Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование учителем в образовательных целях
Интернет-пространства на примере изучения темы
«Внутренние воды. Реки и озёра России и Выборгского района»:
опыт внедрения краеведческого компонента при изучении
курса географии 8-ого класса

Филиппов Максим Анатольевич,
учитель географии, директор; 
Певзнер Юлия Феликсовна
учитель истории и культуры Санкт-Петербурга,
методист, заместитель директора по НМР 
Курс географии 8 класса изучается на основе УМК «Сферы» издательства «Просвещение», но в него включены темы по географии Ленинградской области, Санкт-Петербурга в целом и Выборгского района города, в частности.
Для координации изучения курса географии и курса истории и культуры Санкт-Петербурга создана закрытая группа ВКонтакте, на стене которой размещается вся необходимая информация, домашние задания, необходимые фото- и видеофайлы (скриншот страницы группы прилагается). Группа была создана именно в социальной сети ВКонтакте, так как обучающиеся очень много времени проводят именно в вышеуказанном ресурсе, имеют постоянный выход в него со своих смартфонов. В связи с этим вся необходимая информация становится доступной обучающимся в максимально короткие сроки.
Все документы, презентации создаются на Гугл-диске, доступны обучающимся на необходимых им для работы правах (редактирования или только просмотра) (скриншот Гугл-диска прилагается). Ссылки размещаются на стене группы ВКонтакте.
С целью проверки знаний обучающихся по итогам изучения тем курса используются тесты, созданные на основе Гугл-форм, ссылки на которые в дальнейшем генерируются qr-кодами. Это позволяет учащимся отвечать на вопросы теста с помощью имеющихся у них смартфонов или планшетов (скриншот страницы с qr-кодом по теме «Внутренние воды России» прилагается).
Результаты тестирования сразу же автоматически отражаются в Гугл-таблице и доступны для дальнейшего анализа.
Изучение тем географии Ленинградской области и Санкт-Петербурга происходит модульно, в рамках изучения соответствующей темы курса географии 8-ого класса. В конце учебного года проводится работа по закреплению полученных знаний: ребятам предлагаются на выбор несколько тем для написания мини-реферата (в виде Гугл-текстового документа) и создания Гугл-презентации. Данные работы ребята выполняют в мини-группах (2-3 человека) или индивидуально (на их выбор) и предоставляют учителям для просмотра в своих Гугл-дисках (скриншот задания, размещённого на стене группы ВКонтакте прилагается). Для получения «5» ребятам необходимо будет в дальнейшем устно защитить свою работу.
При изучении некоторых тем проводятся учебные экскурсии и образовательные путешествия.
В частности, при изучении темы «Внутренние воды России» с подтемой «Внутренние воды. Озёра и реки Санкт-Петербурга и Ленинградской области» с включением изучения и субрегионального компонента, то есть реки и озёр Выборгского района Санкт-Петербурга, к которым относятся Суздальские озёра и река Старожиловка.
Цель: сформировать у обучающихся умение использовать географические и краеведческие знания и умения в повседневной жизни для адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи:
  • закрепление навыков картографической грамотности, элементарных практических умений применения простых приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
  • формирование экологического взгляда на географическую и краеведческую информацию, способности ее рассмотрения через призму решения проблем экологической и культурной безопасности;
  • формирование умений описывать и объяснять разнообразные физико-географические явления, навыков применения приобретенных географических знаний в повседневной жизни для адаптации к условиям проживания на конкретной территории (в Санкт-Петербурге и в частности в Выборгском районе Санкт-Петербурга).
В рамках данной темы используется образовательная технология «Образовательных путешествий». Именно с применением данной технологии обучающиеся на местности учатся работать с картами различных типов Выборгского района. Метод образовательного путешествия предполагает:
  1. непосредственное личное взаимодействие ребёнка с пространством и формирование собственного представления о нём;
  2. активную самостоятельную деятельность участников путешествия;
  3. работу в малых группах;
  4. изменение роли педагога: педагог - не руководитель, а организатор исследовательской деятельности ребёнка.
Вот пример использования вышеуказанной технологии на практическом занятии при изучении темы «Внутренние воды России».
На предшествующим практическому занятию уроке обучающиеся получают задание: работая в Гугл-картах, им необходимо подготовится к практической работе - образовательному путешествию по району Суздальских озёр и Шуваловскому парку, по границе которого протекает река Старожиловка, а именно:
  • проложить маршрут от начальной точки (школа № 558) до конечной точки (Верхнее Суздальское озеро) (в маршрут должны быть включены: исток и устье реки Старожиловки, Нижнее Большое, Среднее и Верхнее Суздальские озёра);
  • используя различные источники (в том числе, Интернет), найти дополнительные сведения о вышеуказанных объектах городской среды.
Ссылка на первоначальную Гугл-карту, сохранённая с помощью qr-кода, заранее сканируется обучающимися с помощью имеющих у них мобильных телефонов или планшетов.
Перед началом практического занятия обучающиеся класса разбиваются на две команды, каждая из которых получает распечатанный маршрутный лист (маршрутный лист изначально создан с помощью Google – технологий и доступен обучающимся с помощью qr-кода).
Ребятам необходимо:
  1. Прочитать маршрутный лист и определить, какие здания, памятники необходимо осмотреть.
  2. Пройти по предложенному маршруту, выбирая наиболее короткий и безопасный путь передвижения в городском пространстве.
  3. Внимательно исследовать гидронимы и ответить на предложенные вопросы.
  4. Сфотографировать или зарисовать наиболее интересные, «говорящие» детали, сделать записи, которые могли бы быть полезны при подготовке презентации итогов путешествия.
  5. Дома подготовить совместную Гугл-презентацию своего путешествия.
Уроки с применением технологии Web 2.0 (Гугл-технологии), обучение с применением группы ВКонтакте и qr-кодов и технологий учебных экскурсий и образовательных путешествий не только нравятся обучающимся, но и способствуют активному обобщению и закреплению знаний, полученных на уроках в классе, формированию умений и навыков, развитию универсальных учебных действий и компетенций.
 
Список литературы:
1. Алексеев С.В., Гущина Э.В. Окружающая среда Санкт-Петербурга. – СПб: Сезам-Принт, 2005. – 136 с.
2. Вебстер К., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н., Корякина Н.И. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. – СПб: Сага, Наука, 2005. – 136 с.
3. География и экология Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Учеб. Пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы / Под ред. С.В. Васильева, О.В. Гаврилова. – М.: Изд-во МГУ, 2008. – 88 с.
4. Даринский А.В., Асеева И.В. География Санкт-Петербурга. – СПб.: Искусство России, 1996. – 78 с.
5. Ермолаева Л.К. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. – СПб: СМИО Пресс, 2009. – 114 с.
6. Финаров Д.П., Семенов С.П. География Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Учебное пособие для 9-ого класса средней школы. – СПб.: Специальная литература, 1996. – 160 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»