Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Научно-исследовательская работа

Зачем изучать географию?

Путикина Марина Александровна

Введение…………………………………………………………………………..

Глава 1. География и профессии…………………………………………………

1.1. Роль географии в жизни человека………………………………………..

1.2. В мире профессий………………………………………………………….

1.3. Географические профессии и специальности…………………………….

1.4. Где можно получить образование по географическим специальностям…

Глава 2. Исследовательская часть…………………………………………………

2.1. Анализ рынка труда в России, Самарской области и г.Чапаевске…………

2.1.1. Самые востребованные профессии на рынке труда в России…………….

2.1.2. Анализ рынка труда по данным «Службы занятости г.Чапаевска»………

2.2. Ученик и карьера……………………………………………………………….

Заключение ………………………………………………………………………….

Информационные источники……………………………………………………….

Приложение …………………………………………………………………………

Введение

Как это здорово и правильно, Что среди множества наук Мы изучаем географию, Чтоб стал понятен мир вокруг! География - наука про всех и для всех. География - наука, которую изучают от маленьких почемучек до серьёзных седых учёных. Что там за горизонтом, какие люди живут за высокими горами, есть ли за горами другие страны, есть ли край Земли, и если есть, то где он находится? Эти вопросы всегда волновали и волнуют воображение людей. Что даёт человеку знание географии и умение пользоваться своими географическими знаниями? Оно даёт человеку возможность выбираться из трудной ситуации без паники: например, заблудился в незнакомом месте, даёт уверенность в жизни, не беспомощность, а широту взглядов во всём – география база для мировоззрения человека, она учит жить на Земле. Сейчас довольно регулярно передают сообщения о несчастных случаях – со студентами, взрослыми. Раньше этого было меньше именно из-за того, что люди были защищены знаниями о природе, природных явлениях – самодеятельный туризм с 60-х годов был широко распространён, не было несчастных случаев, хотя особо и не учились в туристских клубах, да и в школе не преподавали ОБЖ. Чрезмерное ограждение ребёнка от несчастных случаев не гарантирует безопасности – люди теряются в горах, в лесах, и даже совсем недавно в Подмосковье был случай, когда заблудились и погибли женщина с ребёнком в лесу, и это в пяти километрах от дома! Современные дети много ездят, бывают в разных интересных местах: от Великого Устюга и Финляндии до Кипра и Египта, но в поездках их больше волнует, как они будут там отдыхать, а нечто интересное увидят, с чем познакомятся. Спрашивая о поездке, почти все без исключения рассказывают о сервисе, обслуживании, но никак не красоте окружающей среды и объектах природы. Вспоминается бессмертное выражение мадам Простаковой из «Недоросля» Фонвизина: «А географию, зачем учить, извозчик сам довезёт?» Быть может она права, говоря об «извозчике, который довезет, куда вы прикажите!» Есть специально обученные люди, которые могут доставить в нужное место, масса карт, в том числе в цифровом виде, красочные путеводители, GPS-приёмники, турфирмы, необозримое множество географических видеофильмов. Наконец, Интернет! География зачастую не в почёте у школьников. Старшеклассники считают, что это лишний учебный предмет, и он не понадобится им в дальнейшей жизни. Мне кажется, что несерьёзное отношение к предмету складывается под влиянием непонимания того, что вообще изучает география. Если остановить прохожего на улице и спросить, чем занимается география, зачем она нужна, то вряд ли удастся услышать вразумительный ответ. Для чего нужна математика, история, музыка – вам ответят, а вот насчёт географии – не уверена. А зачем нужна география современному молодому человеку? На мой взгляд, география как школьный предмет очень важна сейчас в деле воспитания молодёжи, и особенно в выборе будущей профессии. Ведь дело в том, что без знаний, которые получает на уроках географии современный человек, мне думается, он вообще не может обойтись. Я считаю, что основы законов природы (а мы являемся тоже частью природы) должен знать каждый ребёнок, и прежде всего на уроках географии. Всё это обусловило актуальность выбранной темы. Актуальность и недостаточная разработка данной проблемы обусловили выбор темы. Гипотеза: География способна раскрыть причины и следствия безработицы, обозначить требования к современному работнику в условиях рынка труда, сформировать мнение по поводу самоопределения в будущей профессии и требований, которые предъявляет общество к качеству трудовых ресурсов. Цель: показать необходимость изучения географии в школе для дальнейшего самоопределения в обществе. Задачи: 1. Изучить взаимосвязь географии с профессиями людей. 2. Проанализировать рынок труда на предмет востребованности географических профессий (специальностей). 3. Изучить «Мониторинг профессиональных предпочтений». 4. Выявить отношение школьников к изучаемому предмету «география», своему будущему, в том числе в плане трудоустройства. Практическая значимость: результаты данного исследования возможно использовать на уроках географии, в профориентационной работе с учащимися, работе с родителями. Методы исследования: сбор информации, анализ собранной информации, синтез собранной информации, социологический опрос (метод анкетного опроса), анализ анкетных данных, сравнение, обобщение. Глава 1. География и профессия. 1.1. Роль географии в жизни человека. География как наука зародилась очень давно, в период становления человеческого общества. Землевладельцам она помогала выбрать место для поля; мореплавателям – вести свои корабли по морям и океанам, открывать новые земли; купцам – успешно торговать с другими странами. Именно моряки и купцы были первыми открывателями новых земель. Но не только стремление к приобретению важных практических знаний или жажда наживы заставляли людей отправляться в путь, в неизведанные дальние страны, рисковать своей жизнью. Часто это было обычное человеческое любопытство – стремление познать что-то новое, неизвестное, интересное. Так что же представляет собой наука география? Современная география как наука изучает окружающую среду, её пространственные особенности и взаимосвязи с обществом, территориальную организацию общества. Сегодня география имеет два очень важных и взаимосвязанных между собой крыла – естественноисторическое и социально-экономическое, и оба они в равной степени являются её сутью и содержанием. Сегодня оба эти направления стали единым целым, и разрывать их нельзя. В наши дни географию невозможно представить без человека, без отношения к человеку, без заботы о человеке, и, конечно, без деятельности человека. Растёт значение географии в нравственном воспитании человека, ведь сегодня социальные проблемы выходят на первую позицию. Роль географии становится важной и быстро меняется в наше время? Почему? Да потому что мир меняется так стремительно, так существенно, что трудно представить порой, каким он был в недалёком прошлом. В наше время география не прежняя «романтическая» наука, а наука, переживающая своё второе рождение в эпоху НТР. Став наукой конструктивной, ставящей перед собой задачи решения противоречий «человек – природа – хозяйство – окружающая среда», обогащаясь всё новыми знаниями, она стала выполнять роль мостика между естественными и общественными науками. Теперь, имея такой огромный багаж знаний, она решает проблемы разного характера и разного уровня, от локального до глобального. География имеет очень тесные связи со многими науками, ведь методов изучения и познания современного мира сегодня очень много: исторический, физический, химический, математический биологический и т.