Урок литературы в 7 классе. Взаимоотношения взрослых и детей в семье (по повести Л.Н Толстого «Детство»)
Счастливая, невозвратимая пора детства
Карнаухова Лариса Вениаминовна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №583
Приморского района Санкт-Петербурга
Цели урока:
1) Осмыслить взаимоотношения взрослых и детей в дворянской семье, проследить за проявлениями различных чувств главного героя;
2) Приобщить учащихся к духовным поискам писателя; развивать умение учащихся читать, воспринимать, интерпретировать художественный текст;
3) Способствовать воспитанию навыков самоанализа.
Прочитайте первые слова нашей темы. Они принадлежат Л.Н. Толстому.
Детство – сквозная тема русской литературы, тема, равнодушной к которой не оставался ни один русский писатель. И мне бы хотелось чтобы после изучения произведения Л.Н. Толстого вы открыли бы для себя и книги этих прекрасных русских авторов, рекомендованные вам для внеклассного чтения:
· С.Аксаков «Детские годы Багрова-внуки»
· А. Герцен «Былое думы»
· Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»
· А. Толстой «Детство Никиты»
· И. Шмелёв «Лето Господне»
Вопрос:Давайте вспомним героев повести. Кто они такие?
Семья Иртеньевых:
· Мать – Наталья Николаевна.
· Отец – Петр Александрович.
· Дети: Володя (11 лет).
Николай (10 лет).
Люба(11 лет).
· Гувернёры: Карл Иванович, Мария Ивановна
· Слуги: Наталья Савишна, Николай, Фока.
Вопрос:
Попробуем объяснить значения слов, которые встретились в главах повести. Встретились ли устаревшие слова?
Как вы можете объяснить их значение (кацавейка, чепец, затрапезное «платье»)?
Нравственность– духовные внутренние качества нормы, правила поведения.
Раскаяние– чувство сожаления по поводу совершённого поступка.
Диалектика (души) – явления внутренней жизни, сменяющиеся одно с другим, противоречия, движения, изменения.
Добродетель– положительное нравственное качество; высокая нравственность.
Привязанность– чувство близости, основанное на преданности, симпатии.
Самопожертвование – жертвование личными интересами ради других.
Сочувствие – отзывчивость к несчастью других.
Согласие– дружественное отношение, единодушие.
А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока. Как вы поняли метафору?
(Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляется одни, иногда другие)
Вопрос:
Что больше интересует Л.Н Толстого: внешние события или отзвук на них в душе человека? (Внимание автора направлено на мысли, сомнения, переживания героя).
Гл. Маман
Вопрос:Какие события происходят в этой главе?
Их почти нет: дети здороваются с матерью и идут к отцу.
Вопрос: Какой представляется матушка герою повести Николеньке? (Выборочный пересказ).
Обращаем внимание на детали.
Грустная, задумчива – вода льётся из самовара,
Она не видит – встревоженная отъездом детей в Москву – разлука страдания.
Вопрос:
· Когда лицо матушки становилось ещё лучше? (Улыбка).
· Как она относится к Карлу Ивановичу?
· Мими?
· Почему нет ясного портрета? (автобиографическая деталь ранняя смерть матери Л.Н. Толстого)
· (Выводы о матушке: добрая, мягкая, ласковая, чуткая, любит всех.)
Вопрос:
· Как Николенька относится к матушке?
· А автор? Какие художественные приемы используются? – Эпитеты из главы «Детство»: «Звуки её голоса так сладки, так приветливы.»
· Одни звуки эти так много говорят моему сердцу, «чудесная, очаровательная улыбка.» «Грустная, очаровательная улыбка.» «На душе легко, светло и отрадно.» «Мечты исполнены чистой любовью.»
· гл. «Что за человек был мой отец?».(сжатый пересказ)(Он живет для себя, для своих удовольствий, и этим счастлив, хотя по-своему любит жену и детей, но себя – больше. Не сделал карьеры в жизни, нет ни серьезных увлечений, ни цели.)
