Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Авторы Сухобская Г.С.,

доктор психологических наук,

 профессор кафедры педагогики и психологии

профессионального образования

СПБГУТД

 Шадрина Т.В. ,

 кандидат педагогических наук, доцент  кафедры

педагогики и психологии профессионального образования

СПБГУТД

 

В статье рассматривается проблема подготовки  специалистов —андрагогов  для системы дополнительного  профессионального образования и  внутрифирменного обучения взрослых и ее обусловленность  современными социокультурными факторами. Раскрываются  роль андрагога как социального посредника в информационно-образовательных процессах и основные принципы андрагогического подхода в подготовке  специалистов для сферы  профессионального образования взрослых.

 

   Ключевые слова:  андрагогика, андрагог,  социальный посредник, взрослые, информационно-образовательные процессы,  профессионально-педагогическое образование,  опережающее образование

 

Современное профессиональное образование не ограничивается  рамками  уже четко сложившейся  системы государственной подготовки  кадров.  В настоящее время в той или иной степени   оно  пронизывает  всю  профессиональную жизнь  специалистов  в связи с  постоянно убыстряющимися   изменениями в технологических и  информационных процессах, определяющих развитие современной  экономики, производства и жизни общества в целом.

За рамками специального  среднего и высшего профессионального образования находится  интенсивно развивающаяся сфера  профессионального образования взрослых. Кадры для этой системы  в настоящее время специально не готовятся. Андрагогическая [1] подготовка специалистов  , которые работают в  разнообразных организациях и  предприятиях, осуществляющих профессиональное обучение , переподготовку, повышение квалификации  взрослых людей- специалистов своего дела,  институционально практически не оформлена и проводится  лишь отдельными  образовательными  организациями , включенными  непосредственно в процесс обучения взрослых людей. В то же время социальная потребность в специалистах –андрагогах все возрастает.

Данная статья посвящена проблеме возможной  подготовки  в  системе профессионально-педагогического образования специалистов , ориентированных  на деятельность не только в  учреждениях  начального  и  среднего специального профессионального образования, но  и в  активно развивающемся  профессиональном  образовании взрослых.

Решение этой проблемы , на наш взгляд,  возможно на базе образовательных учреждений , уже осуществляющих профессионально-педагогическую подготовку . Следует отметить, что   в эту систему  входят  не только  специализированные  средние профессиональные  учебные заведения — колледжи, техникумы, но и  высшие учебные заведения (например, Российский государственный  профессионально-педагогический университет в Екатеринбурге ,  Волжская государственная  профессионально-педагогическая академия в Нижнем Новгороде  и др.  ). Соответствующие  учебные структуры  возникают на  базе   различных университетов и академий  . Они готовят специалистов   , которые могут  осуществлять профессиональную подготовку в  образовательных учреждениях по ведущим для   данного учебного заведения профилям. Один из примеров такого учреждения —Санкт-Петербургскй государственный университет  технологии и дизайна,  подструктурой  которого  является Северо-западный  профессионально-педагогический институт ( директор – доктор пед. наук, профессор М.Б.Есаулова). На его базе осуществляется подготовка  кадров по специальности  «профессиональное образование» (отрасли — дизайн и декоративно-прикладное искусство, имиджевый дизайн, экономика и управление). Опыт образовательной деятельности этого института дает основания   ставить вопрос о социальной  необходимости, социокультурном обосновании  и методологической  оснащенности специальной,  андрагогической,  подготовки  будущих специалистов  профессионального образования .

 

Социокультурная обусловленность образования взрослых людей

 

Активные инновационно- технические, информационные  и  социальные процессы, происходящие в настоящее время во всех формах трудовой деятельности, существенно изменяют сложившуюся  и  длительное время  воспроизводившуюся образовательную систему профессионального обучения, вызывая к жизни новые образовательные  идеи и формы обучения,  в большей мере отвечающие потребностям и социальному заказу  современного общества. Практически необходимой и  значимой  для человечества в целом , для каждой организации , заинтересованной в развитии и процветании, и  для  любого взрослого человека, настроенного на продуктивную деятельность,  самореализацию и творчество,  стала идея непрерывного образования, образования « на протяжении жизни».

Сфера образования взрослых , как отмечают все исследователи  , в том числе подготовившие доклад ЮНЕСКО « К обществам  знания»[2], в  настоящее время является наиболее активно развивающейся  и  мобильной. Она   последовательно расширяет свое влияние на разные  социальные и  профессиональные  системы и  ориентируется на  преобразование  сложившихся стереотипов в обучении .

Специалисты сферы  образования взрослых    востребуются все в более широком секторе социальных практик.   Так, наряду с  широко разветвленной  сетью  учреждений среднего и высшего  профессионального образования складывается и развивается подсистема  дополнительного профессионального образования, занимающаяся  подготовкой, переподготовкой и повышением  квалификации специалистов  самых разных  профессий и специализаций.    Наряду с традиционным формальным (статусным, сертифицированным)  образованием  все большее место  занимают   неформальное ( статусно не подкрепленное) и информальное (сертификационно неоформленное, самостоятельно осуществляемое  в повседневности) образование, которые  пронизывают жизнь отдельного человека  по всем направлениям его жизнедеятельности: профессиональной, социальной и личной.  Пока  все эти  виды образования еще жестко  не  встроены  в систему уже давно сложившихся образовательных институтов, однако они  являются естественной частью     образования как социокультурного явления и во многом определяют его  современную суть и механизмы влияния .