д. Для географии, и в том числе для её преподавания всегда имело и имеет принципиальное значение положение о тесных связях между историей природы и историей человечества. Вот почему очень важна сегодня в школе задача формирования экологических знаний учащихся, ведь история эволюции человека неразрывно связана с непрерывным использованием природных компонентов. Вот почему особое место в экологическом образовании, воспитании и будущей подготовке специалистов в этом направлении принадлежит науке географии. Изучение основ взаимосвязи между обществом и природной средой составляет основное направление исследований современной географической науки, которое получило название геоэкология. Из перечня определений целей общего образования, встречается формулировка цели: «… подготовить к профессиональному выбору, к продолжению профессионального образования…». Необходимо, чтобы каждый учащийся был готов использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций, что отражено в стандарте географического образования в рубрике «Применение географических знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни». При рассмотрении вклада школьной географии в формирование системы ценностей личности подрастающего поколения, особо нужно отметить её вклад в профессиональное самоопределение школьников. Широкие возможности для проведения практико-ориентированной, профориентационной работы в ходе уроков и внеурочной деятельности предоставляет география как школьный предмет. География является важнейшим компонентом любой профессии и специальности. Её важнейший аспект – формирование мировоззрения, интеллектуального и профессионального кругозора как ведущих положений в становлении профессионального самосознания личности будущего специалиста. Актуальность данной проблемы представляется задачами, поставленными государством по переходу на старшей ступени общего образования к профильному и введению предпрофильного обучения, появлением в последнее время новых способов накопления и переработки информации, большого числа новых профессий и специальностей. География не может претендовать на профильное обучение в таком объёме, как некоторые другие предметы, но предпрофильное обучение – это прерогатива географии. Отсюда вытекает и главная цель обучения географии: формирование в сознании учащегося объективной научной картины родного края, своей страны и всего мира и одновременно воспитать его как личность, готовую к активной профессиональной деятельности, применяющей приобретённые знания и умения в различных жизненных ситуациях. В действующей программе по географии говорится: «Уникальность школьной географии заключается в том, что она, как ни один учебный предмет, знакомит учащихся с жизнью во многих её проявлениях и взаимосвязях, разносторонне рассматривает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность в ближайшем окружении, в разных странах, в глобальных масштабах, учит пониманию сущности экологических, экономических и социальных проблем, роли географии в их решении, в пргнозировании развития взаимодействия между природой и человеком на разных территориальных уровнях. Без географических знаний и умений, без развитого пространственного представления о земной поверхности в сознании учащихся не может быть создана научная картина мира. Географические знания необходимы каждому человеку для того, чтобы осознать свою роль и место в жизни и в преобразовании действительности, определить активную жизненную позицию. Несомненно, что активная жизненная позиция современного молодого человека определяется значимостью выбранной профессии, и как следствие их самореализация в жизни. Многие одноклассники указывают на то, что «заработок главное, но надо думать о смысле работы, ее общественной полезности», «хоро- ша для меня та работа, которая дает возможность реализовать в первую очередь мои личные интересы и планы, где я могу принести больше пользы». 1.2. В мире профессий. Существующий в России Единый Тарифно-квалификационный справочник насчитывает более 6000 профессий и специальностей. Также существует классификатор профессий. По предмету труда все профессии подразделяются на биономические (природа), техномические (техника), сигномические (знаки), артономические (художественные образы) и социономические (взаимодействие людей), по А.Н. Леонтьеву. Соот¬ветственно, Е.А. Климов определяет пять схем профессиональ¬ной деятельности: «Человек — Природа», «Человек — Техни¬ка», «Человек— Знак», «Человек — Художественный образ», «Человек — Человек». 1. «Человек — живая природа» (П). Представители этого типа профессий имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования (мас¬тер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог, геолог, орнитолог, зоотехник, ветеринар, эколог, агрохимик, мелиоратор, лесовод и). 2. «Человек — человек» (Ч). Предметом интереса, обслужи¬вания, распознавания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста (продавец, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель, социальный работник референт, гувернер, менеджер, агент по рекламе, экспедитор, юрист, следователь, инспектор ГИБДД и др). 3. «Человек — техника» (Т) и неживая природа. Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда (слесарь-сборщик, техник-механик, электрослесарь, инженер-элект¬рик, техник- технолог). 4. «Человек — знаковая система» (3). Естественные и искус¬ственный языки, условные знаки, символы, цифры, формулы — вот предметные миры, которыми занимаются представители этого типа профессий (оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, язы¬ковед). 5. «Человек — художественный образ» (X). Явления, факты художественного отображения действительности — вот что за¬нимает представителей профессий этого типа (художник-деко¬ратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инст¬рументов, концертный исполнитель, артист балета, актер дра¬матического театра журналист, модельер, закройщик, ювелир, дизайнер, архитектор, парикмахер, гример–пастижер, декоратор–оформитель и др.). 1.3. Географические профессии и специальности. Рассмотрев классификацию профессий, мы решили выяснить, а в каких профессиях необходимо знание географии. Этот перечень достаточно велик. Вот некоторые из них: агроном, антрополог, археолог, военный, географ, геолог, геоморфолог, геодезист, гидролог, горный инженер, демограф, дипломат, журналист, инженер – градостроитель, капитан корабля, картограф, климатолог, ландшафтный архитектор, лесник, логистик, медицинский географ, маркетолог, международные отношения, менеджер в туризме, метеоролог, океанограф, организатор досуга, пилот, социолог, специалист по транспортному планированию, статистик, таможенный чиновник, торговый аналитик, турагент, фермер, эколог, экономист в сельском хозяйстве и другие. 