Самостоятельная работа на уроках географии
Филиппова Надежда Васильевна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
учитель географии и экономики
МБОУ «Бердигестяхская улусная гимназия»
Республики Саха (Якутия)
Достижение глубоких и прочных знаний, подготовка учащихся к самостоятельному приобретению знаний обязательно предполагают включение школьников в самостоятельную работу. Правильно организованные самостоятельные работы способствуют пониманию сущности понятий – раскрытию причинно-следственных связей, а также пониманию логических отношений между понятиями, что в целом обеспечивает прочное и глубокое усвоение основ наук.
Задачи, поставленные перед современной школой о развитии учащихся, вызывают необходимость повышать теоретический уровень выполнения самостоятельных работ, что выражается, во-первых, в изменении их содержания (преобладании вопросов и заданий на усвоение понятий, выявление закономерностей, причинно-следственных связей, систематизацию знаний), во-вторых, в изменении способов выполнения заданий (приемов умственной деятельности), в-третьих, в повышении творческой познавательной деятельности учащихся при выполнении работ.
Самостоятельные работы классифицируются с разных точек зрения.
1. По степени самостоятельности учащихся при выполнении заданий, проявлению творческой активности: а) рассчитанные на воспроизведение готовых знаний; б) на применение знаний и умений по образцу в сходной ситуации; в) на применение знаний и умений в новых ситуациях, требующее сложной мыслительной деятельности [2], [4];
2. По дидактическим целям: а) воспроизведение опорных знаний и умений; б) закрепление изученного учебного материала; в) приобретение новых знаний и умений; г) повторения и обобщения знаний и умений [5].
3. По источникам знаний: а) с картами; б) с учебником; в) раздаточными пособиями (образцами полезных ископаемых, гербарием и др.) г) цифровым материалом; д) дополнительной литературой [3].
4. По отдельным разделам и темам [1], [5].
Особенно разнообразны задания по картам атласа: характеристика карты, чтение тематических карт, составление географических характеристик отдельных территорий, определение причинно-следственных связей, закономерностей. Выполнение различных заданий по картам является хорошей основой для формирования приемов умственной деятельности, так как оно требует анализа, синтеза, сравнения и обобщения.
Сочетание всех видов заданий обеспечивает оптимальную организацию самостоятельных работ.
Выполнение учащимися Бердигестяхской гимназии различных видов самостоятельных и практических работ определяется в зависимости от особенностей класса, степени обученности и обучаемости конкретных школьников, их интереса к изучению географии. При проведении самостоятельных работ автор статьи старается, чтобы задания соответствовали основным требованиям и отражали ведущие понятия, причинно-следственные связи, охватывали все компоненты знаний, обеспечивали формирование умения работать с различными источниками знаний, способствовали развитию познавательных способностей, самостоятельности, творческого мышления, отражали этапы формирования знаний и умений. Приведем примеры различных видов самостоятельных работ, используемых на уроках географии в 6-10 классах.
В работе с 6 классом автором широко используются задания, рассчитанные на воспроизведение готовых знаний, на проведение сравнений по отличию и сходству, на формирование приемов обобщений с последующими выводами. Например, по теме «План и карта» дается работа по составлению маршрутной съемки от дома до гимназии, производится полярная съемка школьного двора. К таким видам работ учащиеся относятся с большим интересом, закрепляют теоретические знания практическими навыками.
Работы в 7 классе носят творческий характер и ориентированы на внимательное чтение текста учебника, на развитие воссоздающего воображения, на творческий подход к решению нестандартных учебных ситуаций. Например: творческая работа по теме «Евразия». Задание: Используя имеющиеся у вас знания о Евразии, сделайте схематический рисунок, отражающий образ Евразии. Придумайте эмблему этого материка и нарисуйте ее на странице тетради.
Также с увлечением учащиеся составляют кроссворды по всем материкам, обучаясь правильно и лаконично формулировать вопросы, отражать в них суть природного комплекса материков.
Наряду с различными видами и формами самостоятельных работ в 8 классе применяются задания тестового характера и конструктивные задания, способствующие развитию логики мышления, формированию приемов умственной деятельности.
Главной особенностью самостоятельных работ 9 класса является опора на умение работать со статистическим материалом, цифровыми данными и различными таблицами. Учащиеся составляют графики, цифровые диаграммы, описывают по статистическим данным экономические районы и территориальные комплексы. Например: по теме «Изучение особенностей структуры хозяйства России». Задание: Используя сведения, содержащиеся в таблице, постройте столбчатые диаграммы структуры хозяйства перечисленных в ней стран. Сделайте общий вывод о характере структуры хозяйства России.
Страна |
Доля в экономике, % |
|||
промышленности |
сельского хозяйства |
строительства |
инфраструктурного комплекса |
|
Россия |
29,3 |
7,1 |
9,7 |
53,9 |
США |
21,9 |
1,7 |
5,9 |
70,5 |
Япония |
30 |
2,1 |
10,3 |
57,6 |
Великобритания |
23 |
1,6 |
4,7 |
70,7 |
ФРГ |
31,1 |
1,2 |
5,4 |
62,3 |
Франция |
22,7 |
2,3 |
4,1 |
70,9 |
Данная работа знакомит учащихся с важнейшими пропорциями структуры экономики России, выявляет особенности в сравнении со структурой хозяйства развитых стран. Формирует навыки выполнения простейших графических работ на основе первичных статистических данных.
Учащиеся 10 класса владеют умениями и навыками, необходимыми при выполнении самостоятельных работ, поэтому задания отличаются логической сложностью, с использованием дополнительной литературы при их выполнении, требующих глубокого анализа, синтеза и обобщения.
Например: по теме «Глобальные проблемы человечества».
Задание 1: Объясните, почему продовольственная проблема приобрела наибольшую остроту в развивающихся странах. Докажите, что нехватка продовольствия в современном мире объяснятся, прежде всего, не природными, а социально-экономическими причинами. Определите отрасли мирового хозяйства, принимающие участие в решении продовольственной проблемы.
Выполнение данных заданий требует от учащихся навыков работы с картами атласа, умения сравнивать и выявлять сходство и различие территорий мирового пространства, выявлять причинно-следственные связи и знаний по всем курсам географии. В курсе 10 класса целесообразным является применение тестовых заданий в различной форме, что способствует более прочному усвоению многочисленной информации и осознанному ее восприятию.
В качестве тестового задания удобно использовать графический материал. Очень удобно использовать в качестве графических тест-вопросов фрагменты контурных карт. При использовании графического материала в качестве тестового задания необходимо учитывать, что материал должен содержать элементы, обеспечивающие возможность решения задачи.
Итак, самостоятельные работы на уроках географии способствуют успешному формированию знаний, научного мировоззрения, развитию познавательных особенностей и воспитанию учащихся. По форме и содержанию задания весьма разнообразны, что позволяет с их помощью повышать интерес учащихся к предмету и влиять на совершенствование процесса обучения.
В зависимости от особенностей познавательных возможностей учащихся можно выбирать задания наиболее целесообразные и рекомендовать отдельным учащимся разные их виды.
Использованная литература:
1. Вагнер Б.Б. География мира и России. Задачи, тесты, познавательные игры. – М.: Наука, 2001.
2. Душина И.В. География материков и океанов. Практикум. – М.: Дрофа, 2003.
3. Перлов Л.Е. Изучайте географию по-новому. – М., 2005.
4. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. – М.: Дрофа, 1998.
5. Ром В.Я., Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. Практикум. – М.: Дрофа, 2008.