Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Совершенствование профессиональных навыков учащихся через профессиональную  преемственность по курсам обучения в воспитательном и производственном процессе

План работы по эксперименту

Iэтап:

  1. Разработка темы и плана эксперимента;
  2. Подбор и изучение литературы, знакомство с научно-методическими разработками Р.Н.Ц. по теме эксперимента;
  3. Психолого-педагогическое обследование учащихся трех курсов;
  4. Организация самоуправления в учебных группах после выявления лидеров;
  5. Создание учебно-производственных бригад с учащимися старших курсов;
  6. Проведение учащимися старших курсов совместно с мастером открытых уроков производственного обучения для учащихся младших курсов.

IIэтап:

  1. Корректировка плана работы по эксперименту;
  2. Организация работы учебных бригад на условиях самоуправления;
  3. Выявление учебно-производственных работ совместно с производственными бригадами организации «Меткон»;
  4. Проведение совместных культурных мероприятий (культпоходы, встречи с известными людьми и знаменитостями, посещение театров и выставок, участие в спортивной жизни учебного заведения);
  5. Корректировка учебных планов и программ 1 курса;
  6. Проведение профессионального конкурса электрогазосварщиков на сложных работах  III-IVразрядов.

IIIэтап:

  1. Анализ эксперимента за два учебных года;
  2. Корректировка учебных планов и программ производственного обучения и спецтехнологии 2 и 3 курсов;
  3. Проведение профессионального конкурса электрогазасварщиков на сложных работах IV-Vразрядов;
  4. Выявление и подготовка учащихся как наставников и бригадиров сварочного производства;
  5. Проведение совместных культурно-массовых мероприятий;
  6. Подведение итогов эксперимента на заседании педагогического совета училища и представление методической разработки на городской конкурс.

 

Введение

В настоящее время, когда реформа образования в России идет полным ходом, происходят видимые изменения, появляются различные нововведения, как в структуре, так и в самом образовательном процессе. Подобного рода изменения не прошли стороной и область начального профессионального образования. Поэтому целесообразно будет рассмотреть вопрос модернизации методов производственного обучения в рамках системы начального профессионально образования, что говорит об актуальности проведения данной работы.        

            Расширение экспериментальной работы в системе начального профессионального технического образования в настоящее время позволяет формировать новые подходы в области организации производственного обучения и методов управления учебными группами производственного обучения.

Настоящая работа представлена в виде эксперимента по внедрению нового метода производственного обучения. Эксперимент проводится с 2000 года, а с 2004 года, получив полное одобрение педагогического совету училища, перешел в фазу совершенствования в профессиональном училище № 80 Выборгского района г. Санкт-Петербурга.

 

Автором идеи проведения подобной работы являются мастер производственного обучения Баранов Н.С., который на протяжении многих лет осуществляют процесс производственного обучения учащихся специальности «электрогазосварщик – водитель транспортных средств категории «ВС».

 

Цельданного эксперимента – создание методики проведение уроков и факультативных занятий по производственному обучению с привлечением к этому процессу учащихся старших курсов, уже успешно овладевших навыками данной профессии и имеющих способности передавать свои знания и навыки сокурсникам и младшим учащимся.

Таким образом, определяются лидеры в учебных группах, обладающие как профессиональными знаниями и навыками, так и воспитательными способностями, позволяющими учащимся после окончания училища эффективно использовать полученный опыт в дальнейшей профессиональной деятельности, а их «подшефные» учащиеся получают более глубокие знания и навыки, так как этот процесс не ограничивается учебным временем.

Для осуществления поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1) Изучение литературы по теме данной  работы; 

2) Составление плана работы и предполагаемых мероприятий;

3) Организация рабочего пространства для более эффективного проведения уроков производственного обучения согласно цели эксперимента;

4) Формирование производственных групп (бригад) путем объединения в единый организационный, педагогический и методический блок под единым руководством двух мастеров производственного обучения;

5) Организация культурно-массовых мероприятий с учащимися всех курсов;

6) Осуществление регулярного контроля эффективности производственного обучения для прослеживания качества применяемого метода обучения;

7) Подведение итогов эксперимента по истечении трех лет и обсуждение их на педагогическом совете учебного заведения.

