Школьный краеведческий проект
Суздальские озера Санкт-Петербурга
Захаров Алексей Геннадьевич
Основной целью использования метода проектов в обучении географии является – самостоятельное постижение учащимися учебных географических проблем, имеющих для них жизненный смысл.
Организуя проектную деятельность необходимо создать условия, при которых учащиеся:
Организуя проектную деятельность необходимо создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников информации;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями и умениями при решении проблемных заданий;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения и т.д.);
- развивают творческое мышление.
Особое место среди проектов, реализуемых при изучении географии, принадлежит краеведческим проектам. При выборе тем краеведческого проекта учитель руководствуется следующими критериями:
- значимость данной информации для учащихся;
- социальная значимость проекта;
- наличие в проекте воспитательного потенциала;
- связь с изучаемыми темами школьного курса географии;
- возможность постановки проблемы;
- время, отводимое на изучение данного раздела и темы (нередко учитывается время года, поскольку использование ряда методик требует определенного состояния природных объектов);
- возможность реализации межпредметных связей;
- соотношение имеющихся знаний и личного опыта учащихся в пользу первых.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубления знаний учеников по предмету, дифференциации процесса обучения. Однако чаще всего темы проектов относятся к какому-либо практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не только по географии, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Так, при изучении курса географии России учащимся можно предложить принять участие в краеведческом проекте "Суздальские озера Санкт-Петербурга". Работа по теме проекта предполагает изучение широкого круга вопросов, самостоятельный анализ возможности решения проблем Суздальских озер города.
Цели проекта:
Так, при изучении курса географии России учащимся можно предложить принять участие в краеведческом проекте "Суздальские озера Санкт-Петербурга". Работа по теме проекта предполагает изучение широкого круга вопросов, самостоятельный анализ возможности решения проблем Суздальских озер города.
Цели проекта:
- Сформировать представление об особенностях, происхождении Суздальских озер Санкт-Петербурга, определить их значение в жизни населения района и города.
- Оценить современное экологическое состояние озер.
- Прогнозировать изменения озер под воздействием природных и антропогенных факторов.
- Предложить варианты благоустройства изучаемой местности.
- Привлечь внимание к данной проблеме, наметить пути ее решения.
Проектом предусматривается создание нескольких творческих групп, работающих по различным направлениям:
1) Историки;
2) Географы;
3) Биологи;
4) Экологи;
5) Журналисты.
Учащиеся в процессе работы над проектом выступают в роли экспертов, раскрывающих проблему и использующих исследовательский метод. Роль консультантов выполняют учителя-предметники (историки, географы, биологи) и учащиеся старших 10-11 классов (закрепляются за каждой группой).
Учитель географии при работе над проектом координирует весь процесс, мотивирует учащихся, оговаривает сроки выполнения заданий, помогает в поиске необходимых источников информации, организует исследовательскую работу на местности, участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта, поощряет учеников.
Процедура проведения проекта предполагает следующие этапы:
1) Историки;
2) Географы;
3) Биологи;
4) Экологи;
5) Журналисты.
Учащиеся в процессе работы над проектом выступают в роли экспертов, раскрывающих проблему и использующих исследовательский метод. Роль консультантов выполняют учителя-предметники (историки, географы, биологи) и учащиеся старших 10-11 классов (закрепляются за каждой группой).
Учитель географии при работе над проектом координирует весь процесс, мотивирует учащихся, оговаривает сроки выполнения заданий, помогает в поиске необходимых источников информации, организует исследовательскую работу на местности, участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта, поощряет учеников.
Процедура проведения проекта предполагает следующие этапы:
- Презентация темы будущего проекта.
- Определение количества групп и участников в группе, распределение функциональных обязанностей каждого.
- Обсуждение источников информации, планов деятельности.
- Работа по темам проекта в группах:
- сбор информации;
- аналитическая работа над собственным материалом;
- консультации учителя;
- корректировка;
- дальнейший поиск информации;
- обобщение, обсуждение полученной информации;
- оформление материалов исследования.
