Авторы Сухобская Г.С.,
доктор психологических наук,
профессор кафедры педагогики и психологии
профессионального образования
СПБГУТД
Шадрина Т.В. ,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры
педагогики и психологии профессионального образования
СПБГУТД
В статье рассматривается проблема подготовки специалистов —андрагогов для системы дополнительного профессионального образования и внутрифирменного обучения взрослых и ее обусловленность современными социокультурными факторами. Раскрываются роль андрагога как социального посредника в информационно-образовательных процессах и основные принципы андрагогического подхода в подготовке специалистов для сферы профессионального образования взрослых.
Ключевые слова: андрагогика, андрагог, социальный посредник, взрослые, информационно-образовательные процессы, профессионально-педагогическое образование, опережающее образование
Современное профессиональное образование не ограничивается рамками уже четко сложившейся системы государственной подготовки кадров. В настоящее время в той или иной степени оно пронизывает всю профессиональную жизнь специалистов в связи с постоянно убыстряющимися изменениями в технологических и информационных процессах, определяющих развитие современной экономики, производства и жизни общества в целом.
За рамками специального среднего и высшего профессионального образования находится интенсивно развивающаяся сфера профессионального образования взрослых. Кадры для этой системы в настоящее время специально не готовятся. Андрагогическая [1] подготовка специалистов , которые работают в разнообразных организациях и предприятиях, осуществляющих профессиональное обучение , переподготовку, повышение квалификации взрослых людей- специалистов своего дела, институционально практически не оформлена и проводится лишь отдельными образовательными организациями , включенными непосредственно в процесс обучения взрослых людей. В то же время социальная потребность в специалистах –андрагогах все возрастает.
Данная статья посвящена проблеме возможной подготовки в системе профессионально-педагогического образования специалистов , ориентированных на деятельность не только в учреждениях начального и среднего специального профессионального образования, но и в активно развивающемся профессиональном образовании взрослых.
Решение этой проблемы , на наш взгляд, возможно на базе образовательных учреждений , уже осуществляющих профессионально-педагогическую подготовку . Следует отметить, что в эту систему входят не только специализированные средние профессиональные учебные заведения — колледжи, техникумы, но и высшие учебные заведения (например, Российский государственный профессионально-педагогический университет в Екатеринбурге , Волжская государственная профессионально-педагогическая академия в Нижнем Новгороде и др. ). Соответствующие учебные структуры возникают на базе различных университетов и академий . Они готовят специалистов , которые могут осуществлять профессиональную подготовку в образовательных учреждениях по ведущим для данного учебного заведения профилям. Один из примеров такого учреждения —Санкт-Петербургскй государственный университет технологии и дизайна, подструктурой которого является Северо-западный профессионально-педагогический институт ( директор – доктор пед. наук, профессор М.Б.Есаулова). На его базе осуществляется подготовка кадров по специальности «профессиональное образование» (отрасли — дизайн и декоративно-прикладное искусство, имиджевый дизайн, экономика и управление). Опыт образовательной деятельности этого института дает основания ставить вопрос о социальной необходимости, социокультурном обосновании и методологической оснащенности специальной, андрагогической, подготовки будущих специалистов профессионального образования .
Социокультурная обусловленность образования взрослых людей
Активные инновационно- технические, информационные и социальные процессы, происходящие в настоящее время во всех формах трудовой деятельности, существенно изменяют сложившуюся и длительное время воспроизводившуюся образовательную систему профессионального обучения, вызывая к жизни новые образовательные идеи и формы обучения, в большей мере отвечающие потребностям и социальному заказу современного общества. Практически необходимой и значимой для человечества в целом , для каждой организации , заинтересованной в развитии и процветании, и для любого взрослого человека, настроенного на продуктивную деятельность, самореализацию и творчество, стала идея непрерывного образования, образования « на протяжении жизни».
Сфера образования взрослых , как отмечают все исследователи , в том числе подготовившие доклад ЮНЕСКО « К обществам знания»[2], в настоящее время является наиболее активно развивающейся и мобильной. Она последовательно расширяет свое влияние на разные социальные и профессиональные системы и ориентируется на преобразование сложившихся стереотипов в обучении .
Специалисты сферы образования взрослых востребуются все в более широком секторе социальных практик. Так, наряду с широко разветвленной сетью учреждений среднего и высшего профессионального образования складывается и развивается подсистема дополнительного профессионального образования, занимающаяся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации специалистов самых разных профессий и специализаций. Наряду с традиционным формальным (статусным, сертифицированным) образованием все большее место занимают неформальное ( статусно не подкрепленное) и информальное (сертификационно неоформленное, самостоятельно осуществляемое в повседневности) образование, которые пронизывают жизнь отдельного человека по всем направлениям его жизнедеятельности: профессиональной, социальной и личной. Пока все эти виды образования еще жестко не встроены в систему уже давно сложившихся образовательных институтов, однако они являются естественной частью образования как социокультурного явления и во многом определяют его современную суть и механизмы влияния .