Усиление значения  неформального  и информального образования в жизни  общества и личности  можно рассматривать как  отражение процессов «индивидуализации»,  характеризующих  современный  социум,  и как  одно из проявлений самоуправляемого обучения отдельного человека, выстраивающего в процессе жизнедеятельности  собственную траекторию  саморазвития.

Поддержка взрослого человека   в освоении им нового социального опыта, в разных его аспектах—нормативном, ценностном (аксиологическом),  компетентностном, познавательном и практически-бытовом обусловлена условиями  его деятельности ,  конкретными  потребностями и  его личной заинтересованностью в определенном результате.

В то же время   эта поддержка может и  должна  быть  связана   с необходимостью  опережающего  воздействия, вызванной  характером протекания  трудовых, экономических или социальных процессов, в которые  вовлечен человек, либо которые скоро будут определять его жизнь

«Опережающее образование» базируется на широкой мировоззренческой основе, которая отражает основные направления развития общества, поддерживает перспективные позиции и предвосхищает их возможную реализацию в будущем. Это образование, делающее акценты на интерпретации знаний ( фактов) не только с позиций сегодняшнего , но и с позиций завтрашнего дня, на ответственном участии людей  в реализации ценностей общества и на значимости обращенности к будущему самого взрослого человека, творчески, но ответственно конструирующего социальную реальность.

«Опережение»  связно прежде всего с поддержкой    развития у человека личностных механизмов  саморегуляции образовательной деятельности, осмысления и принятия собственной « программы» саморазвития , с персонификацией  образования.   Таким образом, «опережающая позиция»  в образовании согласовывает интересы личности и социума,  помогает установить их ценностно-смысловой консенсус, тем самым поддерживая идеи гуманизации и демократии как движущих сил развития современного глобального мира. [3]

Как фиксируют современные социально-экономические и

социологические  работы , для многих  стран переход от индустриального к информационному  способу развития —уже сегодняшняя реальность или ближайшая перспектива. Он   характеризуется тем, что  информационно-  технологическая составляющая уже  охватывает все сферы и отрасли  производства, социально-экономические и социокультурные  процессы , изменяя их содержание и динамику развития. Это касается и  промышленности,   основанной на наукоемких технологиях и  инновационности,  сельского хозяйства ( биотехнологии и  генная инженерия)  и сферы услуг ( основанной на компьютерных технологиях и телекоммуникационных связях),  культуры и образования, активно осваивающих  и преобразующих информационно-культурное  пространство с помощью  Интернета и  коммуникационных технологий.

Понимание сущности информационной революции в сфере индустриальной экономики связывают   с тем, что  «информационные технологии изменяют не  виды деятельности, а их технологическую способность … обрабатывать и понимать символы, генерируя новое знание».[4]    На первый план выступает не просто обучение готовым технологиям,  но их  постоянное совершенствование и создание новых,  в которые – в той или иной форме— включаются практически большинство работников разных сфер труда.

В то же время именно здесь кроются и значительные  проблемы. Новые технологические  возможности еще не  обеспечивают   качества  осваиваемого личностью образования, поскольку сама информация является  только условием выработки  определенного знания. Между  потоком информации в разных его проявлениях и ее практическим  использованием в деятельности личности или организации   стоит  процесс переработки, преобразования  этой  информации в знание, которым должен овладеть каждый специалист. Как правило,  такой процесс начинается еще в вузе  и продолжается в самых разных формах дополнительного образования и самообразования.

Образовательный процесс для решения конкретных практических   задач  в разных видах деятельности организуют  в настоящее время многочисленные образовательные структуры , консалтинговые и внедренческие организации,  специально подготовленные эксперты и консультанты.

Только одна система дополнительного профессионального образования  (ДПО) охватывает, по данным  общероссийских опросов более 5 миллионов человек.[5] Эта система включает помимо  государственных учреждений,  образовательные структуры  крупных  предприятий и корпораций, множество  негосударственных образовательных учреждений ( НОУ) или автономных некоммерческих организаций (АНО), основной  уставной деятельностью которых является оказание образовательных  услуг взрослому населению. Кроме того, программы дополнительного  профессионального образования реализуют многие высшие и средние учебные заведения , в том числе и в качестве  второй  специальности. [6]

Исследователи отмечают востребованность самых разных консалтинговых услуг на рынке. Так,например, в Иркутске  в сфере менеджмента в 2006 г.  проявлен большой интерес к вопросам стратегического управления, включая планирование и консультационное сопровождение реализации различных проектов и программ. Зафиксирован значительный спрос на стратегический консалтинг  государственных структур. Наиболее востребованной была деятельность в области информационных технологий, налогообложения и оценочной деятельности. . Широко распространены консультационные услуги в области развития креативности, тайм-менеджмента, консультации по ведению бизнеса в Интернете,  по экономической безопасности и  деловой разведке, по спонсорской деятельности и т.п [7]. В сфере ДПО большим темпом развивается система  бизнес-образования  и не только в  мегаполисах, но и других  городах.

