и поликультурном сообществе, осознания языка, иностранного также, как средств общения между людьми, знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием иностранного языка.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действия - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата.
К регулятивным УУД относятся умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем необходимые действия, контролировать процесс деятельности, вносить свои коррективы, оценивать свои достижения, искать пути преодоления трудностей.
Метапредметные результаты - развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей школьников, развитие коммуникативных способностей школьников, умения вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение выбирать языковые и речевые средства для успешного решения коммуникативной задачи, готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации, способность осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в разных материалах, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Предметные результаты - овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических и лексических)
А. В коммуникативной сфере (во владении иностранным языком как средством общения):
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
Говорение:
Вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения (3-5 реплик); диалог-расспрос (вопрос — ответ) и диалог — побуждение к действию (3-5 реплик); уметь на элементарном уровне рассказывать о себе, семье, домашнем животном, о третьем лице, хобби, любимом школьном предмете, школьных принадлежностях, покупке; (7-10 предложений); описывать предмет, картинку; кратко характеризовать персонаж; (7-10 предложений); вербально сигнализировать понимание или непонимание, переспросить, попросить повторить сказанное, говорить громче, сказать слово по буквам; уметь дать оценочное суждение / выразить своё мнение, кратко аргументировать его; выразить сожаление или радость, поблагодарить и ответить на благодарность.
Аудирование:
Понимать на слух речь учителя и одноклассников; основное содержание небольших доступных текстов с общим и выборочным пониманием в аудиозаписи, построенных на изученном языковом материале.
Чтение:
Читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию; читать про себя тексты, включающие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, и понимать их основное содержание; находить в тексте нужную информацию, пользоваться словарём.
Письменная речь:
Владеть техникой орфографически правильного письма; писать с опорой на образец короткое личное, в том числе электронное, письмо; заполнять формуляры; делать записи для устного высказывания; использовать письменную речь для творческого самовыражения.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами):
Адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах; соблюдение особенностей интонации основных типов предложений; применение основных правил чтения и орфографии; распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, оценочной лексики, речевых клише) и грамматических явлений.
Социокультурная осведомлённость (межкультурная компетенция):
Знание названий стран и некоторых городов изучаемого языка; знание некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжетов некоторых популярных сказок, написанных на изучаемом языке, небольших произведений детского фольклора (стихов, песен); знание элементарных норм речевого и неречевого поведения, принятых в стране изучаемого языка; представление о некоторых особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка; представление о сходстве/различиях в традициях своей страны/стран изучаемого языка; понимание роли владения иностранными языками в современном мире на доступном учащимся уровне.
Б. В познавательной сфере (учебно-познавательная компетенция):
Овладение начальным представлением о нормах иностранного языка (фонетических, лексических, грамматических); владение общими и специальными учебными умениями на доступном уровне; развитие умения сравнивать языковые явления родного, первого и второго иностранных языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений; умения действовать по образцу в процессе выполнения упражнений и составления собственных высказываний в пределах курса; совершенствование приёмов работы с текстом с опорой на умения, приобретённых на уроках родного языка и первого иностранного (прогнозировать содержание текста по заголовку, иллюстрациям и т. д.); умение пользоваться справочным материалом, представленным в доступном данному возрасту виде (правила, таблицы); умение пользоваться словарём; умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных пределах.
Умения работать:
С информацией; с прослушанным и письменным текстом; с разными источниками информации; самостоятельно, рационально используя свой труд дома и в классе.
Специальные учебные умения:
Находить ключевые слова; семантизировать слова на основе языковой догадки; осуществлять словообразовательный анализ слов; выборочно использовать перевод; пользоваться двуязычным и толковым словарями.
Универсальные учебные действия:
регулятивные:
средняя общеобразовательная школа № 411 «Гармония»
с углубленным изучением английского языка
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Разработана и принята решением Педагогического совета ГБОУ школы № 411 «Гармония» Петродворцового района Санкт-Петербурга Протокол от __________ № _____ |
Утверждена Приказом от _____________ № ____ Директор ГБОУ школы № 411 «Гармония» Петродворцового района Санкт-Петербурга _________________ И.В. Носаева |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ НЕМЕЦКИЙ»
по направлению - общеинтеллектуальное
для обучающихся 5 классов
(количество часов – 34)
для обучающихся 5 классов
(количество часов – 34)
Составитель:
Андрейковец Ольга Петровна,
учитель немецкого языка
Андрейковец Ольга Петровна,
учитель немецкого языка
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
ГБОУ школы № 411 «Гармония»
Петродворцового района Санкт-Петербурга
______________________ ФИО
«________»______________ ________г.