 

         Для наиболее полной реализации воспитательных возможностей обучения мастер производственного обучения должен использовать в работе наиболее прогрессивные методы и организационные формы обучения, придав им четкую и определенную идейно-воспитаПреемственностьтельную направленность. Воздействие методов обучения на личность учащихся многообразно потому, что они представляют собой не только средства обучения, но и способ организации процесса познавательной деятельности, в которой преподаватель и учащийся взаимно влияют друг на друга.

            Воспитательная ценность любого метода производственного обучения определяется, прежде всего, тем, насколько он способствует формированию у учащихся целостного мировоззрения и активной жизненной позиции, познавательного интереса и умения самостоятельно добывать знания, ориентироваться в потоке постоянной поступающей и меняющейся информации.

            В профессиональных училищах мастерам производственного обучения необходимо уделять большое внимание выбору таких методов и приемов педагогического воздействия, использование которых в конкретной ситуации может повысить эффективность воспитательной работы в целом.

Таким образом, эффективность уроков производственного обучения во многом зависит от метода обучения мастера производственного обучения. Поэтому в нашем эксперименте в основном производственное обучение в мастерской училища будет осуществляться со всеми учащимися трех курсов одним мастером производственного обучения. Для формирования профессионального мастерства в современных условиях главное – то научить учащихся выполнять не только типичные задания для данной профессии, но и как  можно раньше перейти от обучения к трудовым процессам.

            Совместно с учащимися в мастерских выполняет работу организация «Меткон», поэтому учащиеся данного училища после изготовления работ по программным темам могут выполнять производственные заказы.

            Следует отметить, что обязательным требованием к уроку производственного обучения является ознакомление учащихся с передовыми методами работы со сварочным оборудованием, а также совместное выполнение производственного задания с учащимися старших курсов, обучающихся по этой же специальности. Взаимопомощь на уроке производственного  обучения требует определенной организации и влияет на изменение традиционных форм обучения, т.к. вводиться новая форма, предполагающая обучение учащихся не только мастером, но и учащимися старших курсов, а также электрогазосварщиками организации «Меткон», выступающими в качестве наставников, которые передают учащимся свой профессиональный опыт. Подобная организация образовательного процесса будет способствовать не только сплочению учебных групп разных курсов, передаче опыта работы от учащихся старших курсов к учащимся младших курсов, но и более эффективному освоению соей профессии.

         Воспитательная ценность данного метода обучения определяется, прежде всего, тем, насколько он способствует формированию у  учащихся целостного мировоззрения и активной жизненной позиции, познавательного интереса к осваиваемой профессии, а также умений и навыков самостоятельной организации своего рабочего пространства и деятельности в целом, что будет оказывать положительное влияние на эффективность труда.

Как показал наш опыт в рамках проведенного эксперимента,  принцип взаимовоспитания учащихся необходимо внедрять в практику работы мастеров производственного обучения. Эффективность данного метода обучения видна уже при введении в учебно-воспитательном процессе групповых (бригадных) форм организации и стимулировании трудовой деятельности. В тоже время мастер производственного обучения может применять целенаправленное планирование трудовой деятельности учащихся всех групп.

            Совместно с организацией «Меткон» и мастером данного учебного заведения мастер производственного обучения планирует выполнение различных заказов в сварочной мастерской училища, выполнение производственного плана как по курсам, так и работы, совместные с организацией «Меткон».

             Важным является тот факт, что работа, организованная подобным образом, прививает учащимся не только любовь к своей профессии, но и чувство гордости за свой труд, за выпущенную продукцию. Учебные группы отличаются сплоченностью, высокой дисциплинированностью, прочными связями с выпускниками, которые передают эстафету трудовых дел младшим учащимся. Как следствие, повышается эффективность комплексного использования материалов, оборудования, передовых методов на производственном обучении на всех курсах обучения.

           В рамках подобной программы производственного обучения вполне целесообразно проведение урока-конкурса «Лучший по профессии» среди учащихся трех курсов с последующим анализом результатов конкурса среди всех учащихся. Победители конкурса награждаются почетными грамотами и ценными подарками, а учащийся, ставший самым «лучшим» принимает участие в городском конкурсе. Подобного рода мероприятия стимулируют учебную деятельность и стремление учащихся качественно выполнять свою работу.

