Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка по географии для 9 класса

Транспорт России

Харламов Игорь Анатольевич,
учитель ГБОУ СОШ № 608 
 Кировского района Санкт-Петербурга

Цель: Ученик получит  представление  о транспортной системе как о составляющей части инфраструктурного комплекса и значении его в развитии хозяйства
Задачи:
  1. Дать понятие об инфраструктуре и ее элементах.
  2. Познакомиться с видами транспорта
  3. Выявить влияние природных условий на его развитие
  4. Научить сравнивать виды транспорта по ряду показателей (скорость, себе стоимости, пассажирообороту,  грузообороту)
  5. Продолжать развивать умение работать с различными источниками информации, с картами различного характера ,уметь их анализировать и сопоставлять.
  6. Формировать навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками в группах, умение слушать.
Информационно образовательная среда.
Ресурсы: ИКТ, проектор, компьютер, презентация к уроку.
  • Учебник под редакцией  А.А Алексеева стр 69-73 пар № 13
  • Рабочая тетрадь  к учебнику Э.В. Ким, Н.А. Марченко, В.А Низовцева, под ред. А.А Алексеева
  • Атлас стр. 18- 19
  • Таблица для оценивания
 
Планируемые результаты:
Ученик научится:
Предметные: Различать  виды транспорта,  природные факторы от которых зависит их работа, особенности  каждого транспорта.
Метапредметные:  Смыслового чтение текста, анализу информации.
Приводить примеры крупных магистралей России, выявлять особенности географического положения.
Личностные: Повысит  патриотическое чувство к своей родине.
 
Ученик получит возможность научиться:
Узнать новые понятия что такое «инфраструктура», «Транспортная магистраль», «Транспортный узел», «Пассажирооборот», «Грузооборот».
Опорные знания:
Особенности  рельефа и климата, их влияние на хоз. деятельность.
Форма работы на уроке: групповая.
Учащимся  предлагается работа в группах .Учащиеся делятся на 4-е группы. Им предлагается работать по картам атласа, учебнику, дополнительной литературе, презентациям.
Задание: Сравнить обеспеченность разных районов страны  разными видами транспорта. Сделать вывод. Отразить полученный результат в виде диаграммы.
 
Ход урока:
Орг.момент
Приветствие класса. Вопрос классу: вы готовы начать работу? Тогда улыбнитесь мне и своим одноклассникам.  Смайл на доске. Каждый раз на нашем уроке мы будем продолжать учиться слушать друг друга ,понимать и помогать друг другу.
 Проверка домашнего задания.
Учитель: Ребята, а какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Ответы учеников: Химическую промышленность.
     Учитель: Хорошо, тогда открывайте свои  «рабочие тетради» с дом.заданием на стр 35-36   автора Э.В. Ким, Н.А. Марченко, В.А Низовцева, под ред. А.А Алексеева.
Взаимопроверка. Учащимся прилагается поменяться рабочими тетрадями и сравнить с ответами на слайде у учителя.  Поставить отметки с комментариями.  Внести в таблицу для оценивания.
 
Приложение №1

 
Знаю Затрудняюсь ответить  Не знаю
+  V -
2 1 3
 
Учитель: Не забывайте, с маленькой удачи начинается большой успех!
Учитель: С какими отраслями  народного хозяйства мы с вами познакомились на протяжении нескольких уроков
Ответы учеников: Отрасли материальной сферы, обрабатывающей и перерабатывающей промышленности
Учитель: А сегодня нам предстоит познакомиться  с отраслями третичного сектора- нематериальной сферы. А так же  с составом  инфраструктурного комплекса. Который мы  можем увидеть  по схеме в  учебнике стр. 68 (записывается на доске)
Учитель: Ребята, скажите, а как вы понимаете, что такое «инфраструктура»?
Ответы учеников: Это то, без чего не возможно развитие современного хозяйства, жизнедеятельность страны, ее населения Части третичного сектора. Работа с  учебником стр. 68
Ответы учеников: «Услуга»-  особый вид продукции.  Это труд, который призван удовлетворять  потребности заказчика и клиента.
Учитель: А как вы думаете, что  является важнейшим звеном инфраструктурного комплекса? Благодаря чему мы можем обеспечить надежную связь России с другими государствами, между отраслями народного хозяйства страны?
Актуализация  деятельности: (Транспорт)
Учитель: Я произношу слово «Транспорт», а вы мне скажите какие у вас возникают ассоциации на это слово
Ответы учеников: Движение, груз, дорога, работа и т.д.
Учитель: Так скажите какая сегодня тема нашего урока?
Ответы учеников: «Транспорт России» (сами формулируют тему урока)
Мотивация и целеполагание:
А как вы думаете, с какой целью, мы должны изучать эту тему? Для того, чтобы ответить на вопрос я вам приготовила вот такие листочки с таблицей и прошу ее заполнить в начале урока. Только первые два столбика.
Приложение №2

 
 Я Знаю Хочу  узнать  Узнал 
     
     
 