Усиление значения неформального и информального образования в жизни общества и личности можно рассматривать как отражение процессов «индивидуализации», характеризующих современный социум, и как одно из проявлений самоуправляемого обучения отдельного человека, выстраивающего в процессе жизнедеятельности собственную траекторию саморазвития.
Поддержка взрослого человека в освоении им нового социального опыта, в разных его аспектах—нормативном, ценностном (аксиологическом), компетентностном, познавательном и практически-бытовом обусловлена условиями его деятельности , конкретными потребностями и его личной заинтересованностью в определенном результате.
В то же время эта поддержка может и должна быть связана с необходимостью опережающего воздействия, вызванной характером протекания трудовых, экономических или социальных процессов, в которые вовлечен человек, либо которые скоро будут определять его жизнь
«Опережающее образование» базируется на широкой мировоззренческой основе, которая отражает основные направления развития общества, поддерживает перспективные позиции и предвосхищает их возможную реализацию в будущем. Это образование, делающее акценты на интерпретации знаний ( фактов) не только с позиций сегодняшнего , но и с позиций завтрашнего дня, на ответственном участии людей в реализации ценностей общества и на значимости обращенности к будущему самого взрослого человека, творчески, но ответственно конструирующего социальную реальность.
«Опережение» связно прежде всего с поддержкой развития у человека личностных механизмов саморегуляции образовательной деятельности, осмысления и принятия собственной « программы» саморазвития , с персонификацией образования. Таким образом, «опережающая позиция» в образовании согласовывает интересы личности и социума, помогает установить их ценностно-смысловой консенсус, тем самым поддерживая идеи гуманизации и демократии как движущих сил развития современного глобального мира. [3]
Как фиксируют современные социально-экономические и
социологические работы , для многих стран переход от индустриального к информационному способу развития —уже сегодняшняя реальность или ближайшая перспектива. Он характеризуется тем, что информационно- технологическая составляющая уже охватывает все сферы и отрасли производства, социально-экономические и социокультурные процессы , изменяя их содержание и динамику развития. Это касается и промышленности, основанной на наукоемких технологиях и инновационности, сельского хозяйства ( биотехнологии и генная инженерия) и сферы услуг ( основанной на компьютерных технологиях и телекоммуникационных связях), культуры и образования, активно осваивающих и преобразующих информационно-культурное пространство с помощью Интернета и коммуникационных технологий.
Понимание сущности информационной революции в сфере индустриальной экономики связывают с тем, что «информационные технологии изменяют не виды деятельности, а их технологическую способность … обрабатывать и понимать символы, генерируя новое знание».[4] На первый план выступает не просто обучение готовым технологиям, но их постоянное совершенствование и создание новых, в которые – в той или иной форме— включаются практически большинство работников разных сфер труда.
В то же время именно здесь кроются и значительные проблемы. Новые технологические возможности еще не обеспечивают качества осваиваемого личностью образования, поскольку сама информация является только условием выработки определенного знания. Между потоком информации в разных его проявлениях и ее практическим использованием в деятельности личности или организации стоит процесс переработки, преобразования этой информации в знание, которым должен овладеть каждый специалист. Как правило, такой процесс начинается еще в вузе и продолжается в самых разных формах дополнительного образования и самообразования.
Образовательный процесс для решения конкретных практических задач в разных видах деятельности организуют в настоящее время многочисленные образовательные структуры , консалтинговые и внедренческие организации, специально подготовленные эксперты и консультанты.
Только одна система дополнительного профессионального образования (ДПО) охватывает, по данным общероссийских опросов более 5 миллионов человек.[5] Эта система включает помимо государственных учреждений, образовательные структуры крупных предприятий и корпораций, множество негосударственных образовательных учреждений ( НОУ) или автономных некоммерческих организаций (АНО), основной уставной деятельностью которых является оказание образовательных услуг взрослому населению. Кроме того, программы дополнительного профессионального образования реализуют многие высшие и средние учебные заведения , в том числе и в качестве второй специальности. [6]
Исследователи отмечают востребованность самых разных консалтинговых услуг на рынке. Так,например, в Иркутске в сфере менеджмента в 2006 г. проявлен большой интерес к вопросам стратегического управления, включая планирование и консультационное сопровождение реализации различных проектов и программ. Зафиксирован значительный спрос на стратегический консалтинг государственных структур. Наиболее востребованной была деятельность в области информационных технологий, налогообложения и оценочной деятельности. . Широко распространены консультационные услуги в области развития креативности, тайм-менеджмента, консультации по ведению бизнеса в Интернете, по экономической безопасности и деловой разведке, по спонсорской деятельности и т.п [7]. В сфере ДПО большим темпом развивается система бизнес-образования и не только в мегаполисах, но и других городах.