Происходящие изменения, связанные с  информационными технологиями,    рассматриваются как глобальный структурный сдвиг  и в современной  экономике ,  где фиксируется переход  от « материальной» к «интеллектуальной» экономике, «экономике, базирующейся на знаниях».Это отражает признание того, что научные знания и специализированные  уникальные навыки их носителей становятся главным источником  и ключевым фактором развития материального и нематериального производства, обеспечения устойчивого развития.

Символические, нематериальные( «знаниевые» ) компоненты продукта превращаются в основной источник прибыли. Недаром в  теоретических  концепциях развития «общества знания» появились понятия  « специалист по работе со знаниями» или  « когнитивный работник» (П.Дракер )  и даже   «когнитивный капитализм». ( «Когнитивный капитализм следует понимать как такой вид капитализма, в котором знание является основным источником стоимости, откуда и вытекает его  противопоставление капитализму промышленному»)[8].

Иначе говоря,  в современных  научных концепциях развития    нового общества  особое внимание обращается на ценность не столько информации и «техники», ее распространяющей, сколько  самого человека как носителя и преобразователя знаний, развивающих и окружающий мир, и его самого.  А знание рассматривается как фактор, по- новому структурирующий  все сферы социальной жизни.

Такое видение сегодняшнего дня информационного общества       фиксирует  переход от  технократической к антропоцентрической организации производства и труда, которая предполагает расширение круга активных участников производственного процесса.  « Новая модель организации труда предусматривает расширение функций работника и переход от « частичного» работника ( узкой специализации) к работнику  «широкого диапазона»  (универсала), способного осуществлять верификацию, оценку, творческий синтез информации, проникать в суть проблемы, осуществлять корректировку технологического процесса, то есть быть не только субъектом производственного освоения НТР, но и ее движущей силой».[9]

На этом фоне  , как отмечает В.Л.Иноземцев, «зреет понимание того, что общество стоит перед лицом нового изменения, которое несводимо  к трансформации прежнего порядка, а представляет собой формирование нового социального устройства».[10]   Этому способствуют не только   сами технические нововведения, но и  быстрое массовое их освоение и распространение .Постепенно стираются некогда стабильные демаркационные линии между наукой, обществом и политикой. «Производство научного знания понимается уже не столько как поиск основополагающих законов природы, сколько как процесс, обусловленный контекстом применения знания ,представлениями о социальных потребностях и потенциальных потребителях»[11], т.е.  становится обычной «связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными целями и ценностями» ( В.С.Степин)[12].

Эти ведущие  для современности  социально-экономические процессы стимулируют потребности и предприятий( организаций), и  людей в  новом  знании и новых компетенциях, поиск ими адекватных  новым  общественным запросам способов и форм образования.

Поскольку базовая система образования перестаёт играть прежнюю, ведущую, роль,   благодаря тому, что сроки обновления знаний резко сокращаются, возрастает роль иных  образовательных  возможностей, связанных с неформальным и информальным образованием. Однако пространство   этих форм образования в нашей стране  все  еще недостаточно  очерчено, хотя в прошлом страны  имеется богатый опыт развития  самых разных его структур: от  кружков до народных университетов, к сожалению, очень идеологизированный.

Несмотря на широкую сеть различных образовательных форм,  на первый план  во всем мире  все больше выступают самообразовательные процессы (информальное образование). Самообразование рассматривается специалистами в сфере  социологии образования  как особый  социокультурный феномен современной цивилизации. По словам Г. Зборовского, самообразование – «это парадигма XXIвека, доминантный вид деятельности в информационном обществе»[13],  где постоянно обновляемое знание, как отмечалось,  становится основным ресурсом  индустрии,  современной экономики и социального устройства.

Однако эти формы получения нужных знаний также должны быть  предварительно подготовлены в образовательных системах, хотя бы  дополнительного образования.

И в этой сфереактивизируется   деятельность широкого круга  экспертов и консультантов,  использующих достаточно новые,  интерактивные , способы обучения и  интернет-ресурсы для  активного взаимодействия с людьми, стремящимися  самостоятельно освоить новую систему представлений , технологии или социокультурный опыт.

С этих позиций, суммируя наиболее значимые ( представленные в разных источниках) «компетенции 21 века», которыми должен обладать каждый человек, можно выделить , например, такие значимые  компетенции, как

—собирать, синтезировать и анализировать информацию;

—добиваться высоких результатов, работая автономно с  минимальным контролем со стороны руководства;

—« вести за собой» других сотрудников с помощью убеждений;

— быть креативным и превращать эту творческую энергию в непосредственное действие;

—критически мыслить и задавать необходимые вопросы;

— пытаться понять угол зрения других и полностью  разобраться в сути дела;

— эффективно взаимодействовать с другими, зачастую с использованием современных технологий;

—работать этично, понимая последствия своих действий как для своего сообщества, так и  планеты в  целом и  так далее.

