Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Песни и музыка на уроке иностранного языка

Филатова Анна Львовна
В условиях современной школы преподавание иностранного языка в значительной степени усложнилось.  Освоение новой лексики и преодоление языкового барьера нынешним ученикам с клиповым мышлением даётся непросто. И здесь на помощь приходит музыка, песни, которые  содержат информацию о стране, устойчивые выражения. Их спектр применения широк: от отработки правильного произношения до грамматических навыков.
 В этой статье описаны некоторые рабочие шаги по дидактизации песен и музыки.
Музыка в современной жизни звучит повсюду: ее можно услышать по телевидению, радио, в супермаркете, ресторане. Прослушивание музыки также является одним из самых популярных видов досуга молодых людей. Музыка и песни идеально подходят для обсуждения в классе на уроке иностранного языка: как правило, песни транслируют информацию об актуальных темах, о таких эмоциях, как любовь, ненависть, страхи. Если учащийся понимает основной текст, это мотивирует его на дальнейшее изучение иностранного языка, на освоение новой лексики и конструкций. Таким образом, мы легко добиваемся трудно достигаемой цели-мотивации молодого человека на освоение нового материала. Фразы и слова закрепляются автоматически. Ученики готовы обсуждать тему или проблему, поднятую в песне. Таким образом, учитель разрушает психологический барьер, который существует у многих учащихся, повышает их мотивацию   к говорению. Музыка даёт возможность поверить в свои силы, преодолеть существующий языковой барьер.
Кроме того, мы реализуем в данном случае межпредметные связи, о которых много говорят и пишут и российские, и иностранные педагоги.
Текст песни, как зарифмованный текст, положенный на музыку, легко запоминается и позволяет выучить выражения целиком, а не отдельные слова. Если ученик видит, что он может спеть на иностранном языке, он начинает верить в свои силы, и хочет двигаться дальше. Музыка, особенно поп-музыка, близка юным ученикам и поэтому кажется очень подходящей средой для формирования новых компетенций, для углубления их интереса к иностранному языку. Песни также подходят для больших письменных заданий, даже для интернет-исследований или проектной работы.
Тексты песен можно использовать для разных целей: аудирования и понимания прочитанного, обучению разговорной речи, произношению, творческому письму, лексике и грамматическим структурам, а также для введения страноведческой информации.
Безусловно, основная проблема состоит в том, чтобы подобрать подходящую песню для конкретного урока и дидактизировать её.   К сожалению, музыкальный материал редко включается  в учебники.
Цель обучения определяет критерии выбора.
Выбранные песни должны:
-не быть слишком длинным;
-иметь подходящий ритм;
-иметь повторы (например, припев);
-затрагивать темы, которые нравятся учащимся;
-соответствовать музыкальному вкусу, возрасту и языковому уровню обучающихся;
-иметь внятное и четкое произношение исполнителя;
-при необходимости учитывать культурные аспекты;
-иметь конкретные учебные цели, которые достигаются с помощью песни.
Работа с песней делится на этапы для обучения аудированию: вводная фаза (перед слушанием), фаза развития (во время слушания) и фаза объединения (после прослушивания) . Эта комбинация помогает работать с песнями в классе разнообразно и интересно.
Перед прослушиванием: на этом этапе у учащихся есть возможность активировать предыдущие знания. Учителю нужно собрать ключевые слова и фразы, сформулировать конкретные ожидания относительно песни.
Этого можно достичь с помощью различных упражнений:
-составить ассоциограммы или интеллектуальные карты (Mindmaps)
-обсудить тему;
-обсудить название песни или фрагментов песни;
-выполнить предварительное упражнение с ключевыми словами и выражениями;
-сопоставить текст и изображения (изображение - текст, изображение - изображение, текст - текст);
-ввести в тему через фотографии или картинки;
-прослушать или прочесть отрывок из песни и поразмышлять о его содержании;
-  разобрать рифмы
Во время прослушивания: на этапе включения основное внимание уделяется текстам песен и их пониманию на слух. Понимание песни не должно быть полным.
Следующие задачи могут помочь учащимся понять песню как аудио-текст:
-задания по принципу «верно-неверно»;
-задания на множественный выбор;
-  записывать то, что понимаешь;
-заполнить пропуски (текст песни с пропусками учитель готовит заранее)
-подсчитать, сколько раз встречается слово или фраза;
-откорректировать ошибки в тексте (который учитель переделал заранее);
-привязать картинки к отдельным строфам или строкам;
-читать вместе   с исполнителем (особенно если текст слишком длинный, как в хип-хопе или рэпе);
-прослушать инструментальную музыку и нарисовать её ритм;
-описать (инструментальную) музыку (прилагательными, глаголами и т. д.);
-определить музыкальные инструменты;
-говорить о музыке, ритме и голосах;
Как показывает опыт, обучение в игровой форме приносит устойчиво высокий результат независимо от возраста и уровня владения языком.
Варианты игр:
-записать текст на большом листе бумаги, пропустить слова, которые можно было бы заменить картинкой, чтобы учащиеся вставляли или раскрашивали картинки в промежутках;
-записать текст на большом листе бумаги с пропусками слов / предложений, учащиеся понимают текст и должны действовать соответственно: воспроизводят текст с помощью мимики или жестов.
После прослушивания: на последнем этапе учащиеся должны выучить только что изученный материал (слова, выражения, использовать грамматические конструкции и т. д.)
На этом этапе можно использовать следующие упражнения:
-ответить на вопросы по тексту;
-создать глоссарий ;
-написать свой текст песни;
-переписать песню, используя синонимы;
-придумать, записать и проиграть диалоги на тему песни;
-напишите рассказ по теме песни;
-напишите письмо исполнителю;
-написать отзыв или комментарий о песне;
-продолжить песню;
-составить коллаж о песне
На этом этапе можно также выполнять упражнения на говорение:
-провести опрос по песне;
-обобщить содержание песни;
-придумать для песни другое название;
-провести игровые мини-диалоги, ролевые игры, сценки с текстами песен;
-обсудить тему, действующих персонажей и сюжет песни.
Выполнение грамматических и лексических упражнений - еще одна возможность использовать песни в классе.
Упражнения по грамматике и лексике:
-изменить все времена;
-изменить или удалить личные местоимения;
-заменить слова и выражения антонимами или синонимами;
-записать ключевые слова;
-добавить знаки препинания;
-практиковать склонение прилагательных
 
Подводя итоги, следует отметить, что цель этих уроков пробудить в учениках потенциал, который они могут не осознавать, мотивировать их на изучение иностранного языка, показать им с помощью музыки и песен, что они имеют арсенал для обсуждения эмоций и актуальных тем. Задача учителя заключается в том, чтобы убедить молодых людей в том, что мир звуков помогает нам лучше понимать окружающий мир и общаться с другими.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»