Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Работа с родителями – важный аспект деятельности учителя иностранного языка

Белова Ирина Николаевна 
Современный стандарт образования предполагает начало изучения иностранного языка в общеобразовательной школе со второго класса, однако дети, которые приходят во второй класс имеют различные стартовые возможности: это и природная склонность к изучению иностранного языка, и предварительная подготовка или её отсутствие, и возможности погружения в языковую среду или их отсутствие. Всё, выше перечисленное, определяет и помогает учителю выстраивать план работы с учениками, но не менее важной частью работы учителя иностранного языка должна стать работа с родителями учеников. Это особенно актуально для предмета «иностранный язык», потому что методы обучения иностранному языку нынешних родителей, когда они были детьми, значительно отличались от современных подходов в преподавании этого предмета.  Кроме того,  начинали они изучать иностранный язык лишь с пятого класса, что, конечно,  может повлечь  за собой отсутствие «слаженности» в действиях учителя и родителей.
Какие же пути взаимодействия с родителями возможны? Это выступления на родительских собраниях, общение посредством электронного журнала, сайта, блога, группы, беседы в «ВК» или Facebook  и др.. Не лишним будет печать всевозможных памяток и инструкций.
Какие же вопросы необходимо обсуждать с родителями, чему необходимо научить их? Прежде всего, вспомните вместе с ними, чему именно они хорошо научились в школе, изучая предмет «иностранный язык». Ответ чаще всего сведётся к тому, что они научились хорошо читать адаптированные тексты со словарём, помнят некоторые «топики» (темы) и диалоги, которые они когда-то выучили наизусть. Вероятны также и другие варианты ответов родителей, имеющих специализированное, чаще всего филологическое образование, но они будут немногочисленны. Далее необходимо объяснить, что сегодня на уроках иностранного языка ставиться цель научить ребёнка в равной мере четырём видам деятельности: аудированию (восприятию речи на слух, её пониманию и анализу), говорению (способности говорить спонтанно, незаученными фразами), осмысленному, анализирующему чтению и письму.
На самом первом этапе при обучении аудированию, важно будет убедить родителей при подготовке домашних заданий обязательно прослушивать учебные тексты и задания, на этом необходимо будет настаивать и при дальнейшем обучении чтению. Родители в своём детстве не получали домашних заданий прослушать текст и выполнить задание, поэтому по инерции, скорее всего, не будут уделять этому должного внимания и при выполнении домашнего задания их детьми.
Пожалуй, самые большие затруднения и вопросы сейчас вызывает обучение чтению на иностранном языке, особенно это актуально при изучении английского языка. Казалось бы, современная методика всё упростила для ребёнка! Процесс обучения идёт по принципу «от звука к букве», что, собственно, совпадает и с принципом обучения чтению на родном языке. Работа на уроке вызывает только приятные эмоции у детей и учителя.  Получено домашнее задание «выучить несколько звуков, соединив их с графическим изображением на картинке, параллельно подкрепляя образ буквы звуковым сопровождением», указаны все страницы и номера заданий, треков. Однако, на следующем уроке учителю приходится выслушать вместо звуков, названия букв. Всю работу придётся начать сначала.
Конечно, никто не виноват, причина проблем кроется в том, что родителей учили читать по-другому.  При обучении чтению использовалась транскрипция, и графический образ буквы связывался только с названием буквы. Поэтому решение этой проблемы возможно только, если вы покажете родителям, как на уроке показываете детям, как правильно выполнять то или иное задание по чтению. При этом не забудете лишний раз напомнить номер трека к заданию и о важности его использования.
В более старших классах родителям могут быть непонятны задания по чтению с подбором заголовков к отрывкам текстов, задания типа True, False. Not Stated. Родителям хорошо будет знаком алгоритм работы с заданием «ответить на вопросы к тексту».
Кроме того, следует сказать о том, что некоторые родители воспринимают предмет «иностранный язык» как скорее устный  и буквально требуют от учителя, чтобы тот задавал выучивать тексты на различные темы, а затем спрашивал выученное ребёнком наизусть, как стихи. Часто родители, добиваясь полного понимания прочитанного текста, понуждают детей переводить со словарём каждое слово текста, полностью игнорируя возможность развития языковой догадки и применения на практике знаний по грамматике.
Возникновение такого рода ситуаций также спровоцировано неудачным школьным опытом родителей и требует разъяснительной работы учителя. 
Разъяснений потребует такой вид работы, как написание диктантов. До родителей потребуется донести, что частоту написания диктантов во многом определяет возраст учеников и степень их подготовленности. Также, важно, чтобы родители понимали, что диктанты с набором отдельных слов не особенно эффективны, гораздо эффективнее работа со словосочетаниями и многочисленным употреблением их в различных контекстах.
Также, родители должны иметь представление о том, какие навыки должен получить их ребёнок, изучая раздел «Письмо». Это определённая спонтанность при письме, то есть, ребёнок должен научиться без опоры на какой-либо шаблон написать открытку, письмо, приглашение и др, вплоть до эссе в 11 классе. Но, также важно, чтобы родители понимали, что навык определённой спонтанности тоже приходит не сам по себе, а вырабатывается при работе с текстом-моделью.
Не следует обходить вниманием при беседах с родителями  такие важные аспекты изучения иностранного языка, как словообразование и работа с синонимами, связанные с ними упражнения на трансформации при работе с текстами. Раньше больше внимания уделялось грамматике, к чему активно будут стремиться и наши родители при работе с детьми дома, не обращая внимания на новые аспекты, которые появились в школьной программе в последнее время.
Несомненно, такая разъяснительная работа с родителями потребует усилий, подготовки и времени, но она позволит вам приобрести в лице родителей своих союзников и, возможно, сократит потерю времени на уроках из-за неправильно выполненных домашних заданий или непонимания, отсутствия мотивации к изучению предмета у учеников, которая во многом зависит и от настроя родителей.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»