Происходящие изменения, связанные с информационными технологиями, рассматриваются как глобальный структурный сдвиг и в современной экономике , где фиксируется переход от « материальной» к «интеллектуальной» экономике, «экономике, базирующейся на знаниях».Это отражает признание того, что научные знания и специализированные уникальные навыки их носителей становятся главным источником и ключевым фактором развития материального и нематериального производства, обеспечения устойчивого развития.
Символические, нематериальные( «знаниевые» ) компоненты продукта превращаются в основной источник прибыли. Недаром в теоретических концепциях развития «общества знания» появились понятия « специалист по работе со знаниями» или « когнитивный работник» (П.Дракер ) и даже «когнитивный капитализм». ( «Когнитивный капитализм следует понимать как такой вид капитализма, в котором знание является основным источником стоимости, откуда и вытекает его противопоставление капитализму промышленному»)[8].
Иначе говоря, в современных научных концепциях развития нового общества особое внимание обращается на ценность не столько информации и «техники», ее распространяющей, сколько самого человека как носителя и преобразователя знаний, развивающих и окружающий мир, и его самого. А знание рассматривается как фактор, по- новому структурирующий все сферы социальной жизни.
Такое видение сегодняшнего дня информационного общества фиксирует переход от технократической к антропоцентрической организации производства и труда, которая предполагает расширение круга активных участников производственного процесса. « Новая модель организации труда предусматривает расширение функций работника и переход от « частичного» работника ( узкой специализации) к работнику «широкого диапазона» (универсала), способного осуществлять верификацию, оценку, творческий синтез информации, проникать в суть проблемы, осуществлять корректировку технологического процесса, то есть быть не только субъектом производственного освоения НТР, но и ее движущей силой».[9]
На этом фоне , как отмечает В.Л.Иноземцев, «зреет понимание того, что общество стоит перед лицом нового изменения, которое несводимо к трансформации прежнего порядка, а представляет собой формирование нового социального устройства».[10] Этому способствуют не только сами технические нововведения, но и быстрое массовое их освоение и распространение .Постепенно стираются некогда стабильные демаркационные линии между наукой, обществом и политикой. «Производство научного знания понимается уже не столько как поиск основополагающих законов природы, сколько как процесс, обусловленный контекстом применения знания ,представлениями о социальных потребностях и потенциальных потребителях»[11], т.е. становится обычной «связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными целями и ценностями» ( В.С.Степин)[12].
Эти ведущие для современности социально-экономические процессы стимулируют потребности и предприятий( организаций), и людей в новом знании и новых компетенциях, поиск ими адекватных новым общественным запросам способов и форм образования.
Поскольку базовая система образования перестаёт играть прежнюю, ведущую, роль, благодаря тому, что сроки обновления знаний резко сокращаются, возрастает роль иных образовательных возможностей, связанных с неформальным и информальным образованием. Однако пространство этих форм образования в нашей стране все еще недостаточно очерчено, хотя в прошлом страны имеется богатый опыт развития самых разных его структур: от кружков до народных университетов, к сожалению, очень идеологизированный.
Несмотря на широкую сеть различных образовательных форм, на первый план во всем мире все больше выступают самообразовательные процессы (информальное образование). Самообразование рассматривается специалистами в сфере социологии образования как особый социокультурный феномен современной цивилизации. По словам Г. Зборовского, самообразование – «это парадигма XXIвека, доминантный вид деятельности в информационном обществе»[13], где постоянно обновляемое знание, как отмечалось, становится основным ресурсом индустрии, современной экономики и социального устройства.
Однако эти формы получения нужных знаний также должны быть предварительно подготовлены в образовательных системах, хотя бы дополнительного образования.
И в этой сфереактивизируется деятельность широкого круга экспертов и консультантов, использующих достаточно новые, интерактивные , способы обучения и интернет-ресурсы для активного взаимодействия с людьми, стремящимися самостоятельно освоить новую систему представлений , технологии или социокультурный опыт.
С этих позиций, суммируя наиболее значимые ( представленные в разных источниках) «компетенции 21 века», которыми должен обладать каждый человек, можно выделить , например, такие значимые компетенции, как
—собирать, синтезировать и анализировать информацию;
—добиваться высоких результатов, работая автономно с минимальным контролем со стороны руководства;
—« вести за собой» других сотрудников с помощью убеждений;
— быть креативным и превращать эту творческую энергию в непосредственное действие;
—критически мыслить и задавать необходимые вопросы;
— пытаться понять угол зрения других и полностью разобраться в сути дела;
— эффективно взаимодействовать с другими, зачастую с использованием современных технологий;
—работать этично, понимая последствия своих действий как для своего сообщества, так и планеты в целом и так далее.