1.4. Где же можно получить образование по географическим специальностям? Согласно «Закону об образовании Российской Федерации» в России существует три уровня профессионального образования: • начальное профессиональное • среднее профессиональное • высшее профессиональное В свою очередь, среднее профессиональное образование предполагает деление на базовый и повышенный уровень, а высшее – на бакалавриат, специалитет и магистратуру. Прием абитуриентов в высшие учебные заведения России осуществляется по результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ) Бакалавр по направлению подготовки «География» Будущие профессии: Географ, геофизик, геохимик, гид-экскурсовод, инженер по охране окружающей среды, менеджер по туризму, палеогеограф, сотрудник МЧС, учитель географии, эколог, экономист-демограф, этнограф и другие. Более подробно можно рассмотреть профессии по специализациям. Специализации бакалавриата. Геоморфология Неофициальное название этой науки – инженерная география. Изучает она историю рельефа Земли. Отрасль геоморфологии – палеогеография – реконструкция доисторического рельефа Земли. Наиболее перспективные направления в геоморфологии – космическая геоморфология (изучение рельефа планет солнечной системы) и эстетическая геоморфология (создание искусственных ландшафтов). Геоморфология – специальность денежная. Профессионалы участвуют в проектировании населенных пунктов, дорог, аэропортов и морских портов, дамб, водохранилищ, парков, пляжей, нефте- и газопроводов (в т. ч. на морском дне), работают в геологических партиях. Это одна из наиболее мужских географических специальностей. Большое внимание уделяется физической подготовке геоморфолога. Рынок труда: научно-исследовательские институты, производственные фирмы, разные поисковые геологические службы, инженерные проектные организации. Биогеография. Биогеография изучает флору и фауну Земли. Перспективные направления – экологическая география и медицинская география (изучение очагов возникновения и путей распространения разных болезней и их переносчиков). Биогеографов можно встретить в национальных парках и заповедниках, в дендрариях; в составе экспедиций они ищут перспективные для одомашнивания дикие растения и животных, выбирают экологически чистые места для строительства новых населенных пунктов (в т. ч. загородных домов для элиты). Телеведущие Николай Дроздов (одно время бывший экологическим экспертом при Генеральном секретаре ООН) и Иван Затевахин оба окончили кафедру биогеографии геофака МГУ. Гляциология и криолитология. И та, и другая науки изучают ледовую сферу Земли: гляциология – на земной поверхности (ледники и снежный покров), криолитология – под земной поверхностью (вечную и сезонную мерзлоту грунта). Перспективные направления – Антарктика как одно из будущих на Земле мест по добыче полезных ископаемых, ледяной покров Антарктиды и Гренландии как лабораторий древних климатов Земли (загадочное озеро Восток), нефтегазоносные бассейны, коммуникации и населенные пункты в зоне вечной мерзлоты на севере России, воздействие глобального потепления на полярные районы Земли, «ледяная планета» – Титан. Сейчас гляциология находится в фазе подъема. Мировые и «не очень» державы, несмотря на международный договор 1959 года, готовы ввязаться в борьбу за последний не поделенный материк на Земле – Антарктиду. В Антарктике увеличивается количество научных станций, своими исследованиями готовящих базу для претендентов на ледовый панцирь Земли. Это самые мужские специальности в географии: почти 100% выпускников – представители сильного пола. Соответственно, студентам потребуется интенсивно заняться спортом (особенно горными лыжами, плаванием и альпинизмом), получить навыки в спелеологии, научиться водить вездеходы и снегоходы, бурить лед и грунт. Обширны «владения» гляциологов и криолитологов на Крайнем Севере России. Им интересны покровные ледники островов Северного Ледовитого океана и многолетняя мерзлота на материке в районах крупных городов, нефте- и газопроводов, железных и автомобильных дорог. Они следят за трассой Северного морского пути. На ледниках Кавказа, Урала, Алтая, Камчатки и других горных систем гляциологи контролируют и прогнозируют движение льда, снежных лавин и селей. А самые подготовленные, закаленные и смелые специалисты едут за романтикой и возможностью неплохо подзаработать на антарктические научные станции. Рынок труда: соответствующие НИИ, мерзлотные станции в зоне Севера России, лавинные и селевые станции в горах, Госкомгидромет, Госкомэкология, Гидрометцентр РФ. Метеорология и климатология. Перспективные направления здесь – палеоклиматология (древние климаты Земли), биометеорология (воздействие климатических условий на живые организмы, циклы солнечной активности Чижевского), медицинская климатология (жизнь и хозяйственная деятельность людей в разных климатических поясах Земли), прогноз погоды на основе спутниковой метеорологии, военная метеорология (разработка так называемого климатического оружия), планетарная метеорология (изучение атмосфер Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна и их спутников), проблемы глобального потепления и озоновых дыр на Земле, компьютерное моделирование климатических процессов. Специалистам нужно хорошо знать физику, математику и информатику – на профильной кафедре географического факультета МГУ физике и математике уделяют внимание не меньшее, нежели собственно географии! Рынок труда: основная масса метеорологов-климатологов – и часто это женщины – работает синоптиками на наземных метеостанциях, разбросанных по всей территории России. В последние 15 лет количество этих станций сократилось, особенно на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Оборудование, установленное еще в советские времена, морально и технически изношено, так что наши синоптики анализируют в основном зарубежную (американскую и европейскую) информацию. Другие возможные места трудоустройства – Гидрометцентр РФ, Госкомгидромет, ИГ РАН, Метеобюро Москвы и других больших городов России, метеослужбы при аэропортах и морских портах, НИИ, морские метеостанции, научные океанографические суда, космодромы. Рабочие места для метеорологов-климатологов могут быть и в ряде международных структур. Ландшафтоведение. Это классика географии. Именно здесь занимаются не какой-то одной стороной природы или человеческого общества, одним природным или антропогенным компонентом, а всей совокупностью связей между разными компонентами одного природного или антропогенного комплекса (ландшафта), начиная от самых маленьких (речка, пруд, парк, лес, луг, гора, населенный пункт, поле) и заканчивая географической оболочкой Земли. Задача ландшафтоведа – не только описать тот или иной ландшафт Земли, но и выяснить историю его возникновения и дать прогноз его дальнейшего развития с учетом влияния множества факторов. И знать тут нужно основы практически всех других географических наук. Перспективные направления – геофизика и геохимия ландшафта (влияние физических и химических процессов на формирование и динамику той или иной территории), этнокультурное ландшафтоведение (как различные культуры и поселения людей влияли на разные ландшафты Земли и как природа оказывала влияние на менталитет разных народов), экологическая оценка местности, методы аэрокосмического зондирования в ландшафтоведении, построение искусственных эстетических ландшафтов (парки и др.). Ландшафтоведы, пожалуй, самые мобильные люди в среде географов; ведь предметом изучения для них является вся поверхность Земли! Отсюда – многочисленные поездки в разные районы России, а при хорошем знании иностранного языка – и за границу. Наших ландшафтоведов можно встретить в джунглях Африки и Амазонии, в индийской саванне, австралийских пустынях, прериях Северной Америки, на коралловых островах Тихого океана, в индустриальных местностях Западной Европы и Японии, в таежных и тундровых районах Евразии, в Кордильерах и на Тибете. Русская ландшафтная школа, основанная еще в XIX веке В. В. Докучаевым, считается самой сильной в мире. Рынок труда: НИИ, государственные и частные фирмы, занимающиеся экологическим проектированием и экспертизой, Госкомитет природы, комитеты по охране природы субъектов РФ, естественно-научные музеи, ботанические сады, заповедники и национальные парки, градостроительные организации и архитектурно-художественные мастерские (проектирование эстетических ландшафтов). Наших ландшафтоведов охотно приглашают на работу во Францию и Германию. Спелеология. Это пограничная наука на стыке геологии и