Санкт-Петербург
2020
2020
1. Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса согласно требованиям ФГОС и одной из форм организации свободного времени. Такая программа создаёт условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа факультативного курса составлена на основе программы «Занимательный немецкий для школьников». Автор Н.В. Прохорова. - Ростов - на-Дону: издательство «Феникс», 2016.
Факультативный курс «Занимательный немецкий» носит предметно-ориентированный характер, предназначен для учащихся 5-х классов общеобразовательных учреждений и рассчитан на 34 часа.
Программа данного курса способствует развитию познавательного интереса к изучению немецкого языка. Данный предметный курс своим содержанием предназначен привлечь внимание учащихся 5 классов, заинтересовавшихся изучением немецкого языка, и направлен на расширение языковых и страноведческих знаний по предмету. Наряду с основной задачей этот курс предусматривает формирование устойчивого интереса к изучению данного предмета через социокультурный компонент обучения, значительно повышает учебную мотивацию, а, следовательно, и результативность обучения.
В настоящее время более тесными стали контакты нашей страны с зарубежными государствами, развиваются и укрепляются международные связи, появляются новые открытия, разрабатываются новейшие технологии. Поэтому совершенно очевидным фактом стало то, что обществу требуются люди, свободно владеющие иностранными языками. Большую роль в поддержании мотивов к изучению иностранного языка является формирование положительной мотивации к изучению языка, посредством использования различных методов и приёмов:
- игровые;
- внеурочная работа;
- нестандартные формы проведения занятий;
- использование компьютерных технологий;
- создание проблемных ситуаций;
- создание ситуации успеха.
Новизна программы заключается в приобретении навыков работы на компьютере, использовании информационных технологий на занятиях: создание презентаций, слайд-шоу, организация и проведение внеклассных мероприятий на немецком языке, активная работа с аудио и видеоматериалами.
Спецификой данной программы является её ярко выраженный межпредметный характер. Данная программа несет общеинтеллектуальную напрвленность.
Отличительные особенности.
В преподавании учебного материала в рамках программы используются:
- фронтальные и групповые формы работы;
- преемственность с уроками иностранного языка;
- межпредметные связи.
Группа комплектуется из обучающихся 5-х классов.
Срок реализации программы 1год по 1 часу в неделю (34 учебных часа).
Продолжается развитие умений школьников компенсировать недостаток знаний и умений в иностранном языке, используя в процессе общения такие приемы, как языковая догадка, переспрос, перифраз, жесты, мимика и др.
Расширяется спектр общеучебных и специальных учебных умений, таких, как: умение пользоваться справочниками, двуязычным словарем, интернетом, формирования системы личностных отношений, способности к самоанализу и самооценке.
Обучающиеся приобретают опыт творческой и поисковой деятельности в процессе освоения таких способов познавательной деятельности, как проектная деятельность в индивидуальном режиме и сотрудничестве. Некоторые проекты носят межпредметный характер (например, обществознание / география / история).
Формы занятий
Материал подается в форме презентаций, видеофильмов, викторин, не утомительной для школьника. Различные творческие задания будут способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Обучающимися придется собирать материал, работать с электронными источниками информации, словарями, энциклопедиями, создавать проекты и презентации и многое другое. На каждом занятии школьники добавляют к уже усвоенным знаниям дополнительный интересный материал, имея дело преимущественно с иноязычной речью, как устной, так и письменной. Таким образом, данная программа основывается на «коммуникативной методике». При помощи коммуникативного метода у детей развивается умение говорить и воспринимать речь на слух. В процессе общения и восприятия немецкой речи осваивается и грамматика. Обучающиеся сразу учатся говорить правильно.
Целесообразно использовать следующие формы реализации программы:
- занятие;
- занятие-путешествие;
- защита творческих работ и проектов;
- онлайн-экскурсия;
- само презентации.
Основной целью внеурочной деятельности «Занимательный немецкий» является создание условий для интеллектуального развития учащегося и формирования его коммуникативных и социальных навыков, творческой фантазии, инициативы в приобретении знаний через игровую и проектную деятельность посредством немецкого языка.
Образовательная цель: создание условий для глубокого понимания культуры страны изучаемого языка.
Развивающие цели: расширение страноведческого и лингвистического кругозора обучающихся, развитие интереса к истории страны изучаемого языка и готовность к диалогу культур; развитие общеучебных и специальных навыков и умений.
Воспитательная цель: воспитание положительного, уважительного и толерантного отношения к культуре другой страны.
