Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности подготовки учащихся к аудированию при сдаче ГИА 

Акопян Тереза Левоновна
Федеральный образовательный стандарт второго поколения включает в образовательною область «Филология» иностранный язык  как учебный предмет в один ряд с родным языком и литературой, таким образом, иностранный язык участвует в формировании основ филологического образования и формирует коммуникативную культуру школьника.
Одним из видов речевой деятельности, развивающим коммуникативные умения и навыки является аудирование.
При организации процесса аудирования важно помнить его некоторые особенности:
 – в идеальном случае, речь должна быть аутентичной;
– темп речи должен быть естественным для данного языка;
 – восприятие текста без зрительной опоры не должно превышать полутора-трёх минут, со зрительной опорой — пяти минут;
 – мысленное представление (соединение зрительного и слухового канала) создаёт лучшую возможность для извлечения требуемой информации;
 – подкрепление артикулированием слухового образа облегчает процесс восприятия речи на слух, особенно в случаях, когда сформированный образ слова ещё не закреплён или какие-либо помехи затрудняют восприятие – речь, предъявленная мужчиной, воспринимается легче, чем речь женщины или ребёнка;
 – основная информация, выраженная в начале сообщения, понимается на 100%, в конце — на 70%, в середине сообщения — на 40%;
 – уровень избыточности информации должен быть естественным, а ключевая информация представлена известной для обучающихся лексикой;
 – чем сложнее текст для восприятия, тем большую значимость приобретают визуальные опоры и упражнения на снятие языковых трудностей, подготавливающие обучающихся к прослушиванию текста. 
Из многообразия упражнений для развития навыков аудирования каждый учитель должен найти такие, которые будут соответствовать целям и содержанию учебного материала, учитывать возрастные и индивидуальные особенности группы обучающихся. Регулярные занятия по формированию навыков аудирования позволяют заполнить пробелы в навыках восприятия иноязычной речи, снять эмоциональный барьер и чувство страха перед аудированием. Важно помнить, что обучение аудированию осуществляется в тесной взаимосвязи с другими видами речевой деятельности, в рамках единой системы обучения иностранному языку.
При работе с аудиотекстом целесообразно делить упражнения на предтекстовые, текстовые и послетекстовые.
I. предтекстовые упражнения наиболее интенсивно управляют процессом восприятия иноязычной речи. Они способствуют
  • созданию у обучающихся мотивации, настроя на прослушивание текста определённого содержания,
  • снятию языковых (лексических, грамматических и фонетических) трудностей,
  • а также трудностей, касающихся страноведческой информации
  • составление ассоциограмм,
  • работа с иллюстрациями к тексту,
  • составление ряда картинок, прогнозирующих вероятный ход текста,
  • упражнения для обучения антиципации и многие другие.
Антиципация (лат. anticipatio, от anticipo — предвосхищаю), предвосхищение, заранее составленное представление о чём-либо
Для развития антиципации приостанавливать звучание текста (можно неоднократно) и побуждать обучающихся к прогнозированию продолжения текста.
  • Прослушать предложение и составить следующее собственное, сочетающееся по смыслу с прослушанным.
  • Предложенный ряд картинок разложить в последовательности согласно содержанию текста.
  • Определить, кому из персонажей текста могут принадлежать предложенные реплики.
  • Обучающиеся сидят в кругу, учитель говорит шёпотом предложение одному ученику, он должен передать другому и т.д.
  • Один обучающийся выходит из класса. Учитель показывает остальным предложение и называет по одному слову из этого предложения каждому обучающемуся. Когда ученик входит в класс, все начинают произносить свои слова, его задача понять смысл высказывания, в идеальном варианте расставить все слова по своим местам, чтобы получилось "говорящее предложение”.
II. текстовые задания.
  • упражнения для развития фонематического слуха,
  • визуальный диктант,
  • ориентация по плану,
  • определение верных высказываний,
  • выписывание отдельной информации и другие.
III. Послетекстовые задания выполняют, как правило, контролирующую функцию.
Примеры упражнений, которые можно использовать на уроке.
  • Прослушать диалоги. Проставить номера диалогов под картинкой, соответствующей диалогу.
  • Прослушать монологи. Проставить номера монологов соответственно картинке.
  • Игра "Bingo”: Обучающиеся получают карточки с несколькими словами или цифрами. Учитель называет букву (цифру), если она есть в слове, её следует зачеркнуть. Когда зачёркнуты все буквы (цифры), обучающийся должен выкрикнуть "Bingo”. Учителю нужно точно знать, какие цифры стоят на карточках. На карточках могут вместо цифр быть картинки с изображением каких-либо предметов. Услышанное слово отмечается крестиком. Выигрывает тот, кто первым отметил все слова.
  • Визуальный диктант. Диктант можно использовать при прохождении тем "Город. Ориентация в городе”, "Квартира”. Обучающимся раздаются незаполненные планы города, квартиры или комнаты, в которых они, ориентируясь на слух, должны добраться до определенного места или расставить мебель.
  • Определить количество слов в услышанных предложениях.
  • В списке слов, словосочетаний или предложений отметить те, которые соответствуют услышанным.
Развитие навыков аудирования, как и других видов речевой деятельности зависит от конечной цели. В рамках сдачи ГИА подбор упражнений должен содержать такие виды заданий, которые помогут учащимся подготовиться к данному виду тестирования, учесть возможные ошибки

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»