физической географии. Она занимается изучением внутренних полостей земной коры (образование, динамика, современное состояние), в более простом понимании – исследованием пещер. Спелеологию можно изучать по-разному: относительно горных пород и минералов, из которых сложены стены пещер (геологическая спелеология); микроклимата пещер (климатическая спелеология); присутствующих в пещерах живых организмов (биоспелеология); гидрологического режима пещер (гидроспелеология); следов материальной культуры в пещерах (археологическая спелеология); современного использования пещер (антропоспелеология); картирования пещер (топографическая спелеология). Особняком стоят спортивная и туристическая спелеология: на некоторых географических факультетах есть соответствующие клубы. Наиболее интересное и перспективное направление в спелеологии – подводная спелеология (изучает полости в рельефе дна морей и океанов). Спелеология – для сильных романтиков. Попробуйте-ка полазить по пещерам без физподготовки и теоретических знаний! Фронт работ для спелеологов широк: экспедиционные отряды, топографо-геодезическая съемка внутренних полостей Земли, выполнение заказов военных и спецслужб на предмет пригодности тех или иных пещер в качестве площадок, где могли бы быть размещены предприятия ВПК и секретные объекты. Мэрии крупных городов привлекают спелеологов для изучения подземной городской среды, где есть немало пустот как природного (карст), так и антропогенного происхождения (выработанные штольни, бункеры, фундаменты старинных зданий, упрятанные в трубы реки, подземные склады и коммуникации). Спелеологи могут также работать инструкторами в спортивно-туристических организациях, специализирующихся на организации маршрутов в разные пещеры. Океанология. Старое название океанологии – океанография. А планету Земля правильнее было бы назвать Вода или Океан, ведь еще со школы мы знаем, что большая часть поверхности Земли покрыта водой (Мировой океан). В океанологии выделяют физику океана (ее интересуют взаимодействие океана и атмосферы, акустика, оптика, радиоактивность и электромагнитное поле морской воды), химию океана (соленость, химический состав воды), геологию океана (из каких горных пород и минералов состоит морское дно и подводные горы, полезные ископаемые); биологию океана (изучение водной фауны и флоры, в т. ч. выявление мест обитания организмов, имеющих продовольственное значение); топографию дна Мирового океана (картирование подводного рельефа). В программе для океанологов очень много математики, физики и химии. Уже после 2-го курса студенты отправляются на производственную практику на морскую станцию или научное судно проводить исследования. Вы не только бесплатно покатаетесь по морям-океанам и насладитесь красотами моря и тех мест, где будет швартоваться судно, но и закалитесь, превратившись в настоящего «морского волка». А если повезет, то и окажетесь на борту батискафа! Да и сама океанология – перспективнейшая географическая наука. Планеты Солнечной системы изучены лучше, чем глубины Мирового океана. А океанологов-подводников заслуженно сравнивают с космонавтами. Даже новый термин возник – акванавты. Рынок труда: разные гидрографические службы, научно-исследовательские институты, подводные и береговые лаборатории, морские гидрологические и биологические станции, океанографические суда, частные фирмы, обучающие дайвингу, туристические бюро. При высоком уровне профессионализма и хорошем знании английского российские океанологи могут попробовать поработать в океанографических институтах США, Канады, Великобритании, Франции, ФРГ, Японии и в Мекке всех океанологов Земли – Океанографическом музее Монако, созданном мэтром Кусто. Гидрология суши. В XXI веке пресная вода стала настолько ценным ресурсом, что за обладание ее источниками даже происходят военные конфликты между странами и разрабатываются проекты по доставке айсбергов к засушливым районам Земли. Оптимизировать и рационализировать водные потоки и водный баланс страны призваны люди, избравшие своей профессией гидрологию суши. Гидрологи исследуют круговорот воды в природе, влияние на него хозяйственной деятельности человека; анализируют режим водных объектов и водный режим отдельных территорий; дают оценку и прогноз состояния и рационального использования водных ресурсов; участвуют в проектировании и мониторинге водохранилищ, ГЭС, каналов, ирригационных сооружений, морских дамб, речных плотин и мостов, портов, пляжей, водозаборов для населенных пунктов и предприятий; составляют каталоги водных объектов суши. Гидрология тесно связана с физической географией, физикой (гидродинамика), математикой, биологией, химией, ихтиологией, гидротехникой и навигацией. Перспективное направление у гидрологов России – изучение будущего океана: самого глубокого на Земле озера Байкал. Рынок труда: НИИ, озерные и речные станции, гидрологические посты и гидрообсерватории, гидроэлектростанции, отдел водного транспорта Минтранспорта РФ, фирмы, занимающиеся разведением рыб, водные парки, управления речных каналов, речные порты, Гидрометеоцентр РФ, МЧС РФ. Телеведущий А. Беляев получил образование гидролога на географическом факультете МГУ. Почвоведение. Самые большие в мире массивы самой плодородной почвы залегают в нашей стране. И недаром именно в России появилось почвоведение. Это биолого-географическая наука о происхождении, динамике, современном состоянии, будущем развитии почвы и о рациональном использовании почвенных ресурсов. Кафедры почвоведения есть еще и на биофаках, но на географических факультетах в основном занимаются пространственным анализом почв, их картированием, количественной и качественной оценкой почвенных ресурсов по разным территориям для занесения этих данных в Единый земельный кадастр РФ. Почвоведы-географы изучают географию почв, их морфологию и генезис, геохимию, коллоидную химию и биогеохимию, картографирование, физическую и биологическую химию, биологию, гидрологию и гидрогеологию! Выпускники решают в сельском хозяйстве проблемы повышения плодородия почв и применения нужных удобрений, участвуют в проведении мелиораций (орошение, осушение, гипсование, известкование почвы) и в борьбе с почвенной эрозией, составляют карты почвенно-земельных ресурсов для агрономических хозяйств. Хороший почвовед – это правая рука руководителя сельхозпредприятия. Особенно сильно возросла роль географа-почвоведа сейчас, когда проводится широкомасштабная земельная реформа и услуги людей этой профессии необходимы для оценки почвенно-земельных ресурсов и соответственно для составления Единого каталога всех сельхозпредприятий и Единого земельного реестра, который в свою очередь нужен для определения ставки земельного налога по разным регионам России. Политическая география. Это раздел гуманитарной географии, изучающий расстановку политических сил в разных странах, или в какой-то отдельной стране, или в части этой страны. В его задачи входит анализ межэтнических отношений на разных территориях; выявление факторов (чисто политических, военных, экономических, культурных, этнических, ментально-психологических и даже природных), влияющих на территориальное распределение политических сил, явлений и процессов; комплексный анализ и детальная оценка политической ситуации в стране и мире; участие в построении и редактировании политических карт и справочников; рекомендации властным структурам и политикам, помощь в выработке политологических схем, технологий и политических и военно-политических доктрин государства. (Раздел политической географии, занимающийся разными аспектами избирательных кампаний, называется электоральной географией.) Политическую географию