Задачи:
Познавательный аспект:
- научить учащихся решать коммуникативные задачи (общаться в наиболее распространенных стандартных ситуациях относительно данной темы);
- формировать и развивать лексический запас и грамматические знания у учащихся;
- познакомить учащихся с культурой стран изучаемого языка (музыка, история, литература)
- способствовать приобщению школьников к новому для них языковому миру;
- формировать некоторые универсальные лингвистические понятия;
- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов;
Развивающий аспект:
- развивать мотивацию к дальнейшему овладению немецким языком;
- развивать учебные умения;
- расширять кругозор школьников с помощью страноведческих знаний;
- формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
- развивать творческую фантазию учащихся;
- прививать навыки самостоятельной работы по овладению иностранным языком;
Воспитательный аспект:
- способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
- воспитание патриотизма;
- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность)
Общая характеристика
Материал данного курса состоит из набора тестов и различных творческих заданий: проектной деятельности учащихся, различных кроссвордов, игр, конкурсов, загадок, стихотворений, песенок с учетом возрастных особенностей учащихся.
Формы организации занятий предполагают сочетание лекционных моментов с активной поисковой деятельностью, решением проблемных лингвистических ситуаций. Для проверки усвоенных понятий, умений и навыков включены разные виды текстовых, зачѐтных заданий.
Содержание обучения немецкому языку отражает его функциональную направленность и носит личностно-ориентированный характер и включает в себя языковой материал (фонетический, лексический, грамматический) и способы его употребления в разных сферах общения; формирование речевых умений, определяющих уровень владения языком; знания о национально-культурных особенностях страны изучаемого языка.
Отбор содержания материала проводится с учетом необходимости и достаточности для достижения поставленной цели обучения, учитываются познавательные интересы учащихся в области страноведческой информации, а также опыт изучения знаний родного языка и родной культуры. В целях развития общелингвистических навыков, а также формирования социокультурной компетенции учащихся, являющейся основой создания положительной мотивации изучения немецкого языка в факультативном курсе, предусматривается использование следующих форм работы: учебно-коммуникативные игры; творческие и исследовательские микро и макро проекты; драматизация; презентация аутентичных аудио- и видеоматериалов; стихи, песни, пословицы, поговорки; кроссворды, викторины.
Задания, проекты рассчитаны на учащихся разного уровня подготовленности, разных языковых способностей. Все занятия курса направлены на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету, на разрешение различных проблемных ситуаций, имеющих коммуникативную направленность.
Мотивация занимает важное место среди прочих составляющих в основе эффективного овладения любым иностранным языком. Более всего способствует развитию мотивационной компетенции узнавание новых интересных сведений о стране изучаемого языка, приобщение к традициям, обычаям и культуре носителей языка. Программа данного курса способствует развитию познавательного интереса учащихся, подготовки к их социализации в обществе, развитие их творческих способностей, а так же развитие индивидуальных качеств личности.
Иностранный язык как учебный предмет характеризуется:
- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, истории, музыки, географии);
- многоуровневостью (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой — умениями в четырех видах речевой деятельности);
- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
2. Планируемые результаты внеурочной деятельности (личностные, метапредметные и предметные). Ожидаемые результаты. Система отслеживания и оценивания результатов.
Занятия внеурочной деятельностью «Занимательный немецкий» направлены на формирование четырёх видов УУД: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.Личностные результаты - отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира. К личностным УУД относятся: положительное отношение к познавательной деятельности, приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, осознание себя как индивидуальности, способность к самооценке своих поступков, общие представления о мире, как о многоязычном и поликультурном сообществе, осознания языка, иностранного также, как средств общения между людьми, знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием иностранного языка.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действия - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата.
К регулятивным УУД относятся умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем необходимые действия, контролировать процесс деятельности, вносить свои коррективы, оценивать свои достижения, искать пути преодоления трудностей.
Метапредметные результаты - развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей школьников, развитие коммуникативных способностей школьников, умения вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение выбирать языковые и речевые средства для успешного решения коммуникативной задачи, готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации, способность осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в разных материалах, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Предметные результаты - овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических и лексических)
А. В коммуникативной сфере (во владении иностранным языком как средством общения):
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
Говорение:
Вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения (3-5 реплик); диалог-расспрос (вопрос — ответ) и диалог — побуждение к действию (3-5 реплик); уметь на элементарном уровне рассказывать о себе, семье, домашнем животном, о третьем лице, хобби, любимом школьном предмете, школьных принадлежностях, покупке; (7-10 предложений); описывать предмет, картинку; кратко характеризовать персонаж; (7-10 предложений); вербально сигнализировать понимание или непонимание, переспросить, попросить повторить сказанное, говорить громче, сказать слово по буквам; уметь дать оценочное суждение / выразить своё мнение, кратко аргументировать его; выразить сожаление или радость, поблагодарить и ответить на благодарность.