Изучение новой темы урока:
Учитель: Давайте с вами  откроем учебник на странице  69  пар №13. Так что же мы сегодня узнаем на уроке? Работают  с учебником ,изучают  план содержания параграфа.
Ответы учеников:  с  понятием  инфраструктура, значение транспорта для развитие хозяйства страны, отличительные  черты  разных видов транспорта, выявить важнейшие магистрали, проблемы транспортного комплекса.
Запись на слайде А что должны знать!
  • Себестоимость
  • «Транспортная магистраль»
  •  «Транспортный узел»
  • «Пассажирооборот»
  • «Грузооборот».
Учитель: В процессе работы мы  с вами выделяем  рубрику «самое, самое»
Поэтому  в конце урока мы должны ответить на проблемный вопрос.
Считаете ли вы, что какие- то виды транспорта более предпочтительны для развития хозяйства России в современных условиях?
Учитель: Как всегда я предлагаю поработать вам в группах. Контроль над группой проводит спикер группы, который распределяет задание и оценивает работу каждого в группе и в целом работу всей группы.
Учитель: О чем вы должны помнить приступая к работе?
Запись на доске «Странная эта опасность безделье за партой!»
Учитель: О чем мы не должны забыать:
Учиться знать
Учиться делать
Учиться жить
Учиться быть!
Учитель: Приступая  к работе в группах , группы получат индивидуальные карточки –задания. (1-разработать план ответа,2- поставить цель для чего необходимо получить ответ на данный вопрос, 3- Какую проблему можно выделить,4- работа с атласам стр 18-19, 5 – показать на настенной карте главные географические  объекты по теме, 6- ответ можно представить в виде диаграммы.)
 
1-я группа
Подготовка
  1. Доказать, что транспорт- кровеносная система страны. ( пар №13  вопрос №2 стр. 69 учебника)
  2. Оценить по пяти балльной шкале преимущество каждого  вида транспорта. Указать значение транспорта и его виды. ( пар №13  талб. стр. 69 учебника)
  3. Знать с новые понятия  «Пассажирооборот» «Грузооборот» (Словарь стр 272-273)
 
Вывод: С возрастанием роли транспорта в хозяйственной и общественной жизни страны возрастают итребования к его работе (скорость, надежность, безопасность, четкость информации о местах нахождениях грузов)
Учитель: Какие можно сделать выводы по данному выступлению группы. Работает класс в рубрику «Самое самое»
Учитель предлагает вставлять слова.
  • Самый быстрый-
  • Самый надежный-
  • Самый безопасный-
  • Самый ценный-
  • Самый экологически чистый-
  • Слабо зависящий от климатических условий-
 
2-я группа
Подготовка
  1. Указать отличительные черты транспортной сети, причины.
  2. Направления сухопутных видов разных путей.
  3. Три основные магистрали направления. Показать на карте.
  4. Знать с новые понятия   «Магистраль», «Транспортная система», «Транспортный узел»
 
Учитель: Не забывайте, что«чтение- это диалог с самим собой»
Вывод:
  • Магистраль-это основной, самая мощный транспортный узел,  транспортные пути.
  • Транспортный узел – те пути, где сходятся несколько  видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними.
  • Транспортная система-  совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами.
 
Учитель: В чем вы видите проблему?
Ответы учеников группы:  Рисунок  транспортной сети отличается западных и восточных регионов. Северных районов от Европейской части остальной территории.
Учитель: Какие причины этого?
Ответы учеников группы:
Учитель: не забываете про оценочные листы, в которых вы оцениваете работу группы и своих учеников.
Учитель: Какие особенности развития видов транспорта.?
 
3-я группа
Выступить с заранее подготовленными сообщениями или презентацией на тему «Трубопроводном и электронном виде транспорта».
Отвечают на вопрос:какие из видовтранспорта имеют наибольшее значение длявнешнеполитических связей? Показать на карте морские и речные порты.
 
Вывод:  Ж/д транспорт- не зависит от погодных условий, надежность и регулярность, свободное размещение. Препятствие –горные территории .
 
4-я группа
Выявить проблемы транспорта стр 72-73 учебника
Обратить внимание при ответе на проблемы, возникшие после распада СССР и геополитического положения страны.
Проблемы дети записывают  в своих тетрадях. После всех спикеры дают оценку работам групп.
После  всех ответов  учащихся  делают вывод:
Развитие транспорта  необходимое условие развития общества. Без этого не возможно ощущения единства России, и реальная  ценность  нашего государства.
 
 
Учитель:  И так ребята, мы услышали и послушали ответы группы.
Я предлагаю вернуться к началу урока и ответить на проблемный вопрос. Считаете ли вы, что какие- то виды транспорта более предпочтительны для развития хозяйства России в современных условиях? Вопрос на слайде.
 
Рефлексия
Что  вы узнали на уроке ?
Ответы учеников:  понятие «Транспортный узел», «Пассажирооборот», «Грузооборот». Проблемы транспорта и т.д.
Учитель:  Дополните схему (изображена на доске) Ученик работает у доски

Зафиксируйте ответы в оценочных листах.
И  так , давайте подведем итоги нашего урока
Приложение №2

 
 Я Знаю Хочу  узнать  Узнал 
     
     
 
Учитель:  Прошу  заполнить последний столбик нашей таблицы.
Учитель:  Продолжите фразы на слайде
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Я на уроке научился (ась)…
Урок дал мне для жизни…
Подведение итогов:
Учитель:  Прошу сдать листы.
Учитель: Какие источники информации помогли вам сегодня на уроке?
Учитель подводит итог урока, выставляет отметки за урок с комментариями.
 
Учитель:  Ребята, прошу  открыть свои дневники и записать  д/з,
 
(Д/з написано на доске)

 
  • пар №13, знать все определенияиз учебника.
  • Подготовить по 4-е вопроса для взаимопроверки. «Ты мне -я тебе»
  • Р/т практическаяработа стр 38 (1-е задание)-1 вариант
  • Р/т практическаяработа стр 38 (2-е задание)-2 вариант
По желанию Подготовить презентацию «Транспорт и окружающая среда»
 
Учитель:  Прошу вас прикрепить на забор настроения смайлы. (Учитель заранее  в начале урока раздает смайлы грустный и веселый, для того чтобы дети оценили свое настроение на конец урока)
 
Учитель:  Всем спасибо, до свидания.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»