изучают вместе с социально-экономической географией, поскольку эти два направления тесно взаимосвязаны. Выпускники получают диплом географа-политолога. За их плечами – изучение политологии, страноведения, регионалистики, экономики разных стран, психологии и культуры разных народов, ну и, конечно же, иностранных языков – не меньше двух. Нередко в СМИ политическую географию путают с геополитикой. Но предметом исследования геополитики является весь мир, все страны в их взаимодействии, в частности – процессы глобализации. А в политической географии, как правило, рассматриваются конкретные территории – чаще на уровне отдельно взятой страны или какого-либо района внутри этой страны. И геополитиками могут быть вовсе и не географы, а представители других сфер человеческой деятельности (собственно политики, главы великих государств, министры иностранных дел, дипломаты, военные, философы). А вот из знаменитых профессиональных политико-географов можно отметить именно ученых – Л. Смирнягина, С. Благоволина, Д. Орешкина. Политико-географы могут работать в основном в качестве аналитиков и экспертов. Экономическая и социальная география. Экономическая география – один из разделов гуманитарной географии. Она изучает пространственное размещение производительных сил (население и хозяйство) и находится на стыке географии и экономики. А социальная география лежит в плоскости взаимодействия общей географии и целого ряда гуманитарных дисциплин – истории, этнологии, социологии, культурологии, даже психологии (изучает менталитет населения той или иной территории). Экономико-географы рассматривают природно-ресурсный и экономический потенциал территории (от населенного пункта до страны в целом); выявляют специфические особенности и проблемы территории; оценивают стоимость земель; ищут оптимальное место для строительства народнохозяйственных объектов; дают рекомендации для властных и хозяйственных структур по комплексному освоению и решению проблем территории; определяют степень экологического риска в процессе хозяйственного освоения территории; дают прогноз развития территории. Определенный таким образом предпринимательский климат объекта немаловажен для будущих инвестиций в этот объект. Социогеографы участвуют в оценке трудового и интеллектуального потенциала территории; изучают образ жизни, традиции, обычаи, поведение (менталитет) разных групп населения, социальных слоев и этносов; собирают и систематизируют информацию о мигрантах; дают госструктурам рекомендации по оптимальному распределению миграционных потоков населения; помогают в обустройстве беженцев; анализируют переписи населения; принимают участие в этнографических экспедициях; помогают планировать населенные пункты и места отдыха; выявляют национальные проблемы и дают советы по их разрешению; участвуют в определении индекса человеческого развития (качество жизни населения). И экономико-, и социогеографы участвуют в районировании большой по площади территории: в соответствии с определенными критериями и на основе определенных показателей они разделяют эту территорию на составные части (районы, регионы, зоны, ареалы). Процесс районирования можно производить как по какому-то одному показателю, так и по их совокупности. Например, территорию страны можно районировать по качеству жизни населения или по степени инвестиционной привлекательности (берется много исходной информации и несколько показателей). А можно использовать только один показатель – например, обеспеченность автомобилями на 1000 чел. Результаты экономико- и социогеографических исследований представляют в разной форме – от докладных записок до компьютерных презентаций. Но в любом случае к докладу прилагают карту – так что специалисту нужно хорошо знать картографический метод. Перечислю перспективные направления в экономической географии. Это география глобализационных процессов, транснациональных компаний, внешнеэкономических связей, финансовой сферы, топливно-энергетического комплекса, инноваций и научно-технического прогресса. А в области социальной географии это культурная география, психологическая география (так называемая феноменология), географии социальных групп населения, качества жизни, малых народов, экологии человека. Экономико- и социогеографы в основном работают в экономико-финансовых структурах – как государственных так и частных. Например, банки охотно берут высококвалифицированных экономико-географов, умеющих мыслить широко и комплексно и видеть проблему в целом. Из таких людей получаются и хорошие маркетологи (работа в торгово-промышленных компаниях). В государственных органах экономико-географы нужны прежде всего как районные планировщики и оценщики территориального потенциала. Вот примерный рынок труда для экономико- и социогеографов: работа в НИИ, преподавание экономической географии в экономических, финансовых и туристических вузах, в средней школе и колледжах. Также местом их работы могут стать картографические фабрики (редакторы социально-экономических карт), планировочные, земельные и социально-культурные отделы федеральных, региональных и местных органов власти. Эти специальности можно освоить в следующих регионах России (см. карта) Глава 2. Исследовательская часть. 2.1. Анализ рынка труда в России, Самарской области и г.Чапаевске. 2.1.1. Мы проанализировали, какие на сегодняшний день самые востребованные профессии на рынке труда в России? Если 5-10 лет назад требовались специалисты с экономическим и юридическим образованием, то сейчас рынок труда переполнен представителями подобных профессий, и у многих возникает вопрос, какие профессии будут самыми востребованными в будущем, и какое образование получать. Казалось бы, очень трудно ответить на этот вопрос, так как рынок труда - сфера непредсказуемая, однако некоторые исследования и прогнозы сделать можно. Итак, согласно исследованиям социологов, десять самых востребованных профессий ближайшего будущего для разных стран мира это: 1. Инженеры Именно инженеры технических специальностей займут лидирующие позиции на рынке трудоустройства. Западные инвесторы только еще начали открывать свои производства на территории Российской Федерации, и уже сейчас ощущается нехватка квалифицированных инженерных кадров на производстве: технических специалистов, руководителей разного уровня. Максимально востребованным будет сочетание техническое + экономическое или юридическое образование и владение иностранным (английским) языком. 2. Специалисты в сфере IT технологий Ни одна современная фирма не обходится без компьютеров, соответственно на предприятии должны быть специалисты, которые отвечают за организацию и слаженную работу компьютерных сетей, настройку пользования Интернетом, обслуживание абонентских телефонных линий, оргтехники и т.д. Кроме навыков программиста, отлично, если у вас есть профессия дизайнера. Хорошие веб - дизайнеры очень востребованы, и их услуги стоят достаточно дорого. Многие компании готовы дорого заплатить за разработку узнаваемого логотипа и раскрутку их бренда в сети Интернет. 3. Специалисты в сфере нанотехнологий. Нанотехнологии основаны на атомно-молекулярном взаимодействии веществ, данные технологии позволяют использовать скрытые, полезные свойства веществ. Нанотехнологии-это технологии будущего, которые подразделяются на три основных раздела: производство наноразмерных роботов, микросхем, а также атомная инженерия. Согласно исследованиям социологов, все специальности, связанные с нанотехнологиями, будут востребованы. В скором времени нанотехнлогии охватят все сферы: пищевую промышленность, машиностроение, космические технологии, медицину, химическую промышленность и т.