Характеризуя формирующееся  «обучающееся общество», можно  назвать такие его функции— «ответы»  на социокультурные «вызовы» образованию, как:

—формирование мотивированного, включенного в образовательный процесс обучающегося, готового преодолеть  сложности как завтрашнего , так и сегодняшнего дня;

—перенос обучения в пространство обучающегося при  понимании   обучения как вида деятельности личностно-ориентированного характера на всех  возрастных этапах жизни человека;

— реализация  тезиса  « образование должно быть доступно каждому»;

— максимальный учет в образовательных процессах потребностей обучающихся и их жизненного опыта;

—активное содействие появлению новых и соотносимых с потребностями общества  «провайдеров образовательных услуг»;.

—активное содействие созданию  новых отношений  и новых  информационных сетей между  обучающимися, « провайдерами образовательных услуг» , инвесторами и инноваторами;

— обеспечение инфраструктуры, необходимой для достижения образовательных целей и задач как в реальной сфере отношений, так и в  виртуальной;

—поддержка системы  непрерывных инноваций и аккумуляции наиболее эффективных видов , форм, методов их достижения в специальных банках данных.

Реализация этих функций  возложена на тех,  кто  является профессиональными посредниками между социально значимой информацией и взрослыми людьми и  воплощает культуру обучения в жизнь, — андрагогов.

 

 

Андрагог как социальный посредник в информационно-образовательных процессах жизни  взрослых людей

 

Андрагог  и его социальная роль в обществе могут быть рассмотрены  с позиций  реальной востребованности в жизни. Но  пока речь может идти скорее о взятой на себя  разными специалистами конкретной  роли , чем о специально подготовленных профессионалах.

«Андрагог» — это не профессия, как и  «педагог». Это обобщенное  название различных информационно-образовательных  ролей . Если в центре задач стоит обучение, то это—  «учитель», «преподаватель», если речь идет о формировании  духовно-нравственной сферы личности, а также элементарных форм человеческого поведения, то это –  воспитатель,  если  — консультирование для самообучения— «тьютор», «консультант» и т.д. Существует множество таких функциональных ролей: наставник на производстве и коуч,   мастер или преподаватель производственного обучения,  тренер , модератор и т.п.

В реальной практике еще только  постепенно  формируется некая социально-профессиональная группа, которую  объединяет андрагогическая идея— специфика задач и особенностей осуществления профессионального посредничества в  разных формах информационно-образовательного взаимодействия со взрослыми людьми.

Посредническая деятельность , т.е. включение  другого человека в качестве помощника,владеющего знаниями и умениями делать то, чем не владеет нуждающийся в этом человек или  определенное сообщество людей ( например, фирма)  — это  постоянно существующая в обществе практика отношений между людьми,  в основе которой—взаимообогащение опытами, стоящими за их жизненными и  профессиональными ролями.

Определяя понятие «посредничество» в предельно широком контексте можно, очевидно, выделить в нем в качестве ведущего принципа — помощь другому в   обретении им нового опыта, которого у него пока нет, но которым владеют другие люди.

Как специальная сфера  в стратификации профессий социальное посредничество обычно не выделяется, будучи непосредственно включено в той или иной форме в различные их виды, являясь их составной частью. Наиболее отчетливо как основной вид деятельности со всеми его особенностями оно было заявлено обществу и выделено в особую сферу в виде педагогической профессии ( учитель, воспитатель, преподаватель) в результате институционализации и включения общего и профессионального образования в государственную политику стран.

В действительности посредничество в информационно-образовательной сфере не сводится только  к его институционализированным, закрепленным в  государственно определяемых формах (  дошкольное, школьное, профессиональное ), но и  в огромном разнообразии всех видов источников информации и ее носителей. При этом посредниками в передаче информации становятся или сами авторы разнообразных идей,  текстов , технологий  или те,  кто владеет  наиболее  адекватными методами их  адаптации по отношению к предлагаемой аудитории.

В результате в социуме складывается особый слой посредников, занимающих нишу между теми,  кто непосредственно порождает новую информацию, и теми, кто  заинтересован в ее потреблении. Это и сфера средств массовой информации, и все виды  посредничества, осуществляющие переработку и адаптацию авторских источников с позиции их доступности и ценности для  предполагаемых потребителей и т.п.

Несмотря на  разнообразие и  отнесенность к разным сферам человеческой практики,  все виды посреднической деятельности имеют общее — информационно-образовательную составляющую. Все они несут новую информацию для человека, который в ней нуждается и , в определенной мере,  способствуют  повышению уровня его осведомленности  (просветительская функция),  обучают его конкретным умениям, помогают раскрыть свои способности, понимать себя, сформулировать свои жизненные ценности или просто  не попасть «впросак» и т.д.[14]

Объем и разнообразие форм посредничества в современном информационно- образовательном пространстве постоянно растет, особенно в связи с повсеместно осуществляющемся во всех странах  переходом к «обучающемуся обществу».

