Конспект урока в 6 классе
Воды суши. Реки
Николаева Дарья Михайловна
Цели урока для ученика
1.Учиться определять и сохранять в памяти
познавательную задачу урока;
2. Уточнить представления таких понятиях как; река, русло, исток, устье, приток;
3. Обогатить свои уже имеющиеся знания.
Цели для учителя
Образовательные: Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.
Развивающие: Уметь называть, показывать реки мира, России, мира.
Уметь определять водоразделы и бассейны рек.
Воспитательные: Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культуру.
Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников.
Тип урока
изучение нового материала.
Форма урока
фронтальная, индивидуальная, групповая
Планируемый результат: Учащиеся должны уметь:
Называть и правильно показывать реки, основные части реки, бассейн, водораздел.
Объяснять понятия: река, исток, устье, приток, бассейн, водораздел, речная система.
Описывать реку по плану.
Определять направление течения, характер реки в зависимости от рельефа.
Методы обучения:
наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский.
Приемы:
Анализ, синтез, умозаключение, обобщение.
Оборудование:
физическая карта полушарий, макет "Водораздел", атласы,
учебники Герасимовой Т. П., Неклюковой Н. П. География. Начальный курс. М.: 2013
ТСО: персональный компьютер, мутимедийный проектор, экран, колонки.
ЭОР: мультимедийная презентация
Этап урока |
Методы и формы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Результат взаимодействия (сотрудничества) |
1. Организационный момент
|
Диалог: учитель - класс |
Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха. |
Приветствуют учителя, готовят рабочее место |
Регулятивные: нацеливание на успешность деятельности Личностные: выражать положительное от ношение к познанию коммуникативные: формировать умение слушать и слышать |
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу |
Проверка выполнения д/з |
индивидуальный опрос – работа с карточками (3 – 4 ученика); фронтальный опрос |
Выявляет уровень знаний по д/з. Определяет типичные недостатки |
Мобилизируют интерес, внимание, отвечают на вопросы учителя, выполняют задание на карточке. |
Регулятивные: Выход на задачу на основе полученных ранее знаний Личностные: развитие мотивации, коммуникативные: умение ясно и чётко излагать своё мнение |
Подведение детей к формулированию темы |
3. Установка познавательной задачи
|
Устное сообщение учителя |
Вступительная речь: Вода – одно из начал существования всего живого на Земле. «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое», - писал Антуан де Сент–Экзюпери, известный французский писатель.
Предлагает отгадать загадки:
|
Предлагают варианты ответов |
Регулятивные: Предвосхищать результат и уровень усвоения знаний Познавательные: Выбор наиболее эффективных способов решения задач Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания
|
Осознание каждым обучающимся важности данной темы |
4. Целеполагание
|
Диалог
|
Сообщает тему урока: Вы уже поняли, что тема урока …(Реки) Познакомиться с крупнейшими реками России, мира. Уметь называть, показывать реки мира, России, Уметь определять водоразделы и бассейны рек.
|
записывают тему урока в тетрадь, ставят цели и задачи к уроку.
|
Регулятивные: Предвосхищать результат и уровень усвоения знаний Познавательные: Выбор наиболее эффективных способов решения задач Личностные: Умение выражать свои мысли |
Повторение полученных знаний на уроках |
5. Изучение нового материала
|
Беседа Рассказ - вступление
Объяснительно – иллюстративный Эвристический (частично-поисковый) |
Обращается к жизненному опыту учащихся: В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки. Расскажите о виденной вами реке. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река? Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.
Используя мультимедиа учебник, рассказывает о строении реки.
|
Высказывают свои ассоциации со словом «река». Читают определение в учебнике стр. 87 Запись определения в тетрадь.
Обозначают на рис. (приложение 2) части речной системы |
|
|
6. Первичная проверка понимания |
Работа в парах с картами атласа и настенной физической картой полушарий |
Задаёт вопросы, слушает, корректирует ответы |
Работают в парах с картами атласа и настенной физической картой полушарий |
|
Подведение детей к правильному выбору продуктов |
7. Изучение нового материала |
Объяснительно – иллюстративный
Эвристический (частично-поисковый
игра «Географическая почта» |
Показывает презентацию, рассказывает о режиме и питании рек.
Проверяет правильность выполнения работы.
420 с.ш., 780 з.д. (Ниагарский) 50 с.ш., 620 з. д. (Анхель) 180 ю.ш., 260 в. д. (Виктория) |
Дополняют схему (приложение 3).
Самостоятельно знакомятся с особенностями равнинных и горных рек, работая с текстом учебника стр. 91 -92, рис. 57,60 или просмотр видеофильма «Горные и равнинные реки») игра «Географическая почта» (приложение 4) Работают в 3 группах: 1 гр. изучить рис. 61 на стр. 93. Объяснить, как образуются пороги. 2 гр. изучить рис. 62 на стр. 93. Объяснить, как образуются водопады. В каком направлении движутся водопады? 3 гр. Найти на физической карте полушарий водопады, используя их координаты: 1) 420 с.ш., 780 з.д. 2) 50 с.ш., 620 з. д. 3) 180 ю.ш., 260 в. д.
|
|
Осознание важности детей занятиями спорта |
8. Закрепление знаний
|
Фронтальный опрос (игра «Светофор») |
Организует деятельность по применению новых знаний: практикум «Описание реки по плану» 2.Конкурс знатоков.
|
Выполняют работу |
|
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом |
9. Домашнее задание |
Инструктаж |
Предлагает домашнее задание на выбор: § 30, составить к материалу параграфа 6-7 вопросов. Составить кроссворд по терминам темы. Нанести на К/К крупные реки мира |
Выбирают домашнее задание и записывают его в дневник. |
|
|
10. Подведение итогов. Рефлексия |
|
Предлагает дополнить предложение: Я знаю, что такое … Я могу … Я научился … |
Определяют уровень достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя |
|
|
Литература:
- Герасимова Т.П. Начальный курс географии. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М., Дрофа, 2002.
- Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии. М., Просвещение, 1991.
- Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. М., «Вако», 2005.
- Хрестоматия по физической географии. Сост. Максимов Н.А. М., Просвещение, 1981.