Характеризуя формирующееся «обучающееся общество», можно назвать такие его функции— «ответы» на социокультурные «вызовы» образованию, как:
—формирование мотивированного, включенного в образовательный процесс обучающегося, готового преодолеть сложности как завтрашнего , так и сегодняшнего дня;
—перенос обучения в пространство обучающегося при понимании обучения как вида деятельности личностно-ориентированного характера на всех возрастных этапах жизни человека;
— реализация тезиса « образование должно быть доступно каждому»;
— максимальный учет в образовательных процессах потребностей обучающихся и их жизненного опыта;
—активное содействие появлению новых и соотносимых с потребностями общества «провайдеров образовательных услуг»;.
—активное содействие созданию новых отношений и новых информационных сетей между обучающимися, « провайдерами образовательных услуг» , инвесторами и инноваторами;
— обеспечение инфраструктуры, необходимой для достижения образовательных целей и задач как в реальной сфере отношений, так и в виртуальной;
—поддержка системы непрерывных инноваций и аккумуляции наиболее эффективных видов , форм, методов их достижения в специальных банках данных.
Реализация этих функций возложена на тех, кто является профессиональными посредниками между социально значимой информацией и взрослыми людьми и воплощает культуру обучения в жизнь, — андрагогов.
Андрагог как социальный посредник в информационно-образовательных процессах жизни взрослых людей
Андрагог и его социальная роль в обществе могут быть рассмотрены с позиций реальной востребованности в жизни. Но пока речь может идти скорее о взятой на себя разными специалистами конкретной роли , чем о специально подготовленных профессионалах.
«Андрагог» — это не профессия, как и «педагог». Это обобщенное название различных информационно-образовательных ролей . Если в центре задач стоит обучение, то это— «учитель», «преподаватель», если речь идет о формировании духовно-нравственной сферы личности, а также элементарных форм человеческого поведения, то это – воспитатель, если — консультирование для самообучения— «тьютор», «консультант» и т.д. Существует множество таких функциональных ролей: наставник на производстве и коуч, мастер или преподаватель производственного обучения, тренер , модератор и т.п.
В реальной практике еще только постепенно формируется некая социально-профессиональная группа, которую объединяет андрагогическая идея— специфика задач и особенностей осуществления профессионального посредничества в разных формах информационно-образовательного взаимодействия со взрослыми людьми.
Посредническая деятельность , т.е. включение другого человека в качестве помощника,владеющего знаниями и умениями делать то, чем не владеет нуждающийся в этом человек или определенное сообщество людей ( например, фирма) — это постоянно существующая в обществе практика отношений между людьми, в основе которой—взаимообогащение опытами, стоящими за их жизненными и профессиональными ролями.
Определяя понятие «посредничество» в предельно широком контексте можно, очевидно, выделить в нем в качестве ведущего принципа — помощь другому в обретении им нового опыта, которого у него пока нет, но которым владеют другие люди.
Как специальная сфера в стратификации профессий социальное посредничество обычно не выделяется, будучи непосредственно включено в той или иной форме в различные их виды, являясь их составной частью. Наиболее отчетливо как основной вид деятельности со всеми его особенностями оно было заявлено обществу и выделено в особую сферу в виде педагогической профессии ( учитель, воспитатель, преподаватель) в результате институционализации и включения общего и профессионального образования в государственную политику стран.
В действительности посредничество в информационно-образовательной сфере не сводится только к его институционализированным, закрепленным в государственно определяемых формах ( дошкольное, школьное, профессиональное ), но и в огромном разнообразии всех видов источников информации и ее носителей. При этом посредниками в передаче информации становятся или сами авторы разнообразных идей, текстов , технологий или те, кто владеет наиболее адекватными методами их адаптации по отношению к предлагаемой аудитории.
В результате в социуме складывается особый слой посредников, занимающих нишу между теми, кто непосредственно порождает новую информацию, и теми, кто заинтересован в ее потреблении. Это и сфера средств массовой информации, и все виды посредничества, осуществляющие переработку и адаптацию авторских источников с позиции их доступности и ценности для предполагаемых потребителей и т.п.
Несмотря на разнообразие и отнесенность к разным сферам человеческой практики, все виды посреднической деятельности имеют общее — информационно-образовательную составляющую. Все они несут новую информацию для человека, который в ней нуждается и , в определенной мере, способствуют повышению уровня его осведомленности (просветительская функция), обучают его конкретным умениям, помогают раскрыть свои способности, понимать себя, сформулировать свои жизненные ценности или просто не попасть «впросак» и т.д.[14]
Объем и разнообразие форм посредничества в современном информационно- образовательном пространстве постоянно растет, особенно в связи с повсеместно осуществляющемся во всех странах переходом к «обучающемуся обществу».
Если для общего образования человека особенно важны — кроме исходного формального ( детские образовательные учреждения, профессиональное образование) различные виды информации и «образования для жизни», то для профессионального образования наиболее значимо обучение знаниям и умениям, которые апробированы в той области профессиональной деятельности, которой профессионально занимается человек.
