Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Интеграция на уроках географии

Никонова Лариса Владимировна

 

Всем известно, что «география» слово греческое и переводится как «землеописание», значит, необходим комплекс знаний. География основывается на естественных науках: биологии, геологии, химии. Неразрывна связь географии с общественными науками, которые изучают законы развития общества: история, политология, социология, экономика; нужна и философии, как наука о познании мира. География невозможна и без математики, когда надо произвести расчеты ресурсообеспеченности стран и регионов, определить расстояние между объектами, построить графики изменения температуры, уметь перевести масштаб или использовать проценты, промилле и пропорции. Нельзя забывать, что учителя призваны не только учить, но и воспитывать тоже. В этом случае помогут литература, история, музыка, произведения изобразительного искусства. Неоспорим тот факт, что добиться цели воспитания легче, если объект, явление общественной и социальной жизни будут не только обозначены в мировоззрении человека, но и прочувствованы ими. Именно тогда человеку легче понять, принять, отвергнуть или согласиться с моральными и этическими нормами окружающей его действительности. Воспитанию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру на уроке географии с сухими цифрами, абстрактными схемами рельефа, диаграммами климата, естественного прироста населения и т.п. помогут предметы художественно-эстетического цикла и произведения литературы. Эти предметы ориентированны на образное мышление. Психологи давно доказали, что легче, проще, запоминаются образы, а не абстракции. При восприятии объекта возникают эмоции. Они в свою очередь рождают чувства. На основе эмоций и формируется образ у субъекта.

На примере комплекса наук о Земле можно показать, что стадии интеграции наук различны.

1 стадия. Сопряжение наук, где границы перехода от одной науки к другой не заметны. Например, между биологией и географией, когда рассматривается фотосинтез или географии с физикой, когда рассматривается строение циклона и антициклона.

2 стадия. Переплетение наук, т.е. когда один объект исследуется разными науками. Например, глобальные проблемы современности.

3 стадия. Методологическое заимствование. Математические методы, метод эксперимента, статистический метод, метод сравнительного анализа, исторический метод, картографический и т. д.

4 стадия. Полная интеграция приводит к появлению «пограничной» науки. В этом случае возникают такие науки как биохимия, биофизика, геофизика и т.п.

Синтез географических знаний обеспечивает целостность географии как фундаментальной науки.

В качестве примера хочу привести интегрированный урок в 6 классе и показать задания для одного из экипажей участников игры путешествия.

 

 

Интегрированный урок географии и математики в 6 классе

Игра-путешествие по теме: «Азимут, масштаб, измерение расстояний

по карте, определение географических координат».

Цели и задачи урока:

1. Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме;

закрепить знание основных понятий, умение определять географические координаты, азимуты, масштабы, измерять расстояния по карте.

2. Развивать умение обобщать и систематизировать изученный материал; ориентироваться в пространстве; учить объяснять закономерности и процессы; развивать географическое мышление; продолжить формирование умений и навыков работы с географическими картами.

3. Воспитывать в детях чувства товарищества, дружбы, умения работать в коллективе; дисциплинированность, ответственность и самостоятельность; развивать познавательный интерес к предмету.

Оборудование: карта полушарий, маршрутные листы, раздаточный материал, кадка с пальмой, где спрятан клад.

Ход урока:

- Учитель математики: Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами повторим пройденные темы по математике и географии, подведем итоги сразу по двум предметам, убедимся в том, что они тесно связаны между собой, в процессе работы будем помогать друг другу в различных ситуациях.

- Учитель географии: Мы отправляемся в воображаемое путешествие на воздушных шарах на поиски клада. Чтобы работа прошла успешно мы разделились на 4 экипажа с разным цветом шаров. Каждый экипаж пройдет

4 этапа своего путешествия с промежуточным подведением итогов каждого этапа. Сигналом выполненного задания станет поднятый шар вашего экипажа, и вы получаете очередное задание. Тот экипаж, который первым выполнит все задания, получит шифрограмму, прочитав которую легко найдет клад.

- Учитель математики: работа каждого экипажа должна быть слаженной и быстрой. Количество заданий соответствует численности экипажа, поэтому постарайтесь помогать тому, кто работает медленно, ведь чтобы получить очередное задание нужно полностью выполнить предыдущее.

- Учитель географии: Прошу капитанов экипажей получить маршрутные листы, где и будет ваше первое задание на определение географических координат и расстояний между остановками на вашем пути.

