Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Приемы формирования читательской грамотности.
Проектная технология

Михайлова Наталия Юрьевна,
учитель ГБОУ школа № 640
Глобальные процессы информатизации общества – увеличение с каждым годом в геометрической прогрессии количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки – поставили теоретиков и практиков в области образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Необходимо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Залог успеха - в умении извлекать информацию из разных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать.
Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.
Обучение английскому языку всегда представляло собой овладение различными видами языковых компетенций. 5 разделов экзаменационной работы включают в себя задания по аудированию, чтению, по грамматике и лексике, задания по письменной речи и говорению.
Чтению посвящен раздел №2, в котором проверяется сформированность умений читать с пониманием основного содержания прочитываемого текста и пониманием в прочитанном тексте запрашиваемой информации, представленной как эксплицитно (т.е. явно, открыто), так и имплицитно (т.е. в скрытом виде).
В заданиях по чтению используются прагматические, научно-популярные, публицистические и художественные тексты. Объем текстов для чтения - 200-600 слов в зависимости от проверяемых умений, навыков и характера задания. Языковая сложность текстов для чтения соответствует уровню А2 (для 9 класса: допороговый (базовый) Waystage level) и B1 (для 11 класса: пороговый Threshold level) по общеевропейской шкале.
Тематическое содержание текстов для чтения определяется предметным содержанием речи, представленным в Стандарте основного общего образования по иностранным языкам и Примерных программах по иностранным языкам.
Аналитический отчет предметной комиссии о результатах ГИА в 9 классах в 2018 году в Санкт-Петербурге дает следующие рекомендации по подготовке учащихся, в которых особое внимание обращается на стратегию выполнения заданий по чтению. В заданиях на установление соответствия рекомендуется быстро прочитать (микро) тексты, заголовки и выделить в них ключевые слова; вернуться к (микро) текстам и внимательно прочитать первое и последнее предложения; выделить ключевые слова и фразы, выражающие тему. В заданиях альтернативных ответов рекомендуется прочитать утверждения и запомнить основную информацию, определяя ключевые слова; подумать, какими синонимами можно заменить ключевые слова; выбор ответа делать с учетом той информации, о которой сказано в тексте, а не на основе того, что выпускники знают по предложенному вопросу.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Сущность стратегий смыслового чтения состоит в том, что стратегия имеет отношение к выбору, функционирует автоматически на бессознательном уровне и формируется в ходе развития познавательной деятельности. Обучение стратегии чтения включает в себя приобретение навыков: - различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки; - распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема и ее составляющие; - собственное понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации. 
Всем известно, что знания учащихся будут прочными, если они не механически заучены, а являются продуктом собственных размышлений и закрепились в результате творческой деятельности над учебным материалом.
Большую роль в формировании умений работать с информацией играет проектная деятельность, которая осуществляется в урочное и внеурочное время. Работа с проектом осуществляется поэтапно, усложняются от класса к классу. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна решиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Как же метод проектов может способствовать формированию читательской грамотности? Ответ на этот вопрос кроется в самой технологии проектов. Обучающиеся на этапе проектирования и поиске информации вынуждены столкнуться с необходимостью читать, как для общего понимания представленной информации, так и для детального понимания смысла текстов, чтобы выбрать ключевые моменты для представления своего проекта.
Наиболее реальный путь формирования мотивации у обучающихся - это обращение к действительно интересным для них проблемам, создание условий самореализации и самоутверждения в близкой им среде. Лишь тогда знания, понятия, ценности, приобретенные в школе, становятся значимыми, когда они находят свое воплощение в реальной жизни. Создавая для себя определенную картину мира, обучающийся находит в ней свое место.
Педагогическая ценность метода проектов - самостоятельное приобретение знаний, получение опыта познавательной и учебной деятельности ; возможность выражения своего мнения, чувств, включение в реальную деятельность; личная ответственность за продвижение в обучении; постепенный переход от усвоения готовых знаний к осознанному их приобретению. Именно проектная технология может сделать чтение личностно значимым для каждого участника проекта, таким образом, приводя обучающихся к практическому владению иностранным языком.
Сегодня, когда одним из главных критериев успеха становится доступ к информации, умение эффективно ее переработать, мы, педагоги, особо нуждаемся в развитии тех качеств, которые еще вчера казались естественными и не требующими специального внимания. Именно сейчас умение быстро обучаться и переобучаться в любом возрасте, развитие своих потенциальных и расширение имеющихся способностей, а также формирование навыков стратегиального чтения могут стать залогом успеха каждого учителя.
 
Список литературы.
  1.  Бутенко, А. В., Ходос, Е. А. Критическое мышление: метод, теория, практика: Учебно-методическое пособие. : МИРОС, 2002.
  2. Ваулина, Ю. Е., Дули, Д.,  Подоляко, О. Е. Английский язык. Книга для учителя. 9 класс: Учеб. пособие для общеобразоват. организаций – 4-е изд.– М.: Express Publishing: Просвещение, 2016.
  3. 3.  Вербицкая, М. В., Махмурян, К. С., Симкин, В. Н. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичныхошибок участников ЕГЭ 2018 года по иностранным языкам [Электронный ресурс] // Федеральнаяслужба по надзору в сфере образования и науки: Инернет-портал.
  4. 4.  Danuta Gryca, Poland, Joana Sosnovska, Poland, Russel Whitehead, UK, Zsuzsanna Nytro, Hungary, Danica Gondova, Chech Republic, Victor N.Simkin, Russia, CvetankaBozanic, Croatia, Oxford Exam Excellence. Preporation for secondary school exams – Oxford University Press, 2012.
  5. Опыт применения технологии развития критического мышления на уроке 21 века: методические материалы для учителя / Под общ. редакцией Крыловой О. Н. – СПб. : «Аграф», 2004.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»