Во всех информационно- образовательных сферах работают специалисты, обладающие не только специальными предметными знаниями, но и андрагоги-посредники.
Особенность позиции андрагога как социального посредника в ситуации обучения, в отличие от посредников, обращенных к массовой аудитории («просветителей»), заключается прежде всего в том, что его деятельность направлена на обеспечение доступности и значимости передаваемой им самим ( или другими) информации малым группам людей или отдельным индивидам. Сужение числа лиц в общем коммуникативном пространстве позволяет андрагогу значительно расширить число параметров информационно-образовательного взаимодействия, особенно за счет собственно образовательного компонента, а также за счет всесторонности и глубины знания и возможностей тех людей и того дела, по отношению к которому осуществляется коммуникативный процесс.
Если анализировать , как прорастает это в практике, то надо отметить, что более последовательно подобное посредничество начинает осуществляться в различных формах профессиональной деятельности, где отчетливо высвечивается роль человеческого фактора ( во всестороннем рассмотрении этого явления), но также и в других сферах жизни человека.
Ориентация будущих специалистов на развитие андрагогической компетентности в разных сферах социально-образовательных практик
Посредническая деятельность андрагога реально оказывается
востребованной в самых разных видах труда . Существующая в настоящее время предметная подготовка , если она интегрируется андрагогической направленностью в будущей деятельности, дает возможность успешно адаптировать ее как к различным формам профессионального образования взрослых, так и к запросам организаций по выявлению проблем и осуществлению внутрифирменного и других форм дополнительного образования.
Усовершенствования, изменения, инновации в организациях могут
быть связаны исключительно с инженерно-технологическими решениями. Однако существует множество проблем, решение которых определяется в первую очередь « человеческим фактором». Если в первом случае важно доучивание или переучивание работающих специалистов, касающееся их профессионального образования, то во втором — нередко требуется дополнительное обучение организационной технологии, психотехнике, эргономике, деловому межличностному общению в их конкретной форме проявления на данном предприятии. Вычленение таких проблем и обучение поиску способов решения — андрагогические функции, освоение которых и предусматривает профессионально-педагогическое образование.
В подготовке специалистов сферы профессионально-педагогического
образования в настоящее время все в большей степени ставится акцент на интеграции, прежде всего, по циклам предметов, объединенных общими идеями определенной сферы знаний и труда, и органичной внутренней связи между гуманитарными и технико-технологическими по своей направленности дисциплинами. Андрагогическая направленность как центрирующая их мета-идея дает возможность с самого начала определить всю стратегию подготовки специалиста в ее многоплановости и всесторонности.
Прежде всего она проявляется в целевой гуманитарной
человекоцентрированной направленности подготовки , когда ее результативность проверяется способностью и готовностью выпускника видеть и профессионально решать проблемы в ключе значимости этого решения для тех людей, которые в нем заинтересованы.
Она проявляется также в том, насколько глубоко и всесторонне
специалист видит те собственно предметные ( научные или практические) проблемы, в распознавании и решении которых он ( как социальный и профессиональный посредник) помогает обучающимся или уже работающим специалистам по той профессии, которой он сам владеет.
Андрагогическая готовность характеризует способность
квалифицированно осуществлять эту исходную направленность наряду со знаниями и умениями, которые формируются в основном образовании будущего специалиста. Основа для широкой сферы использования полученного андрагогического образования создается, если у студента в процессе получения базового образования сформировался полноценный аппарат методолого-технологических способов самостоятельного исследовательского подхода и нахождения способов решения нестандартных профессиональных задач, в данном случае —андрагогических. Только в этом случае можно говорить о сформированности ключевых андрагогических компетенций как основания для осуществления полноценной профессиональной деятельности.
Андрагогическая готовность в реальной деятельности реализуется
прежде всего тогда, когда возникают ситуации , побуждающие к изменению. Возможности их изменения имплицитно(в скрытом виде, потенциально) определенным образом заложены в этих ситуациях и обусловлены спецификой каждой из сфер труда. Поэтому готовность специалиста к открытию нового, к созидательной деятельности, тем выше, чем глубже он владеет своей специальностью, а если его профессия — профессиональное обучение, то двумя специальностями: обучением и рабочей специальностью ( т.е. сферой трудовой деятельности, например, дизайна или управления). При таком тандеме основные проблемы, которые специалист призван решать,—андрагогические.
Важнейшим показателем эффективности формирования профессиональной компетентности будущих специалистов-андрагогов является уровень развития их методологической культуры на основе освоения научно-теоретических знаний в сфере образования, а также в широкой сфере гуманитарной культуры. Развитая способность выходить в мета-позицию по отношению к выбору способов действия в конкретной ситуации позволяет специалисту в любой новой и нередко достаточно сложной ситуации находить наиболее адекватный ей способ решения.