Также важно осуществлять культурно-развлекательные мероприятия во всех группах одновременно. Это могут быть экскурсии, как соответствующие темам программы, так и по интересам учащихся, походы в музеи, на выставки, выезд за город и т.п. Организация совместных мероприятий будет способствовать формированию дружеских отношений между учащимися разных курсов, сплоченности в коллективе, что в свою очередь приведет к более неформальному взаимодействию учащихся друг с другом, в том числе и в процессе производственного обучения: учащимся будет проще обращаться за помощью к более старшим учащимся, имея с ними дружеские связи.

            Следует также отметить, что при изучении программного материала по производственному обучению учащимся необходимо прививать навыки качественного выполнения работ, эффективного использования рабочего времени, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам и оборудованию, а также обучать передовым приемам и методам работы. 

Содержание урока производственного обучения определяется не только учебной программой, но и содержанием учебно-производственных работ, которое мастеру необходимо подготовить заранее, а именно материалы, инструменты и оборудование, необходимые для урока.

Деятельность учащихся на уроке производственного обучения может быть организована по-разному, но основной формой должна быть групповая (бригадная)форма организации учебного процесса трудовой деятельности учащихся. Организованное подобным образом производственное обучение способствует слиянию в единый процесс познавательной деятельности учащихся с приобретением ими опыта общественного поведения, формирования групповых взаимоотношений, отличающихся сплоченностью и взаимопомощью. Практика внедрения бригадной формы работы показала, что при создании необходимых условий производственное обучение превращается в совместную деятельность, наблюдается улучшение, как взаимоотношений учащихся, так и эффективности их работы. 

Взаимное обогащение предполагает активное использование знаний одних учащихся в целях повышения уровня информированности других. В современных условиях огромного потока информации уровень общего развития учащихся, их знаний в определенной профессиональной области чрезвычайно разнообразен. Мастер производственного обучения должен учитывать, какими знаниями и умениями обладают отдельные учащиеся. Таким образом, учащиеся, чьи знания и умения отличаются полнотой и качеством, кто уже успел проявить их и зарекомендовать себя как специалиста, выступают в качестве наставников, передают свои знания и опыт учащимся младших курсов, помогают менее опытным учащимся.

Взаимопомощь на уроке требует определенной организации и влияет на изменение традиционных форм обучения. Если при традиционных формах обучения мастер производственного обучения один учит учащихся, то здесь ему на помощь приходят наиболее успевающие учащиеся. Воспитательная ценность такой организации урока производственного обучения очевидна: помогая и объясняя специфику конкретной работы учащимся младших курсов, учащийся, во-первых, сам лучше разберется в изучаемом вопросе и, во-вторых, приобретет опыт работы в качестве бригадира, наставника.

Чтобы подобная форма организации процесса производственного обучения приживалась и приносила положительные результаты, мастер производственного обучения должен опираться на актив помощников-консультантов из учащихся, которые наделены определенными обязанностями и правами: им отводится время для дежурства в мастерской и доверяется самостоятельное консультирование по некоторым вопросам учащихся младших курсов, а также учащихся, нуждающихся в дополнительной помощи и информации. Консультантом может быть каждый, кто отлично знает содержание изучаемого вопроса и способен разъяснить его другому учащемуся. Такая организация взаимопомощи представляет собой систему прикрепления слабоуспевающих учащихся к хорошо успевающим учащихся, выступающих в качестве «источника» новой информации для обогащения и развития профессиональных умений и навыков. В сою очередь учащиеся старшего курса являются наставниками для учащихся младших курсов, они предают им свои знания и опыт, помогают освоить выбранную профессию, стать специалистом. Роль мастера производственного обучения заключается непосредственно в организации самого процесса обучения, использовании наиболее эффективных методов, а также осуществление своевременного контроля и оценки успеваемости учащихся, измерение уровня их профессиональных умений и навыков. 

