Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Как уменьшить разрыв между
сильными и слабыми учениками

Розниченко Алла Васильевна
Шесть простых универсальных стратегий для закрытия или уменьшения разрыва между сильными и слабыми учениками.
Стратегия 1
Вера в успех всех учеников без исключения 
Успешные учителя, преданные своему делу: 
1. Верят в успех всех обучающихся без исключения
2.  Выводят всех учеников без исключения на уровень более высоких   мыслительных процессов
3.  Поддерживают дисциплину
4. Не принимают никаких оправданий для отказа отстающих учеников от участия в образовательном процессе
5.  Ничего не оставляют на волю случая
6.  Поощряют учащихся к достижению высоких результатов 
Существует много причин, по которым формируется разрыв между достижениями сильных и слабых учеников.
В семьях мало читают. Родители не поддерживают. Нет времени. Слишком много учеников в классе.  Часто менялись учителя. Нет мотивации. Дети считаются неспособными к данному предмету.
Зачастую сами преподавателя совершают большую ошибку, предъявляя более высокие требования в успешным ученикам и более низкие к отстающим, ожидая от них разных результатов.
Например, во время фронтального опроса класса они задают меньше вопросов отстающим или вообще их не спрашивают, работая с сильными учениками, дают слишком мало времени на ответ, а иногда сам учитель несколько пассивен и не работает со всеми учениками, недостаточно их задействует.
Учитель, верящий в успех каждого ребенка, приветствует индивидуальность каждого, разнообразие их характеров. Для него важнее индивидуальность ребенка, чем преподаваемый материал. Эти высокоэффективные учителя осознают, что студентам будут важны их знания только в том случае, если они будут знать, что учитель видит в них личность.
Удивительно, но сами учителя, часто желая помочь студентам, понижают планку, упрощают урок для отстающих. Конечно же, преподаватели делают это из лучших побуждений, сами того не понимая, что посыл таких действий, вроде бы скрытый, легко считывается студентами: “вы не такие умные, как другие дети, поэтому я не предъявлю вам высоких требований. Вы мне нравитесь, но я считаю вас туповатыми.” Отстающие устали и от школы, и от учебы. Но, конечно же, они считывают скрытый посыл преподавателей, снижающих для них планку. Они знают, что им присвоили ярлык “слабых”.
Как же помочь преподавателям понять, что ожидание высоких результатов – право каждого ученика?
Возможно, советы окажутся полезными.
Эмоциональная вовлеченность каждого ученика.
Тогда, когда учителя пытаются достичь эмоциональной увлеченности учебным процессом всех студентов, им следует установить высокую планку для всех студентов. Те преподаватели, которые понимают связь между эмоциями учеников и познанием, также понимают, что все дети без исключения стремятся к знаниям, способны учиться. Эмоциональная вовлеченность всех студентов без исключения в процесс познания – это, возможно, самый сильный вспомогательный фактор для того, чтобы установить высокую планку для всех обучающихся.
Двенадцать принципов для вовлечения в учебный процесс.
  1. Трудные задачи (вызов) стимулируют работу головного мозга. Страх парализует его работу. Готовясь к урокам, преподавателям стоит вводить задания более высокого уровня в план, но следить за тем, чтобы они не отпугнули студентов от обучения.
  2. Эмоции и познание связаны между собой. Эмоциональная вовлеченность помогает сосредоточиться, а также способствует охвату различных аспектов познания. Когда ученик внимателен, краткосрочная память работает лучше. Планируя уроки, преподавателям стоит вводить множество разных заданий, обеспечивающих эмоциональную вовлеченность. Дифференциация существенно важна, так как не все типы заданий мотивируют тех или иных учеников.
  3. Обучение включает в себя как пристальное, так и периферийное внимание. Когда учителя планируют урок, они понимают, что каждая тема включает в себя множество побочных периферийных деталей, также требующих внимания. Например, когда мы объясняем конструкцию I used to (раньше), мы также задействуем темы hobbies (хобби) and habits (привычки), и повторяем настоящее время, осваивая конструкцию used to в сравнении с now. Учителя должны помнить, что около 70% материала при объяснении новой темы является периферийным.
