Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Синквейн

Чернова Мария Олеговна
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи — хоку (хайку).
              Сегодня появилось множество видов синквейнов: традиционный, зеркальный, обратный, синквейн -бабочка,дидактический.
Сравнительно недавно педагоги стали использовать синквейн как метод развития речи. Я начала использовать синквейн в индивидуальной работе с младшими школьниками более пятнадцати лет назад.
                Что же привело меня к синквейну? Ответ прост. Желание написать с детьми стихотворение. Работа оказалась ох какой непростой и небыстрой. И, безусловно, удалась не каждому из учеников. А как же остальные?
                 На помощь пришёл синквейн. И так, простота. Синквейн могут составить все! Ученики начальных классов благодаря синквейну, кроме прочих его заслуг, закрепляют знания о частях речи. Обращу внимание, что делают они это не определяя часть речи в предложении из учебника, а подбирая их самостоятельно для своего собственного стихотворения. Это о мотивации.
И, конечно, нельзя ни сказать о развитии речи. Важная тема как для участников образовательного процесса в начальных классах школы, так и в дошкольных образовательных учреждениях.
                 У старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас. Дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны.
                 Начали мы работу над синквейном, встретившись с лексической темой недели «Домашние животные».Тут, конечно, не обойтись без метода опоры на жизненный опыт воспитанника. И, если встречей с коровой или лошадью похвастаться смогли не многие дети 2-3 лет, то домашний питомец был в каждой семье. Так появились синквейны, они же рассказы-описания, о любимом питомце и сборник синквейнов «Мой любимый питомец».
                  Как мал активный словарь ребёнка стало понятно при написании стихотворений для мамы. Начали мы с двух частей речи, вернее с двух словосочетаний «мама хорошая» и «работает на работе». Что же делать? Применять метод от противного и немного «хулиганить». Предполагаю, что мама «злая, вредная, не кормит ребёночка, не стирает и уборку не делает», еще «она не красивая» и «ты её не любишь». До последнего высказывания дело, как правило, не доходило. Теперь слышны: «Хи-хи –хи. Ха-ха-ха». Здесь можно Хармса вспомнить, стихотворение «Врун» и фразу «это просто ерунда». И, конечно, появляются «красивая, добрая, любимая», а за ними «родная, милая, заботливая» и, даже «озорная».
                  Так же да и, пожалуй, серьёзнее дела обстояли с глаголами.
 Упростить пришлось работу над четвёртой строчкой, использовав приём «закончи предложение». «Я свою маму…», «Моя мама- самая …». «Хорошая», «лучшая», «дорогая», «любимая»- получилось у детей. А ещё: «Сразу улыбаюсь, когда её вижу».И еще: «Подбегаю и на руки прыгаю».
 
Работу над синквейном провожу индивидуально. Бывают исключения. Летняя компания-это всегда новые воспитанники, новые воспитатели, новые родители. Синквейн поможет познакомиться, узнать друг друга. Рассказать о своих увлечениях. Поделиться знаниями и впечатлениями помогают и летние лексические темы. Всегда говорим о здоровье и спорте, правилах дорожного движения и семье. О том, что лес- наше богатство.
Есть даты для нашего детского сада …я бы сказала «всегда». Тема блокады не простая, тяжёлая, но обойти её в Петербурге было бы неправильно. В этих работах, пожалуй, впечатления от увиденного на сцене нашего музыкального зала, семейных рассказов о блокаде, бесед в группе.
Уже три года я работаю в группе раннего возраста. Рада сообщить, что в нашем детском саду талантливые, творческие, очень ответственные и знающие ПДД мамы и папы. Неделя безопасности. Родители составляют синквейн по правилам дорожного движения.
Сотрудники нашего детского сада и коллеги из других детских садов тоже участвуют в составлении синквейнов. В данном случае синквейн используется при проведении рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Дети участвуют в конкурсах стихов.
Синквейн является игровым приёмом. Использую синквейны, составленные детьми старшего дошкольного возраста в качестве загадок для детей 3-4 лет.
Таким образом составление синквейна способствует расширению словаря, развитию речи, памяти и мышления, формированию умения высказывать своё мнение. Используя синквейн в своей работе, я реализую принцип доступности, опираюсь на игру, как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
Синквейн помогает мне реализовать творческие, интеллектуальные возможности детей, разнообразить работу с родителями.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»