По результатам психологического обследования было установлено, что для учащихся всех трех курсов уроки производственного обучения представляют огромную значимость в освоении профессии и получении профессионального опыта. На практических занятиях учащиеся не толькополучают необходимые знания, овладевают профессиональными умениями и навыками, но и включаются в общий коллектив, который отличается  сплоченностью и дружеским настроем. Именно благодаря сформированности подобного рода взаимоотношений в коллективе учащихся, передача учащимися старших курсов своих знаний и опыта младшим учащимся осуществляется более простым и доступным способом – через дружескую поддержку и помощь. Также наблюдается выявление лидеров среди учащихся старших курсов, которые ведут за собой остальных, являются примером для подражания, как в обучении профессии, так и в процессе неформального взаимодействия и общения. Лидерство в подобной ситуации играет положительную роль, способствует более адекватной организации процесса производственного обучения, характерной для данного учебного коллектива. А также, что немало важно, наличие лидеров и их содействие в организации и проведении уроков производственного обучения является особой помощью мастеру производственного обучения, тем самым, предоставляя ему возможность в большей степени осуществлять контроль над деятельностью в мастерской.     

В результате обследования учащихся первого курса было обнаружено, что данная организация производственного обучения способствует не только более эффективному освоению профессии, но и более быстрой адаптации учащихся к новому месту, условиям и способам обучения. Учащиеся первого курса с уважением относятся к своим старшим коллегам, с интересом учатся у них, ориентируются на то, как они выполняют задания и стараются следовать их примеру.

В свою очередь, учащиеся второго и третьего курсов с удовольствием помогают своим младшим коллегам, стараются своей деятельностью подавать им пример, выглядеть начинающими специалистами, передавая им свои знания и умения.

Таким образом, можно сказать, что данный способ организации производственного обучения устраивает учащихся и способствует более быстрому освоению профессии, а совместная работа со специалистами на производстве дает возможность принять непосредственное участие в профессиональной деятельности в качестве начинающих специалистов.

 

Выводы               

В осуществлении комплексного подхода при подготовке будущих рабочих к деятельности в условиях новой формы организации труда важное место занимает такая прогрессивная форма воспитания, как наставничество, которое превращается в целую педагогическую систему трех групп разных курсов под руководством мастера производственного обучения.

            В профессиональном плане наставничество учащихся старших курсов ускоряет приобретение учащимися младших курсов умений и навыков производственного труда, а также способствует быстрому овладению своей профессией.

            Для формирования профессионального мастерства учащихся необходимо, в первую очередь, научить учащихся выполнять типичные для данной профессии виды работ. Поэтому очень важным является выбор метода организации производственного обучения. Предлагаемый в данном эксперименте метод обучения, характеризующийся совместной деятельностью учащихся всех трех курсов, способствует формированию у учащихся профессиональных умений и навыков, необходимых для деятельности в рамках осваиваемой специальности. 

 

Заключение

         Подводя итоги проведенной работы, можно сказать, что эксперимент по внедрению нового метода производственного обучения в практику начального профессионального образования прошел успешно и дал положительные результаты, о чем свидетельствует повышение качества деятельности учащихся. Немалую роль в этом сыграл именно новый подход к производственному обучению, позволивший учащимся перенимать опыт работы по данной специальности не только у мастеров производственного обучения, но и у учащихся старших курсов, которые уже обладают определенными навыками работы.

            Подобный метод производственного обучения уже обратил на себя внимание мастеров, руководящих обучением учащихся другим специальностям, и успешно принят ими в свою деятельность по организации образовательного процесса. Данный факт говорит об эффективности предлагаемого метода производственного обучения как способа организации процесса начального профессионального образования.

Приложения:

Приложение 1

План урока производственного обучения

Специальность:электрогазосварщик, водитель.

Место проведения:ПУ 80, сварочная мастерская.

Мастер производственного обучения:Баранов Николай Сергеевич.

Тема программы:Тема № 6 «Наплавка и сварка пластин встык, в вертикальном и горизонтальном положении шва».

Тема урока:Урок  №8 «Сварка пластин в вертикальном положении шва».

Учебная цель урока:Научить учащихся правильно и своевременно выбирать режим сварки, устанавливать зазор.

Развивающая цель урока: Развить у учащихся самостоятельность при выборе режима сварки, подборе электродов.

Воспитательная цель урока: Воспитать у учащихся способность экономно использовать сварочный  материал, электроды, электроэнергию.

