ЕГЭ и техника чтения вслух: проблемы, пути их решения
Кундышева Ольга Владимировна,
учитель английского языка
ГБОУ СОШ № 603 Санкт-Петербурга
Устная часть экзамена состоит из четырех частей: чтение текста вслух, условный диалог с целью получения информации, описание фотографии, сравнение двух фотографий.учитель английского языка
ГБОУ СОШ № 603 Санкт-Петербурга
В устную часть государственного экзамена по английскому языку включено задание на проверку техники чтения вслух.
Это Задание проверяет уровень сформированности умений чтения. Для чтения предлагаются небольшие тексты научно-популярного характера. Предполагаемое время на подготовку - 1,5 минуты. Максимальное количество баллов - 1 балл.
Критерии оценки задания
1 балл | 0 баллов |
Речь воспринимается легко: необоснованные паузы отсутствуют; фразовое ударение и интонационные контуры соблюдаются, произношение слов без нарушений нормы: допускается не более пяти фонетических ошибок, в том числе, одна-две ошибки, искажающие смысл. | Речь воспринимается с трудом из-за большого количества неестественных пауз, запинок, неверной расстановки ударений и ошибок в произношении слов ИЛИ сделано более пяти фонетических ошибок, ИЛИ сделано три и более фонетических ошибок, искажающих смысл. |
Беглость чтения (темп, интонация и супрасегментные черты) – это показатель того, насколько хорошо ученик понимает текст, т.е., это тест на понимание прочитанного. Это и является Заданием 1 базового уровня сложности в ЕГЭ, которое "проверяет технику чтения, а именно правильное оформление фонетической стороны устной речи (звуки в потоке речи, интонация, ударение, беглость речи), что отражает понимание содержания читаемого".
В процессе подготовки к данному разделу экзамена учитель и его ученики сталкиваются с различными проблемами:
- Очень сложно мотивировать желание и умение читать вслух, да еще и на иностранном языке, если этот навык не сформирован на родном языке, тем более, если сейчас больше востребован навык swipe (смахивание экранов).
- Гораздо больше времени в процессе обучения и подготовки учеников к экзаменам отводится формированию навыков просмотрового чтения с целью выделения основной идеи текста, поискового чтения с целью выделения определенных деталей.
- Основные недостатки в технике чтения вслух — ученики не слышат своих ошибок: пропуск слова, неправильное произношение, неправильное ударение в словах, неточный интонационный рисунок, слишком медленный или быстрый темп. Ученики часто неверно произносят такие звуки как /θ/, /ð/, /ɜː/, допускают оглушение финальных звонких согласных, несоблюдение долготы и краткости гласных звуков.
- Ученики привыкли читать тексты без предварительной отработки. Последствия чтения (вслух) непроработанного текста: есть риск неправильно произнести незнакомое слово, а потом долго-долго переучиваться на правильный вариант.
- Учащиеся произносят все звуки в словах. На примере слов из русского языка учитель должен объяснить, что не все звуки в словах мы произносим — щаст'йэ / здрас'ти / лес'ница.
Произношение звуков.
Произношение слов.
Интонация и темп.
Приёмы и методические рекомендации , которые можно использовать при обучении технике чтения вслух (помимо аудио-записей, входящих в УМК) :
1. Транскрипция и текстовая разметка.
Начиная с первых уроков ученики обязательно знакомятся с транскрипцией. Также обучаются базовым элементам текстовой разметки: ударение в словах, паузация, восходящая - нисходящая интонация, логическое ударение, выделение важных слов.
Учащиеся обучаются таким правилам работы с текстом:
- Просмотрите текст бегло, постарайтесь понять, о чем идет речь. Это важно для того, чтобы верно разделить его на смысловые группы при чтении.
На занятиях учащиеся учатся членить фразы на синтагмы и расставлять фразовые ударения, а также находить информационно-логический центр. Например, в конструкции there/to be наиболее важным и интонационно выделенным является слово, следующее за этой конструкцией. Иногда неопределенный артикль может помочь найти логический центр, так как он часто сочетается с новым, самым главным словом в сообщении. Логические центры обычно произносятся нисходящим тоном. Однако нужно сказать, что нисходящие тоны отличаются по уровню начала и конца падения голоса и правильным выделением голосом второстепенных слов в предложении. Второстепенные слова обычно произносят на более низком уровне, в быстром темпе и менее громко.
