Дизайн-мышление как инструмент для индивидуализации в обучении
Лебедева Людмила Геннадиевна
учитель информатики ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга
Понятие дизайн мышления пришло из бизнеса. Одна из современных тенденций в образовании – это индивидуализация, которая с каждым годом становится более актуальной. В своей основе дизайн-мышления базируется на принципе антропоцентризма, на идее того, что человек – это цель всех совершающихся в мире событий всех происходящих вокруг него событий, согласно определению Энциклопедического словаря, 1998 г.. Таким образом, основополагающий принцип дизайн-мышления можно сформулировать так: интеграция нужд человека и возможностей технологий, для достижения успеха и удовлетворения потребностей человека. Дизайн мышления ориентирован, в первую очередь, на человека, именно в этой точке это понятие бизнеса вдруг становится невероятно близко к образованию.учитель информатики ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга
Учебные программы составляются государством в наиболее усредненном виде, но не только у каждой школы есть свои особенности, каждый ученик индивидуален. Именно учитель стоит ближе всего к ученику и каждый день решает существующие проблемы школы. На помощь учителю приходит дизайн-мышления. Дизайн-мышление, или проектное мышление – это подход, который позволяет учителям приобретать знания, получать новый опыт, находить быстрые и креативные решения проблем школы. Этот же метод помгает найти индивидуальный подход к каждому ученику.
Проектирование - это творческий процесс, позволяющий учителям понять, что создание эффективной обучающей среды – это искусство. Умение принимать дизайнерские решения и перестраивать школьную практику поможет изменить систему образования и сделать её более актуальной, более эффективной и более комфортной для всех участников.
Задача педагога – не только обеспечить высокое качество образовательного процесса, и сделать его более привлекательным для учеников, родителей, коллег. Одной из ключевых задач обучения является личностное развитие обучающегося, построение индивидуальной траектории развития каждого ученика.
Главная идея дизайн-мышления – выйти за рамки сложившихся стереотипов и шаблонных методов решения задачи.
Традиционный алгоритм дизайн-мышления состоит из пяти шагов проектирования. Набор и названия этапов могут чуть отличаться друг от друга, но по сути они близки.
1. Открытие или, чаще, эмпатия – максимальное погружение в проблему. Этот шаг позволяет абстрагироваться от своих субъективных предположений и убеждений, давая возможность увидеть проблемную ситуацию глазами пользователя. Например, вы хотите оформить кабинет таким образом, чтобы ребятам было комфортно в нем учиться. Можно в процессе поиска информации взять интервью у учеников.
2. Интерпретация или фокусировка - анализ, систематизация и интерпретация собранной информации. На этом этапе важно аналитическое мышление, способы выделять главное, формулировать находки и озарения в конкретные задачи. Основная цель этапа в том, чтобы сформулировать основной вопрос, на решение которого будет затрачен основной ресурс по решению задачи, на что и направлен следующий шаг. Работая над этим шагом можно научить детей таким познавательным учебным дейстивиям, как анализ, систематизация, классификация, обобщение.и т.д.
3. Генерация идей или идеация – это шаг, когда нужно забыть о шаблонах и стереотипах. Как можно больше идей, даже самых абсурдных, и никаких рамок. Основной инструмент этапа – мозговой штурм, нет критики и стеснения – все идеи прекрасны. Критика может затормозить полет фантазии. Главное успевать фиксировать каждую идею, когда их много – больше выбора. Это этап «коллективного разума», по принципу одна голова хорошо, а две - лучше. Осваиваются способы позитивного взаимодействия, развиваются коммуникативные умения.
4. Экспериментирование или прототипирование – это создание модели для тестирования идеи, процесс проверки жизнеспособности идей на практике. Можно увидеть достоинства и недостатки идеи, выбрать наиболее оптимальную идею. Здесь как раз речь может идти о физических моделях: рисунках, поделках из пластилина, картона и других материалов. Это может быть ролевая игра или сценарий. Важно создавать первые прототипы очень быстро. Например, за 10 минут. Главная задача – опробовать идею, получить первоначальный пользовательский опыт. Как правило, в процессе создания прототипов генерируются новые идеи или улучшаются старые.
5. Тестирование или эволюция - это финальный этап, на котором происходит анализ жизнеспособности готового продукта деятельности. Не смотря на то, что тестирование представляет собой финальный процесс, дизайн-мышления – это повторяющийся процесс, дающий возможность использования результатов тестирования для решения других проблем.
Важно понимать, что процесс дизайн-мышления постоянно повторяющийся: идея выдвигается, тут же тестируется, получен некий результат, полученный опыт используется для поиска ещё более оптимального решения.
Таким образом, дизайн-мышление или проектное мышлении позволяет находиться в постоянном движении и изменении. Нет единственно верного решения, как и нет одинаковых учеников. Это позволяет меняться самим, помогать меняться ученикам, а не застыть в каком-то состоянии, изменяться вместе с новыми тенденциями и находить актуальные решения.
Подводя итог вышесказанному, использовать дизайн-мышление в образовании может учитель для организации собственного роста, например, для разработки «дорожной карты» или «траектории развития», если учитель может построить свою «дорожную карту», для него не составит труда не только составить индивидуальный путь для ученика, но и научить этому. Дизайн-мышления не заменим для поиска способов взаимодействия с учениками, учитель может научить этой технологии своих учеников путем получения нового, совместного опыта решения любой проблемы, ведь проектирование одна из ключевых деятельностей учеников в школе. Проектируя свои уроки можно решать нетривиальные задачи. Можно использовать дизайн-мышление в работе с родителями при решении различных воспитательных проблем, для проектирования оформления кабинета, коридоров школы. Администрация школы может использовать в том числе в работе с кадрами.
Нет неразрешимых проблем, любая проблема – это возможность для разработки новых решений для своих учеников и школы, скрытые возможности для проектирования. Нужно заменить вопрос «Что делать?» на «Попробуем?».
Список источников
Как использовать дизайн-мышление в образовании, 28.08.2017// https://pedsovet.org/beta/article/kak-ispolzovat-dizajn-myslenie-v-obrazovanii
Джош Берсин Новый свет: как дизайн-мышление меняет систему обучения, 23.01.2017// https://hbr-russia.ru/innovatsii/tekhnologii/841626
Учебник «Дизайн-мышление» для учителей. По материалам: Design Thinking for Educators. 30.07.2014// https://newtonew.com/school/uchebnik-dizajn-myshlenie-dlja-uchitelej