Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

 

Государственное общеобразовательное учреждение

 

лицей №378 Кировского района

 

Г. Санкт – Петербурга

 

 

 

 

 

Конспект урока по литературе в 11 классе

 

на тему  «Любовь – великий дар или проклятие»

 

 (по рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учителя русского языка и литературы

 

Диесперовой Ирины Васильевны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт - Петербург 2011 год

 

Цели урока: 

 

1)      углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна;

 

2)      познакомить учащихся с историей создания рассказа «Гранатовый браслет»;

 

3)       на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа

 

провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику

 

рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие

 

художественных образов;

 

4)       совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного

 

произведения, развивая умение выделять главные, существенные моменты

 

в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи

 

произведения, делать самостоятельные выводы;

 

5)      работая над анализом произведения, формировать у учащихся

 

собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым

 

способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять

 

собственную точку зрения;

 

6)      развивать навыки исследования художественного текста;

 

7)      на примере главного героя воспитывать лучшие человеческие качества;

 

Задачи урока:

 

1)      выявление эпизодов романа, раскрывающих сущность жизненных позиций героев;

 

2)      сопоставление жизненных позиций героев романа;

 

3)      соотнесение представлений о любви Желткова и других героев произведения;

 

 

 

План урока:

 

1)      Организационное начало.

 

2)      Постановка темы, цели и задачей урока.

 

3)      Выступление ученика с сообщением истории создания рассказа.

 

4)      Аналитическая работа с текстом.

 

5)      Обобщение материала.

 

6)      Домашнее задание.

 

 

 

 

 

Ход урока

 

1.Орг. момент. Приветствие учителя. Подготовка к уроку.

 

2.Постановка темы, цели и задачей урока.

 

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества А.И.Куприна. Дома вы прочитали его рассказ «Гранатовый браслет». Это произведение о самом главном в жизни. Но что же является этим главным? Обратимся к опорным конспектам и ответим на поставленные вопросы. (Приложение 1)

 

1.Что даровано абсолютно каждому человеку? (Жизнь и смерть.)                     

 

2.Что помогает человеку ориентироваться в этом мире? (Чувства.)                  

 

3.Что помогает человеку найти себя в этом мире?  (Мысли.)

 

4.Что определяет жизненный путь человека?  (Вера.)

 

5.Что даёт человеку силы в этой жизни?  (Надежда.)

 

Соедините цифры по порядку. Какая фигура у вас получилась?  (Звезда)

 

Однако нужно помнить, что она никогда не засияет, если не поместить в её центр  главное человеческое чувство. Какое?  (Любовь.) Рассказ «Гранатовый браслет» - это произведение о самом главном, - о любви, о том, ради чего на свете и во имя чего на свете стоит жить.  К.Г Паустовский назвал данный рассказ А.И.Куприна «одним из благоуханных  и томительных рассказов о любви». А вы знаете,   что в основе  этого произведении положена  реальная история?

 

3.Выступление ученика с сообщением истории создания рассказа. (Звучит  фрагмент “Аппассионаты” Л.В.Бетховена)

 

Ученик. «Гранатовый браслет» имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. «L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato».Соната Бетховена «Аппассионата», одно из самых напряжённых, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем. 15 октября 1910года Куприн писал о сюжете рассказа своему другу, критику Ф. Д. Батюшкову: «Это – помнишь – печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жёлтый, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова (Д. Н. – теперь губернатор в Вильно)».

 

В опубликованных недавно мемуарах «На чужбине»  писателя Льва Любимова, сына Д. Н. Любимова, мы можем прочесть:

 

«В период между первым и вторым замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчёркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся ей в любви. Письма эти долго сохранялись в моей семье… Анонимный влюблённый, как потом выяснилось – Жёлтый (в рассказе Желтков) писал, что он служит на телеграфе…, в одном письме он сообщал, что под видом полотёра проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку. Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил её, хоть она никак не реагировала на его изъяснения…

 

Вначале эти письма всех забавляли, но потом…моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюблённого телеграфиста. И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец отправились к Жёлтому. Всё это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Жёлтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже… ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и  купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения, глядя «с недоумением и жадным, серьёзным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в Жёлтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти.