Материально-техническая база урока: сварочная мастерская, металл, электроды, инструменты, спецодежда,. плакаты, наглядные пособия, литература по теме занятия.

 

Ход урока:

  1. Организационная часть – 5 минут;
  2. Вводный инструктаж – 20 минут;
  3. Объяснение нового материала – 25 минут;
  4. Целевые обходы рабочих мест – 15-20 минут;
  5. Заключительный инструктаж – 20 минут.

 

1. Организационная часть:

  • Проверить по журналу количественный состав учащихся;
  • Проверить внешний вид учащихся;
  • Проверить готовность учащихся к уроку (наличие у учащихся тетрадей с конспектами теоретических занятий, выполнение домашнего задания).

 

2. Вводный инструктаж:

  • Сообщить тему урока;
  • Сообщить учебную цель урока;
  • Провести беседу по материалу, пройденному на предыдущих уроках (сварка пластин в нижнем положении шва, ведение электрода, длина дуги, установка зазора на пластинах, подбор силы тока).

 

3. Объяснение нового материала:

  • Изложение нового материала, демонстрация образца, объяснение выполнения задания, безопасные условия труда, виды брака в работе:

Урок №8. Сварка пластин в вертикальном положении шва

Для начала учащимся предоставляется теоретическое объяснение, как производить сварку пластин в вертикальном положении. При сварке необходимо обратить внимание на безопасные условия труда, особенно при замыкании электрода. Следует обращать внимание, чтобы  учащиеся соблюдали безопасные условия труда, напоминая им об этом. При сварке в вертикальном положении снизу вверх необходимо отработать движение электродом как при ходьбе часов («тик-так, тик-так»). Стараться правильно выдерживать длину дуги. Не допускаются такие виды брака, как подрез, непровар корня шва.

Мастеру производственного обучения необходимо взять пластины, прихватить их, а затем показать, как производить сварку в вертикальном положении. После демонстрации работы, если возникли вопросы, учащиеся могут их задать, а затем учащимся следует взять материал и разойтись по сварочным кабинам для самостоятельного выполнения поставленной задачи.

  • Прием и оценка выполненных учащимися работ.

 

4. Целевые обходы рабочих мест:

Первый обход проводит один из учащихся старшего курса. Проверяется содержание рабочих мест. Необходимо особое внимание уделить отстающим учащимся, проверить правильность зазора пластин, установка деталей и прихваток, выбор режима сварки.

Второй обход проводит мастер совместно с учащимися старших курсов. Проверяется соблюдение учащимися безопасных условий труда, правильность выполнения трудовых приемов, ведение и движение электрода.

Третий обход проводит один из учащихся старшего курса. Проверка правильности соблюдения самоконтроля, выполнение приемов контроля учащихся. Необходимо своевременно обращать внимание на экономное расходование электродов, электроэнергии и т.д..

Четвертый обход проводит мастер производственного обучения совместно с учащимся старшего курса, а также активом группы. Производится прием и оценивание выполненных работ. Выдается дополнительная работа успевающим учащимся.

 

5. Заключительный инструктаж:

  • Подведение итогов работы за день (обратить внимание на встречающийся в работе брак, соблюдение безопасных условий труда, выбор режима сварки),
  • Сообщение оценок работы всем учащимся,
  • Объявление домашнего задания (подготовка программной темы №7 «Газовая наплавка и сварка»);
  • Уборка рабочего места. Дежурные убирают всю мастерскую.

 

6. Подготовка материально-технической базы к следующему уроку.*

Следует подготовить кислородные баллоны, пропан, проверить рукова, редукторы, резак.

 

Приложение 2

Анкеты на изучение психологических характеристик выбора и ориентации в профессии учащихся разных курсов

Анкета для учащихся 1 курса

Вопросы:

  1. Почему вы решили освоить именно эту профессию?
  2. В чем заключается, по вашему мнению, деятельность сварщика?
  3. Что привлекает вас в данной профессии?
  4. Считаете ли вы, что уроки производственного обучения в мастерских училища помогают вам лучше узнать осваиваемую профессию?
  5. Как вы оцениваете роль учащихся старших курсов на уроках производственного обучения в учебных мастерских?
  6. Нравиться ли вам, как проходят эти занятия ( до 5 баллов) ?

