Интеграция на уроках географии
Никонова Лариса Владимировна
Всем известно, что «география» слово греческое и переводится как «землеописание», значит, необходим комплекс знаний. География основывается на естественных науках: биологии, геологии, химии. Неразрывна связь географии с общественными науками, которые изучают законы развития общества: история, политология, социология, экономика; нужна и философии, как наука о познании мира. География невозможна и без математики, когда надо произвести расчеты ресурсообеспеченности стран и регионов, определить расстояние между объектами, построить графики изменения температуры, уметь перевести масштаб или использовать проценты, промилле и пропорции. Нельзя забывать, что учителя призваны не только учить, но и воспитывать тоже. В этом случае помогут литература, история, музыка, произведения изобразительного искусства. Неоспорим тот факт, что добиться цели воспитания легче, если объект, явление общественной и социальной жизни будут не только обозначены в мировоззрении человека, но и прочувствованы ими. Именно тогда человеку легче понять, принять, отвергнуть или согласиться с моральными и этическими нормами окружающей его действительности. Воспитанию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру на уроке географии с сухими цифрами, абстрактными схемами рельефа, диаграммами климата, естественного прироста населения и т.п. помогут предметы художественно-эстетического цикла и произведения литературы. Эти предметы ориентированны на образное мышление. Психологи давно доказали, что легче, проще, запоминаются образы, а не абстракции. При восприятии объекта возникают эмоции. Они в свою очередь рождают чувства. На основе эмоций и формируется образ у субъекта.
На примере комплекса наук о Земле можно показать, что стадии интеграции наук различны.
1 стадия. Сопряжение наук, где границы перехода от одной науки к другой не заметны. Например, между биологией и географией, когда рассматривается фотосинтез или географии с физикой, когда рассматривается строение циклона и антициклона.
2 стадия. Переплетение наук, т.е. когда один объект исследуется разными науками. Например, глобальные проблемы современности.
3 стадия. Методологическое заимствование. Математические методы, метод эксперимента, статистический метод, метод сравнительного анализа, исторический метод, картографический и т. д.
4 стадия. Полная интеграция приводит к появлению «пограничной» науки. В этом случае возникают такие науки как биохимия, биофизика, геофизика и т.п.
Синтез географических знаний обеспечивает целостность географии как фундаментальной науки.
В качестве примера хочу привести интегрированный урок в 6 классе и показать задания для одного из экипажей участников игры путешествия.
Интегрированный урок географии и математики в 6 классе
Игра-путешествие по теме: «Азимут, масштаб, измерение расстояний
по карте, определение географических координат».
Цели и задачи урока:
1. Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме;
закрепить знание основных понятий, умение определять географические координаты, азимуты, масштабы, измерять расстояния по карте.
2. Развивать умение обобщать и систематизировать изученный материал; ориентироваться в пространстве; учить объяснять закономерности и процессы; развивать географическое мышление; продолжить формирование умений и навыков работы с географическими картами.
3. Воспитывать в детях чувства товарищества, дружбы, умения работать в коллективе; дисциплинированность, ответственность и самостоятельность; развивать познавательный интерес к предмету.
Оборудование: карта полушарий, маршрутные листы, раздаточный материал, кадка с пальмой, где спрятан клад.
Ход урока:
- Учитель математики: Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами повторим пройденные темы по математике и географии, подведем итоги сразу по двум предметам, убедимся в том, что они тесно связаны между собой, в процессе работы будем помогать друг другу в различных ситуациях.
- Учитель географии: Мы отправляемся в воображаемое путешествие на воздушных шарах на поиски клада. Чтобы работа прошла успешно мы разделились на 4 экипажа с разным цветом шаров. Каждый экипаж пройдет
4 этапа своего путешествия с промежуточным подведением итогов каждого этапа. Сигналом выполненного задания станет поднятый шар вашего экипажа, и вы получаете очередное задание. Тот экипаж, который первым выполнит все задания, получит шифрограмму, прочитав которую легко найдет клад.
- Учитель математики: работа каждого экипажа должна быть слаженной и быстрой. Количество заданий соответствует численности экипажа, поэтому постарайтесь помогать тому, кто работает медленно, ведь чтобы получить очередное задание нужно полностью выполнить предыдущее.
- Учитель географии: Прошу капитанов экипажей получить маршрутные листы, где и будет ваше первое задание на определение географических координат и расстояний между остановками на вашем пути.
