Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Домашняя работа как средство самообразования учащихся

Назарова Екатерина Александровна
          Концепция модернизации российского образования, концепция профильной школы определяет логику социального заказа и перспективы развития Российского образования. Эти перспективы более активно «разворачивают» современную школу к проблеме самообразования и к проблеме домашней работы как средству самообразования учащихся, что приводит к новому осмыслению этих проблем.
 Согласно классической формулировке самообразования, сформулированной учёной кафедры РГПУ им. А.И.Герцена Громцевой Ангелины Константиновны:
«Самообразование – это целенаправленная , систематическая управляемая самим школьником познавательная деятельность, необходимая для совершенствования его образования». А в образовательном процессе одним из основных видов внешкольных занятий, который отличается большей самостоятельностью, является домашняя учебная работа.  Таким образом, домашняя работа может служить хорошей базой для подготовки учащихся к самообразованию и имеет особенно важное значение в их образовании.
Именно в домашней работе ярко отражаются интересы, склонности, отношение учащихся к учению.
Вместе с тем, домашняя работа – это обязательный вид работы, который определяется учителем, им контролируется и оценивается. Следовательно, очень важна роль учителя в формировании готовности учащихся к самообразованию. А также для полного использования возможностей домашней работы в плане данной проблемы необходимо идти по линии сближения двух видов деятельности: домашней учебной деятельности и самообразовательной деятельности. При этом, домашняя работа должна более полно удовлетворять стремления учащихся, их потребности, идеалы, жизненные планы. Отвечая в большей мере духовным запросам школьника, домашняя учебная работа будет определять основную направленность свободного времени учащегося, обогащая её содержание и включая её в самообразование.
В связи с этим, домашние задания должны погружать школьников в различные виды деятельности, опираться на их наблюдения, труд, игру, общение. В них должна быть большая доля самостоятельного познания. Они должны носить в меньшей степени репродуктивный характер и включать учащихся в поиск, творчество. Это, в свою очередь, потребует от учащихся использования самых разнообразных источников познания: литературы, опыта, телевидения, электронных средств обучения и т.п.
Сохранение активной позиции школьника в домашней учебной работе возможно только в системе гибких и вариативных домашних заданий, разнообразных по содержанию и методике выполнения. Это снимает жесткую регламентацию, увеличивает степень добровольности, усиливает элемент творчества, повышает степень самостоятельности учащегося в учебной работе дома. В связи с тем, что данные виды учебных заданий требуют более высоко уровня познавательных и организационных умений, возрастает необходимость обучения им на уроках, в процессе специально организованной работы через совершенствование инструктажа  и контроля выполнения. Совершенствование инструктажа предполагает увеличение степени самостоятельности учащихся в домашней учебной работе, а полная ориентировка школьников в деятельности по выполнению домашнего задания, т.е. подробный, развёрнутый инструктаж должен постепенно уступить место краткому, свёрнутому инструктажу по всей теме.  Контроль  выполнения домашнего задания должен постепенно выводиться на взаимоконтроль. Результаты выполнения должны быть представлены в различных формах.                       (проекты, рефераты, плакаты, газеты, буклеты, изделия)
Указанная система совершенствования методики домашнего задания даёт возможность ученику более глубоко работать над интересующими его темами, используя при этом дополнительные источники, разнообразнее приёмы работы, что будет способствовать формированию призвания, глубокой внутренней мотивации, повышению уровня познавательных и организационных умений, сближению домашней учебной работы с самообразованием, готовности к этой деятельности.
Таким образом, очевидно, что проблема домашней работы и самообразовательной деятельности очень серьёзна и чрезвычайно актуальна на современном этапе развития нашего общества.
К сожалению, в современной школе домашняя работа – это задания, которые, в основном, носят репродуктивный характер. Зачастую, учителя ограничиваются только учебниками,  не уделяя должного внимания творческим заданиям, для которых нужно направить учащихся по пути самообразовательной  деятельности, развивая у них умения по самостоятельному поиску нужной информации.
Данные многочисленных педагогических исследований говорят о том, что необходим уход от заданий репродуктивного характера и  использование заданий, которые нацеливают учащихся на выполнение более творческих домашних работ.
Наиболее эффективной формой сближения домашней учебной работы  и самообразовательной деятельности являются ученические проекты. Это творческие самостоятельные работы, в основе которых лежит самый высокий уровень познавательной деятельности и самостоятельности ученика. Подготовка и представление подобных проектов формирует у учащихся полезный опыт поисковой самостоятельной работы. Метод подготовки и представления проектов – это определённым образом организованная, поисковая, исследовательская деятельность учащихся,  которая предусматривает не просто движение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического вывода, но и организация процесса достижения этого результата. Метод проектов предусматривает обязательно наличие проблемы, требующей исследования.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихсяиндивидуальную, групповую, парную, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Целью познавательной деятельности учащихся должно явиться не просто усвоение содержания, а решения определённой проблемы на основе содержания, то есть активное применение полученных знаний, либо для получения нового знания, либо для получения практического результата на основе применения полученных знаний. Ученики должны чётко представлять себе, как использовать полученные ими теоретические результаты на практике.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных умений учащихся, а именно:
  1. умения самостоятельно конструировать свои знания;
  2.  умения ориентироваться в информационном пространстве;
  3. умения анализировать полученную информацию;
  4. умения самостоятельно выдвигать гипотезы;
  5. умения принимать решение ( поиск направления и методов решения проблемы)
  6. развитие критического мышления;
  7. умения исследовательской, творческой деятельности.
Основными требованиями к использованию метода проектов являются:
  • наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения (например, проблема создания успешной рекламы)
  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  • структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
  • использование исследовательских методов:
 определение проблем, вытекающих из неё задач исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы. 
 Проекты могут быть различными по своей типологии: информационные, практико-ориентированными, творческими и игровыми.
В каждом учебном предмете можно выделить свою типологию проектов с учётом специфики данного предмета. Можно исследовать метод проектов на одном-двух уроках – мини-проекты для решения какой-то небольшой проблемы.  Но  суть этого метода, его идея должна оставаться неизменной – самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная.
Проектная деятельность может осуществляться на учебном и внеучебном материале. Для реализации в школе проектирования совместной формы деятельности взрослых и детей, для формирования у учащихся способности к осуществлению ответственного выбора, необходимо выделить в школе несколько пространств. Это сочетание специальных подпространств, структурированных по принципу «подготовка – опыт – демонстрация», поскольку, именно эти три этапа выделяются как в структуре проекта, так и в структуре действия. Подготовка подразумевает формулирование замысла, планирование возможных действий. Опыт подразумевает окончательную реализацию замысла, своеобразный отчёт о связи замышленного и реализованного. А демонстрация – это защита творческих работ и проектов.
Проектная деятельность может быть организована в рамках как одного предмета, так и нескольких.  Результаты выполнения проектов должны быть материальны, то есть как-либо оформлены.
В ходе выполнения домашних заданий в виде проектов учащиеся знакомятся с новым видом  деятельности, в основе которой лежит их творческая самостоятельная работа, они сталкиваются с новой для них проблемой, как правильно организовать свою работу.
Таким образом, очевидно, что домашняя работа должна рассматриваться как механизм и средство сближения обучения и самообразования. Но для того, чтобы этот механизм работал, домашние работы, их представление должны войти в перечень насущих педагогических задач, стать в полной мере объектом педагогического творчества любого учителя предметника.
  

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»