Задания по английскому языку с ориентацией
на самостоятельную работу учащихся в рамках ФГОС
Одна из актуальных проблем современной методики обучении иностранным языкам в средней школе — ориентации всего учебного процесса на активную самостоятельную работу обучаемых.
Раскрывая понятие самостоятельная работа, я присоединяюсь к мнению тех ученых, которые исходят не столько из характера деятельности обучаемого, сколько из характера управления ею (т. е. управляет ли учитель этой деятельностью непосредственно или опосредованно, через специальные учебные материалы). Исходя из этого определения, я отношу к самостоятельной работе только те учебные действия, которые осуществляются без непосредственного контакта с учителем как дома, так и на уроке.
Учебные материалы для самостоятельной работы желательно организовать методически таким образом, чтобы компенсировать отсутствие контакта с учителем и, следовательно, выполнять его основную функцию — функцию управления самостоятельной работой обучаемого.
Различают такие основные виды управления учебной деятельностью: жесткое, относительно жесткое н гибкое. При жестком управлении каждая учебная операция регламентируется, при относительно жестком — наряду с регламентированными используются не регламентированные операции, контролируемые с помощью инструкций и ключей. Гибкое управление предполагает большую творческую самостоятельность и контроль заменяется самоконтролем.
На начальном этапе обучения предпочтение отдается жесткому управлению, а по мере приобретения школьником знаний и умений постепенно осуществляется переход к относительно жесткому и наконец, гибкому управлению.
Создание и использование на уроке и во внеурочной работе учебных материалов со специальной ориентацией на самостоятельную работу, на мой взгляд, станут существенным резервом оптимизации и положительной мотивации учебного процесса. Отдавая должное использованию ТСО в организации самостоятельной работы, я тем не менее хочу предложить ряд учебных заданий не ориентированных на использование технических средств. Эти задания учащиеся могут выполнять на начальном или среднем этапе обучения, как на уроке, так и во внеурочное время. Все они предполагают прежде всего парную работу или работу в микрогруппах без непосредственного контроля со стороны преподавателя или под его наблюдением, когда лишь в случае необходимости учитель приходит на помощь. Управление предполагается либо жесткое, либо относительно жесткие, в зависимости от этапа работы над иноязычным материалом.
Разрабатывая задания, я стремилась к тому, чтобы деятельность школьников носила творческий характер, будила их мысль, стимулировала поиск самостоятельных решений. Задания носят в основном игровой характер с элементами соревнования и могут предлагаться учащимся как в процессе тренировки, так и на этапе применении.
Задание I. Найди картинку, идентичную твоей
Карточка
Найди одноклассника, у которого на картинке изображена девочка, одетая точно гак же, как девочка на твоей картинке. (Ученики сравнивают детали одежды, обуви, их цвет.) В руках у девочки тот же предмет и такого же цвета, что и у девочки на твоей картинке.Когда убедишься, что нашел идентичную картинку, задай вопрос партнеру: "Is your girl like my girl (mine)?’’ и покажи свою картинку. (Задавай общие или разделительные вопросы.)
Предположим, что в группе 12 учеников. Учитель готовит две партии картинок (6+6). Для каждой картинки первой партии имеется идентичная картинка во второй. Детям разрешается ходить по классу и искать картинку, идентичную своей. Выигрывает тот,кто быстрее нашел ее. Люди и предметы могут быть изображены схематично, в стиле кроки. Картинки не обязательно раскрашивать, можно написать названия цветов одежды по-английски.
На начальном этапе при жестком управлении образцы вопросов даются на карточке, а затем в последующей работе при относительно жестком управлении дети работают без образцов.
Задание 2. Найди свои вещи
Карточка А
Ты потерял3: a yellow pencil-box, a blue ball, a red glove, a brown bag. a white pen.
Попробуй найти свои вещи в бюро находок. Когда ты обнаружишь, что в бюро находок есть твоя вещь, попроси се: “Please, give me my pencil-box”.
(Задавай только общие или разделительные вопросы.)
Примеры вопросов:
Have you got a pencil-box? or: You have got a pencil-box. haven't you?
Is the pencil-box yellow) or: The pencil-box is yellow, isn’t it?
Карточка Б
У тебя в бюро находок находятся потерянные людьми вещи. Будь вежлив с посетителями. Вырази сожаление, если кто-то не обнаружил своей вещи: ’’Sorry, 1 haven't”.Все учащиеся языковой группы делятся на 3 микрогруппы. Предположим, в группе 12 учеников. В каждой микрогруппе по 4 ученика (3 посетителя н один служащий бюро находок). Служащий прикрепляет себе на грудь табличку: "The Lost-and-Found". Учитель дает ему карточку Б и 15 картинок с изображением отдельных предметов. Служащие располагаются в классе на некотором расстоянии друг от друга. Посетители получают карточки А с названиями пяти предметов. Они обращаются в разные бюро находок, спрашивая служащего, не передали ли ему потерянную вещь. Выигрывает тот, кто быстрее других найдет то, что он потерял.