Если для общего образования человека особенно важны — кроме исходного формального (  детские образовательные учреждения, профессиональное образование) различные виды информации и «образования для жизни»,  то для профессионального образования наиболее значимо обучение знаниям и умениям, которые апробированы  в той области профессиональной деятельности, которой профессионально занимается человек.

Во всех информационно- образовательных сферах работают специалисты, обладающие не только специальными предметными знаниями, но и андрагоги-посредники.

Особенность позиции андрагога как социального посредника в ситуации  обучения, в отличие от посредников, обращенных к массовой аудитории («просветителей»), заключается прежде всего в том, что его деятельность направлена на обеспечение доступности и значимости передаваемой им самим ( или другими)  информации малым группам людей или отдельным индивидам. Сужение числа лиц в общем коммуникативном пространстве позволяет андрагогу значительно расширить число параметров информационно-образовательного взаимодействия, особенно за счет  собственно образовательного компонента, а также за счет всесторонности и глубины знания и возможностей тех людей и того дела, по отношению к  которому осуществляется коммуникативный процесс.

Если анализировать  , как прорастает  это в практике, то надо отметить, что более последовательно подобное посредничество  начинает осуществляться в различных формах профессиональной деятельности, где отчетливо высвечивается роль человеческого фактора ( во всестороннем рассмотрении этого явления),  но также и в других сферах  жизни человека.

 

Ориентация будущих специалистов на развитие андрагогической компетентности в разных сферах социально-образовательных практик

 

Посредническая деятельность андрагога  реально оказывается

востребованной в самых разных  видах труда . Существующая в настоящее время предметная подготовка , если она  интегрируется  андрагогической направленностью в будущей деятельности,  дает возможность успешно адаптировать ее  как к  различным формам  профессионального образования взрослых, так и  к запросам организаций по выявлению проблем и осуществлению внутрифирменного и других форм  дополнительного образования.

Усовершенствования, изменения, инновации в организациях   могут

быть связаны  исключительно с инженерно-технологическими решениями. Однако существует множество проблем, решение которых определяется  в первую очередь  « человеческим фактором».     Если в первом случае важно доучивание или переучивание работающих специалистов, касающееся их  профессионального образования, то во втором — нередко требуется  дополнительное обучение организационной технологии, психотехнике, эргономике, деловому  межличностному общению в их конкретной форме проявления  на данном предприятии. Вычленение таких проблем и обучение поиску способов решения — андрагогические функции, освоение которых и  предусматривает профессионально-педагогическое образование.

В  подготовке специалистов сферы профессионально-педагогического

образования в настоящее время все  в большей степени ставится акцент на интеграции, прежде всего, по циклам предметов, объединенных общими идеями определенной сферы знаний и труда, и  органичной внутренней связи между гуманитарными и технико-технологическими по своей направленности дисциплинами.  Андрагогическая направленность как  центрирующая их мета-идея дает возможность с самого начала определить всю стратегию подготовки специалиста в ее  многоплановости и всесторонности.

Прежде всего она проявляется в целевой гуманитарной

человекоцентрированной направленности подготовки , когда ее результативность проверяется способностью и готовностью выпускника видеть и профессионально решать  проблемы в ключе значимости этого решения для тех людей, которые в нем заинтересованы.

Она проявляется также в том,  насколько глубоко и всесторонне

специалист видит те  собственно предметные ( научные или практические) проблемы, в распознавании и решении которых он ( как социальный  и профессиональный посредник)  помогает обучающимся или  уже работающим специалистам по той профессии, которой он сам владеет.

Андрагогическая готовность характеризует способность

квалифицированно осуществлять эту  исходную направленность наряду со знаниями и умениями, которые  формируются в основном образовании будущего специалиста. Основа для широкой сферы использования полученного андрагогического  образования создается, если у студента в процессе получения базового образования сформировался полноценный аппарат методолого-технологических способов самостоятельного  исследовательского подхода и нахождения способов решения нестандартных профессиональных  задач, в данном случае —андрагогических. Только  в этом случае можно говорить о сформированности ключевых андрагогических  компетенций как  основания для  осуществления полноценной профессиональной деятельности.

Андрагогическая готовность в реальной деятельности реализуется

прежде всего тогда, когда  возникают ситуации , побуждающие к изменению.  Возможности их изменения имплицитно(в скрытом виде, потенциально) определенным  образом заложены в этих ситуациях и обусловлены спецификой  каждой из сфер труда. Поэтому готовность специалиста к открытию нового, к созидательной деятельности, тем выше, чем глубже он владеет своей специальностью, а если его профессия — профессиональное обучение, то  двумя специальностями: обучением и рабочей специальностью ( т.е. сферой трудовой деятельности, например,  дизайна или управления). При таком тандеме основные проблемы, которые специалист призван решать,—андрагогические.

Важнейшим показателем эффективности  формирования профессиональной  компетентности будущих  специалистов-андрагогов является уровень развития их методологической культуры на основе освоения научно-теоретических знаний в сфере образования, а также в  широкой сфере гуманитарной  культуры.   Развитая способность выходить  в мета-позицию по отношению к  выбору способов действия в конкретной ситуации позволяет специалисту в любой новой и нередко достаточно сложной ситуации находить  наиболее адекватный ей способ решения.

