Методическая разработка внеклассного мероприятия
Традиционные спортивные состязания в России и во Франции
Безденежных Наталья Валентиновна
Вступление.
1-й ученик:
«О, спорт! Ты – мир», – сказал поэт. И он был прав, в том нет сомненья.
2-й ученик:
О, спорт, ты – жизнь, ты – блеск побед И боль нежданных поражений.
3-й ученик:
О, спорт, ты – труд! Тяжелый труд! Порою – адский, непосильный!
4-й ученик:
Ведь от спортсмена люди ждут Победы легкой и красивой!
5-й ученик:
А спорт – игра, и правит в ней Союз уменья и везенья.
6-й ученик:
О, спорт, ты – взлет души моей, Источник сил и вдохновенья!
7-й ученик:
Ты весь наш мир объединил – Все языки, все расы, веры!
Викторина: о спорте
Ведущий: Уважаемые гости, мы приготовили Вам небольшую викторину.
Суть конкурса проста: победителем становится тот, кто ответит на большое количество вопросов.
1.Что включает в себя спорт? (Тренировки, соревнования)
2.Какие физические упражнения выполняли первобытные люди? (Прыгали, бегали, бросали)
3. Назовите зимние виды спорта? сл2 4.Назовите летние виды спорта? сл3
5.Какой девиз у современной Олимпиады? («Быстрее, выше, сильнее»)
6. Где пройдут Зимние Олимпийские игры в 2014 году? (Сочи)
7. Какие русские национальные игры вы знаете?
8. Кто в мультфильме "Ну, погоди!" играл в спортивную игру "Городки"? (бегемот) 9. Палка для игры в городки. (Бита.) 10. Национальная игра на юге Франции (Петанк).
Молодцы. Итак, давайте подведем итоги. Кто ответил на наибольшее количество вопросов?
Ведущий:
ПЕТАНК/ГОРОДКИ - ЧТО ЭТО ЗА ИГРА?
В нашей школе большой популярностью пользуется национальная игра «городки». В прошлом учебном году мы не раз участвовали в соревнованиях по городошному спорту. Дважды мы занимали призовые места. На Рождественском турнире мы заняли 1е место. А на турнире ко дню Защитника Отечества-3-е место. Нам стало интересно, есть ли во Франции популярные спортивные игры. Это и стало предметом нашего проекта. Слайд5
Задачи: слайд 6
1. Поддерживать интерес учащихся к национальной славянской игре «городки» и провансальскому национальному виду спорта «петанк»
2. Познакомиться с историей возникновения национальных, спортивных игр
3. Приобщать сверстников к здоровому и спортивному образу жизни
4. Развитие творческих способностей и практических навыков учащихся в области проектной деятельности
5. Повышение мотивации в изучение французского языка
Предмет исследования: степень популярности национальных, спортивных игр. Слайд 7
Работа над проектом происходила в несколько этапов:
} Подготовительный - изучение проблемы;
} Практический - разделение на творческие группы; сбор и анализ информации; обобщение полученных результатов
} Заключительный- защита проекта Слайд 8
Надеемся, что интерес к «Городкам» и «Петанку» у учащихся будет развиваться и дальше.
Представление команд – участников нашего проекта:
1. Русскую народную игру «Городки» представляет 1я группа
2. Национальную игру Франции «Петанк» представляет 2я группа
И пусть слова: «Спорт – единство, братство, дружба!» станут девизом нашей встречи.
Итак, наше мероприятие будем считать открытым.
II. Представление и демонстрация народных игр.
1. Русская народная игра «Городки»
Ученики 1 группы рассказывают про «Городки»
Гордый он, великий и могучий Человек наш русский, просто руссич. Он живет в стране, которая красива. Это наша неподкупная Россия!