Готовность будущих специалистов самостоятельно реализовывать андрагогический подход в самых различных сферах профессионально-образовательной деятельности во многом обеспечивает исследовательский подход в обучении и , прежде всего,— исследовательский характер курсовых и дипломных работ студентов в широком диапазоне андрагогических проблем. Осваивая исследовательскую деятельность как сущностную особенность их будущей практической работы, они на собственном опыте овладевают всеми этапами ее осуществления и последующего анализа и доказывают ее эффективность.
Использование научных критериальных оснований при решении практических задач — это важнейшая процедура исследовательского подхода, который включает ее в качестве этапа перехода от теории к выбору методов и технологий ее практического использования.
Андрагогический подход органично включается во все этапы исследовательской деятельности специалиста в сфере информационно-образовательных процессов. На этапе анализа условий возникновения проблемы он помогает отделить объективные трудности от тех, которые связаны с « человеческим фактором»; на этапе проектирования гипотез и способа решения он способствует включению учета человеческого фактора в качестве важного параметра и т.д.
Задача вузовской подготовки будущего преподавателя профессионального обучения взрослых ,андрагога, осуществляемого в разных условиях, в том числе непосредственно в процессе практической деятельности, и заключается в том, чтобы оба эти подхода( андрагогический и исследовательский) , тесно взаимосвязанные между собой, обеспечивали полноценный процесс формирования профессиональных компетенций будущего специалиста как конечный результат его обучения.
Такая идеология профессионально-педагогического образования, реализуемая на протяжении всех лет подготовки специалистов, проходит проверку на заключительном этапе — в подготовке самостоятельных проектов в любых андрагогических аспектах данного направления образования.
Способность студента охарактеризовать все те переменные, которые создаются особенностями данной конкретной ситуации обучения и описать их в качестве условий, а также определить критерии и показатели эффективности в оценке результатов обучения по разработанному студентом сценарию и является показателем его профессиональной компетентности и готовности к практической деятельности.
Чаще всего для реализации этих целей используются инновационные технологии, известные в литературе под названиями: анализ практических ситуаций ( кейс-стади), мозговой штурм, деловые игры, проблемное обучение, педагогические мастерские , портфолио и ряд других.
Главным показателем качества выполняемого студентом исследования является не описание этих методов и технологий в аспекте возможности их эффективного использования, а исследовательский подход к обоснованию конкретных способов его эффективного использования применительно к данной конкретной ситуации.
Андрагогический подход в обучении, например, будущих дизайнеров проявляется прежде всего в нацеливании их на видение и компетентное обсуждение комплексных эргономических проблем художественного проектирования. При этом важно учитывать и дизайнерские проблемы , и проблемы в сфере деловых контактов с заказчиками и потребителями различных продуктов деятельности дизайнеров.
Так, например, Смирнова Татьяна,, работая продавцом-консультантом в мебельном салоне, который специализируется на продаже мебели для кухонь различной комплектации, при анализе деятельности консультантов выделила то, что зачастую клиенты просят оказать им помощь в создании интерьера нередко нестандартного помещения кухни. Однако , как установила автор диплома, консультанты в процессе общения с покупателями испытывают трудности по оказанию помощи в организации кухонного пространства, удовлетворяющего клиента, что связано, прежде всего, с недостатком знаний по проблемам дизайна интерьера и художественного оформления помещений. Тема ее ВКР— «Использование метода конкретных ситуаций в обучении работающих дизайнеров-консультантов». В ней она предлагает решение проблемы , заключающееся в такой организации системы обучения практическому дизайну, которое включает проведение обучающих тренингов по решению конкретных ситуаций в создании проекта дизайна интерьера кухни и дополнительную самостоятельную работу, результатом которой является защита разработанного проекта и его обсуждение каждым сотрудником .
Андрагогическая направленность ВКР по специальности «профессиональное обучение ( экономика и управление)» также проявляется прежде всего при анализе конкретной ситуации в различных организациях и предприятиях.
Целью всех исследований этого типа ВКР является повышение эффективности труда работающих специалистов, главным образом за счет заинтересованности в его результатах не только по материальным параметрам, но и полимотивировано, т.е. по более широкому аспекту личностно-значимых ценностей.
Перед выпускниками, готовящими ВКР, в этом случае стоит задача— определить и образовательно решить те проблемы, которые связаны с повышением качества труда и профессионально-личностным развитием работающих специалистов.
Гуманитарная направленность подготовки в профессионально-педагогической деятельности позволяет выпускнику учесть специфику различных сфер труда в их « человеческом измерении». Такой подход требует сформированных ключевых компетенций, включающих метакогнитивные умения, владение обобщенными приемами поиска способов организации конкретных видов практической деятельности, обеспечивающих повышение эффективности труда, и любое взаимодействие человека с другим человеком, особенно если он стремится передать ему новую значимую информацию, предполагающую в первую очередь способность понимать другого и уметь отвечать на его информационные запросы.
