Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Инновационные подходы к организации
учебной деятельности учащихся

Евдокимова Галина Александровна,
учителем ГБОУ СОШ 653

Санкт-Петербург

2012

Оглавление

1    Пояснительная записка. 3

2    Теоретическая часть. 6

3    Проведение урока. 7

3.1    Цели урока. 7

3.2    Задачи урока. 7

3.3    Планируемые образовательные результаты:7

3.4    Этапы урока.8

4    Сайт учителя. 13

5    Источники. 14

 


 

1       Пояснительная записка

          В современном мире ребенок живет в окружении электронной культуры. Появилось много различных устройств и приложений, которыми он постоянно пользуется. В интернете есть множество ресурсов посвященных всевозможным проблемам и темам.

          В таком мире учитель должен уметь направлять своих учеников в образовавшемся информационном пространстве. И как следствие он должен овладеть всеми современными средствами для использования в учебном процессе. Более того невиданная до недавнего времени доступность информации не может не изменить и подходов к обучению.

          Если еще десять лет назад получить новую информацию можно было только от учителя и учебных материалов. А самостоятельный поиск ограничивался библиотечным каталогом, то сейчас нахождение новых знаний при подготовке самостоятельного задания стало делом пары "кликов" в удобном поисковом сервисе. А следовательно учитель обязан воспользоваться открывшимися перспективами в своей работе.

          Однако с многочисленными плюсами, такой новый мир имеет и ряд недостатков. Обилие информационных ресурсов рассеивает внимание и ученик с трудом отыскивает ценный для своей подготовки материал. Более того это приводит к получению неструктурированных знаний, которые забываются также быстро как и получаются. Десятки ресурсов подающих одну и ту же информацию, каждый в своей форме сбивают не подготовленного к самостоятельной работе ученика. В результате в его работе оказывается "каша" из разных источников, а в голове разрозненные отрывки информации, которые будут вскоре забыты.

               В этой связи выработка навыков самостоятельного поиска и усваивания новой информации учащимися является одним из ключевых факторов успешного обучения в старшей школе и в последующем.

          Для более удобного диалога между учителем, родителем и учеником, был разработан сайт где будут размещаться материалы уроков, задания и ссылки на дополнительные образовательные ресурсы. Здесь родители смогут получать всю касающуюся расписаний и планов информацию. Данный сайт может оказаться полезным и для учителей других классов. Мой сайт: https://sites.google.com/site/ockinanosu

          Меняется не только информационное окружение школьника, но вслед за требованиями нового времени поменялись и стандарты обучения. С 2011/2012 учебного года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Согласно данному стандарту, целью является не предметный, а личностный результат. Под личностным результатом понимают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества и сформированность основ гражданской идентичности.

          Целью образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальных учебных умений и на их основе усвоения базовых знаний, а главное - умения самостоятельно обновлять и совершенствовать своё образование в соответствии с условиями быстро меняющегося мира.

          Неотъемлемой частью стандарта второго поколения являются универсальные учебные действия (УУД). Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

          Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность, являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается, как наиболее естественный способ формирования УУД.

          В этой связи перед учителем встает задача в правильном проектировании, организации и проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя, а так же с использованием новых инновационных подходов необходимых для требуемых результатов в соответствии с новыми требованиями и стандартом.

          Для этого был разработан урок по русскому языку, с использованием новых информационных технологий направленных на вызывание у учащихся устойчивой мотивации к учебной деятельности, а так же к постепенному обучению учеников правильно составлять и оформлять их собственные учебные проекты в будущем. Для того, чтобы урок проходил в форме диалога, были предусмотрены интересные задачи направленные как на индивидуальную работу с последующим высказыванием, так и на работу в группе по четыре человека. Таким образом применяется технология обучения в группах, когда каждый учит другого. Творческий подход и привлечение самих учеников к ходу урока направлено на стимулирование инициативы учащихся и, как следствие, более глубокое овладение предметным содержанием, нежели по традиционной методике. Как заключение урока, ученикам выдается задание на создание собственного проекта, для предоставления его в классе на следующем уроке.

 

2       Теоретическая часть

В данной главе мы ставим цель - обобщить сформулированные выше положения и представить целостную концепцию решения проблемы исследования.

          Главным исходным положением дидактической концепции мы принимаем следующее: деятельность и развитие личности - это два взаимосвязанных процесса. При этом деятельность обеспечивает развитие личности, а организация деятельности должна учитывать уровень развития личности. В нашем случае эта зависимость проявляется между интеллектуальным развитием ученика и  учебно-познавательной деятельностью учащегося. Хотя стоит отметить, что при правильной организации учебного процесса и соответственно учебно-познавательных действий учащегося развиваются и другие стороны личности, такие как нравственная и эстетическая.

          Таким образом разработанный урок направлен не только на создание творческого информационного пространства вокруг учащегося, но и создание условий для положительного личного опыта учащихся в учебно-познавательной деятельности. Что гарантирует не только интеллектуальное развитие подростка, но и его личностную самоидентификацию и самоуважение.

 

3       Проведение урока

               Урок проводится с использованием компьютерной презентации и печатных материалов. Ученики дома готовят письмо по памяти. Ученики должны сидеть так, чтобы было легко работать в группах по четыре человека.

3.1      Цели урока

1.    Воспитание гражданина, любящего свой город .

2.     Обучение умению целесообразно и правильно     пользоваться    языковыми средствами для выражения своих мыслей.

3.     Обучение самостоятельно добывать знания.

4.     Развивать познавательный интерес.

5.     Воспитывать культуру восприятия.

6.    Повысить творческий потенциал.

