Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Эффективное использование современных образовательных
технологий на уроках английского языка

Кузьмина Татьяна Николаевна,
учитель английского языка
ГБОУ СОШ № 158 Санкт-Петербурга 

 
Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать.
Л.Н. Толстой
Язык является основным средством общения, без которого сложно представить существование и развитие человеческого общества. Сегодня в нашем мире происходят важнейшие изменения в социальных отношениях. Средства коммуникации (информационные технологии) требуют повышения коммуникативной компетенции учащихся, для того чтобы они могли обмениваться мыслями в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения, правильно используя при этом систему языковых и речевых норм. Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение.
Главная цель обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. в способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение в реальной языковой среде.
Основной стратегией обучения становится личностно-ориентированный подход, ставящий личность ребенка, его возможности и способности, склонности и потребности в центр учебно-воспитательного процесса. Все это может быть реализовано на основе новых образовательных технологий.
 «Педагогическая технология - более или менее жестко запрограммированный процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели» (М.И. Махмут). В настоящее время стратегическая задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижения на этой основе принципиально нового качества обучающихся.
Иностранный язык обладает рядом особенностей, которые необходимо учитывать при организации обучения, а именно:
  • межпредметностью – содержанием речи могут сведения из различных областей знаний;
  • многоуровневостью – с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, с другой – умениями в четырех видах речевой речи;
  • полифункциональностью – иностранный язык может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в других областях знаний;
  • ситуативность – решение конкретных коммуникативных задач в условиях ситуативного иноязычного общения.
Современные интерактивные педагогические технологии включают в себя: диалоговое общение, критическое мышление, умение решать проблемы, принимать решения, комплексное взаимодействие приобретенных ЗУН, формирование личностных качеств ребенка.
Различные педагогические технологии помогают разнообразить учебную деятельность, а также способствуют повышению мотивации к обучению.
В рамках новой образовательной парадигмы мотивация к обучению занимает важное место. Цель мотивации - формирование у детей устойчивого интереса к предмету, развитие коммуникативных и творческих способностей.
Основная задача педагога, заключается в выборе приемов и методов стимулирования активной познавательной деятельности учеников, реализации творческого потенциала каждого участника образовательного процесса.
Для повышения эффективности образовательного процесса на занятиях английского языка  рекомендуется использовать следующие образовательные технологии или элементы этих технологий: технологию развития критического мышления, технологию сотрудничества, проектно-исследовательские технологии, интенсивное обучение, ИКТ, интерактивный подход и игровую технологию, технологию перспективно-опережающего обучения. Применение в рамках компетентностно-ориентированного обучения элементов нескольких современных образовательных технологий позволяет организовать образовательный процесс более продуктивным, эффективным, интересным, информационно насыщенным.
 В настоящее время в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Они же ставят перед процессом образования определенные цели и задачи. Одна из главных задач - повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных технологий обучения и воспитания. С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: структурность, ясность методического языка, появление четкой тактики в методике преподавания. Следующей важнейшей задачей продуктивного образовательного процесса является личный интерес обучающегося. Необходимо знать, какие использовать технологии в учебном процессе, чтобы получить планируемые результаты. Использование какой-то одной определенной технологии обучения, какой бы совершенной она ни была, не создаст максимально эффективных условий для раскрытия и развития умений и навыков учащихся.
Педагогическая (образовательная) технология — продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Важно больше внимания на уроках английского языка  уделять проектным и интерактивным методам обучения. Их сочетание и интеграция является одним из самых продуктивных и результативных в процессе преподавания английскому языку. Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Важно, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность обучаемых. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Данный метод предполагает решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Метод проектов как педагогическая технология — это технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Для ученика проект — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Чтобы решить учебную задачу, школьники должны владеть определенными творческими, интеллектуальными и коммуникативными умениями и навыками,деятельности и самостоятельности учеников.
Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность. Неотъемлемой частью интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися.
Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от  традиционных в том, что они направлены не только на закрепление изученного материала, но и на изучение нового.