Аудирование:
Понимать на слух речь учителя и одноклассников; основное содержание небольших доступных текстов с общим и выборочным пониманием в аудиозаписи, построенных на изученном языковом материале.
Чтение:
Читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию; читать про себя тексты, включающие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, и понимать их основное содержание; находить в тексте нужную информацию, пользоваться словарём.
Письменная речь:
Владеть техникой орфографически правильного письма; писать с опорой на образец короткое личное, в том числе электронное, письмо; заполнять формуляры; делать записи для устного высказывания; использовать письменную речь для творческого самовыражения.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами):
Адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах; соблюдение особенностей интонации основных типов предложений; применение основных правил чтения и орфографии; распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, оценочной лексики, речевых клише) и грамматических явлений.
Социокультурная осведомлённость (межкультурная компетенция):
Знание названий стран и некоторых городов изучаемого языка; знание некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжетов некоторых популярных сказок, написанных на изучаемом языке, небольших произведений детского фольклора (стихов, песен); знание элементарных норм речевого и неречевого поведения, принятых в стране изучаемого языка; представление о некоторых особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка; представление о сходстве/различиях в традициях своей страны/стран изучаемого языка; понимание роли владения иностранными языками в современном мире на доступном учащимся уровне.
Б. В познавательной сфере (учебно-познавательная компетенция):
Овладение начальным представлением о нормах иностранного языка (фонетических, лексических, грамматических); владение общими и специальными учебными умениями на доступном уровне; развитие умения сравнивать языковые явления родного, первого и второго иностранных языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений; умения действовать по образцу в процессе выполнения упражнений и составления собственных высказываний в пределах курса; совершенствование приёмов работы с текстом с опорой на умения, приобретённых на уроках родного языка и первого иностранного (прогнозировать содержание текста по заголовку, иллюстрациям и т. д.); умение пользоваться справочным материалом, представленным в доступном данному возрасту виде (правила, таблицы); умение пользоваться словарём; умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных пределах.
Умения работать:
С информацией; с прослушанным и письменным текстом; с разными источниками информации; самостоятельно, рационально используя свой труд дома и в классе.
Специальные учебные умения:
Находить ключевые слова; семантизировать слова на основе языковой догадки; осуществлять словообразовательный анализ слов; выборочно использовать перевод; пользоваться двуязычным и толковым словарями.
Универсальные учебные действия:
регулятивные:
- самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
- строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- работать с прослушанным/прочитанным текстом: определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
- осуществлять информационный поиск; в том числе с помощью компьютерных средств;
- контролировать и оценивать результаты своей деятельности.
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами иностранного языка;
- уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;
- читать на иностранном языке с различными целями: поиск конкретной информации; детальное понимания содержания; понимание основного содержания;
- понимать немецкую речь на слух с целью полного, общего понимания содержания; извлечения конкретной информации.
- кратко излагать содержание прочитанного или услышанного текста; догадываться о значении новых слов по словообразовательным элементам, контексту;
- организовывать работу по выполнению и защите творческого проекта.
- Ответы на вопросы по изученной теме устно и письменно.
- Устная презентация темы с обсуждением.
- Выполнение творческих заданий.
- Конкурсы переводов.
- Устные монологические и диалогические высказывания.
- Письмо/ эссе/ сочинение.
- персональный компьютер;
- колонки;
- Наглядные пособия по курсу.
- видеоуроки по темам курса;
- раздаточный материал для освоения разделов курса.