Наиболее часто выпускники находят себе работу в качестве менеджеров в
различных сферах производства, в организациях, фирмах самой разной направленности. Естественно, по характеру выполняемой работы менеджер-консультант в сфере рекламного бизнеса существенно отличается от менеджера-руководителя бригады, выполняющего определенного вида строительные ( или какого-либо другого вида) работы. Однако при огромном разнообразии видов выполняемой менеджерами работы, есть и общее, что объединяет их как специалистов, работающих с людьми и учитывающих специфику требований организации их труда , их собственных возможностей, и запросов к дальнейшему обучению. Это могут быть и проблемы, связанные с выявлением роли «человеческого фактора» в труде работников и администрации, и нахождение оптимального консенсуса со стороны организаторов и исполнителей, способствующего эффективности труда и факторов труда, влияющих на удовлетворенности обеих сторон и т.д. .
Любая организация, заинтересованная в своем постоянном развитии, в
приобретении и использовании новой техники, инновационных технологий, способствующих повышению производительности труда и росту доходов и зарплат, способствует и созданию условий для постоянного повышения квалификации сотрудников, по крайней мере, в системе внутрифирменного обучения в данной организации. Для этих целей наиболее подготовленными кадрами являются специалисты, имеющие профессионально-педагогическую подготовку, особенно экономического профиля. Наиболее типичные проблемы, исследуемые в ВКР, и разработанные студентами способы их решения применительно к андрагогическим аспектам деятельности специалиста сферы управления —это проблемы проектирования и разработки способов решения практических задач, связанных
—с недостаточной компетентностью работников в соответствии с современным уровнем развития науки и технологий в сфере выполняемого ими труда;
—с изменением нравственно-деловых отношений между работниками ( или руководителями и работниками);
— с адаптацией специалистов как профессионалов в новой трудовой среде;
— учетом профессионально-значимых индивидуально-психологических особенностей работников;
— решением андрагогических проблем просвещения населения и рекламирования продукции предприятий;
— с решением проблем, требующих принципиально новых подходов в организации труда и его осуществлении и т.п.
Так, например, Нейфельд Александра , работающая менеджером в турфирме, определила тему своей ВКР, исходя из специфики деятельности специалистов турфирмы и анализа причин возникающих проблем. Тема —«Организационно-педагогические условия развития коммуникативной компетенции менеджера турфирм». Обосновывая значимость коммуникативной компетенции в профессиональной деятельности менеджера, автор доказала необходимость использования внутрифирменного обучения на основе интерактивных технологий для развития способности к взаимодействию с клиентами. Разработанный автором проект учебного курса включил тренинги социально-психологического и социально- профессионального характера, в которых используются часто встречающиеся проблемные ситуации, связанные с различными формами делового общения.
Васильева Ксения, выполняя тему: «Проект программы тимбилдинга в телекоммуникационной компании», установила, что одна из актуальных проблем деятельности телекоммуникационной компании- отсутствие налаженной командной работы между отделами компании, что вызывает сбои в работе и в результате — низкую оценку клиентами ее деятельности . В дипломном проекта разработана система обучения командному взаимодействию- тимбилдинг, результаты которого непосредственно проявились в повышении эффективности деятельности компании.
Гусаков Сергей в исследовании проблемы «Дифференцированный подход в управлении персоналом современной фирмы» в результате анализа отношения к труду работников сборочного цеха ООО «СВ» и их реального трудового поведения выделил 3 группы работников : «инициативные», «пассивные» и «зависимые» и раскрыл особенности дифференцированного подхода к развитию их профессиональной мотивации. В результате совместно с руководством фирмы были разработаны конкретные формы организации труда и дифференцированной работы с персоналом, что позволило сблизить интересы фирмы и конкретного работника и повысить эффективность труда.
Многообразие практических проблем, которые должны успешно решать выпускники — специалисты в сфере профессионального обучения, работая в различных организациях, где востребована их подготовка, свидетельствует о том, что уже в условиях вуза они должны и могут овладеть способностью и готовностью самостоятельно адаптироваться к различным видам практического использования их образования. Та подготовка, которую они получают сегодня, в принципе дает им такую возможность,если она осуществляется на широкой базе исследовательской практико-ориентированной учебной деятельности, результатом которой является педагогическая и андрагогическая направленность их деятельности, сложившаяся на базе полноценной профильной подготовки в определенной сфере труда.
Именно на этапе обучения профессии, соединяющей в себе два начала (предметно-содержательное –«рабочая профессия») и посредническо-андрагогическое (преподаватель, консультант и т.п.), будущий специалист осознает сущность своей работы. А она не может быть заранее однозначно определена. В ней может по-разному быть представлена андрагогическая составляющая: как главная или как определенным образом сопутствующая « рабочей профессии». В любом случае подготовка к ней должна быть полноценной и отвечающей требованиям современности по критериям созидательности, гуманности и экологичности любого человеческого труда.
