Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Искусственный интеллект в образовании. Адаптивное обучение. Прокторинг

Мансурова Альфия Шарифовна

Ни для кого не секрет, что использование искусственного интеллекта за последние годы совершило переворот во многих, в прошлом консервативных, областях нашей жизни. Поэтому я попыталась разобраться в вопросе: выделить некоторые направления применения искусственного интеллекта в образовании.

Адаптивное обучение

Адаптивное обучение, пожалуй, одно из наиболее перспективных направлений применения искусственного интеллекта в образовании.

Уровень знаний у приступающих к изучению чего-либо разный. И способности разные. Разный жизненный опыт и разные мотивации. Поэтому кому-то из обучающихся программа всегда кажется слишком легкой, кому-то невыносимо трудной. Кому-то удобно воспринимать материал в одной форме. Кому-то в другой. В результате, преподаватель всё время оказывается перед нерешаемой задачей: как обеспечить приемлемую успеваемость «слабых» учеников и не отбить желание учиться легким материалом у сильных?

Решить эту проблему должно применение адаптивных технологий. Предполагается, что искусственный интеллект будет отслеживать успеваемость каждого отдельного обучающегося и либо подстраивать порядок показа блоков курса под его способности, либо информировать преподавателя о том, какой материал хуже усвоен, а какой лучше.

Эксперименты по внедрению подобных программ в ранее консервативный процесс обучения ведутся многими передовыми технологическими компаниями. Однако на российском рынке пока доминирует взгляд на высокотехнологическое образование как на просто дистанционное, сохраняющее парадигму линейного курса: онлайн курса.

Прокторинг. Как добиться того, чтобы обучающийся не списывал на экзаменах.

Дистанционное обучение, локомотив современного высокотехнологического образования, подразумевает дистанционный экзамен. Как же провести его так, чтобы быть уверенным, что обучающийся не списывал? На помощь приходят системы прокторинга – слежки за студентом во время написания контрольных работ и сдачи экзаменов. В прошлом, под прокторингом подразумевалось, что на протяжении всего экзамена за сдающим наблюдают через веб-камеру.

Сегодня ситуация поменялась. На помощь человеку пришел искусственный интеллект. Он способен отслеживать поведение одновременно множества сдающих: нет ли «лишних» людей в кадре, нет ли «лишних» голосов в помещении, как часто сдающий отводит взгляд от монитора, не пытается ли сменить вкладку в браузере. Все эти действия фиксируются как нарушения. В особых случаях, система дает сигнал человеку-проктору обратить внимание на того или иного сдающего. Только тогда за ним начнут следить через веб-камеру.

Распознавание речи

Да, ИИ уже неплохо воспринимает изображения и голос. Именно поэтому есть большая надежда на то, что компьютеры научатся лучше разбирать и генерировать предложения. Вообще, вопрос взаимодействия с компьютером с помощью языка является одной из долгосрочных целей ИИ. 

Тут и далеко ходить не нужно, чтобы понять: ИИ, с которым легко общаться, мог бы стать отличным преподавателем или просто партнером для диалогов при изучении языка. Хотя без ложки дегтя в этой бочке меда не обошлось. К примеру, даже самые передовые решения от Google или Amazon по распознаванию речи, которые мы используем в нашей платформе для моделирования диалогов, не всегда с первого раза принимают сказанное студентом, заставляя несколько раз произносить какую-то фразу.

Прогнозы на 2025-2030 год.

Адаптивное обучение, основной идеей которого является индивидуальная “подстройка” под психотип, способности, знания, умения и даже настроение каждого ученика, перерастет в элитарное. Все, что можно будет автоматизировать и перевести в онлайн с помощью тех же алгоритмов и искусственного интеллекта — все это будет сделано для того, чтобы убрать рутину и оставить самое ценное — то, что преподаватель может дать непосредственно своему ученику. 

Хороший преподаватель, как правило, стремится найти подход к каждому студенту. Для этого он не просто читает лекцию и дублирует тексты с учебников, а вдохновляет, импровизирует, пробуждает интерес. Заменить преподавателя, его нестандартное мышление, творческий подход и эмоциональную поддержку у искусственного интеллекта, на мой взгляд, не получится, и от этой идеи отказываются многие ученые. А вот избавить от рутинных нагрузок и дать возможность заниматься исключительно экспертным наставничеством — это гораздо более практичная задача, которую вполне могут решить машины.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»