7.    Развивать умение работать в парах и малых группах.

3.2      Задачи урока

1.    Выработать умение пользоваться справочной литературой

2.     Использовать полученный материал при работе в классе

3.     Учить учащихся работать в диалоге друг с другом

4.     Приобретение знаний об истории своего города

3.3      Планируемые образовательные результаты:

1.    Личностные. Осмысление себя, как части общества, города и страны.

2.     Метапредметные. Восприятие и осмысление информации в разных формах. Развитие художественного воображения.

3.     Предметные. Получение знаний о Санкт-Петербурге и его истории. Повторение правил русского языка.

3.4      Этапы урока.

          Обсуждение выполнения домашнего задания

          Учащимся предлагается выполнить письмо по памяти. Работа в тетради.

Где топь, болотная трава,

Где в дымке моря синева —

Там Пётр Великий основал

Столицу всем на диво.

Открывается первый слайд. Самопроверкапо первому слайду. Самооценка.

 

          Мотивационный этап

          Ученики разбиваются на группы по четыре человека. Группам выдается задание: "Объясните лексическое значение слов: топь, столица; выражения –в дымке моря, всем на диво (на удивление)". После обсуждения в группах, ученики высказывают свое мнение. 

          Презентация продолжается. Дети читают задание со слайдов:

- О каком городе это стихотворение?

- Что означает слово Санкт-Петербург?

Открывается второй слайд— девиз урока. "Красуйся, Град Петров, и стой неколебимо, как Россия!".

 

          Содержательный этап

Открывается третий слайд. Работа идет со всем классом. Задания:

1)    В первой и четвертой строках найдите слова с непроверяемой безударной гласной в корне.

2)    В первой и второй строках найдите слова с проверяемой безударной.

3)    Найдите слово, где звуков меньше чем букв и слово, где звуков больше, чем букв.

4)    Разберите по составу слово "в дымке".

5)    В третьей и четвертой строках подчеркните буквы, которыми обозначены мягкие согласные.

Слайды меняются вместе с заданиями. Взаимопроверкас комментариями. Анимация на слайдах показывает правильные ответы.

Открывается седьмой слайд — путешествие в прошлое.

- Я предлагаю вам урок – путешествие в прошлое и настоящее нашего города. Вы – экскурсоводы. Ваша задача рассказать о своем городе и записать грамотно свой рассказ.

После короткого обсуждения ученики возвращаются к работе в группах. Им выдается следующее задание:

          Группы совместно решают поставленные задачи. После разбора полученных ответов, в качестве задания для индивидуальной работы задается синтаксический разбор первого предложения: "На берегах реки Невы стоит прекрасный город".

- Как еще сейчас называют Санкт-Петербург? (северная столица, культурная столица).

- Давайте запишем это предложение. Санкт-Петербург — культурная столица России.

- Как вы думаете что это значит?

Дети дают свои варианты, после чего продолжается презентация.

 

          Рефлексивный этап

Открывается восьмой слайд. Для закрепления материала, дети снова читают текст с пропусками "Мечта царя" и уже самостоятельно дают ответы.

- Давайте вернемся к нашему девизу: Красуйся, Град Петров, и стой неколебимо, как Россия!". Какой поэт мог написать эти строки? (А.С. Пушкин "Медный всадник")

Читаем текст.

- ...велел царь строить на этом острове крепость, чтобы защитить будущий город от врагов. Как Пётр назвал эту крепость?

Открывается девятый слайд. Петропавловская крепость.

- Как определить день рождения города?

Запишем предложение под диктовку: "Днём рождения города считается закладка крепости на Заячьем острове".

Открывается десятый слайд. Анимация подсвечивает трудные слова.

- Объясните правописание, разбор по составу слов "закладка", "крепости".

Открывается одиннадцатый слайд. Заполняются пропуски.

 

          Итог урока

Открывается двенадцатый слайд. Идут фотографии города.

- Что мы показали?

- Выскажите свое отношение к городу?

- Что должны испытывать гости нашего города? (восторг)

- Что испытываем мы, жители Санкт-Петербурга? (гордость)

 

          Домашнее задание

1)    Раскрасить карту и подписать названия островов.

2)    Составить свой небольшой рассказ о интересном месте Петербурга. С фотографией и слайдом загадки об этом месте.


4       Сайт учителя

          Для упрощения общения учителя с учениками и родителями, удобным средством является сайт учителя, где можно найти всю необходимую информацию.

          Сейчас для создания подобного сайта нет необходимости нанимать профессионала, учитель сам способен освоить его создание и вести подобный ресурс.

          Примером такого ресурса может стать, созданный на основе Googleсайтов, портал для учителя, школьников и их родителей.

          Так, например, я создала сайт: https://sites.google.com/site/ockinanosu

Как видно, на этом сайте есть все необходимое как учителю, так и родителю.

5       Источники

1.    Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность. — Издательство "Академия Естествознания", 2010 г. http://www.monographies.ru/76

2.    А.С. Пушкин поэма "Медный всадник".

3.    Пакет материалов, предназначенных для реализации образовательного процесса в начальной школе, соответствующего стандартам общего образования второго поколения. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223

4.    Статья "Федеральный образовательный стандарт второго поколения" http://www.kaverin.ru/methodical/profesional_chtenie/740

5.    Ефимовский Е.С. Петербург в загадках. СПб., 2004 г.

6.    Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Пособие по истории города с заданиями и тестами. – СПб., 2006 г.

7.    Дмитриева  Е.В. Санкт-Петербург. Культура и быт: пособие по истории города с заданиями и тестами. – СПб. 2006 г.

8.    Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу. – СПб., 2004 г.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»