Городки – исконно русская игра и одна из самых старинных народных игр Игра существует более двух столетий. Первые достоверные сведения о распространении у русских игры в городки относятся к началу XIX века. Это цветные гравюры, содержащиеся в нескольких западноевропейских изданиях и сопровождаемые кратким описанием русской народной забавы. По этим публикациям можно судить, что к началу XIX века игра в городки (или рюхи) была распространена по всей России и имела свои правила. Поэтому возникновение игры в городки следует отнести к середине или к первой половине XVIII века. Эта игра зародилась в гуще русского народа и распространилась как среди крестьянства, так и среди городских жителей. Слайд 9
Состязания городошников бывают личными — между двумя спортсменами, а также командными. Перед встречей проводится жеребьёвка, кому первым вступить в игру. После того как все городошники пробьют по две биты, стартует другая команда. После окончания партии право начать получает другая команда. Побеждает в матче команда, выигравшая две партии подряд. При равном счёте назначается третий поединок. На крупных соревнованиях матч обычно состоит из трёх партий. Победителем считается тот, кто затратил на выбивание фигур наименьшее число бит. Слайд 10-11. Для игры выбирается ровная площадка на любом покрытии — на асфальте, на земле, на газоне — и делается разметка. В городки можно играть одному, «один на один» и команда на команду. В каждой команде должно быть не менее 5 игроков, также может иметься запасной игрок в команде. Когда первая команда закончит свои броски (каждый игрок по очереди может бросить только две биты), начинает выбивать свои фигуры вторая команда и так далее. В каждой партий может разыгрываться от 5 до 15 фигур, фигуры ставятся последовательно одна за другой в установленном играющими порядке. В ходе игры по договорённости можно менять или уточнять условия и правила игры, упрощая или усложняя её. Суть игры — бросками бит (палок) выбить из «города» (отсюда и название) поочередно определённое количество фигур, составленных из 5 городков — цилиндрических столбиков из березы, липы, бука. Главная задача — затратить на выбивание 15 фигур как можно меньше бросков. Кто по итогам трёх туров использовал меньше попыток, тот и победил. Размеры площадки («город») — 2х2 м; расстояние от места бросков: дальнее («кон») — 13 м, ближнее («полу кон») — 6,5 м; длина городков — 20 см, диаметр их — 4,5—5 см; длина биты — не более 1 м. Выбиваются фигуры с «кона», но, если из фигуры выбит хотя бы один городок, остальные выбиваются с «полукона». А вот «письмо» выбивается только с «кона». Городок считается выбитым, если он полностью вышел за линии квадрата или усов. Городки, выкатившиеся за переднюю (лицевую) линию квадрата или в пределы усов, считаются невыбитыми. «Марка» в «письме» считается выбитой, если ни она, ни бита не задели другие городки.
О достижениях слайд 12-13
2.Национальная игра Франции «Петанк»
Ученики 2 группы рассказывают про «Петанк»
Где центр Западной Европы,
Лежит прекрасная страна,
Со всей земли ведут к ней тропы,
Зовется Францией она.
Во Франции самой популярной народной игрой является игра петанк
Пета́нк (фр. Pétanque, провансальские шары) — провансальский национальный вид спорта, бросание шаров В Средние века игра с шарами называлась «bouleurs» или «boules». Для игры использовали круглые камни, глиняные шары, деревянные шары, утыканные массивными коваными гвоздями.
В начале 16 века игра очень понравилась Папе Римскому Юлию II, который даже организовал первые в истории петанка международные соревнования между французами, итальянцами и испанцами. Вскоре отношения между Францией и Италией испортились, турниры прекратились, но во Франции уже начали играть в свою игру с шарами, которой дали новое название «petanque». Название напоминало игрокам, что во время броска нельзя переступать за очерченный круг.
Вскоре французы стали считать, что Франция является настоящей родиной петанка.
В 1907 году в пригороде Марселя прошли первые официальные соревнования по петанку. В настоящее время во Франции петанк считается национальной игрой и стоит на третьем месте по популярности после футбола и тенниса. Существует несколько разновидностей петанка, которые отличаются правилами, размером шаров и материалами, из которых они изготовлены. Наиболее популярны игры с названиями «boule lyonnaise», «lawn bowling».Слайд 14
Для игры вам потребуется минимум снаряжения. Точнее, набор из металлических шаров плюс один маленький деревянный шарик под названием кошонет, выполняющий в петанке роль мишени.
Для игры вам потребуется минимум снаряжения. Точнее, набор из металлических шаров плюс один маленький деревянный шарик под названием кошонет, выполняющий в петанке роль мишени. Слайд 15
Правила игры:
Для начала по жребию одной из команд бросается кошонет, тот самый маленький деревянный шарик на расстояние от 6 до 10 метров с точки броска. Это делается из очерченного от руки на земле круга диаметром примерно 45 см. Все последующие броски осуществляются также из этого круга.
Таким образом, вы определили месторасположение мишени, которой в этой игре является кошонет. Далее по очереди по одному участнику из каждой команды совершают броски металлических шаров с таким расчетом, чтобы их шар лег ближе к кошонету, чем шар противника.
Та команда, чей шар окажется дальше от “мишени” совершает следующий бросок. И продолжает броски до тех пор, пока их шар не окажется ближе или у них не закончатся все шары. В итоге переход хода всегда осуществляется к той команде, чей шар лежит дальше от кошонета.
Подсчет очков ведется по окончанию шаров у обеих команд. Команде победителю начисляется столько очков, сколько ее шаров находится ближе к кошонету, чем ближайший шар противника.Слайд 16
Размеры и вес шаров: · кошонет — 30 мм, · металлические — 70,5—80,0 мм, вес — 650—800 г.
Количество игроков не меньше двух, играют равными составами. Возрастных ограничений нет.
Слайд 17-видео
А в городки мы вас приглашаем поиграть в наш спортивный зал.
Заключение.
У каждого народа свои национальные игры. Которые отражают образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве.
Все народы стремятся обладать силой, ловкостью, выносливостью и для всех спорт сочетает в себе духовное богатство народа, моральную чистоту и физическое совершенство.