 

Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Жёлтый принял браслет и угрюмо пообещал не писать больше моей матери. Этим всё и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно».

 

Учитель. Мы увидели, что рассказ А. И. Куприна имеет реальную основу. Как вы думаете, почему Куприн художественно преобразил реальную историю? (Отступая от подлинных событий, Куприн сумел создать произведение, полное больших обобщений. Положив в основу своего рассказа «случай из жизни» и несколько изменив его, автор сумел достигнуть типизации. И таким образом он отстаивал своё право писателя быть художником, а не просто репортёром жизни).

 

Завершая рассказ трагической развязкой, Куприн хотел оттенить силу великой любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет». Давайте подумаем, достиг ли своего замысла писатель? И чем же является любовь: великим даром или проклятьем?

 

Это и будет темой нашего сегодняшнего урока.

 

4.Аналитическая работа с текстом.

 

Учитель. В день своих именин, 17 сентября (это день мучениц Веры, Надежды,

 

Любови и матери их Софии), Вера Николаевна Шеина получает в подарок гранатовый браслет. Этот эпизод, описанный лишь в V главе повести, можно считать завязкой сюжета произведения. Давайте вспомним, с чего всё начинается. Какова общая тональность пейзажных зарисовок? В каких деталях она проявляется? Какое настроение создаёт у читателя? Почему?

 

Учитель. Ненастье воспринимается как иллюстрация драматических  событий, трагической ситуации. Какие выразительные средства применяет  автор?

 

Предполагаемый ответ. А.И. Куприн передает состояние природы с помощью эпитетов (глинистые дороги, отвратительные погоды, свирепый  ураган, разбитые стекла, изуродованные клумбы), метафор (тяжело лежал  густой туман), сравнений (мелкий, как водяная пыль, дождик), олицетворений (сад покорно засыпал: звезды дрожали).

 

Учитель. Пейзаж у Куприна полон звуков, красок и — в особенности —запахов. Подтвердите текстом.

 

Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разноцветные махровые

 

гвоздики, а также левкой − наполовину в цветах, а наполовину в тонких зелёных стручьях, пахнувших капустой… Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою  георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый,  грустный запах.

 

Учитель. А вообще пейзаж в «Гранатовом браслете» столь же разный, как настроение героев. Находим текст о перемене погоды.

 

Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу

 

наступили тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и тёплые, каких не было даже  в июле.

 

Совместный вывод. Смысловая нагрузка, которую несут описания   природы в этом произведении, огромна. Пейзажные зарисовки во многом  предвосхищают предстоящие в повести события и характеризуют внутренний   мир героев, отношение к ним автора. Пейзаж первой главы является завязкой и   в то же время зашифрованным сюжетом произведения. Противопоставляется   скучная будничная жизнь аристократов с сильным чувством бедного   чиновника, который разрушил их ледяное спокойствие.

 

Учитель. События повести развиваются очень неспешно: идут    приготовления к именинному обеду. Существенная роль отводится сестре Веры – Анне. Виртуозен Куприн в составлении портретных характеристик.

 

 В чем отличие сестер друг от друга? Какие ощущения возникают при сравнении двух сестер? Заполним сравнительную таблицу в опорном конспекте и сделаем вывод.(Приложение 1)  

 

Предполагаемый ответ. Главное ощущение, которое возникает от   прочтения описания внешности Анны, — это чувство жизни, жизненной силы.   В Анне всё напоминает пламя, огонь, сыплющий вокруг себя жгучие искры.   Вера больше похожа на мраморную статую, прекрасную, совершенную, но   холодную и недоступную.

 

Почему же Желтков полюбил недоступную, гордую Веру, а не веселую    жизнерадостную Анну? Какой идеал женщины существовал у Куприна?

 

Предполагаемый ответ. У каждого мужчины подсознательно есть свой    идеал женщины. Куприну нравились, именно величественные, грациозные  женщины. К тому же Вера была романтичной, мечтательной, доброй. Её тонкий   вкус подчеркивает Куприн, когда разговор идет о природе: «Какие мхи! Какие   мухоморы! Точно из красного атласа и вышиты белым бисером!» Сравнивая  двух сестер, Куприн хотел показать, что не каждая женщина может быть достойна восхищения, обожания и, конечно же, любви.