Гл. «Классы»
Вопрос:
· О чём тревожится Карл Иванович?
· Как реагирует Николенька на услышанное?
· Какие чувства владеют героями?
Ощущение горя, душевной боли, сочувствие Карлу Ивановичу, горячее желание помочь ему, желание согласия между всеми людьми.
Вопрос:
· Как отомстил Карл Иванович за нанесённую обиду?
· А можно ли представить, что добрейший Карл Иванович действительно начнёт мстить?
· Какие чувства владеют Карлом Ивановичем до и после отмщения?
Чувства Карла Ивановича проявляются через действия; глагольная лексика движения чувств: сдвинул брови, швырнул сюртук, черкнул ногтём по книге, рассердился, поставил на колени, угрожал линейкой, требовал, ушел, хлопнул дверью.
После отмщения: «Лицо его не было угрюмо… Оно выражало довольство человека, достойно отомстившего за нанесённую ему обиду.»
Вопрос:
· Какой жизненный урок извлекает из этой истории Николенька?
И близкие, родные люди могут быть с одной стороны несчастными – мать, с другой жесткими – поведение отца по отношению к Карлу Ивановичу.
Гл. «Наталья Савишна»
История появления Натальи Савишны в доме Иртеньевых. (Пересказ)
Вопрос:
· Чем наполнена её жизнь?
· Была ли она счастлива? Ведь барин лишил её возможности быть матерью, женой.
· Озлобилась ли она?
· Что дала ей жизнь вместо семейного счастья? (Любовь всей семьи Иртеньевых).
Эпизод с вольной (пересказ).
· Почему она решила не брать вольную?
Огромная, неисчерпаемая любовь к Наталье Николаевне.
Сцена в комнате Натальи Савишны. Работа с иллюстрацией.
Вопрос:
· Какую сцену изобразил художник?
· Таким ли вы представляли себе героев?
Николенька мечтает.
· Как эти мечты характеризуют самого героя? – Даже в мечтах проявляется доброта, забота мальчика о Карле Ивановиче. Кому ещё можно было рассказать о своих фантазиях, как не самому близкому человеку.
Эпизод со скатертью. (Пересказ)
· Как проявляется характеры героев?
Обратите внимание на деталь – дрожащая рука Натальи Савишны.
· Почему дрожит рука?
· Она боится?
Нет, она обидела ребёнка и сама страдает.
· На чьей стороне автор?
· А вы?
Глагольная лексика движения: выскочила, поймала, начала тереть.
Вопрос:
· Какие ошибки совершает герой и видит ли он их сам?
· Какие чувства владеют героем? (обида, злость, ужас. Перемена чувств: любовь, стыд.)
Выводы:
Наталья Савишна – ей были свойственны любовь к людям, трудолюбие, ум, экономность. Даже через многие годы взрослый Николенька с теплотой вспоминает о ней.
Она научила героя мудрости, истинной любви к людям, бескорыстию, честности, доброте.
Вопрос:
· Какие художественные средства использует автор при рассказе о Наталье Савишне? (Эпитеты: «редкое, чудесное создание была эта старушка. Её бескорыстная, нежная любовь к нам, добрая старушка» и тд…)(«Вся жизнь её была любовь и самопожертвование».)
Выводы о взаимоотношениях в семье Иртеньевых.
Итак, перед нами прошло несколько дней из жизни мальчика.
Вопрос:
· В какой атмосфере жил Николенька?
· Как относились к нему окружающие?
Атмосфера любви, радости, счастья, добрая хорошая семья, но жизнь героя вовсе не лёгкая и беззаботная, в ней есть потрясения.
Отличительная черта мальчика – стремление разобраться в своих чувствах, мыслях, он строго судить свои поступки, пытается разобраться, что дурно, что хорошо.
Вопрос:
· Какие уроки извлекает герой из взаимоотношений в семье? (Добра, любви, сострадания, сердечности.)
Итак, самоуглубление, стремление понять себя и людей – характерная черта, диалектика души героя.
Это – путь к познанию себя, людей, человечества.