д. Есть мнение, что мировое лидерство ждет страну, которая добьется прорыва в развитии нанотехнологий. 4. Специалисты в области биотехнологий и биоинженерии. Понятие биотехнология означает современный метод, который использует любые биологические структуры, системы, и их части для решения той или иной задачи в рамках заданного технологического процесса. Особенно часто биотехнологии применяются в современных сельскохозяйственных предприятиях, на которых с применением методов генной модификации (генной инженерии) изменяют свойства выращиваемых продуктов, например, для повышения урожайности или устойчивости к вредителям. В фармакологии также применяют методы биотехнологий для создания лекарств на основе биологических организмов. Данная профессия потребует от человека знаний, как в области биологии, микробиологии, географии, так и микроэлектроники. 5. Специалисты в сфере маркетинга Российский рынок постоянно обновляется огромным количеством всевозможных товаров и услуг. При этом начинает сказываться перенасыщение различных сегментов рынка конкурирующей продукцией от разных производителей. Маркет – в переводе означает рынок, поэтому задачей маркетолога, является управление деятельностью компании, связанной с рынками сбыта продукции, удовлетворение интересов различных групп потребителей. Анализ рынка, исследование необходимых объемов выпуска, рынков сбыта продукции, формирование бизнес-плана предприятия – вот краткий перечень из задач, стоящих перед специалистом в сфере маркетинга. 6. Специалисты в сфере сервиса Постепенно благосостояние людей в России и других странах мира улучшается, поэтому возникает все большая потребность в предоставлении качественных сервисных услуг. Профессий в сфере обслуживания множество - администраторы гостиниц и ресторанов, стилисты, имиджмейкеры, и многие другие. Спрос на подобных специалистов из года в год будет расти вместе с качеством жизни людей. При этом услуги должны оказываться на профессиональном уровне, причем важную роль имеют коммуникативные возможности сервисного персонала. 7. Специалист в области логистики Под термином логистика понимают управление информационными потоками и материальными ценностями в ходе выпуска и реализации продукции. Россия все больше интегрируется в мировую рыночную систему, планируется её вступление во всемирную торговую организацию и другие организации. В связи с этим уже сейчас востребованной профессией является – логист. Коммуникабельность, умение быстро понять и оценить ежедневной работе. При этом необходимо еще немного разбираться в технике, транспорте, экономических вопросах, иметь географические навыки. 8. Специалист по экологической безопасности В нашей стране, к сожалению, всегда уделялось мало внимания защите окружающей среды и здоровью человека по причине экологических проблем. Однако в настоящее время масштаб антропогенных воздействий достиг такого уровня, что без грамотных специалистов в области экологии не обойтись. Кроме этого, при сотрудничестве с иностранными партнерами, очень важны вопросы обеспечения экологической безопасности не только готовой продукции, но и самого процесса производства. Профессия специалист-эколог заставляет человека хорошо ориентироваться в таких сферах как биология, химия, экономика, уметь использовать компьютерные и геоинформационные технологии в своей работе. 9. Специалисты в области медицинских исследований. Медицина постоянно развивается, появляются новые методы лечения, технологии, лекарства, поэтому специалисты в области медицинских исследований всегда будут востребованы. Профессия исследователя в области медицины ставит перед человеком огромные возможности для раскрытия своего таланта, использования своих знаний и навыков, опыта компьютерного моделирования. Трудиться на благо всего мира, проводя медицинские исследования – вот прекрасная цель! Причем данная профессия является достаточно оплачиваемой. Имеется ряд актуальных направлений медицинских исследований – борьба с известными заболеваниями, продолжение длительности жизни людей, разработка новых медицинских материалов и препаратов. 10. Специалисты в области химии и химических исследований Энергетика-это сфера, в которой химические специальности будут максимально востребованы. Подсчитано, что мировых запасов нефти хватит всего на несколько десятилетий, и уже сейчас ученые ищут и исследуют альтернативные источники энергии. В скором времени, человечество начнет активно применять исследования на практики, а химические профессии станут одними их самых востребованных. Вывод: по этим данным мы видим, что практически все самые востребованные профессии в России связаны с географией. 2.1.2. Анализ рынка труда по данным «Службы занятости г.Чапаевска» Рассмотрев данные «Службы занятости» (см.Приложение 1) мы пришли к выводу, что многие профессии также связаны с географией. 2.2. Ученик и карьера. Работая над темой исследования, мы решили выяснить: 1. Определились ли учащиеся с выбором будущей профессии; 2. Что они знают о будущей профессии; 3. Какие школьные предметы необходимы. По первому вопросу воспользовались данными «Мониторинга профессиональных предпочтений» ГБОУ ДПО ЦПК Ресурсный центр г.о.Чапаевск Самарской области (см. Приложение 2). Большинство учащихся 9-х классов не определились с выбором профессии, и имеют низкий уровень информированности о выбранной профессии. Многие учащихся 10-х классов пока не выбрали будущую профессию (специальность). Наблюдается недостаток знаний о выбранных профессиях. Одиннадцатиклассники уже определились профессионально, но имеют слабую информированность о выбранной профессии. Мы решили выяснить, а нужен ли учебный предмет «география»? Для этого провели анкетирование среди учащихся 9-11 классов ГБОУ СОШ «Центр образования». Учащимся была предложена анкета (см.Приложение 3) Эти данные показывают, что учащиеся мало знают о спецификации выбранных профессий. Предмет «география» для 78% опрошенных не нужен, хотя называя, выбранные профессии они и не подразумевают, что в данной профессии без географии не обойтись. Например, специалист МЧС. Заключение. Изучение курса географии очень важно для профессионального самоопределения учащихся. География способна раскрыть причины и следствия безработицы, обозначить требования к современному работнику в условиях рынка труда, сформировать мнение по поводу самоопределения в будущей профессии и требований, которые предъявляет общество к качеству трудовых ресурсов. География – это многое, это просторы своего края и своей страны, это наша огромная планета. Когда ты изучаешь географию – ты и метеоролог, и археолог, и геолог, и гидрограф, и топограф, и вообще можешь представить себя на месте любого профессионала. Обязательно ли изучать географию, в принципе нет, но где ты без географии – нигде! Ещё одной важной задачей географии стала задача научить людей любить, понимать и беречь не только целый мир, а мир свой маленький, окружающий его ежеминутно – свою маленькую Родину, свой край, свой город. Ведь именно с этого начинается и Россия, и вся Земля. Информационные источники. 1. http://professional.centerstart.ru/node/248 2. http://www.proforientator.ru/ 3. «Мониторинг профессиональных предпочтений» ГБОУ ДПО ЦПК Ресурсный центр г.о.Чапаевск Самарской области. 4. Журнал «Абитуриент», №7 2008 г., Сычёв О. 5. «Географическая культура сегодня и завтра. Размышления о системе среднего географического образования в нашей стране.» Симонов Ю.Г. 6. «Профессии связанные с географией» www.proprof.ru 7. «Справочник профессий», 2011 год 8. Программа по географии под ред.В.П.Максаковского, 2012 г. 9. Единый Тарифно-квалификационный справочник. 