Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Самостоятельная работа на уроках географии

Филиппова Надежда Васильевна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
учитель географии и экономики
МБОУ «Бердигестяхская улусная гимназия»
Республики Саха (Якутия)

Достижение глубоких и прочных знаний, подготовка учащихся к самостоятельному приобретению знаний обязательно предполагают включение школьников в самостоятельную работу. Правильно организованные самостоятельные работы способствуют пониманию сущности понятий – раскрытию причинно-следственных связей, а также пониманию логических отношений между понятиями, что в целом обеспечивает прочное и глубокое усвоение основ наук.

Задачи, поставленные перед современной школой о развитии учащихся, вызывают необходимость повышать теоретический уровень выполнения самостоятельных работ, что выражается, во-первых, в изменении их содержания (преобладании вопросов и заданий на усвоение понятий, выявление закономерностей, причинно-следственных связей, систематизацию знаний), во-вторых, в изменении способов выполнения заданий (приемов умственной деятельности), в-третьих, в повышении творческой познавательной деятельности учащихся при выполнении работ.

Самостоятельные работы классифицируются с разных точек зрения.

1. По степени самостоятельности учащихся при выполнении заданий, проявлению творческой активности: а) рассчитанные на воспроизведение готовых знаний; б) на применение знаний и умений по образцу в сходной ситуации; в) на применение знаний и умений в новых ситуациях, требующее сложной мыслительной деятельности [2], [4];

2. По дидактическим целям: а) воспроизведение опорных знаний и умений; б) закрепление изученного учебного материала; в) приобретение новых знаний и умений; г) повторения и обобщения знаний и умений [5].

3. По источникам знаний: а) с картами; б) с учебником; в) раздаточными пособиями (образцами полезных ископаемых, гербарием и др.) г) цифровым материалом; д) дополнительной литературой [3].

4. По отдельным разделам и темам [1], [5].

Особенно разнообразны задания по картам атласа: характеристика карты, чтение тематических карт, составление географических характеристик отдельных территорий, определение причинно-следственных связей, закономерностей. Выполнение различных заданий по картам является хорошей основой для формирования приемов умственной деятельности, так как оно требует анализа, синтеза, сравнения и обобщения.

Сочетание всех видов заданий обеспечивает оптимальную организацию самостоятельных работ.

Выполнение учащимися Бердигестяхской гимназии различных видов самостоятельных и практических работ определяется в зависимости от особенностей класса, степени обученности и обучаемости конкретных школьников, их интереса к изучению географии. При проведении самостоятельных работ автор статьи старается, чтобы задания соответствовали основным требованиям и отражали ведущие понятия, причинно-следственные связи, охватывали все компоненты знаний, обеспечивали формирование умения работать с различными источниками знаний, способствовали развитию познавательных способностей, самостоятельности, творческого мышления, отражали этапы формирования знаний и умений. Приведем примеры различных видов самостоятельных работ, используемых на уроках географии в 6-10 классах.

В работе с 6 классом автором широко используются задания, рассчитанные на воспроизведение готовых знаний, на проведение сравнений по отличию и сходству, на формирование приемов обобщений с последующими выводами. Например, по теме «План и карта» дается работа по составлению маршрутной съемки от дома до гимназии, производится полярная съемка школьного двора. К таким видам работ учащиеся относятся с большим интересом, закрепляют теоретические знания практическими навыками.

Работы в 7 классе носят творческий характер и ориентированы на внимательное чтение текста учебника, на развитие воссоздающего воображения, на творческий подход к решению нестандартных учебных ситуаций. Например: творческая работа по теме «Евразия». Задание: Используя имеющиеся у вас знания о Евразии, сделайте схематический рисунок, отражающий образ Евразии. Придумайте эмблему этого материка и нарисуйте ее на странице тетради.

Также с увлечением учащиеся составляют кроссворды по всем материкам, обучаясь правильно и лаконично формулировать вопросы, отражать в них суть природного комплекса материков.

Наряду с различными видами и формами самостоятельных работ в 8 классе применяются задания тестового характера и конструктивные задания, способствующие развитию логики мышления, формированию приемов умственной деятельности.

Главной особенностью самостоятельных работ 9 класса является опора на умение работать со статистическим материалом, цифровыми данными и различными таблицами. Учащиеся составляют графики, цифровые диаграммы, описывают по статистическим данным экономические районы и территориальные комплексы. Например: по теме «Изучение особенностей структуры хозяйства России». Задание: Используя сведения, содержащиеся в таблице, постройте столбчатые диаграммы структуры хозяйства перечисленных в ней стран. Сделайте общий вывод о характере структуры хозяйства России.

 

 

Страна

Доля в экономике, %

промышленности

сельского хозяйства

строительства

инфраструктурного комплекса

Россия

29,3

7,1

9,7

53,9

США

21,9

1,7

5,9

70,5

Япония

30

2,1

10,3

57,6

Великобритания

23

1,6

4,7

70,7

ФРГ

31,1

1,2

5,4

62,3

Франция

22,7

2,3

4,1

70,9

 

 

Данная работа знакомит учащихся с важнейшими пропорциями структуры экономики России, выявляет особенности в сравнении со структурой хозяйства развитых стран. Формирует навыки выполнения простейших графических работ на основе первичных статистических данных.

Учащиеся 10 класса владеют умениями и навыками, необходимыми при выполнении самостоятельных работ, поэтому задания отличаются логической сложностью, с использованием дополнительной литературы при их выполнении, требующих глубокого анализа, синтеза и обобщения.

Например: по теме «Глобальные проблемы человечества».

Задание 1: Объясните, почему продовольственная проблема приобрела наибольшую остроту в развивающихся странах. Докажите, что нехватка продовольствия в современном мире объяснятся, прежде всего, не природными, а социально-экономическими причинами. Определите отрасли мирового хозяйства, принимающие участие в решении продовольственной проблемы.

Выполнение данных заданий требует от учащихся навыков работы с картами атласа, умения сравнивать и выявлять сходство и различие территорий мирового пространства, выявлять причинно-следственные связи и знаний по всем курсам географии. В курсе 10 класса целесообразным является применение тестовых заданий в различной форме, что способствует более прочному усвоению многочисленной информации и осознанному ее восприятию.

В качестве тестового задания удобно использовать графический материал. Очень удобно использовать в качестве графических тест-вопросов фрагменты контурных карт. При использовании графического материала в качестве тестового задания необходимо учитывать, что материал должен содержать элементы, обеспечивающие возможность решения задачи.

Итак, самостоятельные работы на уроках географии способствуют успешному формированию знаний, научного мировоззрения, развитию познавательных особенностей и воспитанию учащихся. По форме и содержанию задания весьма разнообразны, что позволяет с их помощью повышать интерес учащихся к предмету и влиять на совершенствование процесса обучения.

В зависимости от особенностей познавательных возможностей учащихся можно выбирать задания наиболее целесообразные и рекомендовать отдельным учащимся разные их виды.

 

Использованная литература:

1. Вагнер Б.Б. География мира и России. Задачи, тесты, познавательные игры. – М.: Наука, 2001.

2. Душина И.В. География материков и океанов. Практикум. – М.: Дрофа, 2003.

3. Перлов Л.Е. Изучайте географию по-новому. – М., 2005.

4. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. – М.: Дрофа, 1998.

5. Ром В.Я., Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. Практикум. – М.: Дрофа, 2008.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»