 

Учитель. Постепенно съезжаются гости, которых писатель словно  представляет читателям.   Автор не описывает детально портреты гостей, а лишь  дает их краткие характеристики. Но насколько они выразительны! Два-три  штриха мастера — и портрет готов! (Выпишем в  опорный конспект эти характеристики.)

 

Учитель. Немаловажную роль играют в произведении предметно - бытовые детали. Какие подарки получила Вера в день своего рождения?

 

Предполагаемый ответ. Муж подарил прекрасные серьги из   грушевидных жемчужин. Анна маленькую записную книжку в удивительном   переплёте, Желтков гранатовый браслет.

 

Учитель. Что мы узнаем об отношении этих людей к Вере Николаевне?

 

Предполагаемый ответ. Анна, как и Вера, неравнодушна к прекрасному,   поэтому ее подарок изящен и оригинален. Пылкие чувства Василия Львовича  прошли, он с уважением относится к своей жене и «вложил» в свой подарок   только некоторое количество «презренного металла». А Желтков «препроводил    в своём скромном верноподданническом подношении» самое дорогое из того, что у него было: вещь, которая связана с его покойной матушкой.

 

Учитель. Можете ли объяснить смысл названия произведения?

 

Предполагаемый ответ. Браслет, словно замкнутое пространство, из  которого уже не вырваться ни Желткову, ни Вере Николаевне. Так что же такое браслет? Давайте обратимся к его описанию.

 

Это своеобразное описание жизни, в которой, конечно, есть место любви, но чаще она подобна «мелким, плохо отшлифованным» гранатикам. Пять же гранатов, окружающих странный зеленый камешек – и есть та истинная любовь, которая встречается раз в тысячелетие. Зеленый цвет – цвет надежды, большие же гранаты – красные как кровь, поскольку за все великое, в том числе за великое чувство, надо платить.

 

Совместный вывод. При помощи незначительных деталей мы всё  больше понимаем про взаимоотношения людей. Семейная жизнь Шеиных   скучна и обыденна. Куприн показывает аристократов не такими уж плохими   людьми. Тем не менее, писатель говорит об их духовной ограниченности.   Верина душа опустошена. Она недовольна тем, что Желтков нарушил правила   приличия, и какая-то тревога уже закралась в ее сердце. По-настоящему   серьёзный разговор о любви возникает в повести с подачи генерала Аносова.

 

Почему его образ выписан так подробно и с такой очевидной симпатией   автора? Какую роль играет этот персонаж в повести?

 

Предполагаемый ответ. Непоказное мужество генерала, его  благородство и честность заставляют читателя проникнуться искренней   симпатией к герою и доверием к его словам. Потому прозвучавшее в устах   Аносова определение настоящей любви воспринимается как истина. Немалое значение отводит Куприн “тучному, высокому, серебряному старцу” — генералу Аносову. Именно ему представлена задача заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного Г. С. Ж. более серьезно. Своими размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка могла с разных сторон посмотреть на свою собственную жизнь с Василием Львовичем. Ему принадлежат пророческие слова: “...может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины”. Генерал Аносов символизирует мудрое старшее поколение. Автором ему доверено сделать очень важный, имеющий огромное значение в этом рассказе вывод: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям. За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность Вере Николаевне.

 

Учитель. Куприн отстаивает великое счастье и великое назначение   любви. Давайте найдем в тексте слова, выражающие взгляды писателя на   любовь.

 

Работа с опорным конспектом. (Приложение 3)

 

Писатель еще раз доказывает, что простой человек без званий и титулов способен на глубокое искреннее чувство. Мы многое слышали о Желткове, читали его письмо, но до сих пор не видели воочию. Его портретная характеристика появляется только в 10-й главе.

 

Учитель. Чрезвычайно выразительны также мимика и жесты героев повести Куприна. Как описывает автор поведение Желткова во время разговора  двух аристократов?

 

Предполагаемый ответ. Худые, нервные пальцы Желткова забегали по борту

 

коричневого короткого пиджачка, застёгивая и расстёгивая пуговицы. Желтков в

 

продолжение нескольких секунд ловил ртом воздух, точно задыхаясь, и вдруг покатился, как с обрыва. Говорил он одними челюстями, губы у него были белые и не двигались, как у

 

мёртвого.