10. «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ Анкета Приложение 3. 1. Какие учебные предметы будут необходимы в дальнейшей карьере? 2. Нужна ли география? 3. Какие географические профессии (специальности) знаешь? 4. А твоя профессия (специальность) будет связана с географией? 5. Что ты знаешь о будущей профессии (специальности)? 6. С какой областью ты связываешь свою будущую профессию? (подчеркнуть)  Информационные технологии и коммуникации  Сервис, обслуживание  Спорт  Культура  Искусство  Туризм  Образование  Медицина  Психология  Строительство  Производство, материальные технологии  Торговля  Транспорт  Право, юриспруденция  Экономика, организация, управление  Другое (что именно указать)_______________________________________________ 7. Определился ли ты в выборе профессии?  Профессия выбрана (указать, какая)_________________________________________  Выбор не сделан 8. Определился ли ты с местом дальнейшей учёбы?  Да (указать учебное заведение)_____________________________________________  Нет 9. Каковы основные причины выбора профессии? (подчеркнуть)  Интерес к профессии  Высокий доход  Совет родителей  Доступность обучения  Спрос профессии на рынке труда Сведения по учащимся 9 классов (октябрь 2012 г.) Приложение 2 Школы г.о. Чапаевск ЦО Общее кол-во человек 31 1. Выбрана конкретная профессия 7 22,6 Выбор между 2-3 профессиями 14 45,2 Выбор не осуществлён 10 32,3 2. Информирование о выбранной профессии Высокий уровень 1 4,8 Средний уровень 12 57,1 Низкий уровень 8 38,1 3. Что помогло определиться с выбором профессии: Самостоятельный поиск информации 16 76,2 Индивидуальная консультация 3 14,3 Занятия по профориентации 1 4,8 Встреча с представителями профессиональных учебных заведений 2 9,5 Массовые мероприятия 0 0,0 Совет родителей, друзей 8 38,1 Сведения по уч-ся 10 класса (октябрь 2012 г.) Школы г.о. Чапаевск ЦО Общее кол-во человек 16 1. Выбрана конкретная профессия 6 37,5 Выбор между 2-3 профессиями 7 43,8 Выбор не осуществлён 3 18,8 2. Информирование о выбранной профессии Высокий уровень 0 0,0 Средний уровень 8 61,5 Низкий уровень 5 38,5 3. Что помогло определиться с выбором профессии: Самостоятельный поиск информации 9 69,2 Индивидуальная консультация 1 7,7 Занятия по профориентации 0 0,0 Встреча с представителями профессиональных учебных заведений 1 7,7 Массовые мероприятия 0 0,0 Совет родителей, друзей 8 61,5 Сведения по уч-ся 11 класса (октябрь 2012 г.) Школа г.о. Чапаевск ЦО Общее кол-во человек 12 1. Выбрана конкретная профессия 8 66,7 Выбор между 2-3 профессиями 3 25,0 Выбор не осуществлён 1 8,3 2. Информирование о выбранной профессии Высокий уровень 0 0,0 Средний уровень 5 45,5 Низкий уровень 6 54,5 3. Что помогло определиться с выбором профессии: Самостоятельный поиск информации 8 72,7 Индивидуальная консультация 1 9,1 Занятия по профориентации 1 9,1 Встреча с представителями профессиональных учебных заведений 1 9,1 Массовые мероприятия 0 0,0 Совет родителей, друзей 5 45,5 Приложение 1. СТАТИСТИКА ВАКАНСИЙ РЕГИОНА В разрезе ЦЗН: ЦЗН ГО Чапаевск Название профессии (специальности) Центр занятости населения Число актуальных вакансий Всего вакансий по региону АДМИНИСТРАТОР ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 65 АКУШЕРКА ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 8 59 АППАРАТЧИК ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 7 АППАРАТЧИК ВЫПАРИВАНИЯ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 1 АППАРАТЧИК КРИСТАЛЛИЗАЦИИ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 1 АППАРАТЧИК СМЕШИВАНИЯ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 1 АППАРАТЧИК СУШКИ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 1 АППАРАТЧИК ХИМВОДООЧИСТКИ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 4 АРХИВАРИУС ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 6 БЕТОНЩИК ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 10 290 БУХГАЛТЕР ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 3 129 ВОДИТЕЛЬ АВТОБУСА ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 215 ВОДИТЕЛЬ АВТОМОБИЛЯ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 27 693 ВОСПИТАТЕЛЬ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 3 204 ВОСПИТАТЕЛЬ ДЕТСКОГО САДА (ЯСЛЕЙ-САДА) ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 5 166 ВРАЧ-АНЕСТЕЗИОЛОГ-РЕАНИМАТОЛОГ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 6 73 ВРАЧ-БАКТЕРИОЛОГ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 3 ВРАЧ-ИНФЕКЦИОНИСТ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 6 28 ВРАЧ-ЛАБОРАНТ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 2 12 ВРАЧ-ОТОЛАРИНГОЛОГ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 2 28 ВРАЧ-ПЕДИАТР ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 7 171 ВРАЧ-ПСИХИАТР ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 3 45 ВРАЧ-РЕНТГЕНОЛОГ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 4 53 ВРАЧ-ТЕРАПЕВТ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 2 186 ВРАЧ-ТРАВМАТОЛОГ-ОРТОПЕД ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 2 31 ВРАЧ-ЭНДОКРИНОЛОГ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 2 19 ВРАЧ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 8 395 ВРАЧ СТАНЦИИ (ОТДЕЛЕНИЯ) СКОРОЙ И НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 5 16 ГАЗОРЕЗЧИК ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 3 43 ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 13 ГЛАВНЫЙ СВАРЩИК ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 5 ГРУЗЧИК ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 10 745 ДЕЛОПРОИЗВОДИТЕЛЬ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 2 25 ДИРЕКТОР (НАЧАЛЬНИК, УПРАВЛЯЮЩИЙ) ПРЕДПРИЯТИЯ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 5 ДОРОЖНЫЙ РАБОЧИЙ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 2 37 ЗАГРУЗЧИК-ВЫГРУЗЧИК ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 4 31 ИЗОЛИРОВЩИК ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 10 109 ИНЖЕНЕР-КОНСТРУКТОР ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 3 68 ИНЖЕНЕР-ЛАБОРАНТ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 5 ИНЖЕНЕР-МЕХАНИК ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 14 ИНЖЕНЕР-ПРОГРАММИСТ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 34 ИНЖЕНЕР-СТРОИТЕЛЬ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 5 10 ИНЖЕНЕР-ТЕХНОЛОГ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 3 93 ИНЖЕНЕР ПО ИСПЫТАНИЯМ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 2 ИНЖЕНЕР ПО КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫМ ПРИБОРАМ И АВТОМАТИКЕ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 2 12 ИНЖЕНЕР ПО МЕТРОЛОГИИ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 4 ИНЖЕНЕР ПО ОХРАНЕ ТРУДА ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 2 27 ИНСТРУКТОР-МЕТОДИСТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 4 КАМЕНЩИК ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 4 671 КРОВЕЛЬЩИК ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 32 КУЗНЕЦ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 3 ЛАБОРАНТ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 2 25 ЛАБОРАНТ ХИМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 3 20 МАЛЯР ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 14 317 МАСТЕР ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 7 82 МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВА ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 4 4 МАСТЕР УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ МАСТЕРСКОЙ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 2 МАСТЕР ЦЕХА ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 