- Обратите внимание на предлоги, которые следуют после глаголов, чтобы понять, относится ли предлог к глаголу или к стоящему за предлогом слову. Это нужно, чтобы правильно поставить паузу между словами.
- Если в тексте есть цифры, несколько раз произнесите их отдельно и вместе со стоящими рядом словами.
- Если в тексте встретились незнакомые слова, не паникуйте, а попробуйте вспомнить правила чтения сочетаний букв слова или чтение знакомых слов, с похожими сочетаниями букв.
- обращайте внимание на окончания слов (часто теряется окончание множественного числа или, наоборот, оно появляется там, где его нет) и на маленькие слова типа артиклей, союзов и предлогов (при чтении они либо выпадают, либо подменяются на другие, либо ставятся там, где их нет).
Следует помнить о том, что отрывки для громкого чтения должны быть небольшими по размеру.
2. "Говорящие" словари. Постепенно приучаем проверять произношение по онлайн-словарям. Дается произношение слов в британском и американском вариантах.
3. Рекодеры.
Для того, чтобы помочь обучающимся наиболее эффективно овладеть техникой чтения вслух можно использовать аудио-файлы, записанные в процессе чтения. После этого идет совместный анализ — взаимное прослушивание аудио-файлов с начитанными текстами с анализом, что понравилось, какие недочеты заметили, на что нужно обратить внимание.
Также многие учителя активно используют диктофоны на планшетах и смартфонах. Необходимо научить учащихся при подготовке к экзамену обязательно читать вслух на время. Желательно, чтобы при этом у них был слушатель. Идеально, если учащиеся каждый раз будут записывать своё чтение на электронный носитель, чтобы потом прослушать себя и проанализировать допущенные ошибки и недочеты
Программы на компьютере — (Звукозапись – Windows 7, Voice recorder – Windows 10).
Онлайн-рекодеры – Vocaroo.com, Диктофон онлайн, Online voice recorder
4. Таймеры – мы активно используем различные таймеры, в т. ч. онлайн-таймеры, так как нужно приучать детей к временнОму лимиту.
5. Произнесение скороговорок. При чтении слова надо произносить четко, тогда вероятность ошибок уменьшается. Натренировать наш речевой аппарат помогает при подготовке чтения произнесение скороговорок.
Чтение вслух следует рассматривать как одно из средств целенаправленного обучения речевому и неречевому общению, как один факторов повышения эффективности учебно-воспитательного процесса при обучении иностранному языку.
Громкое чтение способствует освоению техники чтения про себя и оказывает благотворное влияние на правильное произношение и интонацию в устной речи. Кроме того, дети обучаются пониманию смысла читаемого, учатся выразительно читать, совершенствуют произносительные навыки и развивают устную речь. Чем лучше ученик читает вслух, тем лучше он читает про себя. Положительным итогом этой работы является формирование фонетически правильной речи.
Чтение вслух способствуют совершенствованию произносительных навыков. Чем совершеннее эти навыки, тем большее эстетическое удовольствие получает ученик от собственной громкой речи. У него появляется психологическая раскованность и психологический комфорт, что является одной из составляющих речевой готовности.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что работа с чтением вслух не является пассивной деятельностью. На готовых текстах дети учатся использовать то, что в процессе говорения им нужно будет воплощать спонтанно. А восприятие и переработка смысловой информации требует большой психологической и интеллектуальной активности. Этот способ чтения помогает устанавливать последовательность фактов. В памяти закрепляется лингвистическая информация и создаются образы, которые могут выступать в качестве опор для устной речи. Главное для преподавателя – определить место данного вида речевой деятельности в системе других способов коммуникации и рассматривать этот вид работы, как один из видов развития речевого и неречевого общения, учитывая развивающий потенциал материалов для чтения и, возможно, разработать новый способ адекватного подхода к чтению.