  4. Усвоение целого и его частей происходит одновременно. Некоторым студентам необходимо видеть целую картину с первых шагов обучения. Другие должны обучаться пошагово, от простого к сложному, осваивая материал по частям, блок за блоком. В конечном итоге все получают полноценные знания, полностью овладевая требуемым материалом.
  5. Существует два типа памяти: эксплицитная (декларативная) и имплицитная (скрытая). Уроки должны включать в себя типы задания, стимулирующие эксплицитную память – заучивание правил, повторение слов, а также задания, стимулирующие имплицитную память, аутентичный опыт. Например, при выучивании наизусть периодической таблицы химических элементов задействуется эксплицитная память. При химических опытах – имплицитная.
  6. Мозг – параллельный процессор. Необходимо, чтобы задания, входящие в план урока, охватывали все четыре доли головного мозга. Лобовая доля отвечает за думание, затылочная доля – зрение, височная – слух, теменная доля интегрирует разные ощущения. Программа, которая включает в себя дифференцированные задания, помогает всем ученикам проявить свои сильные стороны.
  7. Процесс познания требует силы. Преподавателям необходимо понимать значение питания, физических упражнений и отдыха для учеников. Например, можно включить движение в урок, а также выступать за правильное питание и пользу физических упражнений.
  8. Каждый мозг индивидуален. Этот принцип, возможно, является самым актуальным для дифференциации обучения. Каждый мозг индивидуален, имеет свой данный природой генетический код и свой опыт развития. Понимая это, учителя могут включить в программу широкий спектр заданий, охватывающий разные интересы студентов, музыкальные занятия, художественные, занятия для маленьких и больших групп.
  9. Интеграция практики в обучение. Большинство преподавателей понимает значение настоящей практики для учеников, а не рассказа о практике. Поход в зоопарк – это гораздо важнее, чем рассказ о зоопарке. Разговор на английском не может быть сравним с рассказом о том, как говорить по-английски.
  10.  Поиск смысла естественен. Студентам присущи природная любознательность и способность к исследованию. Шарады, кроссворды, головоломки непременно должны быть включены в программу.
  11.  Структурирование помогает в поисках смысла. Материал должен иметь четкую и ясную структуру, разбит на темы и подтемы, параграфы, отдельные важные части должны быть обозначены.
  12.  Обучение всегда включает в себя сознательные и бессознательные процессы. Процесс познания зачастую продолжается и после окончания урока. Дифференцированный учебный материал подразумевает, что у студентов будет время для размышлений над изученным.  
Выбор студентов.
Когда есть возможность, дайте студентам самим выбрать, что читать, о чем писать и сколько помощи им от вас нужно. Возможность выбора дает студентам следующий посыл: “Я верю в тебя. Я доверяю и тебе и твоему мнению.” 
В заключение можно сказать, что равные возможности для всех студентов, адекватные, вовремя сделанные комментарии о работе, выполненной студентами, своевременная, тактичная коррекция, активная работа учителя в классе, индивидуальная помощь студентам, тактичность преподавателя, похвала, увеличение времени ожидания устного ответа учеников на сложные вопросы, задавание наводящих вопросов, умение выслушать, тактичность по отношению к чувствам студентов, вера в успех каждого, - все это помогает закрыть разрыв между достижениями сильных и слабых учеников.

Использованная литература
Данилова Н.Н. Психофизиология. Учебник для вузов. М. Аспект Пресс, 1999.
Дацковский И. Мозг, мышление, память, душа. Электронный научно-публицистический журнал “Психология, социология и педагогика”. #6 июнь 2018. Рубрика: психология.
Новрузова О.М., Педагогические технологии в обраховательном процессе, изд-во “Учитель”, Волгоград, 2008
://5psy.ru/obrazovanie/sem-protivorechii-novogo-obrazovaniya.html (Научно-популярный психологический портал. Статья “Семь противоречий современного образования”, 16 октября 2022
Pete, B., Fogarty, R. Close the achievement gap. Simple strategies that work. Corwin Press. 2005

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»