Методы и приемы для эффективного обучения чтению на английском языке
Мартышко Марина Михайловна
Процесс обучения иностранному языку учащихся средней школы является объектом пристального внимания исследователей в течение последних десятилетий. В настоящее время этот процесс приобретает особое значение в связи с тем, что повышение качества языковой подготовки является одной из задач обучения и воспитания всесторонне развитой личности.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом по иностранному языку коммуникативные умения чтения (как одного из четырех основных видов речевой деятельности) входят в состав речевой компетенции, которая в свою очередь является компонентом иноязычной коммуникативной компетенции. Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться. Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию. Учитель должен организовать исследовательскую учеников так, чтобы они сами нашли ответы на поставленные вопросы, отработали в речи грамматические и лексические структуры.
Обучение каждому виду чтения имеет свои особенности. Проблемой того, как должно быть организовано данное обучение и с помощью каких упражнений, занимались такие исследователи как В.П. Белогрудова, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Ж.И. Мануэльян, Г.В. Рогова, В.М. Филатов, С.К. Фоломкина.
С точки зрения Роговой Г. В. «… изучить язык вне языковой среды можно только при условии регулярного, ежедневного и обильного чтения».
Обучение иностранному языку в школе представляет собой организованный, управляемый процесс, в ходе которого в результате взаимодействия учителя и ученика осуществляется воспроизведение и усвоение определенного опыта с заданной целью.
Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, поскольку оно связано с восприятием (рецепцией) и пониманием информации, закодированной графическими знаками. В чтении выделяют содержательный план (то есть о чем текст) и процессуальный план (как прочитать и озвучить текст). В содержательном плане результатом деятельности чтения будет понимание прочитанного; в процессуальном - сам процесс чтения, то есть соотнесение графем с фонемами, становление целостных приемов узнавания графических знаков, формирование внутреннего речевого слуха, перевод вовнутрь внешнего проговаривания, сокращение внутреннего проговаривания и установление непосредственной связи между «семантическим» и графическим комплексами, что находит выражение в чтении вслух и про себя, медленном и быстром, с полным пониманием или с общим охватом.
Понимание, степень его полноты, точности, глубина, зависят от цели чтения, которую ставит перед собой читающий. А именно: посмотреть, о чем текст, определить главное в нем или точно понять текст во всех деталях.
При обучение поисковому чтению учащихся 7-х классов передо мной были поставлены следующие основные задачи:
1. Уточнить сущность понятия поискового чтения учащихся в методической литературе.
2. Выявить эффективные формы, методы и средства обучения поисковому чтению учащихся среднего школьного возраста.
3. Разработать программу деятельности учителя по обучению поисковому чтению.
4. Провести анализ опыта работы учителей английского языка по обучению учащихся средних классов поисковому чтению.
5. Разработать методические рекомендации в помощь учителям по обучению поисковому чтению по организации поисковому чтению учащихся 7 классов.
Проблемы обучения поисковому чтению учащихся в теории и практике современного урока английского языка
Изучение иностранных языков содействует общему речевому развитию учащихся. Чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности. Оно может выступать как целью, так и средством обучения. С помощью чтения человек приобщается к научным и культурным достижениям человечества, знакомится с искусством и жизнью других народов. Процесс чтения оказывает огромное влияние на формирование личности. С помощью чтения обогащается активный и пассивный словарный запас слов у учеников, формируются грамматические навыки.Одной из основных проблем обучения чтению является проблема отбора текстов и четкая организация работы с ними. Работа с аутентичными текстами способствует развитию у учащихся критического мышления и универсальных учебных действий, а также представляет собой актуальный и интересный материал для изучения, так как они создают иллюзию приобщения к естественной языковой среде. Кроме этого, газетные материалы помогут учащимся познакомиться с культурой, стереотипами поведения, процессами, происходящими в обществе в наше время.
Перейдем к рассмотрению понятия «чтение». Чтение -- это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Проблеме формирования навыков чтения всегда уделялось большое внимание. Перед учителем ставятся задачи научить школьников читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию.
