Проблемы обучения письму на уроках английского языка
Колодязная Ирина Владимировна,
учитель английского языка ГБОУ лицей № 378
Кировского района Санкт-Петербурга
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Как вид речевой деятельности письмо и письменная речь базируется на умении писать. Умение писать – сложное явление, основанное на следующих навыках:учитель английского языка ГБОУ лицей № 378
Кировского района Санкт-Петербурга
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
1) начертание знаков письма (т.е. каллиграфия);
2) правильное перекодирование звуков речи в адекватные графические знаки (т.е. орфография);
3) построение письменного высказывания (т.е. композиция);
4) лексические и грамматические навыки письма. Навыки первой и второй групп можно назвать техникой письма. Навыки третьей и четвертой групп будут немного другими, как по составу, так и по качеству.
Проблемы обучения письму вызывают все больший интерес среди методистов и учителей – практиков, и начинающих педагогов. Обучение письменной речи - большая ответственность, по ФГОС нового поколения предмет «Английский язык» к 2020 году станет обязательным при сдаче ОГЭ. Все учащиеся 5–6 классов, обучающиеся сейчас по ФГОС, будут сдавать экзамен по английскому языку. В последнее время многие педагоги, используя различную методическую литературу, ищут пути повышения эффективности обучения учащихся письму. Без сомнения, значимость умений написания эссе и личного письма наиболее очевидна на старшем этапе обучения иностранному языку, но формирование данных умений следует начинать с самого начального периода овладения иностранным языком, когда закладываются основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета.
Чтобы достичь этой цели, требуется достаточно продолжительный срок, в течение которого учащимся нужно с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. Предметные результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык» формируются на основе следующих требований Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения: приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения; освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора. Выпускник начальной школы научится:
• выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;
• писать поздравительную открытку к Новому году, Рождеству, дню рождения (с опорой на образец);
• писать по образцу краткое письмо зарубежному другу (с опорой на образец).
• в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту;
• составлять рассказ в письменной форме по плану/ключевым словам;
• заполнять простую анкету;
• правильно оформлять конверт, сервисные поля в системе электронной почты (адрес, тема сообщения).
Я работаю по УМК «Английский в фокусе» ("Spotlight"), ФГОС начального и основного общего образования, примерные основные общеобразовательные программы общеобразовательной организации для начальной школы и примерные программы по учебным предметам по иностранному языку. Для достижения этой цели нам предоставлен УМК, в котором заложены различные упражнения для развития лексических и грамматических навыков, ученики приобретают знания лингвострановедческого характера, социокультурные знания и умения. На каждой ступени обучения ребята знакомятся с правилами чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения, и учатся их применять в рамках изучаемого лексико-грамматического материала. В своей работе использую весь спектр предлагаемых компонентов образовательной среды УМК «Английский в фокусе» ("Spotlight") .
Алфавитный салат». Буквы алфавита (пластиковые или карточки с буквами) складываются в «волшебный сосуд» (миска, блюдо). Дети по очереди подходят к «сосуду», достают любую букву, записывают ее на доске (прописную и строчную). Остальные учащиеся называют ее вслух.
«Алфавитородео». Поделив класс на две команды, учитель называет какую-нибудь букву. Представители команд по очереди выходят к доске и пишут на ней названную букву. Выигрывает та команда, которая правильно написала все буквы. Игру можно усложнить, называя учащимся буквосочетания и слова. Такая игра способствует правильному написанию слов и служит для развития зрительной памяти.
«Немой диктант».Такой диктант может проводиться двумя способами:
1. Учитель показывает картинки где, слова, обозначающие их названия, уже известны детям. Каждая картинка предъявляется 10-15 секунд. Затем учащиеся записывают слова в тетради.
2. (Этот способ целесообразнее использовать, когда дети уже хорошо знают графический образ слов и умеют их читать) Детям демонстрируются крупно написанные слова на карточках. В течение 5-10 секунд ученики стараются запомнить слова, а затем карточки убирают, а дети записывают эти слова по памяти.
«Диктант вспоминайка». Такую работу также можно проводить двумя способами:
1. Каждый игрок получает индивидуальную карточку со словами (не более 7), ему дается время (не более 1 минуты) для ознакомления со словами, затем карточки забираются, а дети пишут слова по памяти.
Упражнения и задания реализуют самые разнообразные приемы обучения, создают благоприятные условия для развития письменных навыков и умений на иностранном языке. Обучение письменному выражению мыслей на среднем этапе основной школы осуществляется с помощью подготовительных (тренировочных) и речевых упражнений и заданий. Подготовительные упражнения и задания предназначены для овладения языковым материалом в графическом оформлении и для обучения определенным операциям, связанным с письменным выражением мыслей.