Особенности подготовки учащихся к аудированию при сдаче ГИА
Акопян Тереза Левоновна
Федеральный образовательный стандарт второго поколения включает в образовательною область «Филология» иностранный язык как учебный предмет в один ряд с родным языком и литературой, таким образом, иностранный язык участвует в формировании основ филологического образования и формирует коммуникативную культуру школьника.Одним из видов речевой деятельности, развивающим коммуникативные умения и навыки является аудирование.
При организации процесса аудирования важно помнить его некоторые особенности:
– в идеальном случае, речь должна быть аутентичной;
– темп речи должен быть естественным для данного языка;
– восприятие текста без зрительной опоры не должно превышать полутора-трёх минут, со зрительной опорой — пяти минут;
– мысленное представление (соединение зрительного и слухового канала) создаёт лучшую возможность для извлечения требуемой информации;
– подкрепление артикулированием слухового образа облегчает процесс восприятия речи на слух, особенно в случаях, когда сформированный образ слова ещё не закреплён или какие-либо помехи затрудняют восприятие – речь, предъявленная мужчиной, воспринимается легче, чем речь женщины или ребёнка;
– основная информация, выраженная в начале сообщения, понимается на 100%, в конце — на 70%, в середине сообщения — на 40%;
– уровень избыточности информации должен быть естественным, а ключевая информация представлена известной для обучающихся лексикой;
– чем сложнее текст для восприятия, тем большую значимость приобретают визуальные опоры и упражнения на снятие языковых трудностей, подготавливающие обучающихся к прослушиванию текста.
Из многообразия упражнений для развития навыков аудирования каждый учитель должен найти такие, которые будут соответствовать целям и содержанию учебного материала, учитывать возрастные и индивидуальные особенности группы обучающихся. Регулярные занятия по формированию навыков аудирования позволяют заполнить пробелы в навыках восприятия иноязычной речи, снять эмоциональный барьер и чувство страха перед аудированием. Важно помнить, что обучение аудированию осуществляется в тесной взаимосвязи с другими видами речевой деятельности, в рамках единой системы обучения иностранному языку.
При работе с аудиотекстом целесообразно делить упражнения на предтекстовые, текстовые и послетекстовые.
I. предтекстовые упражнения наиболее интенсивно управляют процессом восприятия иноязычной речи. Они способствуют
- созданию у обучающихся мотивации, настроя на прослушивание текста определённого содержания,
- снятию языковых (лексических, грамматических и фонетических) трудностей,
- а также трудностей, касающихся страноведческой информации
- составление ассоциограмм,
- работа с иллюстрациями к тексту,
- составление ряда картинок, прогнозирующих вероятный ход текста,
- упражнения для обучения антиципации и многие другие.
Для развития антиципации приостанавливать звучание текста (можно неоднократно) и побуждать обучающихся к прогнозированию продолжения текста.
- Прослушать предложение и составить следующее собственное, сочетающееся по смыслу с прослушанным.
- Предложенный ряд картинок разложить в последовательности согласно содержанию текста.
- Определить, кому из персонажей текста могут принадлежать предложенные реплики.
- Обучающиеся сидят в кругу, учитель говорит шёпотом предложение одному ученику, он должен передать другому и т.д.
- Один обучающийся выходит из класса. Учитель показывает остальным предложение и называет по одному слову из этого предложения каждому обучающемуся. Когда ученик входит в класс, все начинают произносить свои слова, его задача понять смысл высказывания, в идеальном варианте расставить все слова по своим местам, чтобы получилось "говорящее предложение”.
- упражнения для развития фонематического слуха,
- визуальный диктант,
- ориентация по плану,
- определение верных высказываний,
- выписывание отдельной информации и другие.
Примеры упражнений, которые можно использовать на уроке.
- Прослушать диалоги. Проставить номера диалогов под картинкой, соответствующей диалогу.
- Прослушать монологи. Проставить номера монологов соответственно картинке.
- Игра "Bingo”: Обучающиеся получают карточки с несколькими словами или цифрами. Учитель называет букву (цифру), если она есть в слове, её следует зачеркнуть. Когда зачёркнуты все буквы (цифры), обучающийся должен выкрикнуть "Bingo”. Учителю нужно точно знать, какие цифры стоят на карточках. На карточках могут вместо цифр быть картинки с изображением каких-либо предметов. Услышанное слово отмечается крестиком. Выигрывает тот, кто первым отметил все слова.
- Визуальный диктант. Диктант можно использовать при прохождении тем "Город. Ориентация в городе”, "Квартира”. Обучающимся раздаются незаполненные планы города, квартиры или комнаты, в которых они, ориентируясь на слух, должны добраться до определенного места или расставить мебель.
- Определить количество слов в услышанных предложениях.
- В списке слов, словосочетаний или предложений отметить те, которые соответствуют услышанным.