 

Так действительно говорят только в самую страшную минуту своей  жизни.

 

Учитель. Каким предстаёт Желтков в предсмертном письме? Кажется ли  он уже изначально мёртвым человеком?

 

Предполагаемый ответ. Желтков признаёт, что «неудобным клином   врезался» в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она  существует. Его любовь – не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он – мёртвый человек.

 

Учитель. Случайно ли выражение лица покойного сравнивается с  Пушкиным и Наполеоном?

 

Предполагаемый ответ. Куприн считает Желткова не «маленьким  человеком», а великим страдальцем. Его величие в огромной любви, ради которой он отдал свою жизнь.

 

Учитель. Психологическая кульминация – прощание Веры с умершим Желтковым. Какова судьба гранатового браслета? Что чувствует княгиня на  этом последнем свидании?

 

Предполагаемый ответ. Несчастный влюблённый просил повесить браслет – символ святой любви – на икону. Губы мёртвого героя «улыбались  блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставанием с жизнью узнал  какую-то глубокую и сладкую тайну», и Вера поняла, что «та любовь, о  которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё». Желтков уже после  смерти получает высшую награду: Вера «поцеловала его в холодный, влажный  лоб долгим дружеским поцелуем». И всё-таки дружеским поцелуем! Нет, даже

 

после самопожертвования  Желткова княгиня не полюбила своего почитателя.

 

Учитель. В чём, по – вашему, состоит роль эпиграфа и кольцевой композиции в теме Larqo Appassionato из Второй сонаты Бетховена (соч. 2), сопряжённое с темой истинной любви и истинной жизни?

 

Предполагаемый ответ. Эпиграф настраивает нас на то, чтобы слушать сонату Бетховена – величественное, романтически приподнятое размышление о даре жизни и любви. Этими же звуками завершается повесть.

 

Совместный вывод.Музыка рассказывает княгине вере, что есть жизнь и что есть любовь. Это последний дар Желткова, который не принять может только глухой, в котором он показывет подлинность и совершенство Веры, увиденные им в юности.

 

Только три вещи могут так быстро всё объяснить человеку – любовь, музыка и смерть. Куприн и объединяет все три в финале повести. В этом – особый смысл музыкальной темы, дающей – от эпиграфа к последней сцене – исключительную завершённость произведению.

 

5.Обобщение материала.

 

Учитель. Какой видит писатель истинную любовь?

 

Предполагаемый ответ. Истинная любовь, по мнению Куприна, – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделённой. Любовь должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к  идеалу. Это величайшая тайна в мире.

 

Совместный вывод. Закрыта последняя страница этой удивительной  повести. Мы познакомились с историей чистой, наивной любви, на пути  которой встретились сословные предрассудки и непонимание. Мы сумели  проникнуть в мысли и чувства героев, вместе с ними волновались, надеялись и  верили в нравственные ценности. После прочтения произведения осталось  много вопросов: чем было чувство Желткова – настоящей любовью, или   сумасшествием? Чем была смерть героя – малодушием или силой? Как   сложится жизнь Шеиных через 10, 20 лет?  Ни одного человека не оставляет равнодушным эта новелла о любви.

 

Особую силу «Гранатовому браслету» придает удивительно точное раскрытие

 

внутреннего мира человека, выразительность речи. Мы увидели, как название

 

произведения, портретные характеристики, речь, поступки персонажей,  предметно-бытовые детали, пейзаж, язык жестов создают литературный  шедевр, делают тот или иной образ выпуклым, объёмным, зримым. Повесть  Александра Ивановича Куприна о любви – одна из редчайших жемчужин   русской классической литературы.

 

Учитель.  (Звучит  фрагмент “Аппассионаты” Л.В.Бетховена) Теперь, пожалуйста, в течение 5 -7 минут попробуйте составить синквейн , диаманту или хокку  на тему любви в произведении «Гранатовый браслет» с опорой на конспект.(Приложение 4)

 

6. Домашнее задание.

 

Учитель.  Дома напишите, пожалуйста,  сочинение – рассуждение на тему сегодняшнего урока «Любовь – великий дар или

проклятие"?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»