3 МАШИНИСТ АВТОГРЕЙДЕРА ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 33 МАШИНИСТ АВТОМОБИЛЬНОГО КРАНА ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 3 33 МАШИНИСТ БУЛЬДОЗЕРА ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 6 61 МАШИНИСТ КРАНА (КРАНОВЩИК) ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 92 МАШИНИСТ МОЕЧНЫХ МАШИН ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 3 МАШИНИСТ ПОГРУЗОЧНОЙ МАШИНЫ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 10 МАШИНИСТ РАСФАСОВОЧНО-УПАКОВОЧНЫХ МАШИН ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 2 32 МАШИНИСТ ТЕПЛОВОЗА ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 2 15 МАШИНИСТ ТРУБОУКЛАДЧИКА ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 5 20 МАШИНИСТ ЭКСКАВАТОРА ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 9 56 МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 34 932 МЕХАНИК ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 3 46 МОНТЕР ПУТИ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 6 436 МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 2 41 НАЛАДЧИК СТАНКОВ И МАНИПУЛЯТОРОВ С ПРОГРАММНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 4 18 НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛЕНИЯ (СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ) ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 1 НАЧАЛЬНИК УЧАСТКА (В СТРОИТЕЛЬСТВЕ) ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 5 17 НАЧАЛЬНИК ЦЕХА ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 6 ОПЕРАТОР КОТЕЛЬНОЙ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 6 45 ОПЕРУПОЛНОМОЧЕННЫЙ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 2 7 ОРГАНИЗАТОР ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 2 2 ОФИЦИАНТ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 280 ПЛОТНИК ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 11 220 ПОВАР ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 4 405 ПОДСОБНЫЙ РАБОЧИЙ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 8 2401 ПОЛИЦЕЙСКИЙ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 53 ПОМОЩНИК ВОСПИТАТЕЛЯ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 2 218 ПОМОЩНИК МАШИНИСТА ТЕПЛОВОЗА ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 6 ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 19 ПРЕССОВЩИК СТЕНОВЫХ ИЗДЕЛИЙ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 4 4 ПРОГРАММИСТ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 38 ПРОДАВЕЦ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 5 423 ПРОПАРЩИК СТЕНОВЫХ МАТЕРИАЛОВ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 3 3 ПРОРАБ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 5 23 РАБОЧИЙ ЗЕЛЕНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 4 21 РАБОЧИЙ ПО КОМПЛЕКСНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ ЗДАНИЙ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 2 261 РАБОЧИЙ СКЛАДА ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 4 13 РАДИОТЕХНИК ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 2 2 РАЗНОРАБОЧИЙ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 2 325 РЕНТГЕНОЛАБОРАНТ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 5 47 САДЧИК ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 3 8 СБОРЩИК ИЗДЕЛИЙ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 5 5 СЕСТРА МЕДИЦИНСКАЯ-АНЕСТЕЗИСТ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 4 26 СЕСТРА МЕДИЦИНСКАЯ ДИЕТИЧЕСКАЯ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 2 11 СЕСТРА МЕДИЦИНСКАЯ ОПЕРАЦИОННАЯ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 5 25 СЕСТРА МЕДИЦИНСКАЯ ПО ФИЗИОТЕРАПИИ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 2 43 СЛЕСАРЬ-РЕМОНТНИК ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 10 278 СЛЕСАРЬ-РЕМОНТНИК ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 2 5 СЛЕСАРЬ-ЭЛЕКТРИК ПО РЕМОНТУ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 53 СЛЕСАРЬ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 15 101 СЛЕСАРЬ АВАРИЙНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 2 41 СЛЕСАРЬ МЕХАНОСБОРОЧНЫХ РАБОТ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 10 160 СЛЕСАРЬ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ И РЕМОНТУ ТРУБОПРОВОДОВ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 10 10 СЛЕСАРЬ ПО КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫМ ПРИБОРАМ И АВТОМАТИКЕ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 2 67 СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 11 157 СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ ДВИГАТЕЛЕЙ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 6 СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ МАШИН ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 2 4 СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ ОБОРУД.КОТЕЛЬН. И ПЫЛЕПРИГОТОВИТЕЛЬНЫХ ЦЕХОВ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 5 5 СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ СТАНОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 2 СЛЕСАРЬ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТУ ГАЗОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 2 20 СЛИВЩИК-РАЗЛИВЩИК ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 3 СПЕЦИАЛИСТ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 263 СТОЛЯР ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 2 15 СТОРОЖ (ВАХТЕР) ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 3 38 СТРЕЛОК ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 106 СТРОПАЛЬЩИК ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 3 116 СУДЕБНЫЙ ПРИСТАВ-ИСПОЛНИТЕЛЬ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 5 9 СЪЕМЩИК-УКЛАДЧИК ЗАГОТОВОК, МАССЫ И ГОТОВЫХ ИЗДЕЛИЙ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 4 6 ТЕРМИСТ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 21 ТКАЧ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 2 7 ТОКАРЬ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 12 291 ТРАКТОРИСТ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 4 165 ТРАНСПОРТИРОВЩИК ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 3 86 УБОРЩИК ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И СЛУЖЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 9 590 УКЛАДЧИК-УПАКОВЩИК ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 4 135 УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 13 УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 7 УЧИТЕЛЬ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 12 ФЕЛЬДШЕР-ЛАБОРАНТ (МЕДИЦИНСКИЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ ТЕХНИК) ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 3 81 ФЕЛЬДШЕР ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 158 ФЕЛЬДШЕР СТАНЦИИ (ОТДЕЛЕНИЯ) СКОРОЙ И НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 2 6 ФРЕЗЕРОВЩИК ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 5 151 ШЛИФОВЩИК ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 2 68 ШТУКАТУР ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 10 666 ЭЛЕКТРОГАЗОСВАРЩИК ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 16 370 ЭЛЕКТРОМОНТАЖНИК ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 69 ЭЛЕКТРОМОНТЕР ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 8 219 ЭЛЕКТРОМОНТЕР ОХРАННО-ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 1 5 ЭЛЕКТРОМОНТЕР ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 9 185 ЭЛЕКТРОСВАРЩИК ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 10 66 ЮРИСКОНСУЛЬТ ЦЗН ГО ЧАПАЕВСК 4 30

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»