Способы повышения мотивации при обучении английскому языку
Литвиненко Анна Алекасндровна
В начальной школе, начиная изучать английский язык, почти каждый ребенок мотивирован на изучение этого предмета, понимая даже в столь раннем возрасте как важно знать иностранный язык в современном мире. Мотивация на этом этапе, как правило, осуществляется родителями, средствами массовой информации, возможностью путешествовать за рубеж. Однако, столкнувшись с первыми трудностями в изучении иностранного языка, дети начинают терять к нему интерес. Именно поэтому так важно мотивировать и оптимизировать процесс обучения на начальном этапе и не дать детям потерять интерес к изучению языка в средней и старшей школе. Вот почему задача оптимизации процесса обучения и повышение мотивации изучения английского языка становится актуальной задачей почти на каждом уроке английского языка. Использование на уроках парной и групповой работы, а также игровых заданий оптимизирует учебный процесс и повышает мотивацию учащихся. Очень популярны у детей различные игры со словами, например, «Домино» и «Поле чудес». С большим удовольствием учащиеся играют в «Крестики-нолики». С помощью этой игры можно отрабатывать и повторять значение и грамматические формы слов. Участие в групповой работе и играх придает личную значимость процессу обучения, повышает активность учащихся, учит ребят работать в команде, принимать решения на основе компромисса, способствует взаимному доверию.
При изучении английского языка в начальной, основной и старшей школе мы используем программу Hot Potatoes. Это инструментальная программа, предоставляющая учителям возможность самостоятельно создавать интерактивные задания и тесты для контроля и самоконтроля учащихся. Программа широко используется во всем мире для создания интерактивных заданий различных видов: тест на заполнение пропусков, тест с альтернативным и множественным выбором, а также с возможностью короткого ответа, задание на поиск пар и соответствий, кроссворд. Конечно, все эти виды упражнений хорошо знакомы, но особенность программы Hot potatoes в том, что она многое делает автоматически, что облегчает работу учителя и экономит время. Кроме того, все упражнения можно использовать в двух вариантах. Можно их распечатать и делать на уроке, а можно сохранить в виде компьютерного файла или веб-страницы. Тогда ученики могут выполнять их самостоятельно дома. Программа автоматически проверит правильность, покажет ошибки и результат в процентах. Дети с большим интересом выполняют задания в программе Hot Potatoes, так как они сразу могут увидеть результат своей работы.
Работая с детьми, мы стараемся донести до каждого, что любой из них может быть успешным. Мы объясняем ребятам, что необходимо работать над собой и постепенно, шаг за шагом, достигать поставленной цели. Оптимизация познавательной деятельности школьников невозможна, с нашей точки зрения, без активной творческой работы во внеурочное время, ведь внеклассная работа – это процесс неформального общения учащихся и учителя на интересующую их тему. Поэтому работа кружка «Театр на английском языке» много лет является неотъемлемой частью нашей работы с учащимися. Интересно, что даже при нехватке времени и большой загруженности, ребята очень любят выступать на сцене. Этому предшествует огромная работа над спектаклем. Очень важным является подготовительный процесс - чтение сценария, разбор роли, репетиции. Именно на этом этапе, этапе подготовки, создаются доверительные, дружеские отношения с учениками.
С учащимися основной школы мы адаптировали и поставили спектакль «Робин Гуд», сказку «Снежная королева» Г.Х.Андерсена и сказку «Алиса в стране чудес» Л.Кэролла. Эти спектакли мы показывали не только в школе, но и участвовали с ними в районных фестивалях детского творчества на английском языке. Эти спектакли - наши совместные творческие победы над застенчивостью и робостью, над рутиной и повседневностью, над трудностями, связанными с изучением английского языка. Вместе с учащимися мы создаем волшебную атмосферу творчества, сотрудничества и удовольствия как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Именно это делает нашу работу интересной и увлекательной.