Анкета для учащихся 2 курса

Вопросы:

  1. Изменилось ли ваше отношение к профессии по сравнению с тем, которое было у вас на 1 курсе?
  2. Оправдались ли ваши ожидания относительно выбранной профессии?
  3. Какова роль учащихся третьего курса на ваших уроках производственного обучения?
  4. Нравиться ли вам, как проходят уроки производственного обучения?
  5. Насколько помогает вам в освоении профессии взаимодействие с рабочими – наставниками на производстве (до 5 баллов)?

Анкета для учащихся 3 курса

Вопросы:

  1. Изменилось ли ваше отношение к профессии по сравнению с тем, которое было у вас на 1 и 2 курсах?
  2. Оправдались ли ваши ожидания относительно выбранной профессии?
  3. Насколько эффективно и своевременно вы выполняете производственные задания со специалистами фирмы «Меткон» или других организаций (до 5 баллов) ?
  4. Нравиться ли вам производственное обучение, организованное подобным образом?
  5. Собираетесь ли вы продолжить обучение данной профессии после окончания училища?
  6. Планируете ли вы работать по данной профессии в дальнейшем?

 

Список литературы, рекомендуемой при организации производственного обучения специальности «электрогазосварщик»:

  1. Александров А.Г., Милютин В.С. Источники питания для дуговой сварки. – М.: Машиностроение, 1982. – 79 с.
  2. Алешин Н.П., Щербинский В.Г. Контроль качества сварочных работ. – М.: Высшая школа, 1986. – 207 с.
  3. Верховенко Л.В., Тукин А.К. справочник сварщика. – Мн.: Высшая школа, 1991. – 480 с.
  4. Китаев А.М., Китаев Я.А. Справочная книга сварщика. – М.: Машиностроение, 1985. – 256 с.
  5. Лупачев В.Г. Сварочные работы: Учебное пособие. – Мн.: Высшая школа, 1997. – 320 с.: ил.
  6. Малаховский В.А. Руководство для обучения газосварщика и газорезчика: Практическое пособие. – М.: Высшая школа, 1990. – 303 с.
  7. Маслов В.И. Сварочные работы: Учеб. для нач. проф. образования. – 2-е изд., стереотип. – М.: ИРПО; Изд. Центр «Академия», 2000. – 240 с.: ил.
  8. Оборудование для дуговой сварки / Под ред. В.В. Смирнова. – СПб.: Энергоатомиздат,. 1990. – 656 с.
  9. Потапьевский А.Г. Сварка в углекислом газе. – М.: Машиностроение, 1984. – 80 с.
  10. Равлусевич Р.А., Глебов А.З., Кольдерцев И.С. Инструмент и средства защиты электросварщика. – М.: Машиностроение, 1984. – 96 с.
  11. Ресурсосберегающие технологии в сварочном производстве / С.К. Павлюк, В.Г. Лупачев, В.М. Белоконь и др.; под общ. ред. С.К. Павлюка. – Мн.: Высшая школа, 1989. – 439 с.\
  12. Рыбаков В.М. Дуговая и газовая сварка. – М.: Высшая школа, 1986. – 208 с.
  13. Сварочные материалы для механизированных способов дуговой сварки / В.Г. Свецинский, В.И. Галинич, Д.М. Кушнеров, А.М. Суптель. – М.: Машиностроение, 1983. – 102 с.
  14. Справочник молодого газосварщика и газорезчика / Н.И. Никифоров, С.П. Нешумова, И.А. Антонов. – М.: высшая школа, 1990. – 239 с.
  15. Справочник сварщика / Под ред. В.В. Степанова. – М.: Машиностроение, 1983. – 560 с.
  16. Фоминых В.П., Яковлев А.П. Ручная дуговая сварка. – м.: Высшая школа, 1988. – 288 с.  

 

 

Автор разработки: мастер производственного обучения ГОУ НПО ПУ №80 Баранов Николай Сергеевич 

Методическая разработка написана при участии:

Зам. директора по УПР – Митьковец Елена Васильевна

психолог-консультант ПУ №80 Баранова Мария Николаевна

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»