Основная цель обучения иностранному языку в общеобразовательной школе - формирование у учащихся способности к взаимопониманию и толерантного отношения к представителям иной культуры. Исходя из этого, совершенно по-новому осознаётся роль иностранного языка как учебного предмета. Ведь именно язык является проводником культуры того или иного народа для других культур и народов. Он открывает учащимся непосредственный доступ к огромному богатству этого народа, служит дополнительным «окном в мир», важным средством взаимопонимания и коммуникации представителей различных культурных сообществ.
Н.Д. Гальская выделяет следующие группы умений:
1. Умения определять и выделять основную информацию текста, устанавливать связь событий, делать вывод по прочитанному.
2. Умения извлекать полную информации из текста: полно и точно понимать факты, выделять информацию, подтверждающую что-либо, сравнивать информацию;
3. Умения понимание необходимую информацию: определять в общих чертах тему текста, определять жанр текста, определять важность информации.
Учащиеся должны быть в состоянии
- сканировать текст, т. е. находить нужную информацию в тексте. Это умение предполагает, что не нужно читать все, каждое слово и каждую строчку; нахождение слова в словаре, номера в телефонной книге и т. д
- осуществлять чтение текста, включающее понимание основного содержания текста, о чем, на какую тему. Если на этой стадии обращать внимание на все детали, то можно увязнуть и не понять тему и основную мысль текста.
Как справедливо отмечает А.А. Леонтьев, «умения читать, неподкрепляемые более или менее постоянной тренировкой, распадаются очень быстро, и все усилия по обучению чтению оказываются напрасными».
Для формирования оптимального уровня коммуникативной компетенции необходимо совершенствование умений учащихся во всех видах речевой деятельности. Однако, вопросы, связанные с обучением чтению всегда занимали особое место в отечественной методике обучения иностранным языкам.
Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации образования. В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению как на родном, так и на иностранном языках, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.
Согласно стандарту у учащихся должны быть сформированы такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. При этом используются различные стратегии чтения: ознакомительное, поисковое, изучающее, требующие разных подходов и методических приемов. Овладение стратегиями чтения способствует повышению информационной и читательской культуры учащихся, помогает индивидуализировать процесс чтения, так как каждый ученик имеет возможность читать тексты в соответствии со своим темпом, уровнем обученности, своими потребностями и интересами.
Основное внимание читающего направлено на извлечение информации, зашифрованной в тексте. По способу чтения -- это чтение про себя или в идеальном виде - визуальное чтение, “как наиболее совершенное и зрелое чтение (О.Д. Кузьменко).
Начальный этап обучения иностранному языку в средней школе выполняет роль фундамента в формировании коммуникативного ядра и является одновременно подготовительным этапом, в ходе которого учащиеся приобретают комплекс основополагающих навыков и умений чтения. Уже на начальном этапе необходимо учитывать специфику различных стратегий чтения. Огромное значение в наш информационный век приобретают навыки поискового чтения. Использование различных способов поиска, сбора информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами - это познавательные универсальные учебные действия, которые носят метапредметный характер.
Считаем, что необходимо целенаправленно формировать навыки поискового чтения.
К поисковому чтению, как правило, предъявляются три главных требования: точное формулирование задания для поиска, ограниченное во времени проведение поиска нужной информации, гарантированное нахождение требуемой информации в тексте.
Особенности обучения поисковому чтению учащихся среднего школьного возраста
Главная задача чтения -- закрепить умение учащимися извлекать полезную информацию из читаемого текста, привить учащимся вкус к самостоятельному чтению литературы на иностранном языке.
Примерный алгоритм работы учащихся с заглавием перед чтением любого текста.
* Внимательно прочитайте заглавие и выделите в нем ключевое слово (чаще всего оно выражено существительным).
* Просмотрите текст и обратите внимание на то, как часто встречается выделенное вами доминирующее слово заглавия в тексте.
* Найдите слова-заместители для доминирующего слова и всего заглавия в тексте.
* Перефразируйте заглавие, используя синонимические слова из текста.
Предтекстовый этап.