Готовность  будущих специалистов самостоятельно реализовывать андрагогический подход в самых различных сферах профессионально-образовательной деятельности во многом обеспечивает  исследовательский подход в обучении и , прежде всего,— исследовательский характер курсовых и дипломных  работ студентов в широком диапазоне андрагогических проблем. Осваивая исследовательскую деятельность как сущностную особенность  их будущей практической работы, они на собственном опыте овладевают всеми этапами ее осуществления и последующего анализа и доказывают  ее эффективность.

Использование научных критериальных оснований при решении практических задач — это важнейшая процедура исследовательского подхода, который включает ее в качестве этапа перехода от теории к выбору методов и технологий ее практического использования.

Андрагогический подход органично включается во все этапы исследовательской деятельности специалиста в сфере информационно-образовательных процессов. На этапе анализа условий возникновения проблемы он помогает отделить объективные трудности от тех, которые связаны с « человеческим фактором»; на  этапе проектирования гипотез  и способа  решения он способствует включению учета человеческого фактора в качестве важного параметра и т.д.

Задача  вузовской подготовки будущего преподавателя профессионального обучения взрослых ,андрагога,   осуществляемого в разных условиях, в том числе непосредственно в процессе практической деятельности,  и заключается в том, чтобы оба эти подхода( андрагогический и исследовательский) , тесно взаимосвязанные между собой, обеспечивали полноценный процесс формирования профессиональных компетенций будущего специалиста как конечный результат его обучения.

Такая идеология профессионально-педагогического образования, реализуемая на протяжении всех лет подготовки специалистов, проходит проверку на заключительном этапе — в подготовке самостоятельных проектов в любых андрагогических аспектах данного направления образования.

Способность студента охарактеризовать все те переменные, которые  создаются особенностями данной конкретной ситуации обучения  и описать их в качестве условий, а также определить критерии и показатели эффективности в оценке результатов обучения по разработанному студентом сценарию и  является показателем его профессиональной компетентности и готовности к практической деятельности.

Чаще всего для реализации этих целей используются инновационные технологии, известные в литературе под названиями: анализ практических ситуаций ( кейс-стади),  мозговой штурм, деловые игры, проблемное обучение, педагогические мастерские , портфолио и  ряд других.

Главным показателем качества выполняемого студентом исследования является не описание этих методов и технологий в аспекте возможности их эффективного использования, а исследовательский подход к обоснованию конкретных способов его эффективного  использования применительно к данной конкретной ситуации.

Андрагогический подход в обучении, например,  будущих дизайнеров проявляется прежде всего в  нацеливании их  на видение и  компетентное обсуждение комплексных  эргономических проблем художественного проектирования. При этом важно  учитывать и дизайнерские проблемы ,   и  проблемы в  сфере деловых контактов с заказчиками и потребителями различных продуктов деятельности дизайнеров.

Так, например,  Смирнова Татьяна,,  работая продавцом-консультантом в мебельном салоне, который специализируется на продаже мебели для кухонь различной комплектации, при анализе  деятельности консультантов выделила то, что  зачастую клиенты просят  оказать  им помощь  в создании интерьера нередко нестандартного  помещения кухни. Однако , как установила автор диплома,  консультанты в процессе общения с покупателями испытывают трудности по  оказанию помощи в организации кухонного пространства, удовлетворяющего  клиента,  что связано,  прежде всего, с  недостатком знаний по проблемам дизайна интерьера и  художественного оформления помещений.  Тема ее ВКР— «Использование метода конкретных ситуаций в обучении работающих  дизайнеров-консультантов».  В ней она предлагает решение проблемы , заключающееся в такой  организации системы обучения практическому  дизайну, которое включает проведение обучающих тренингов по решению конкретных  ситуаций  в создании   проекта дизайна  интерьера  кухни и дополнительную самостоятельную работу,   результатом которой является защита  разработанного проекта и его обсуждение  каждым сотрудником .

Андрагогическая направленность ВКР по специальности  «профессиональное обучение ( экономика и управление)» также  проявляется прежде всего  при анализе  конкретной ситуации  в различных организациях и предприятиях.

Целью всех исследований этого типа ВКР  является  повышение эффективности труда работающих специалистов, главным образом за счет заинтересованности в его результатах не только по  материальным параметрам, но и полимотивировано, т.е. по более широкому аспекту личностно-значимых ценностей.

Перед  выпускниками, готовящими ВКР, в этом случае стоит задача— определить и образовательно решить те проблемы, которые связаны с  повышением качества труда и профессионально-личностным развитием работающих специалистов.

Гуманитарная направленность подготовки в профессионально-педагогической деятельности позволяет выпускнику учесть специфику различных сфер труда в их  « человеческом измерении».    Такой подход требует сформированных ключевых компетенций, включающих метакогнитивные умения, владение обобщенными приемами поиска способов организации  конкретных видов практической деятельности, обеспечивающих повышение эффективности труда, и  любое взаимодействие человека с другим человеком, особенно если он стремится передать ему новую значимую информацию, предполагающую в первую очередь способность понимать другого и уметь отвечать на его информационные запросы.

