Использование учителем в образовательных целях
Интернет-пространства на примере изучения темы "Масштаб"
Филиппов Максим Анатольевич,
учитель географии, директор:
Певзнер Юлия Феликсовна
учитель истории и культуры Санкт-Петербурга,
методист, заместитель директора по НМР
учитель географии, директор:
Певзнер Юлия Феликсовна
учитель истории и культуры Санкт-Петербурга,
методист, заместитель директора по НМР
География, 5 класс
УМК «Сферы» издательства «Просвещение»Цель: сформировать у обучающихся умение использовать географические и краеведческие знания и умения в повседневной жизни для адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи:
- овладение основами картографической грамотности, элементарными практическими умениями применения простых приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
- формирование экологического взгляда на географическую и краеведческую информацию, способности ее рассмотрения через призму решения проблем экологической и культурной безопасности;
- формирование умений описывать и объяснять разнообразные физико-географические явления, навыков применения приобретенных географических знаний в повседневной жизни для адаптации к условиям проживания на конкретной территории (в Выборгском районе Санкт-Петербурга).
А) Предметные (обучающиеся научатся):
- определять по топографической карте и плану местности расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба;
- решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот;
- выявлять подробность изображения объектов на карте разных масштабов;
- определять азимут;
- определять основные черты архитектурных стилей.
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою малую Родину;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия, творческой деятельности эстетического характера.
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции).
Оборудование урока:
- компьютер с выходом в Интернет и подключенным к нему телевизором;
- авторская презентация по теме «Масштаб», составленная с помощью Google-технологий и находящаяся в «облаке»: https://docs.google.com/presentation/d/14A4JLLxokxCmw5MV_LOo3geBGU9cf0MpffHIqzq6h9E/edit?usp=sharing
https://sites.google.com/site/sajtfilippovama/home/ucitel-geografii ;
- учебник географии (Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012).
- Изучение нового материала: послайдовое использование презентации по теме «Масштаб» (презентация авторская, располагается на сайте учителя по адресу https://sites.google.com/site/sajtfilippovama/home в разделе «Учитель географии»).
- Проверочная работа по изученному материалу
- Домашнее задание:
- проложить маршрут от начальной точки (вид на усадьбу) до конечной точки (жилой дом по адресу: улица Заводская, дом 22) (в маршрут должны быть включены: точка «вид на усадьбу», церковь Святых Апостолов Петра и Павла, скамейка, жилой дом по адресу: улица Заводская, дом 22);
- используя различные источники (в том числе, сеть Интернет), найти дополнительные сведения о вышеуказанных объектах городской среды.
Урок второй: «Практическая работа – образовательное путешествие по Шуваловскому парку»
Обучающиеся класса разбиваются на две команды, каждая из которых получает распечатанный маршрутный лист (маршрутный лист изначально создан с помощью Google – технологий и располагается на сайте учителя в разделе Внедрение краеведческого компонента на уроках и во внеурочной деятельности https://sites.google.com/site/sajtfilippovama/home/ucitel-geografii/vnedrenie-subregionalnogo-komponenta
Ребятам надо
- Прочитать маршрутный лист и определить, какие здания, памятники необходимо осмотреть.
- Пройти по предложенному маршруту, выбирая наиболее короткий и безопасный путь передвижения в городском пространстве.
- Внимательно исследовать здания и сооружения (прочитать информационные таблички и мемориальные доски, обратить внимание на отдельные архитектурные детали и декоративные украшения, соотнести современное местоположение здания с исторической застройкой, при необходимости обратиться за недостающей информацией к жителям города) и ответить на предложенные вопросы.
- По возможности сфотографировать или зарисовать наиболее интересные, «говорящие» детали городской среды, сделать записи, которые могли бы быть полезны при подготовке презентации итогов путешествия.
- Дома подготовить презентацию своего путешествия в Google-документах и защитить её на следующем уроке географии.
В начале урока каждая из команд представляет свою Google-презентацию по итогам образовательного путешествия и защищает её.
Список литературы:
1. Алексеев С.В., Гущина Э.В. Окружающая среда Санкт-Петербурга. – СПб: Сезам-Принт, 2005. – 136 с.
2. Вебстер К., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н., Корякина Н.И. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. – СПб: Сага, Наука, 2005. – 136 с.
3. География и экология Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Учеб. Пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы / Под ред. С.В. Васильева, О.В. Гаврилова. – М.: Изд-во МГУ, 2008. – 88 с.
4. Даринский А.В., Асеева И.В. География Санкт-Петербурга. – СПб.: Искусство России, 1996. – 78 с.
5. Ермолаева Л.К. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. – СПб: СМИО Пресс, 2009. – 114 с.
6. Финаров Д.П., Семенов С.П. География Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Учебное пособие для 9-ого класса средней школы. – СПб.: Специальная литература, 1996. – 160 с.