Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

              Учитель: Логинова О.А.

              ГБОУ СОШ №180 г. Санкт-Петербург

 

ОБУЧЕНИЕ  ЭФФЕКТИВНОМУ  ЧТЕНИЮ
 

    В связи с появлением большого количества зарубежных оригинальных учебных пособий перед преподавателями-практиками встает вопрос, как успешно найти среди множества материалов именно тот материал, который бы позволил обучаемому быстро и наиболее эффективно научиться понимать любой текст.

     Долгое время основной функцией текста в так называемом традиционном обучении являлось развитие умений читать, а все остальные функции (расширение языковых знаний, тренировка языкового материала, устной речи) были вторичными по отношению к названной. После тщательного анализа текста, исходя из этого подбирались упражнения типа: «Прочитайте текст, ответьте на вопросы»,  «Переведите…»,  «Перескажите…»,  «Найдите ту или иную информацию»,  «Передайте основное содержание текста на русском или английском языках» и т.д.

       Современная методика работы с текстом в учебном процессе характеризуется  усилением коммуникативной направленности чтения, которая включает коммуникативное задание, дающее установку на совершение конкретного речевого действия, коммуникативную задачу, предполагающую алгоритм его решения обучаемыми,  и контроль, позволяющий проверить результат решения задачи. Например, если в задании дается установка на определенный вид чтения – ознакомительное, просмотровое, поисковое, изучающее, то объектом контроля должны быть в первую очередь, навыки и умения, соответствующие данному виду чтения. 

      Для современного учителя, работающего по зарубежным учебным пособиям, представляют интерес задания, которые учат студентов навыкам беглого чтения (scanning и skimming), быстрого предварительного просмотра (previewing и predicting),  извлечение основной темы, идеи, информации, выстраивания отдельных фактов в логической последовательности, их оценки, краткого изложения (recognizing the main idea, topic и summarizing) и т.д. Скорость выполнения задания  главный показатель названных навыков и умений.

     Skimming включает обработку не всего текста, а только части текста также за определенное время. В процессе skimming учащиеся могут прочитать  или отдельные слова, или отдельные абзацы, или параграфы текста для выявления его основной идеи. Материал для scanning и skimming может быть разным. Например, сведения из энциклопедии, газетные и журнальные статьи, объявления, информация в телефонном справочнике, книжное обозрение и т.д.

       Пример scanning. Ученику дается задание быстро прочитать рекламное объявление в газете о новых автомобилях и ответить на серию устных вопросов: 

     1. What is the cheapest car in this ad?   

2. Which cars have air conditioning?

3. How many cars have cassette player?

4. What car would you  like to buy?

 Пример skimming. Ученику дается не более одной минуты, чтобы бегло прочитать описание книг с целью выяснения:

  1. Which book would you recommend to someone who is interested in how technology affects our lives?
  2. Which book is the most interesting to you and why?

 

   Цель предварительного  просмотра (previewing)помочь спрогнозировать или предсказать (predicting) ту  или иную информацию, которая позволяет лучше следовать идеям автора или составить свое собственное мнение о прочитанном.

         Пример previewing и predicting. Дается аннотация двух книг. Ученику предлагается за одну минуту  предварительно по плану просмотреть информацию, содержащуюся в кратком обзоре данных книг и решить, какую из книг он бы хотел прочитать. План высказывания следующий:

Author:

Type of book:-Fiction or Nonfiction

What is it about?

What book would you like to read?

     Упражнения, помогающие учащимся выполнять задания в процессе  previewing и predicting, разнообразны. Это: или какой-то план предварительного просмотра; или вопросы на понимание, выражающие собственное мнение читающего; или подчеркнутые части текста, позволяющие читать не весь текст, и на основание этого выполнять проблемные задания; или предложения на выбор и т.д.

         Для эффективного чтения важно научить детей не столько умению найти в словаре незнакомые слова в тексте, а сколько умению догадаться о значении слов без использования словаря (guessing word meaning). Данный навык тренируется разными способами: с использованием контекста, грамматики или слов, помогающих понять основную идею текста.

     Например, ученику дается информация следующего содержания: The liquid plastic was poured into a mold and left there until it was hard. The dentist first makes a mold of his patient’s teeth. From that he makes a model of the teeth to decide how to correct any problems, из контекста которой нужно догадаться о значении слова “mold”.

     Умение выделить основную тему или идею (recognizing topic)отрабатывается на трех уровнях: на уровне значения отдельных слов или параграфов текста.

      Пример recognizing topic. Ключевое слово не входит в группу объединенных единой тематикой слов. Ученикам предлагается найти его, просмотрев следующие слова: modem,  monitor, keyboard, diskdrive, floppy. Ответ: компьютер. В другом случае, ключевое слово входит в группу слов и задача - его найти.

          E.g.: fax machine, typewriter, word processor, office, mobile telephone, photocopying machine. Ответ: офис.

         Пример finding the main idea. Ученикам  дается задание прочитать параграф, найти и подчеркнуть ключевые слова, выявить основную идею и дать примеры.

         Умение делать выводы (making inferences) по тексту, где непосредственно не заявлена основная тема, заставляет учеников искать дополнительную информацию, чтобы понять о чем идет в нем речь.

       Пример making inferences. Ученикам предлагается прочитать разорванную записку, по краям которой пропущены некоторые слова, и ответить на вопросы: от кого записка и о чем она.

      Умение кратко излагать мысль  (summarizing) также входит в процесс обучения эффективному чтению. Кратко излагать можно отдельные предложения, абзацы и параграфы текста в книге, журнале, статье.

      Пример summarizing. Учащимся предлагается своими словами кратко изложить каждый из предложенных параграфов небольшого текста.

      Итак, названные навыки и умения учеников по развитию эффективного быстрого чтения- scanning, skimming, previewing, predicting, recognizing main topics, ideas, guessing word meaning, making inferenceи  summarizing необходимы им в будущем, когда они столкнуться с большим количеством информации, заложенной в различных справочниках, газетных и журнальных статьях, энциклопедиях и т.д.

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»