 

Наиболее часто выпускники находят себе работу в качестве менеджеров в

различных сферах производства, в организациях, фирмах самой разной направленности. Естественно, по характеру выполняемой работы менеджер-консультант в сфере  рекламного бизнеса существенно отличается от менеджера-руководителя бригады, выполняющего определенного вида строительные ( или какого-либо другого вида)  работы. Однако при огромном разнообразии видов выполняемой менеджерами работы, есть и общее, что объединяет их  как специалистов, работающих с людьми и учитывающих специфику требований организации их труда , их собственных  возможностей, и запросов к дальнейшему обучению. Это могут быть и проблемы, связанные с выявлением роли  «человеческого фактора» в труде работников и администрации, и   нахождение оптимального консенсуса со стороны организаторов и исполнителей, способствующего эффективности труда и  факторов труда, влияющих на удовлетворенности обеих сторон и т.д. .

Любая организация, заинтересованная в своем постоянном развитии,  в

приобретении и использовании новой техники, инновационных технологий, способствующих повышению  производительности труда и росту доходов и зарплат, способствует и созданию условий для постоянного повышения квалификации сотрудников, по крайней мере, в системе внутрифирменного обучения в данной организации.    Для этих целей наиболее подготовленными кадрами являются  специалисты, имеющие профессионально-педагогическую подготовку, особенно экономического профиля.  Наиболее типичные проблемы, исследуемые  в ВКР,  и разработанные студентами способы их решения применительно к  андрагогическим аспектам деятельности специалиста сферы управления  —это  проблемы проектирования и разработки способов  решения практических задач, связанных

—с недостаточной компетентностью работников в соответствии с современным уровнем развития науки и технологий в сфере  выполняемого ими труда;

—с изменением   нравственно-деловых отношений между  работниками ( или руководителями и работниками);

—  с  адаптацией специалистов как профессионалов в новой трудовой среде;

—  учетом профессионально-значимых индивидуально-психологических особенностей работников;

—  решением  андрагогических проблем просвещения населения и рекламирования продукции предприятий;

с решением  проблем, требующих принципиально новых подходов в организации труда и его осуществлении и т.п.

Так, например,    Нейфельд Александра , работающая менеджером в турфирме, определила тему своей ВКР, исходя из специфики  деятельности специалистов турфирмы и анализа причин  возникающих проблем. Тема —«Организационно-педагогические условия развития  коммуникативной компетенции менеджера турфирм». Обосновывая значимость коммуникативной компетенции  в профессиональной деятельности менеджера, автор  доказала необходимость использования внутрифирменного обучения на основе интерактивных технологий для развития способности к взаимодействию с клиентами. Разработанный автором проект учебного курса включил тренинги социально-психологического и социально- профессионального характера, в которых используются часто встречающиеся проблемные ситуации, связанные с различными формами делового общения.

Васильева Ксения, выполняя тему: «Проект программы тимбилдинга в телекоммуникационной компании», установила, что  одна из  актуальных проблем деятельности    телекоммуникационной компании- отсутствие налаженной командной работы  между отделами компании, что вызывает сбои в работе и  в результате — низкую оценку клиентами ее  деятельности . В дипломном проекта разработана система  обучения  командному взаимодействию- тимбилдинг, результаты которого   непосредственно проявились в повышении эффективности  деятельности  компании.

Гусаков Сергей  в исследовании проблемы «Дифференцированный подход  в управлении персоналом современной фирмы»     в результате  анализа  отношения к труду работников сборочного цеха  ООО «СВ»  и их реального трудового поведения  выделил  3 группы работников : «инициативные», «пассивные» и «зависимые»  и раскрыл  особенности дифференцированного подхода к развитию их профессиональной мотивации. В результате  совместно с руководством фирмы были разработаны конкретные   формы  организации труда и  дифференцированной работы с персоналом, что позволило сблизить интересы фирмы и конкретного работника  и повысить эффективность  труда.

Многообразие практических проблем, которые должны  успешно решать  выпускники — специалисты в сфере профессионального обучения, работая в различных организациях, где востребована  их подготовка, свидетельствует о том, что уже в условиях вуза они  должны  и могут овладеть способностью и готовностью самостоятельно адаптироваться к различным видам практического использования их образования. Та подготовка, которую они получают сегодня, в принципе дает им такую возможность,если она осуществляется на широкой базе исследовательской практико-ориентированной учебной деятельности, результатом  которой является  педагогическая и андрагогическая направленность их деятельности, сложившаяся на базе полноценной профильной подготовки в определенной сфере труда.

Именно на этапе обучения профессии, соединяющей в себе два начала  (предметно-содержательное –«рабочая профессия») и посредническо-андрагогическое (преподаватель, консультант и т.п.), будущий специалист  осознает сущность своей работы. А она не может быть заранее однозначно определена. В ней может по-разному быть представлена   андрагогическая составляющая: как главная или  как определенным образом сопутствующая « рабочей профессии».  В любом случае подготовка к ней должна быть  полноценной и отвечающей требованиям современности по критериям созидательности, гуманности и экологичности любого  человеческого труда.

