Проектная деятельность в школе по новым стандартам ФГОС
Колосова Мария Евгентьевна
Учителя, работающие в школе должны стоить свою работу в соответствии с требованиями ФГОС. Эти стандарты основаны на многолетнем опыте педагогической деятельности. Многие педагоги еще до появления государственных стандартов применяли в своей практике нормы и правила написанные в стандартах. Весь накопленный опыт приведен в соответствие с современными требованиями и был обобщен в ФГОС. Рассмотрим проектную деятельность на уроках английского языка с учетом требований государственного стандарта. Я уже не первый год занимаюсь проектной деятельностью и убедилась в ее эффективности при изучении иностранного языка.
Проектная деятельность в любых ее проявлениях способствует всестороннему развитию ребенка, дает возможность проявить фантазию и изобретательность в процессе подготовки проекта. Ученик реализует свою идею от составления плана проекта до его реализации. Ученик реально видит результат своего труда.
Важно определить, какое значение имеет проектная деятельность в ФГОС нового поколения. В новых стандартах ФГОС изменены результаты, которые должны получаться в итоге (планируемые личностные, предметные, метапредметные результаты).
Инструментом для достижения этих результатов являются универсальные учебные действия (УУД). В основе формирования УУД лежит системно-деятельный подход. А одним из методов, которые помогают реализовать данный подход, является проектная деятельность.
Умения, которые формируются у учащихся в результате проектной деятельности.
1 Ученики учатся планированию (уметь четко определить цель, описать основные этапы работы, для достижения этой цели).
2 Формируются навыки сбора и обработки информации, материалов по теме (ученик должен выбрать нужную информацию и правильно ее использовать).
3 Умение анализировать (критическое мышление).
4 Ученик учится составлять письменный отчет (умение составлять план работы, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии).
5 Формируется серьезное и позитивное отношение к своей работе (проявление инициативы, стремление выполнить работу в срок, придерживаясь ранее намеченного графика).
Положительным фактором проектной деятельности так же являются: повышение мотивации в ходе осуществления проекта, развитие творческих способностей, технологический подход к решению задачи, формирование чувства ответственности, умение сотрудничать с учителем и с другими учениками.
В результате проектной деятельности у детей формируются следующие умения :
1 Рефлексивные умения. Ученик должен понимать чему нужно научиться для выполнения проекта;
2 Исследовательские умения. Умение придумать способ действия, используя знания из различных областей. Умение найти необходимую информацию. Умение получить недостающую информацию ( у учителя или специалиста). Умение найти разные варианты для решения проблемы. Умение выдвигать гипотезы и устанавливать причинно-следственные связи;
3 Навыки оценочной самостоятельности;
4 Умение работать в сотрудничестве: умение коллективного планирования, умение работать с любым партнером, умение находить и исправлять ошибки у других участников группы;
5 Коммуникативные умения: умение взаимодействовать со взрослыми, обменивать ся мнениями и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс;
6 Умение провести презентацию проекта: уверенно держать себя во время выступления, уметь выразить свою мысль, использовать средства наглядности при выступлении и умение отвечать на вопросы;
Идея проектной деятельности появилась давно. Об этом много написано в методической литературе и технология этой деятельности общеизвестна. Попробую сопоставить ее с требованиями ФГОС на примере конкретного урока.
Я сознательно не называю тему урока, а начинаю со стихотворения, которое раскрывает эту тему.
Очень много увлечений
В мире всевозможных есть.
Кто-то запускает змея,
Кто-то хочет в горы лезть.
Можно по реке сплавляться
Можно в шахматы играть,
Конным спортом заниматься
Или хоть крючком вязать….
Что же это, что же это,
Кто же может мне сказать?
Дети отвечают, что это хобби. Итак, тема нашего урока «Мое хобби». Затем я спрашиваю детей есть ли у них хобби и чем они занимаются в свободное от школы время.
На доске я рисую солнышко, по середине записываю слово хобби, а лучики - это названия увлечений. Затем я предлагаю ученикам проект и задаю вопрос, что по их мнению, будет конечным продуктом проектной деятельности. Варианты проекта мы записывает под солнышком. Например: плакат, альбом, красочный буклет, стенд и т.д. Мы выбираем альбом, так как в его создании может поучаствовать весь класс, и у каждого ученика будет своя страничка. Назовем альбом – «Альбом наших увлечений». Следующий этап – это распределение ролей , и ученики решают, как каждый из них оформит свою страницу. Но небольшое сочинение должен написать каждый ученик. После этого необходимо вспомнить лексику и грамматику. Опорой для написания сочинения может служить текст из учебника или любой другой текст по теме. Учитель выдает образец каждому ученику и мы его разбираем, выделяя фразы , которые могут быть использованы в любом сочинении. Затем дети пишут свои сочинения. И последний этап – это оформление альбома . Естественно, что все необходимые материалы готовятся заранее. Заключительный этап – это защита проекта!
Выводы: основная инициатива на уроке была предоставлена самим ученикам. Учитель только направлял детей, не ограничивая их фантазию. Ученики на уроке показали умение рассказать о своем увлечении, применяя различные виды речевой деятельности – письмо, чтение, монолог, диалог. Формы проведения урока могут быть различными: они могут быть индивидуальными, групповыми, дифференцировано-групповыми и т.д. Этот урок – проект полностью соответствует требованию ФГОС.