* установите, есть ли часть, в которой перечисляются основные темы статьи;
* найдите в конце вводного раздела статьи перечень вопросов, освещаемых в ней;
Текстовый этап
* просмотрите текст и скажите, для какой категории читателей он может представлять интерес и почему;
* скажите, какому из указанных вопросов уделяется в статье особое внимание;
* отметьте в тексте места, дающие ответы на предложенные вопросы;
Послетекстовый этап
* зачитайте из текста факты, которые относятся к теме…;
* подчеркните в тексте определение (вывод, термин).
*При обнаружении искомой информации цель поискового чтения достигнута.
Упражнения для обучения поисковому чтению.
*определите тему или проблему текста (статьи);
*прочитайте текст, определите, освещены ли в нем указанные вопросы;
*найдите в тексте основной довод в пользу заголовка;
*прочитайте два текста на одну тему, назовите расхождение в содержании (в количестве приведенных фактов, разнице оценок и т. д.);
*найдите на указанной странице характеристики действующих лиц, инструкцию, рецепт, рекомендации и т.д.;
*просмотрите аннотацию, определите, соответствует ли она содержанию текста;
*найдите абзацы, посвященные указанной теме;
*найдите в тексте ответы на вопросы (дающие основания для выводов)
просмотрите рисунок, назовите абзац, который он иллюстрирует;
*найдите в тексте факты, которые автор относит к положительным, отрицательным;
*разделите текст на части в соответствии с пунктами плана;
*выразите свое мнение о содержании текста и соотнесите его со своим собственным опытом и др.
Требования, предъявляемые к учебным текстам.
Коммуникативные цели обучения чтению предполагают использование в учебном процессе различных типов текста - разного жанра и функциональных стилей. При этом их отбор и организация должны осуществляться с учетом этапов обучения:
В 5--7 классах - названные выше типы текстов, а также указатели, вывески в магазинах, на вокзалах, этикетки к товарам, расписание поездов, указатели в городах, объявления, прогноз погоды, журнальные и газетные статьи страноведческого характера, отрывки из художественной литературы.
В 8-9 классах - названные в предыдущем пункте типы текстов, а также реклама, проспекты, публикации из подростковых газет и журналов различного характера (сообщения, обзор, очерки, интервью, статистика) и др.
В 10-11 классах - указанные для предыдущих классов тексты, а также инструкции, публикации в периодике страноведческого и культуроведческого характера, по проблемам межличностных отношений
Для успешного овладения чтением необходимо:
1. подбирать тексты в соответствии с возрастными особенностями, речевым и жизненным опытом учащихся, их интересами;
2. тексты должны отличаться занимательностью и привлекательностью сюжета,
3. быть доступными с точки зрения языковых трудностей,
4. отличаться актуальностью с позиций общечеловеческих ценностей,
5. содержать проблему.
Методика работы над иноязычным текстом содержит ряд приемов, которые можно использовать для развития различных умений чтения. Так, приём, «множественный выбор». Учащимся предлагается пять вопросов по тексту с четырьмя вариантами ответов. Предлагаются три отрывка и четыре названия к ним, т. е. одно название лишнее.
Существует также прием «восстановление» или «заполнение пропусков» может быть использован только для развития умения чтения с полным пониманием информации. Так, учащиеся получают текст, в котором пропущено каждое N -- энное слово (N -- колеблется от 5 до 10). Задача учащихся -- заполнить пропуски подходящими по смыслу словами.
Прием «мозаика» предполагает разделение «банка информации», т. е. после ознакомления с определенной частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста.
«Конспектирование» или «составление кратких записей» - прием работы, направленный на развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования [9, стр.25]
Такой прием работы по тексту как «логическая перегруппировка» или «восстановление последовательности» предлагает перераспределение материала в логической последовательности или согласно плану.
Результатом такой работы является воссозданный связный текст. Содержательный и смысловой выбор ответов или суждений можно проводить с помощью заданий под названием «верные/неверные утверждения».
Прием «дополнение» основан на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста. Данный прием характерен для развития умения чтения текста с полным пониманием информации.
Таким образом, в данной разработке рассмотрены методы и приемы работы над иноязычном текстом, при выборе которых следует руководствоваться целью занятия, типом выбранного для чтения текста, а также этапом работы с ним.