 

Основные книги по проблемам андрагогики, опубликованные в нашей стране:

Андрагогическая компетентность преподавателя системы  постдипломного педагогического  образования: монография / под ред. С.Г.Вершловского, Г.С.Сухобской.-СПб:СПбАППО, 2011

Василькова Т.А. Основы андрагогики.: Уч. пособие / -М. КНОРУС, 2009

Вершловский С.Г. Непрерывное образование. Историко-теоретический  анализ феномена. – СПБ,2008

Громкова М.Г. Теория и практика образования взрослых. Уч. пособие-М.,Юнит-Дана,2005

ЗмеевС.И. Андрагогика: Основы теории и технологии обучения взрослых.-М.,2003

Змеев С.И.  Технология обучения взрослых.-М.,2002

Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. В 4 т.12 кн. / под ред. В.И. Подобеда.-СПб.,2000-2001

Образование взрослых:: опыт и проблемы/ под ред. С.Г.Вершловского.- СПб., 2002

Образование взрослых: цели и ценности/ под ред. Г.С.Сухобской,Е.А.Соколовской,Т.В.Шадриной.-СПб., ИОВ РАО,2002

Онушкин В.Г.,Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии.- СПб-Воронеж:  ИОВРАО,1995

Основы андрагогики:Уч. пособие/ под ред. И.А.Колесниковой.-М.,Издательский центр «Академия»2003

Практическая андрагогика . Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых. Кн.1 / под ред. В.И. Подобеда, А.Е.Марона.-СПб.,2003

Практическая андрагогика.  Опережающее образование взрослых. Кн.2. / под ред. В.И. Подобеда, А.Е.Марона.-СПб.,2007

Рабочая книга андрагога/под ред. С.Г.Вершловского.-СПб.,1998

Соколовская Е.А.,Сухобская Г.С.,Шадрина Т.В. Современные ориентиры профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы:Уч. пособие-СПб, СПГУТД, 2006

Технологии образования взрослых. Пособие для тех, кто работает в   системе образования взрослых/ под общей редакцией  О.В.Агаповой, С.Г.Вершловского, Н.А.Тоскиной.-СПб.:КАРО, 2008



[1]     Андрагогика— теоретическая дисциплина, являющаяся отраслью научно-гуманитарной сферы знаний, предметом которой является  раскрытие сущности информационно-образовательных взаимодействий андрагога как социального посредника между ценностями культуры и образования общества и личностью взрослого человека в различных видах этого взаимодействия

 

[2] К обществам знания. Всемирный доклад ЮНЕСКО .-Париж:Изд-во ЮНЕСКО, 2005

[3]  См.: Персонификация высшего профессионально-педагогического образования: на пути к самоуправляемому обучению: монография / Под ред. М.Б.Есауловой.—СПб.: СПГУТД, 2010 ; 

Соколовская Е.А., Сухобская Г.С.,Шадрина Т.В. Современные ориентиры профессионально-педагогической деятельности  преподавателя высшей школы:Учебное пособие.—СПб.:СЗППИ СПГУТД-«Тускарора»,2006

[4]Михнева С.Г. Интеллектуализация экономики: инновационное производство и человеческий капитал// Инновации.-2003.-№1

[5] См. Ключарев Г.А. Дополнительное профессиональное образование: особенности, эффекктивность, перспективы//СОЦИС.-2010.-№ 2- С.83

[6] Шереги Ф.,Э. Анализ  состояния и  прогнозирования развития вторичного образования. –М.:Центр социального прогнозимрования.,2002

[7] Толстикова А. Потребление консалтинговых услуг в современных условиях как  социокультурный феномен// Потребление как коммуникация: Научная конференция. 29-30 июня 2007г. .Материалы конференции/ Под ред. В.И.Ильина,В.В. Козловского.- СПб,2007. —С.64

[8] Польре Б. Когнитивный капитализм на марше//Политический журнал.-2008.-№27-С.66

[9] Михнева С.Г. Интеллектуализация  экономики: инновационное производство и человеческий капитал//Инновации-2003,№1

[10]  Иноземцев В.Л. Теория  постиндустриального общества как  методологическая парадигма российского обществоведения //ВФ-1997.-№10.-С.34

[11] Ефременко Д.В. Концепция общества знания как теория  социальных трансформаций: достижения и проблемы//Вопросы философии.-2010.-№1.-С.

[12] Степин В.С. Теоретическое знание.- М.,2000.- С.712

[13] Зборовский Г., Шуклина Е. Самообразование – парадигма ХХ1 века //Вестник образования в России.-2003.-№5. –С.23-28

 

[14] См.,например,: Гордина О.В.,Гордин А.И. Информальное и неформальное образование взрослых:вопросы теории и пактики. Монография.-Иркутск: Изд-во Восточно-Сибирской государственной академии образования.,2010

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»