Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Павлова Т.В., учитель русского языка и литературы высшей категории гимназии №652 Выборгского района Санкт-Петербурга



 

Цель: понять глубину, сложность, противоречивость и непоследовательность мысли Ф.М.Достоевского в решении проблем, поставленных в романе; раскрыть, чем Достоевский дорог сегодня.

Задачи:

  • развитие умений анализа драматического произведения, выявления проблематики произведения;

  • развитие воображения, ассоциативного мышления, позволяющих представить жизнь главных героев романа;

  • формирование и развитие общеучебных действий;

  • развитие устной и письменной речи, освоение литературоведческих терминов;

  • создание благоприятной эмоциональной атмосферы урока для конструктивной беседы, мыслительной поисковой деятельности учащихся;

  • воспитание гражданской, нравственной позиции у учащихся

Тип урока: комбинированный (повторение материала и изучение нового)

Технологии: технология развития критического мышления с применением ИКТ (презентации PowerPaint)

Оборудование:ПК, проектор

Средства наглядности: учебник, тексты, тетради

Формы организации обучения:

  • фронтальная;

  • частично-групповая;

  • индивидуальная

Использованные методики:

  • эмоционального погружения;

  • объяснительно-иллюстративная с демонстрацией;

  • репродуктивная с выполнением самостоятельной работы;

  • ассоциаций;

  • проблемного изложения материала;

  • поисковая.

Ход урока:

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

Настройка аппаратуры, приветствие.

 

Рассаживаются, готовятся к уроку.

2

Введение в тему: определение цели, постановка задач на урок.

Слайд №1

Слайд №2

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя:

  • определяют цель занятия;

  • актуализируют домашнее задание.

 

Каждый по-своему пережил и прочувствовал особенный болезненный мир героев романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание». Мир Достоевского расколот надвое, и все, что составляет этот мир, тоже расколото. Как души героев, в которых смешалось добро и зло, как собственное сознание, в котором присутствует светлое и темное начало, жизнь и душа самого писателя, и, наконец, душа Петербурга, такая же противоречивая и в то же время притягивающая и поглощающая.

Чтобы понять значение романа Ф.М.Достоевского, необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Может ли человек взять на себя ответственность за судьбу мира?

  2. Может ли быть достигнута высокая цель путем преступления или лжи?

  3. Каково значение человеческих ценностей?

3

 

Слайд №3

Между крестом и топором.

  • Учащиеся отвечают на вопрос: почему Раскольников чувствует необходимость спасти человечество?

  • кратко вспоминают персонажей, историю их жизни, события, случившиеся в романе;

  • приходят к выводу , что к «идее» героя Достоевского привели размышления над всей историей человечества и наблюдения над социальным устройством и нравственными нормами окружающего его общества, обостренная реакция на окружающее, отзывчивость на страдание других. Мир объективной реальности, окружающая жизнь укрепляют героя в мысли, что задуманное им преступление не противоречит человеческим законам.

4

Слайд №4

Груз убитых.

 

 

 

 

 

 

  • анализ отрывка из произведения Д.Стейнбека «»Зима тревог наших»

 

  • в результате обсуждения приходят к выводу, что антигуманный характер теории Раскольникова и ИтенаХоули заключается в оправдании «природного неравенства людей, власти избранных, беззаконии и произвола».

 

5

Продолжение обсуждения.

Слайд №5

 

 

 

 

 

 

  • Отвечают на вопросы, в чем же с этой точки зрения значительное художественно-философское открытие Ф.М.Достоевского?

  • приходят к выводу, что человек, который хочет взять на себя ответственность за судьбы мира, должен в первую очередь быть ответственным за самого себя, свои поступки, действия

  • отвечают на вопрос: как естественное человеческое стремление к развитию своей индивидуальности может превратиться в безграничное своеволие?

  • приходят к общему выводу:эгоистическое своеволие как способ самоутверждения иллюзорен, ибо ведет не к расцвету личности, а к ее нравственной деградации и физической гибели

6

Продолжение обсуждения

С лайд №6

 

 

 

 

 

 

 

Внутренний мир Свидригайлова

Лужин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Обсуждают в группах вопрос: почему Раскольников терпит крушение: дело в его личных качествах или в несостоятельности самой идеи?

  • Записывают слова-ассоциации к слову «преступление», затем к словосочетанию «преступление Раскольникова»

  • приходят к убеждению, что несостоятельность идеи Раскольникова доказывается тем, что истину, к которой герой приходит в результате долгих и мучительных размышлений, Лужин и Свидригайлов принимают как руководство к действию

  • работа в группах: 1группа выясняет, чем же страшен жизненный принцип Лужина «возлюби прежде всего самого себя»; 2 группа – чем страшен жизненный принцип Свидригайлова, прав ли он, утверждая, что они с Раскольниковым «одного поля ягода», что между ними «точка общая»

  • приходят к мнению, что «солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать». Раскольников разочарован в себе, а не в своей теории – презирает за то, что пошел с повинной. Холодная мысль столкнулась с его натурой, способной к состраданию, чуткой к несчастьям людей. Человеческая природа, натура Раскольникова не выдерживает мучительного чувства преступности, он все время

проговаривается, выдает себя.

 

 

 

 

 

 

7

Продолжение обсуждения.

Слайд №7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Рассуждая о том, что же движет героем, вспоминают главную тему произведения (борьба добра и зла в человеческой душе)

  • приходят к выводу, что Ф.М.Достоевский убежден: зло, каким бы сильным оно ни казалось, не способно одержать конечную победу, никакие неблагоприятные обстоятельства не могут заглушить человечности в душе человека. Но добро побеждает зло в жесточайшей борьбе, в борьбе не на жизнь, а на смерть

 

8

Продолжение обсуждения в группах.

Слайд №8

 

 

  • обсуждают в мини группах, почему, по мнению Достоевского, нельзя преступать законы человечности. Как в романе доказывается эта мысль?

  • Вспоминают образ Сони Мармеладовой, которая живет по нормам человечности и человеколюбия

  • пытаются сформулировать те ценности, которые выходят сейчас на первый план и ответить на вопрос: чем страшна подмена этих ценностей сиюминутными задачами?

9

Заключительный этап обсуждения.

Слайд №9

 

  • Приходят к выводу в результате обсуждения, что человек испытывает чувство внутренней вины, чувство собственной неполноценности не от того, что совершил убийство, а от того, что не может избавиться от остатков совести и человечности.

 

10

Рефлексия.

Домашнее задание: В каких произведениях современной литературы вы встречали подобную проблему и каково ее решение?

  • Подводят итоги размышления на уроке, что сущность духовной трагедии – в мире, где все становится с ног на голову, где извращаются и мистифицируются взаимоотношения людей и вещей, человек, который пытается сохранить высшие духовные и душевные качества, чувствует себя исключением из правила, стыдится своей порядочности, способности к состраданию и сочувствию. Его приучают смотреть на подобные качества как на комплекс неполноценности.заполняют таблицы, сдают работы.

 

В конце урока учащиеся сдавали небольшие работы с краткими ответами. Образец работы, предложенный ученикам:

В результате нашего обсуждения мы пришли к выводу, что значение романа Ф.М.Достоевского состоит в том, что…

 

Может ли человек взять на себя ответственность за судьбы мира?

 

Может ли высокая цель быть достигнута путем преступления и лжи?

 

Каково значение человеческих ценностей в современном мире?

 

На уроке было (сложно, интересно, скучно,..), почему? Какую оценку себе ставлю?

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»