 Современная педагогика богата огромным количеством интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:
 ‒ Творческие задания,
 ‒ Работа в малых группах,
 ‒ Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры),
 ‒ Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии),
 ‒ Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки),
 ‒ Разминки,
 ‒ Изучение и закрепление нового материала,
‒ Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем.
На личностно-ориентированном уроке создается та учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. На таком уроке господствует эмоционально положительный настрой учащихся на работу, урок становится более интересным, привлекательным, результативным. Педагог не просто создает благожелательную творческую атмосферу, но и постоянно обращается к субъектному опыту детей, т.е. к опыту их собственной жизнедеятельности. И наконец, самое  главное — он признает самобытность и уникальность каждого обучаемого.
Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.
В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.
Технология перспективно-опережающего обучения (предоставление каждому школьнику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины или результата). На основе элементов этой технологии можно проводить уроки изучения нового материала с помощью консультантов и групповой формы работы.  
 Результативность занятия определяется обобщением полученных знаний и умений, оценкой их усвоения; анализом результатов групповой и индивидуальной работы; особым вниманием к процессу выполнения заданий, а не только к конечному результату; обсуждения в конце урока того, что «мы узнали», сколько того, что понравилось (не понравилось) и почему.
В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя  новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.    Одной из важнейшей составляющей профессиональной компетентности учителя является степень его готовности к использованию современных информационно-коммуникационных  технологий  (ИКТ) в своей профессионально-педагогической деятельности.
 Использование ИКТ помогает привлекать пассивных  учащихся к активной деятельности, активизировать познавательный интерес обучающихся, реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении.  На уроках английского языка с помощью ИКТ формируются навыки и умения чтения, совершенствуется умения письменной речи школьников, пополняется словарный запас учащихся, формируется у школьников устойчивая мотивацию к изучению английского языка. Применение современных технологий способствуют раскрепощению и развитию личности школьника, в частности таких качеств как уверенность, целеустремлённость, коллективизм.  
 На уроках  английского языка  следует  использовать мультимедийные презентации, электронные учебники и пособия, DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, а также другие электронные образовательные ресурсы.
 Учебный процесс с помощью информационных технологий является для учащихся личностно значимым, в котором он может раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность и самостоятельность. 
Аудиоматериалы к учебным пособиям позволяет мне провести урок более эффективно, создавая на уроке необходимые условия для тренировки учащихся в восприятии и понимании англоязычных текстов.
 Использование видеороликов с последующим их обсуждением позволяет воспринимать аутентичную речь, расширять словарный запас, запоминать конструкции предложений, характерных для живой, разговорной речи. Кроме того, интересный, увлекательный материал обеспечивает высокую мотивацию к изучению предмета.
  Каждый ученик должен получить за время учебы знания, которые понадобятся ему в дальнейшей жизни. При этом учитель должен работать так, чтобы обучение не наносило вред здоровью. Одной из главных целей учебно-воспитательного процесса является обучение детей с помощью методов сохранения и укрепления своего здоровья.
 Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка помогает совершенствовать и оптимизировать учебный процесс и делать урок более интересным.
Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Использование информационных технологий дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне. Работа должна быть организованна так, чтобы с первых же уроков начальной ступени обучения она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа учащихся  на уроке может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что будет способствовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению английским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.

Список литературы:
  1. Речемыслительный аспект усвоения языков. Проблемы методики и технологии. Ларионова И.В. СПб 2011г
  2. Планируемые результаты начального общего образования под редакцией Ковалевой Г.С. Москва «Просвещение» 2009 г.
  3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С.Полат // Иностр. языки в школе. — 2000. — N 2. N 3.
  4. Преподавание иностранного языка в ХХI веке: проблемы и перспективы: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. — М., 2008.
  5. Биболетова М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК “Enjoy English” для  средней школы. ИЯШ, №3. 1999.
  6. Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002.
     
  7. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера (в вопросах и ответах). СПБ, 2001
  8. . Цветкова Л. А. Использование компьютера при обучении лексики в начальной школе. ИЯШ, №2, 2002.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»