5. Презентация проекта (защита).
6. Подведение итогов.
7.Рефлексия.
Основные направления работы групп:
1. Группа «Историки».
Краткая история местности Шувалово-Озерки. Сведения об озерах в исторических документах, художественной литературе, фольклоре. Значение озер для жителей района и города. Топонимическая версия названия озер.
2. Группа «Географы».
Составление физико-географической характеристики озер по плану:
6. Подведение итогов.
7.Рефлексия.
Основные направления работы групп:
1. Группа «Историки».
Краткая история местности Шувалово-Озерки. Сведения об озерах в исторических документах, художественной литературе, фольклоре. Значение озер для жителей района и города. Топонимическая версия названия озер.
2. Группа «Географы».
Составление физико-географической характеристики озер по плану:
- Географическое положение. Водный бассейн.
- Размеры, площадь, глубина (средняя и максимальная), объем воды.
- Происхождение котловины.
- Особенности рельефа дна и береговой линии.
- Водный режим и питание.
- Свойства вод (гидрохимический состав, прозрачность, цвет).
- Время ледостава и вскрытия ото льда.
- Хозяйственное использование.
3. Группа «Биологи».
Описание особенностей органического мира озер (донная область, открытая вода, граница между водой и воздухом, прибрежные заросли).
4. Группа «Экологи».
Изучение экологических проблем местности Шувалово-Озерки. На основе сведений о видовом составе фауны Суздальских озер оценивают степень загрязненности воды (метод трехуровневой индикации). Исследование уровня замусоренности территории. Определение мер, необходимых для улучшения экологического состояния озер и прилегающей территории. Разработка программы «Спасение Суздальских озер».
5. Группа «Журналисты».
Опрос жителей района (родители, знакомые и т.д.) о том, что они думают о нынешнем состоянии Суздальских озер и прилегающих территорий, какими хотят видеть их в дальнейшем; анкетирование учащихся школы; подготовка видеофильма и выпуск газеты.
Результаты исследования систематизируются, обобщаются и представляются для защиты на школьной ученической конференции.
Возможности метода проектов в школьном географическом краеведении многообразны, но в то же время организация проектной деятельности учащихся требует от учителя серьезной подготовки и творческого подхода.
Учителя географии, использующие метод проектов в процессе обучения, отмечают у учащихся стабильный рост самостоятельности и уровня навыков работы с различными источниками информации. Приобретая эти навыки, привычку работать самостоятельно, использовать дополнительную литературу, искать решение проблем, дети стараются переносить их на традиционные уроки.
Описание особенностей органического мира озер (донная область, открытая вода, граница между водой и воздухом, прибрежные заросли).
4. Группа «Экологи».
Изучение экологических проблем местности Шувалово-Озерки. На основе сведений о видовом составе фауны Суздальских озер оценивают степень загрязненности воды (метод трехуровневой индикации). Исследование уровня замусоренности территории. Определение мер, необходимых для улучшения экологического состояния озер и прилегающей территории. Разработка программы «Спасение Суздальских озер».
5. Группа «Журналисты».
Опрос жителей района (родители, знакомые и т.д.) о том, что они думают о нынешнем состоянии Суздальских озер и прилегающих территорий, какими хотят видеть их в дальнейшем; анкетирование учащихся школы; подготовка видеофильма и выпуск газеты.
Результаты исследования систематизируются, обобщаются и представляются для защиты на школьной ученической конференции.
Возможности метода проектов в школьном географическом краеведении многообразны, но в то же время организация проектной деятельности учащихся требует от учителя серьезной подготовки и творческого подхода.
Учителя географии, использующие метод проектов в процессе обучения, отмечают у учащихся стабильный рост самостоятельности и уровня навыков работы с различными источниками информации. Приобретая эти навыки, привычку работать самостоятельно, использовать дополнительную литературу, искать решение проблем, дети стараются переносить их на традиционные уроки.