( см. приложение №1)
-Учитель географии: молодцы, вы быстро проложили свой путь. Чтобы легко справиться со 2 этапом вспомните определение азимута и розу направлений. Ответы вы заносите в таблицу 2 этапа.
Желтый шар: задания 2 этапа.
1. На военных учениях произошел интересный случай: получив задание, где указаны разные азимуты движения отрядов, отряды двигались в одном направлении. В каком и почему?
2. Назовите точки на земном шаре, где обычными определениями азимутов пользоваться нельзя.
3. В знаменитой сказке разгневанный джин отправил Джафара на все четыре стороны. Какие? Определите азимуты этих направлений.
4. Флотилия Балтийского флота получила приказ двигаться по азимуту 225ْ
В каком направлении они будут двигаться?
5. Лыжник движется на восток, каков азимут его движения?
6. У туриста сломался компас, и он не может определить азимут своего пути,
но стрелка компаса сохранилась. Можно ли определить, используя только стрелку, азимут 270? *
По сигналу поднятого желтого шара учитель математики выдает задания 3 этапа на умение пользоваться масштабом, а учитель географии проверяет правильность выполненных заданий.
Желтый шар: задания 3 этапа.
1. Расстояние от Москвы до С-Петербурга (по прямой) 650 км; на карте оно составляет 13 см. Каков масштаб карты?
2. Чему будет соответствовать на местности расстояние 2 мм. и высота
3,5 мм. по карте масштаба 1:50000?
3. Чему будет соответствовать на местности расстояние 5мм. и высота
2 мм. по карте масштаба 1:1000000?
4. Чему будет соответствовать на карте расстояние 500 км. и высота 25 км.,
если масштаб карты 1:25000000?
5. С какой скорость двигался бы по карте масштаба 1:25000000 поезд,
делающий в среднем 100км/ч, если показать эту скорость в масштабе карты?
6. С какой скорость и на какой высоте над поверхность карты летел бы
вертолет, летящий со скоростью 400 км/ч на высоте 5 км:, если
пользоваться картой масштаба 1:5000000?
По сигналу поднятого желтого шара учитель математики выдает задания 4 этапа, где требуется прочитать шифрограмму и определить место, где спрятан клад.
Ключ к шифру
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
И |
К |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
С |
Т |
У |
Ф |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
Х |
Ч |
Ш |
Щ |
Ь |
Ы |
Ъ |
Э |
Ю |
Я |
Шифрограмма:
№1: 1, 3, 17, 18, 16, 1, 11, 9, 30.
№2: 2, 14, 11, 25, 23, 1, 30.
№3: 15, 19, 17, 18, 26, 13, 30.
№4: 3, 9, 10, 18, 14, 16, 9, 30.
Приложение №1
SHAPE \* MERGEFORMAT
остров
от 3 остановки до 4 мы прошли __________км.
|
г. Санкт-Петербург его координаты ________________
|
полуостров
от 1 остановки до 2 мы прошли __________км.
|
получите шифрограмму и определите место, где спрятан клад
|
Маршрутный лист команды экипажа Желтого шара. |
г.__________ от С-Пб до 1 остановки мы прошли __________км.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
остров ______________ от 2 остановки до 3 мы прошли __________км.
|
Задание 1. Найти географический объект с координатами 31*с.ш. 32*в.д.
и определить расстояние до него от С-Пб.
Задание 2. Найти географический объект с координатами 20*с.ш. 80*в.д.
и определить расстояние между остановками.
Задание 3. Найти географический объект с координатами 7*ю.ш. 110*в.д.
и определить расстояние между остановками.
Задание 1. Найти географический объект с координатами 48*ю.ш. 69*в.д.
и определить расстояние между остановками.
Задание 1 этапа |
ваш вариант ответа |
№ 1 |
|
№ 2 |
|
№ 3 |
|
№ 4 |
|
№ 5 |
|
№ 6 |
|
Приложение №2. (для каждого этапа отдельная карточка)
-Учитель географии:
Итоги игры. Клад достался одному экипажу, но разделим мы его на всех.
Оценки (победители – “5”, остальные – “4”).
Спасибо всем за участие в путешествии! Мы желаем вам дальнейших успехов в изучении наук и надеемся, что среди вас будут и замечательные математики, и замечательные путешественники, а увлекательные книги, путевые очерки, клубы путешественников будут вашими путеводителями в мире открытий и исследований.
Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные, но трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения. Уроки содержательной и деятельностной интеграции создают новые условия деятельности учителей и обучающихся, представляют собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.
Учитель географии: Л.В.Никонова