Основные книги по проблемам андрагогики, опубликованные в нашей стране:
Андрагогическая компетентность преподавателя системы постдипломного педагогического образования: монография / под ред. С.Г.Вершловского, Г.С.Сухобской.-СПб:СПбАППО, 2011
Василькова Т.А. Основы андрагогики.: Уч. пособие / -М. КНОРУС, 2009
Вершловский С.Г. Непрерывное образование. Историко-теоретический анализ феномена. – СПБ,2008
Громкова М.Г. Теория и практика образования взрослых. Уч. пособие-М.,Юнит-Дана,2005
ЗмеевС.И. Андрагогика: Основы теории и технологии обучения взрослых.-М.,2003
Змеев С.И. Технология обучения взрослых.-М.,2002
Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. В 4 т.12 кн. / под ред. В.И. Подобеда.-СПб.,2000-2001
Образование взрослых:: опыт и проблемы/ под ред. С.Г.Вершловского.- СПб., 2002
Образование взрослых: цели и ценности/ под ред. Г.С.Сухобской,Е.А.Соколовской,Т.В.Шадриной.-СПб., ИОВ РАО,2002
Онушкин В.Г.,Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии.- СПб-Воронеж: ИОВРАО,1995
Основы андрагогики:Уч. пособие/ под ред. И.А.Колесниковой.-М.,Издательский центр «Академия»2003
Практическая андрагогика . Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых. Кн.1 / под ред. В.И. Подобеда, А.Е.Марона.-СПб.,2003
Практическая андрагогика. Опережающее образование взрослых. Кн.2. / под ред. В.И. Подобеда, А.Е.Марона.-СПб.,2007
Рабочая книга андрагога/под ред. С.Г.Вершловского.-СПб.,1998
Соколовская Е.А.,Сухобская Г.С.,Шадрина Т.В. Современные ориентиры профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы:Уч. пособие-СПб, СПГУТД, 2006
Технологии образования взрослых. Пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых/ под общей редакцией О.В.Агаповой, С.Г.Вершловского, Н.А.Тоскиной.-СПб.:КАРО, 2008
[1] Андрагогика— теоретическая дисциплина, являющаяся отраслью научно-гуманитарной сферы знаний, предметом которой является раскрытие сущности информационно-образовательных взаимодействий андрагога как социального посредника между ценностями культуры и образования общества и личностью взрослого человека в различных видах этого взаимодействия
[2] К обществам знания. Всемирный доклад ЮНЕСКО .-Париж:Изд-во ЮНЕСКО, 2005
[3] См.: Персонификация высшего профессионально-педагогического образования: на пути к самоуправляемому обучению: монография / Под ред. М.Б.Есауловой.—СПб.: СПГУТД, 2010 ;
Соколовская Е.А., Сухобская Г.С.,Шадрина Т.В. Современные ориентиры профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы:Учебное пособие.—СПб.:СЗППИ СПГУТД-«Тускарора»,2006
[4]Михнева С.Г. Интеллектуализация экономики: инновационное производство и человеческий капитал// Инновации.-2003.-№1
[5] См. Ключарев Г.А. Дополнительное профессиональное образование: особенности, эффекктивность, перспективы//СОЦИС.-2010.-№ 2- С.83
[6] Шереги Ф.,Э. Анализ состояния и прогнозирования развития вторичного образования. –М.:Центр социального прогнозимрования.,2002
[7] Толстикова А. Потребление консалтинговых услуг в современных условиях как социокультурный феномен// Потребление как коммуникация: Научная конференция. 29-30 июня 2007г. .Материалы конференции/ Под ред. В.И.Ильина,В.В. Козловского.- СПб,2007. —С.64
[8] Польре Б. Когнитивный капитализм на марше//Политический журнал.-2008.-№27-С.66
[9] Михнева С.Г. Интеллектуализация экономики: инновационное производство и человеческий капитал//Инновации-2003,№1
[10] Иноземцев В.Л. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения //ВФ-1997.-№10.-С.34
[11] Ефременко Д.В. Концепция общества знания как теория социальных трансформаций: достижения и проблемы//Вопросы философии.-2010.-№1.-С.
[12] Степин В.С. Теоретическое знание.- М.,2000.- С.712
[13] Зборовский Г., Шуклина Е. Самообразование – парадигма ХХ1 века //Вестник образования в России.-2003.-№5. –С.23-28
[14] См.,например,: Гордина О.В.,Гордин А.И. Информальное и неформальное образование взрослых:вопросы теории и пактики. Монография.-Иркутск: Изд-во Восточно-Сибирской государственной академии образования.,2010