( см. приложение №1)

-Учитель географии: молодцы, вы быстро проложили свой путь. Чтобы легко справиться со 2 этапом вспомните определение азимута и розу направлений. Ответы вы заносите в таблицу 2 этапа.

Желтый шар: задания 2 этапа.

1. На военных учениях произошел интересный случай: получив задание, где указаны разные азимуты движения отрядов, отряды двигались в одном направлении. В каком и почему?

2. Назовите точки на земном шаре, где обычными определениями азимутов пользоваться нельзя.

3. В знаменитой сказке разгневанный джин отправил Джафара на все четыре стороны. Какие? Определите азимуты этих направлений.

4. Флотилия Балтийского флота получила приказ двигаться по азимуту 225ْ

В каком направлении они будут двигаться?

5. Лыжник движется на восток, каков азимут его движения?

6. У туриста сломался компас, и он не может определить азимут своего пути,

но стрелка компаса сохранилась. Можно ли определить, используя только стрелку, азимут 270? *

По сигналу поднятого желтого шара учитель математики выдает задания 3 этапа на умение пользоваться масштабом, а учитель географии проверяет правильность выполненных заданий.

Желтый шар: задания 3 этапа.

1. Расстояние от Москвы до С-Петербурга (по прямой) 650 км; на карте оно составляет 13 см. Каков масштаб карты?

2. Чему будет соответствовать на местности расстояние 2 мм. и высота

3,5 мм. по карте масштаба 1:50000?

3. Чему будет соответствовать на местности расстояние 5мм. и высота

2 мм. по карте масштаба 1:1000000?

4. Чему будет соответствовать на карте расстояние 500 км. и высота 25 км.,

если масштаб карты 1:25000000?

5. С какой скорость двигался бы по карте масштаба 1:25000000 поезд,

делающий в среднем 100км/ч, если показать эту скорость в масштабе карты?

6. С какой скорость и на какой высоте над поверхность карты летел бы

вертолет, летящий со скоростью 400 км/ч на высоте 5 км:, если

пользоваться картой масштаба 1:5000000?

По сигналу поднятого желтого шара учитель математики выдает задания 4 этапа, где требуется прочитать шифрограмму и определить место, где спрятан клад.

Ключ к шифру

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Х

Ч

Ш

Щ

Ь

Ы

Ъ

Э

Ю

Я

 

 

Шифрограмма:

№1: 1, 3, 17, 18, 16, 1, 11, 9, 30.

№2: 2, 14, 11, 25, 23, 1, 30.

№3: 15, 19, 17, 18, 26, 13, 30.

№4: 3, 9, 10, 18, 14, 16, 9, 30.

 

 

Приложение №1

SHAPE \* MERGEFORMAT

 

остров

 

от 3 остановки

до 4 мы прошли

__________км.

 

г. Санкт-Петербург

его координаты

________________

 

полуостров

 

от 1 остановки

до 2 мы прошли

__________км.

 

получите шифрограмму и определите место, где спрятан клад

 

Маршрутный лист команды экипажа Желтого шара.

г.__________

от С-Пб до

1 остановки мы прошли

__________км.

 

1

2

3

4

остров

______________

от 2 остановки

до 3 мы прошли

__________км.

 

Задание 1. Найти географический объект с координатами 31*с.ш. 32*в.д.

и определить расстояние до него от С-Пб.

Задание 2. Найти географический объект с координатами 20*с.ш. 80*в.д.

и определить расстояние между остановками.

Задание 3. Найти географический объект с координатами 7*ю.ш. 110*в.д.

и определить расстояние между остановками.

Задание 1. Найти географический объект с координатами 48*ю.ш. 69*в.д.

и определить расстояние между остановками.

 

Задание

1 этапа

ваш вариант ответа

№ 1

 

№ 2

 

№ 3

 

№ 4

 

№ 5

 

№ 6

 

 

 

Приложение №2. (для каждого этапа отдельная карточка)

 

-Учитель географии:

Итоги игры. Клад достался одному экипажу, но разделим мы его на всех.

Оценки (победители – “5”, остальные – “4”).

Спасибо всем за участие в путешествии! Мы желаем вам дальнейших успехов в изучении наук и надеемся, что среди вас будут и замечательные математики, и замечательные путешественники, а увлекательные книги, путевые очерки, клубы путешественников будут вашими путеводителями в мире открытий и исследований.

 

Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные, но трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения. Уроки содержательной и деятельностной интеграции создают новые условия деятельности учителей и обучающихся, представляют собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.

 

Учитель географии: Л.В.Никонова

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»