Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Школьный краеведческий проект

Суздальские озера Санкт-Петербурга

Захаров Алексей Геннадьевич
   Основной целью использования метода проектов в обучении географии является – самостоятельное постижение учащимися учебных географических проблем, имеющих для них жизненный смысл.  
    Организуя проектную деятельность необходимо создать условия, при которых учащиеся:
  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников информации;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями и умениями при решении проблемных заданий;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения и т.д.);
  • развивают творческое мышление.
   Особое место среди проектов, реализуемых при изучении географии, принадлежит краеведческим проектам. При выборе тем краеведческого проекта учитель руководствуется следующими критериями:
  • значимость данной информации для учащихся;
  • социальная значимость проекта;
  • наличие в проекте воспитательного потенциала;
  • связь с изучаемыми темами школьного курса географии;
  • возможность постановки проблемы;
  • время, отводимое на изучение данного раздела и темы (нередко учитывается время года, поскольку использование ряда методик требует определенного состояния природных объектов);
  • возможность реализации межпредметных связей;
  • соотношение имеющихся знаний и личного опыта учащихся в пользу первых.
   Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубления знаний учеников по предмету, дифференциации процесса обучения. Однако чаще всего темы проектов относятся к какому-либо практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не только по географии, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.
   Так, при изучении курса географии России учащимся можно предложить принять участие в краеведческом проекте "Суздальские озера Санкт-Петербурга". Работа по теме проекта предполагает изучение широкого круга вопросов, самостоятельный анализ возможности решения проблем Суздальских озер города.
   Цели проекта:
  • Сформировать представление об особенностях, происхождении Суздальских озер Санкт-Петербурга, определить их значение в жизни населения района и города.
  • Оценить современное экологическое состояние озер.
  • Прогнозировать изменения озер под воздействием природных и антропогенных факторов.
  • Предложить варианты благоустройства изучаемой местности.
  • Привлечь внимание к данной проблеме, наметить пути ее решения.   
   Проектом предусматривается создание нескольких творческих групп, работающих по различным направлениям:
   1) Историки;
   2) Географы;
   3) Биологи;
   4) Экологи;
   5) Журналисты.
   Учащиеся в процессе работы над проектом выступают в роли экспертов, раскрывающих проблему и использующих исследовательский метод. Роль консультантов выполняют учителя-предметники (историки, географы, биологи) и учащиеся старших 10-11 классов (закрепляются за каждой группой).
   Учитель географии при работе над проектом координирует весь процесс, мотивирует учащихся, оговаривает сроки выполнения заданий, помогает в поиске необходимых источников информации, организует исследовательскую работу на местности, участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта, поощряет учеников.
   Процедура проведения проекта предполагает следующие этапы:
  1. Презентация темы будущего проекта.
  2. Определение количества групп и участников в группе, распределение функциональных обязанностей каждого.
  3. Обсуждение источников информации, планов деятельности.
  4. Работа по темам проекта в группах:
  • сбор информации;
  • аналитическая работа над собственным материалом;
  • консультации учителя;
  • корректировка;
  • дальнейший поиск информации;
  • обобщение, обсуждение полученной информации;
  • оформление материалов исследования.
      5. Презентация проекта (защита).
      6. Подведение итогов.
      7.Рефлексия.

   Основные направления работы групп:
    1. Группа «Историки».
  Краткая история местности Шувалово-Озерки. Сведения об озерах в исторических документах, художественной литературе, фольклоре. Значение озер для жителей района и города. Топонимическая версия названия озер.
   2. Группа «Географы».
   Составление физико-географической характеристики озер по плану:
  1. Географическое положение. Водный бассейн.
  2. Размеры, площадь, глубина (средняя и максимальная), объем воды.
  3. Происхождение котловины.
  4. Особенности рельефа дна и береговой линии.
  5. Водный режим и питание.
  6. Свойства вод (гидрохимический состав, прозрачность, цвет).
  7. Время ледостава и вскрытия ото льда.
  8. Хозяйственное использование.
    3. Группа «Биологи».
   Описание особенностей органического мира озер (донная область, открытая вода, граница между водой и воздухом, прибрежные заросли).
    4. Группа «Экологи».
  Изучение экологических проблем местности Шувалово-Озерки. На основе сведений о видовом составе фауны Суздальских озер оценивают степень загрязненности воды (метод трехуровневой индикации). Исследование уровня замусоренности территории. Определение  мер, необходимых для улучшения экологического состояния озер и прилегающей территории. Разработка программы «Спасение Суздальских озер».
    5. Группа «Журналисты».
   Опрос жителей района (родители, знакомые и т.д.) о том, что они думают о нынешнем состоянии Суздальских озер и прилегающих территорий, какими хотят видеть их в дальнейшем; анкетирование учащихся школы; подготовка видеофильма и выпуск газеты.
   Результаты исследования систематизируются, обобщаются и представляются для защиты на школьной ученической конференции. 
   Возможности метода проектов в школьном географическом краеведении многообразны, но в то же время организация проектной деятельности учащихся требует от учителя серьезной подготовки и творческого подхода.
   Учителя географии, использующие метод проектов в процессе обучения, отмечают у учащихся стабильный рост самостоятельности и уровня навыков работы с различными источниками информации. Приобретая эти навыки, привычку работать самостоятельно, использовать дополнительную литературу, искать решение проблем, дети стараются переносить их на традиционные уроки.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»