- диски с аудио и видеоматериалами
3. Содержание курса внеурочной деятельности (с указанием форм ее организации и видов деятельности)
Содержание программы « Занимательный немецкий» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы школы, разработано с учетом материала программы обязательного изучения немецкого языка для 5 классов по предметной линии учебников «Горизонты» М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман и др.1 | Kennenlernen. Знакомство. Освоение элементарных языковых навыков. Фонетическая сторона: дифференциация немецких гласных звуков на основе активизации правил чтения гласных букв; соотнесение фонетического образа слова и его написания; отработка звуков на материале скороговорок и диалогов этикетного характера. Лексическая сторона. Знакомство, основные элементы речевого этикета: вежливое выражение просьбы. Вежливая форма. Побуждения к действию и ответные реплики. Работа с карточками. Грамматическая сторона речи: Личные местоимения: ich, du, Sie. Глаголы: heißen, wohnen, mögen, sein. Вопросы с вопросительным словом (wie, was, wo, woher) и ответы на них. Порядок слов; интонация простого предложения. Формирование элементарных коммуникативных способностей. Говорение: составление диалогов (работа в парах). Подготовка к проекту «Mehr über mich». Просмотр видео «Das Einstein-Gymnasium» , работа с рабочими листами по видео. Формирование микрогрупп. Распределение заданий. Обсуждение способов оформления проекта. Презентация проекта. Подведение итогов. |
2 | Meine Klasse. Мой класс. Освоение элементарных языковых навыков. Фонетическая сторона: дифференциация немецких согласных звуков на основе активизации правил чтения сочетаний согласных букв; соотнесение фонетического образа слова и его написания; отработка звуков. Лексическая сторона: Знакомство с новой лексикой: числа; школьные принадлежности; названия некоторых школьных предметов. Грамматическая сторона речи: Личные местоимения: er/sie, wir, ihr. Глаголы: kommen, heißen, mögen, sein. Определённый и неопределённый артикли: der, das, die, ein, eine. Притяжательные местоимения: mein,dein. Предлоги: in, auf. Говорение: Обсуждение презентаций, фильма «Die Video-AG stellt sich vor». |
3 | Tiere. Животные. Освоение элементарных языковых навыков. Фонетическая сторона речи: дифференциация немецких долгих и кратких гласных звуков на основе активизации правил чтения гласных букв; соотнесение фонетического образа слова и его написания; отработка звуков. Лексическая сторона речи: Изучение лексики. Грамматическая сторона: Спряжение глаголов haben, sein. Вопросы без вопросительного слова. Винительный падеж. Множественное число существительных. Формирование элементарных коммуникативных способностей Говорение: Просмотр видеофильма «Ein tierischer Star» . Обсуждение, работа с рабочими листами. Подготовка к защите проекта «Meine Haustiere». Выдвижение идеи. Формирование микрогрупп. Распределение заданий. Обсуждение способов оформления проекта. Презентация результатов проекта. Подведение итогов. |
4 | Mein Schultag. Мой день в школе. Освоение элементарных языковых навыков. Краткая и долгая гласная, соотнесение фонетического образа слова и его написания; отработка звуков. Лексическая сторона речи: Изучение лексики. Названия часов, времени суток, дней недели, школьных предметов. Грамматическая сторона: Указание времени. Порядок слов в предложениях с указанием времени. Предлоги: um, von … bis , am. Формирование элементарных коммуникативных способностей Говорение: Просмотр видеофильма «Am Morgen», «Auf dem Schulweg». Обсуждение. Мини-проект «Mein Schultag» |
5 | Hobbys. Хобби. Освоение элементарных языковых навыков. Виды деятельности (хобби). Описание статистических данных. Глаголы с изменяемой корневой гласной. Модальный глагол können. Глаголы с отделяемой приставкой. Краткость/ долгота гласных. Просмотр видеофильма «Berlin, Berlin», обсуждение, рабочие листы. Мини-проект «Mein Hobby» |
6 | Meine Familie. Моя семья. Рассказ о семье. Описание картинки. Притяжательные местоимения sein, ihr, unser. Обозначение профессий мужского и женского рода. Окончание –er, -e. Просмотр видеофильма «Meine Familie», обсуждение, рабочие листы. Проект «Meine Familie» |
7 | Was kostet das? Сколько это стоит? Глаголы essen, treffen. Конструкция «Ich möchte…». Порядок слов в предложении. Рамочная конструкция. Дифтонги eu, ei, au. Словосочетания – ins Kino gehen, Bücher lesen, einkaufen gehen, Freunde treffen, Musik hören, Sport machen, in die Stadt gehen. Просмотр видеофильма «Ich brauche ein Matheheft», обсуждение, рабочие листы. Подготовка к проекту «Ich gehe einkaufen», презентация проекта. |
4. Учебно-тематическое планирование (с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы), календарно-тематическое планирование.
Учебно-тематическое планирование
класс | № п/п | Разделы программы и темы занятий | Кол-во часов | Из них теор./практ. |
5 | «Занимательный немецкий » | 34 | 18/16 | |
1 | Kennenlernen. Знакомство. | 4 | 2/2 | |
2 | Meine Klasse. Мой класс. |
5 | 2/3 | |
3 | Tiere. Животные. | 5 | 3/2 | |
4 | Mein Schultag. Мой день в школе. |
5 | 3/2 | |
5 | Hobbys. Хобби. |
5 | 2/3 | |
6 | Meine Familie. Моя семья. |
5 | 3/2 | |
7 | Was kostet das? Сколько это стоит? |
5< |